Предмет: окружающий мир 4 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Учитель: Кулигина Л.Б.
Урок окружающего мира 4 класс «Природные зоны России» (обобщение)
Цели:
- Через практическую коллективную работу сформировать у учащихся научное представление о природных зонах России.
- Рассмотреть природные зоны с позиции тесного взаимодействия всех компонентов природы, возможности использования человеком ресурсов различных природных зон
Планируемые результаты:
Предметные: знать природные зоны России, их особенности климата; уметь показывать на карте; знать животный и растительный мир каждой природной зоны.
Метапредметные:
- осуществляют работу с картой, высказывание предположений, сравнение ложных и истинных высказываний, анализ, сравнение, обобщение, «чтение» информации, представленной в графическом виде (карта); дают характеристику понятия; составляют рассказ-описание;
- осуществляют оценку своего участия в совместной групповой деятельности;
- владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками;
- имеют целостную картину окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях;
1. Организационный момент.
-С давних пор люди стремятся как можно больше узнать о мире, в котором они живут. Солнце и звезды, воздух и вода, растения и животные – все интересует людей!
-Сегодня на уроке мы постараемся как можно больше узнать и обобщить о природных зонах нашей страны.
2. Актуализация знаний.
- Мы изучили природные зоны нашей огромной страны. Опираясь на свои знания и наблюдения, я предлагаю вам еще раз отправиться в виртуальное путешествие по родной природе. Работать будем в группах и индивидуально, для этого давайте вспомним правила работы в группе:
не говорить всем сразу;
всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);
критикуя – предлагай.
3.Работа по теме урока.
1.Инструктаж
- Я прошу руководителей групп подойти за заданиями. Каждая группа получает конверт с заданием: дать характеристику природной зоны по плану; определить место своей природной зоны на карте-схеме, которая находится на доске; выбрать растения и животных для своей природной зоны.
-Руководитель группы назначает ответственных на каждом этапе коллективной работы и за итоговое выступление у доски.
- Вы можете использовать в качестве помощников свои рабочие тетради, атласы, энциклопедии, дополнительную литературу. Время подготовки 10-12 минут.
- Сегодня на уроке каждый из вас может заработать несколько оценок: за работу в группе (эту работу оценивает руководитель группы в конце урока), ответ у доски и ваши дополнения оцениваю я. За задания со * (особо трудные) – дополнительный бал.
2. Работа в группах (10-12 минут)
Задания для команд
Конверт № 1
По описанию определите, какая это природная зона.
- Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктическая пустыня)
Узнайте растение по описанию:
- Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайники)
- Это травянистое растение. Существует более 50 видов данных растений. Ярким и желтый цвет лепестков украшает пейзаж данной природной зоны. Еще это растение обитает в степях и его лепестки красного цвета. (Полярный мак)
Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Звездчатка, лютик)
По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.
- Самый крупный хищник Арктики. От морозов его спасает толстый слой жира и густой мех. Питается рыбой, тюленями. Отлично плавает и ныряет. Занесён в Международную красную книгу. (Белый медведь)
- Это животное является самой свирепой и крупной птицей данной природной зоны. Это безжалостный хищник с жёлтыми глазами и белым опереньем. Она нападает и на птиц, и на грызунов. (Полярная сова)
Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Чайка бургомистр кит, и, т.д.)
Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.
Конверт № 2
По описанию определите, какая это природная зона.
- Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Зона лесов)
Узнайте растение по описанию:
- У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны. ( Дуб)
- это хвойное вечнозелёное дерево легко узнать по стройному силуэту и золотисто-коричневой коре. Оно достигает 40-45 м в высоту и живёт до 600 лет. ( Сосна)
Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (берёза, осина, ель и, т.д.)
По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.
- Это животное живёт в лесах. Любит лазить по деревьям. Может быстро бегать и хорошо плавать. Любимое лакомство – мёд и малина. А ещё он отличный рыболов. (Бурый медведь)
- У этого животного густой мех, рыжевато-бурый. Уши и мордочка у неё острые, глаза янтарного цвета. Пушистый хвост может быть размером с туловище. У этого животного великолепный слух и обоняние. (Лисица)
Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Заяц, лось, волк, белка и, т.д.)
Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.
Конверт № 3
По описанию определите, какая это природная зона.
- Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. ( Субтропики)
Узнайте растение по описанию:
- Растёт на побережье Чёрного моря, а родина – Северная Америка, где растение называют «огуречное дерево», из-за формы плодов. На листьях раньше писали письма, они вырастают величиной с тарелку. (Магнолия)
- Растёт в тропических лесах, но они встречаются ив пустынях и морских побережьях. Оно может расти в виде дерева или кустарника. В высоту могут достигать до 50 метров. Листья, у этого растения, либо перистые, либо веерные. У растения, растущего в виде дерева листья находятся на верхушке ствола. (Пальма)
Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Бук, кипарис и, т.д.)
По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.
- Это животное обитает в воде, но это не рыба, а млекопитающее. Оно одно из самых загадочных обитателей планеты. Интеллект этих морских жителей считают настолько высоким, что их называют «людьми моря». (Дельфин)
- Крылья у этой птицы приспособлены к длительному маневренному полёту. Хорошо плавают. Питаются рыбой. Название происходит от звукоподражательного «чай» передающего крик этой птицы. (Чайка)
Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Косуля, баклан и, т.д.)
Конверт № 4
По описанию определите, какая это природная зона.
- Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Лето жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. (Пустыня)
Узнайте растение по описанию:
- У этого растения твердый каменный ствол, корни уходят далеко в землю, ветви корявые, перекрученные. (Саксаул)
- У этого растения длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину 20 метров. Листья в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. (Верблюжья колючка)
Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Пальма песчаная осока и, т.д.)
По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.
- Маленькое животное, относящееся к отряду грызунов. Эти животные напоминают по внешности мышей с той лишь разницей, что у них очень короткие передние конечности, и эти зверьки не пользуются ими при передвижении. Кроме того, эти животные обладатели больших ушей. (Тушканчик)
- Это животное водит караваны через данную природную зону. Оно выносливо, долго может обходиться без воды. Имеет один или два горба. (Верблюд)
Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Песчанка, разные виды змей, ушастый ёж и, т.д.)
Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.
Конверт № 5
По описанию определите, какая это природная зона.
- Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)
Узнайте растение по описанию:
- Второе название этого растения олений мох. Хороший корм для северных оленей. Некоторые виды содержат кислоту, обладающую антибиотическими свойствами. (Ягель)
- Это растение встречается в данной природной зоне. Это дерево совсем не похоже на всем нам известное дерево считающееся символом России. Листочки их очень схожи, но у данного дерева они совсем мелкие. Также это дерево называю ерником. (Карликовая берёза)
Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Морошка, брусника и, т.д.)
По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.
- Это животное называю северным красавцем. Питается ветками деревьев, грибы, ягель. Большую пользу приносят жителям данной природной зоны. Имеют ветвистые рога. (Северный олень)
- Это хищник, млекопитающий из рода лисиц. Его называют полярной лисицей. От лисицы отличается меньшими размерами. У этих животных отлично развито обоняние и очень тонкий слух. Мех этого животного имеет белый цвет. (Песец)
Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Леминг, белая куропатка)
Конверт № 6
По описанию определите, какая это природная зона.
- Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)
Узнайте растение по описанию:
- Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. (Ковыль)
- Это травянистое растение. Существует более 50 видов данных растений. Ярким и красивым украшением степей является это растение. Бутоны у растения большие, распускаются на длинных тонких стеблях. Семена собираются в коробочку. (Мак)
Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Тюльпан, ирис и, т.д.)
По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.
- Это хищная степная птица с широкими и длинными крыльями и коротким закруглённым хвостом. Окраска птицы однотонная коричневато-бурая. Кормится грызунами средних размеров. Сильные когти на лапах и острое зрение приходят на помощь птицам в добывании пищи. (Степной орёл)
- Небольшой грызун. Задние лапки этих зверьков несколько длиннее, чем передние. Основное отличие этих животных от других грызунов заключаются в форме их ушей: они коротенькие и слегка опущены вниз. Шерсть короткая и густая. Если он чувствует опасность, то издаёт пронзительный свист. (Суслик)
Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Хомяк, лисица и, т.д.
3.Ответы детей у доски, показ животных и растений, дополнения с места (по 5 минут) Выставление оценок.
4.Итог урока
-Итак, от каких факторов зависят природные условия той или иной природной зоны? (тепло, влага)
-А от чего зависит распределение тепла и влаги по планете? (от географического положения)
-И как это влияет на почвы, растительность и животный мир? (Коллективное составление схемы)
-
-Какой вывод мы с вами сделаем из сегодняшнего урока? (Человек - величайшее создание природы. А жизнь человека тесно связана с этой природой, с её состоянием. Поэтому мы должны хорошо знать, любить и беречь нашу природу)
5.Рефлексия.
-У вас на столах лежат красные и зелёные кружки. Сейчас те ребята, которые считают, что они достаточно много знают о природных зонах, поднимут красные кружки. А те, которым хочется ещё что-то узнать - зелёные.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.