Открытый урок по обучению грамоте (чтение) в 1-А классе.
Тема урока:
«Звуки [c] [c’]. Буква «эс».
Учитель:
Балюра Лариса Леонидовна
2020 год.
Тема урока: «Звуки [c] [c’]. Буква «эс».
Цель урока:
1. Образовательные: 1. Познакомить учащихся с новыми согласными звуками [с], [с'] и буквами С,с;
2. Учить давать характеристику изученным звукам и обозначать их буквами;
3. Формировать навыки чтения;
4. Закреплять знания детей о ранее изученных звуках и буквах.
Развивающие:
1. Работать над развитием устной речи учащихся;
2. Активизировать познавательную деятельность учащихся через создание игровых ситуаций на уроке, постановку проблемных вопросов;
3. Привитие интереса к предмету;
4. Работать над развитием внимания, обогащением словарного запаса учащихся.
Воспитывающие:
1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать одноклассников, дружить;
2. Воспитывать стремление дружить со всеми ребятами класса.
Оборудование урока: компьютер, магнитная доска, предметные картинки, карточки «План урока», карточки –схемы к словам, «Лента букв», мячик для игры, сигнальные карточки «Светофор».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Вид урока: традиционный с применением методики «Развитие критического мышления».
Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические; чтение по «цепочке», моделирование схемы слова, приём самооценки, взаимопроверки, дидактическая игра.
Ход урока.
I.Организационный момент.
1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
2. Озвучивание плана урока.
(на доске вывешены картинки «План урока».
3. Психологический настрой на урок.
Дыхательная гимнастика.
- Ребята, закройте глаза… Представьте, что у вас в руках зажженная свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Еще раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы! Откройте глаза и мы начинаем наш урок..
II. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.
1. Беседа по вопросам.
-Какая бывает наша речь? (устная и письменная)
-Из чего состоит речь? (Слов, предложений)
-Из чего состоят предложения? (из слов)
-Из чего состоят слова? (из букв)
-Из чего состоят буквы? (из звуков)
-Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
2. Работа с «Лентой букв»
- Назовите гласные буквы, которые мы изучили.
-Назовите согласные буквы.
а) Метод «Мозговой штурм».
- Что вы можете сказать о гласных буквах 1 – го ряда?
-Что вы можете сказать о согласной букве «эн»?
-Прочитаем слоги с буквой «эн» (на доске табличка со слогами).
б) Работа по составлению схем к словам.
- Разделите все буквы на 2 группы:
К П Т
А У О Ы И
- Создайте слова из букв 1 строки (нельзя составить слова из одних согласных).
- Как же нам выполнить это задание? (взять буквы второй группы).
- Составьте слова (кок, кит, как, тут).
(ученики составляют слова из разрезной азбуки на магнитной доске)
III. Определение темы и задач урока.
1. Классификация букв по заданному признаку.
а) Игра «Доскажи словечко». Выделение звука [с],[c’]. Создание проблемной ситуации.
Угадайте что за птица
Света белого боится
Клюв крючком, глаза пятачком
Ушастая голова, а зовут её …..(СОВА)
(на доску вывешивается картинка с изображением совы)
-Правильно, в Древне Греции люди называли эту птицу, птицей мудрости.
-Какой первый звук вы слышите в слове СОВА (звук [с]).
-Охарактеризуйте звук [с] (согласный, глухой, твёрдый).
Послушайте следующую загадку.
На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица:
В чёрной шапочке и жёлтой кофточке.
Птица называется ...Синица
(на доску вывешивается иллюстрация с изображением синицы)
-Назовите 1 звук в этом слове.
Охарактеризуйте его (Согласный, глухой, мягкий).
Что объединяет эти слова (Это живые существа, начинаются на одну и туже букву, но звуки разные).
- Определите тему нашего сегодняшнего урока. (Ответы детей)
1. Знакомство с новой буквой.
2. Задача урока научиться читать слова с буквой эс.
- На уроке мы будем изучать букву ЭС и звуки [c],[ с']. Будут вопросы для внимательных. Но прежде чем начать изучать нашу букву, отдохнём.
ФИЗМИНУТКА ПРО ВОРОБЬЯ.
Воробьишка потянулся, встрепенулся, отряхнулся,
Головой кивнул три раза, подмигнул нам тёмным глазом,
Лапки в сторону развёл и по жёрдочке пошёл.
Притомился и присел, свою песенку запел: «Чик-чирик, чик-чирик!
IV. Работа по теме урока.
1. Графическое изображение буквы «эс».
-Как выдумаете, на что похожа буква ЭС? (варианты ответов)
1. Полумесяц в небе тёмном 2.Села мышка в уголок
Буквой С повис над домом. Съела бублика кусок.
(Вывешивание таблички с изображением буквы ).
- Возьмите крышечки и выложите букву «эс» у себя на столе.
2. Откройте тетрадь по чтению и напечатайте эту букву.
3. Что мы можем сказать про эту букву, исходя из того, о чём мы сейчас говорили? (ответы детей).
2.Работа с учебником.
1. Рассматривание иллюстрации.
- Ребята, откройте учебник на странице 44. Рассмотрите рисунок.
- Куда пришли дети? (В лес.)
- Каких животных могли заметить они в лесу? (Сову, сороку.)
- Как вы думаете, какое время суток в лесу? (День.)
-Почему вы так решили? (В лесу светло).
-Как выглядит лес? (Листья на деревьях пожелтели, покраснели. )
-Кто помнит, какие деревья не сбрасывают свою «одежду» осенью?
-Красив ли лес осенью?
- Что делает девочка в красном сарафане? Почему она приложила руку ко рту? Когда так делают? (Когда хотят крикнуть так, чтобы голос услышали вдали)
- Почему она кричит? Чтобы кто её услышал?
- Как она может звать подружку? (Предположения детей)
2.Чтение текста на с. 44.
- Давайте прочитаем и узнаем, что же кричали девочки?
-О чём прочитали? Оправдались ли наши предположения?
3.Словарная работа
- Сегодня на уроке вы узнаете, что часто будете встречать слова, которые произносятся не так, как пишутся. В таких случаях говорят, что произношение расходится с написанием. Написание в таких словах нужно запомнить. И называться они будут словарными словами. Первое словарное слово – ОСИНА.
Осень осину очень любила,
Осень осину всю нарядила
В яркий багрянец. Как хорошо!
Слово «осина» начни с буквы О!
(показ дерева осины в презентации)
- Составим схему к слову «осина».
1. Все дети выкладывают на парте.
2. 1 ученик на магнитной доске.
ФИЗМИНУТКА ПРО ЗАЙЧИКА.
4. Чтение столбиков слов на с. 45. хорошо читающими детьми.
- Давайте сравним прочитанные слова. Что вы можете сказать про букву «эс» в этих словах.
5. Чтение текста на с. 45 хорошо читающими детьми.
6. Беседа по восприятию прочитанного текста.
- Кто у осины? (Нина у осины).
-Кто у сосны? (У сосны Инна.)
-Как звала Инна Нину? (Ау, Нина!)
7. Чтение текста «по цепочке».
- Назовите слова, в которых нам встретилась буква с.
V. Итог урока.
- Какие новые буквы учились писать? (Печатные буквы С, с).
- Какие задания вам понравилось выполнять?
VI. Рефлексия.
1. Игра.
-Я буду бросать вам мячик, а вы говорите мне слово в котором есть буква «эс».
2. «Настроение в конце урока».
- Выберите смайлик на вашем столе и покажите мне, а я сразу пойму, как каждый из вас себя чувствует на уроке.
- Вы сегодня на уроке славно потрудились! Спасибо за хорошую работу!
VII. Рекомендации для работы дома.
1. Потренироваться читать слоги и слова с буквой «эс» на с.45.
2. Выучить стихотворение на с. 45
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.