Урок окружающего мира. Тема ; Птицы. 3 класс.
Оценка 4.6

Урок окружающего мира. Тема ; Птицы. 3 класс.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
05.04.2020
Урок окружающего мира. Тема ; Птицы. 3 класс.
Комбинированный урок окружающего мира, 3 класс Тема: Птицы Форма урока: урок открытия нового знания. Форма учебной деятельности: фронтальная работа, самостоятельная и практическая работа. Методы обучения: проблемные ситуации, работа с учебником, фронтальная работа, работа в группах, практическая работа. Практический результат: изготовление кормушек Цель: обеспечить в ходе урока усвоение понятия «птицы», изучить строение, особенности жизнедеятельности птиц; формировать умение работать с информационной картой, активизировать познавательную и эмоциональную сферу учеников.
ПТИЦЫ УРОК и Приложение Word.docx

 

 

Конкурс  инновационных уроков/занятий

«Новые методики и технологии в образовательной деятельности современной школы»

в рамках Методического фестиваля «От идеи до результата»

 

 

Номинация:  Общеобразовательная организация

Тема : « Птицы»

 

Автор: Покачева Марина Анатольевна, учитель начальных классов

 

Образовательная  организация:  Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12» г.Тобольска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Комбинированный урок  окружающего мира, 3 класс

Тема: Птицы

Форма урока: урок открытия нового знания.

Форма учебной деятельности: фронтальная работа, самостоятельная и практическая  работа.

Методы обучения: проблемные ситуации, работа с учебником, фронтальная работа,  работа в группах, практическая работа.

Практический результат: изготовление кормушек

 Цель: обеспечить в ходе урока усвоение понятия «птицы», изучить строение, особенности жизнедеятельности птиц; формировать умение работать с информационной картой, активизировать познавательную и эмоциональную сферу учеников.

 Задачи урока:

Предметные: Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового знания, учить анализировать и сравнивать, делать выводы, формировать умение находить главное в потоке информации.

Метапредметные: Совершенствовать навыки устной речи, умения строить высказывания, на основе прочитанного.

Личностные: Получат возможность научиться оформлять свои наблюдения, называть наблюдаемые признаки, участвовать в коллективном обсуждении учебной задачи;  слушать собеседника и вести диалог, проводить рефлексию, оценку и контроль  своих действий  на уроке.

 Компетенции/ УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; работать в большой группе: извлекать из учебника информацию, осуществлять самопроверку, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Ресурсы: Программа «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой, учебник « Окружающий мир . 3 класс» , автор : В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева.

 Вахрушев А.А. Первые уроки «Окружающего мира» по курсу «Мир и человек» //Нач.шк.:плюс-минус, с.59., Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (ЦОР) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2dd4bbca-8211-4a6c-814d-8af57ecd2ff7/index_listing.html;

 раздаточный материал :  на каждую парту коробочка с перьями, лупа, стакан с водой, ножницы, информационная карта «Птицы», «Лист контроля». выставка книг из школьной библиотеки по теме урока, изготовленные самостоятельно кормушки, плакат.

Педагогические технологии: Технология критического мышления.

 

 

 

                                                                                                                    Ход урока

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые

результаты

Методический

комментарий

Предметные

УУД

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Проверяет готовность учащихся к уроку, создаёт эмоционально – благоприятную атмосферу для предстоящей деятельности:

 -   Пусть мы с вами почти не знакомы,
Но, надеюсь, друг друга поймём,
А помогут нам в этом птицы,
Мы их к нам на урок позовём.

- Добрый день, друзья! Начнём урок

 Самостоятельно организуют рабочее место, приветствуют учителя стоя.

Принятие и освоение социальной роли учащегося

 

Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме;

Коммуникативные: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

Регулятивные: самостоятельно организовать своё рабочее место.

 

Задача этого этапа - обеспечить комфортную обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению. Это очень важный этап, от качества осуществления которого зависит весь ход и результат урока.

2. Актуализация опорных знаний

  Определяет границы между уровнями знания и незнания учеников, активизирует познавательную деятельность учащихся.  

 Работа с загадками. Учитель загадывает загадки

 (приложение 1) 

 – Как можно назвать всех этих животных одним словом.

Сформулируйте тему урока.

 

Учитель рассказывает интересные факты о жизни птиц.  

  Работают с текстами загадок.

 

 

 

 

 

 

После каждого ответа, ученики поочерёдно открывают на плакате рисунки птиц.

 

Учащиеся формулируют тему урока.

Ученик  читает стихотворение « Птицы»

( Приложение 1)

Учащиеся слушают. Задают вопросы. Приводят свои примеры, сообщают известные научные факты о строении тела птиц,  их питании и жизнедеятельности

 Формулирование ответов на вопросы учителя, классификация, обобщение

Коммуникативные: слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

Личностные: отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные:

осуществлять преобразование информации

 

 Актуализация на данном уроке осуществляется фронтально, устно. При этом происходит формирование связной целостной картины мира, т.к учитель устанавливает связь ранее изученных понятий с новыми. Этому будет способствовать и подготовительная работа. На доске плакат. При подготовке к уроку дети сами нарисовали на нём различных птиц.

3.Постановка цели деятельности.

 

 Обеспечивает мотивацию и помощь в определении  путей достижения цели урока.

 

 

 

 

 

 Составляют план достижения цели и определяют средства: можем использовать

  модели птиц, атлас, учебник, энциклопедии  и научные журналы.

 

 

 

 Определение  цели деятельности на уроке и  планирование  своих действия в соответствии с поставленной целью

 

 

 

 

Коммуникативные:   доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать свою точку зрения.

Личностные : развивать внимание, анализировать услышанное.

Регулятивные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

 

 На этом уроке, путь к учебной проблеме - подводящий диалог. Использован  элемент эффективной технологии Критического мышления : составлен  познавательный текст из  научного материала нескольких источников.

 

4.Открытие нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 Организует деятельность по применению новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель приглашает ученика провести

 Физминутку:

 « Вышли уточки на луг…»                

( Приложение 3.)

 

 

 Работа в группах

 ( 4-6 учеников)

Учащиеся работают с   информационной картой, изучают её содержание, отмечают то, что уже знали и то, что для них является              « новым» знанием.  Приём « инсерт» 

( Приложение 2)

 

Ученик проводит физминутку.

 

 

 

 

 

 

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, работа с информацией, использование знако– символических средств.

 

Личностные:

навыки работы с  научным текстом.

Регулятивные:умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 Коммуникативные: умение работать в команде.

 К уроку учитель готовит   текст информационной карты « Птицы». Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляет, привлекая их к самостоятельному целеполаганию, организуя коллективную, парную и групповую деятельность на уроке.

5.Практическая     работа учащихся.

 Создает проблемную ситуацию.

Учитель спрашивает, зачем птице крылья? Из чего они состоят?

 

Дети выполняют  практическую работу: исследование перьев птиц

 ( Приложение 3)

Работая в группе, дети активно участвуют в выполнении задания. Контролируют работу друг друга.

 

 Выявление существенных признаков птиц, сравнение  птиц с  другими  животными.

Регулятивные:

самостоятельное формулирование  вывода по итогам практической деятельности.

Коммуникативные:

обсуждение нового знания в группе, Личностные: управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка  его действий.

Состав учащихся в группах меняется после физминутки.

6.Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Устанавливает осознанность восприятия. Проводит первичное обобщение:   - Что вы узнали о птицах?  Каких птиц называют перелетными? Какова роль птиц в природе?

После выступления  «Почтальона»,  учитель обобщает: «Зимняя пора – трудное время для пернатых. Много их гибнет от бескормицы. Птицы перемещаются ближе к жилью человека. А какие птицы зимуют в нашем Тюменском крае?»

Обращает внимание на выставку кормушек, сделанную  родителями и детьми к уроку.

 Выполняют работу на « Листе контроля», отвечают  на вопросы учителя

( Приложение 4)

 

 

 

 

 

 

Игровой момент

 « Почтальон»

 ( Приложение 5)

Ученик читает стихотворение Н. Рубцова « Покормите птиц зимой».

Выходят  к доске дети ( у них эмблемы птиц ) и рассказывают о том , чем можно кормить птиц , чтобы  не навредить их здоровью.

Осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм   поведения в природной среде.

 

Регулятивные: освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, опыт, сравнение, классификация) Коммуникативные:  умение задавать вопросы и вести диалог с учителем.

 

 

Личностные: выполнять различные роли в группе, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.

 

 Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели :

оценка

 ( где допущена ошибка?)

 диагноз ( в чем причина?)

самоконтроль

 ( каковы недостатки?)

критика ( согласны ли вы?). Опровергните, приведите аргументы

прогноз ( примите свое решение)

7.Коррекция и подведение итогов. Домашнее задание.

 Предлагает прочитать статью учебника, назвать отличительные признаки птиц.

 

 

 Называют отличительные признаки птиц от других животных, находят в учебнике вывод и зачитывают его.

 Определение границ собственного знания и

« незнания» .

Регулятивные: построение  логической цепочки   рассуждений, прогнозирование  результатов усвоения материала.

Личностные:   самооценка  учебной деятельности  на уроке.

Коммуникативные:

Слушать учителя и учащихся, высказывать свои, приобретенные на уроке, знания.

Домашнее задание: - составить кроссворд,

 - подготовить сообщение «Удивительные птицы»

 -  решить задачи.

 Всем прочитать статью « Птицы». учебника « Окружающий мир»

8.Рефлексия учебной деятельности.

 Организует рефлексию.

Учитель   предлагает  ученикам оценить свою работу и работу других детей. Проводит оценку эмоционального состояния учащихся.

Высказываются, используя систему незаконченных предложений.

 

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия.

 Личностные: осознание качества и уровня усвоения нового знания;

Регулятивные

умение определять  успешность своей  деятельности  на уроке.

Коммуникативные:

Умение внимательно слушать, говорить четко, быстро , не повторяться.

 Оценка своей работы на уроке и работы группы.

 

 

 

  Приложение 1

 Загадки. Символ мудрости (сова), любитель подражать голосу человека ( попугай), кто приносит на хвосте много разных новостей?( сорока), лучше всех лазает по деревьям ( поползень), кто присел на толстый сук и стучит « тук – тук, тук – тук « (дятел.

 « Кто вы, птицы? Что за чудо?

Ветер вам и брат и друг. Сколько вы летите к югу?

Сколько видно тайн вокруг?

Ваши крылья мне бы на ночь.  В облака могла б нырнуть»

Приложение 2

Информационная карта « Птицы»

Новый материал. Тезисы

Отметь

+    -   ?

 В мире существует около 8600 различных видов птиц. Как и мы , птицы – теплокровные животные. У них есть позвоночник, и это единственные существа с перьями. У всех птиц есть крылья, и большинство из них умеют летать. Зато у птиц, которые не умеют летать , например, у африканского страуса,  сильные ноги, так что он может легко убежать от врагов. Птицы не жуют, потому что у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. Она перетирается , а затем в передней части желудка. У хищных птиц ( орёл, беркут, сова) кривые когти., которыми они хватают мелких животных и птиц. А клювом отрывают куски мяса .Перья гораздо теплее меха. Оперение птицы чистят, укладывают и смазывают жиром. Птицы очень лёгкие, потому что кости полые и заполнены воздухом. Взлетая, птица подпрыгивает в воздух и быстро машет крыльями. Есть тяжелые птицы. Им приходится взлетать с разбга. Некоторые птицы совершают дальние перелёты. Это перелётные птицы. Они находят путь по солнцу., звёздам, приметным местам на земле. Все птицы несут яйца., откладывая их в гнездо. Родители кормят птенцов, пока  те не научатся летать. Птицы уничтожают насекомых, спасая урожай.

 

 

 

 Приложение 3

Практическая работа.

- Вы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо? А зачем птицам нужны перья? (перья защищают птиц от ушибов, холода, сохраняют тепло и помогают летать).

- У вас на партах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их. Сравните перья. Чем они различаются? Чем похожи? Посмотрите на маленькое перо. Как его можно назвать? Зачем оно птицам?  (Пуховые, мягкие перья, помогают сохранять тепло.) Посмотрите на большое перо. Для чего оно птицам? Как вы думаете , как оно называется? (Полётные  или маховые перья помогают птицам летать. Они  жёсткие и упругие.) Почему?

- Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите . Аккуратно разъедините их .Что напоминает когда разъединяешь перо , а потом соединяешь? Бородки соединены с друг другом наподобие застежки – молнии (учитель демонстрирует).

- Положите маленькое пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (они лёгкие)

- Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем перо и посмотрим. (внутри перо полое, пустое). Почему? (поэтому оно такое лёгкое и позволяет птицам летать.)

- Обмакните перо в стакан с водой. Что вы заметили? Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит? (перья защищают птицу от воды и сырости)

- Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.

-А у всех ли птиц перья не намокают? (только у водоплавающих)

Есть такая поговорка: Как с гуся вода. Как понимаете смысл высказывания? (чтобы уходили все болезни)

- Итак, что мы выяснили?

Выводы по исследованию:

1.Тело птицы – покрыто перьями.

2.Перо имеет стержень и бородки.

3.Большие перья жесткие и упругие помогают птице летать, а маленькие мягкие и легкие – защищают тело от холода. Есть и такие перья, которые украшают птиц.

4. Перья легкие т.к. внутри они пустые.

5. Перья не намокают т. к. смазаны жидкостью из железы.

 Физминутка: Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Лист  контроля « Я узнал сегодня на уроке»                                                                                                                                                                                     Приложение 4

Кто такие птицы?

 

Строение тела птиц.

 

Чем отличаются птицы от других животных?

 

Роль клюва.

 

Какие птицы относятся к перелётным? Приведи примеры.

 

Как находят птицы путь в теплые края и обратно?

 

Роль птиц в природе.

 

Придумай свой вопрос  по теме урока.

 

 

 

 

Приложение 5

В кабинет входит « Почтальон – птица» и читает телеграмму :

 «Чуть живой – не чирикает даже,

Замерзает совсем воробей

Как заметит подводу с поклажей,

Из под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком каждым , И летит к чердаку своему.

 А, гляди, не становится вредным.

От того, что так трудно ему»

 

 

                                                                  

                   

                                                                             


 

Скачано с www.znanio.ru

Конкурс инновационных уроков/занятий «Новые методики и технологии в образовательной деятельности современной школы» в рамках

Конкурс инновационных уроков/занятий «Новые методики и технологии в образовательной деятельности современной школы» в рамках

Пояснительная записка Комбинированный урок окружающего мира , 3 класс

Пояснительная записка Комбинированный урок окружающего мира , 3 класс

Птицы», «Лист контроля». выставка книг из школьной библиотеки по теме урока, изготовленные самостоятельно кормушки, плакат

Птицы», «Лист контроля». выставка книг из школьной библиотеки по теме урока, изготовленные самостоятельно кормушки, плакат

Мы их к нам на урок позовём. -

Мы их к нам на урок позовём. -

Работают с текстами загадок.

Работают с текстами загадок.

На этом уроке, путь к учебной проблеме - подводящий диалог

На этом уроке, путь к учебной проблеме - подводящий диалог

Работа в группах ( 4-6 учеников)

Работа в группах ( 4-6 учеников)

Устанавливает осознанность восприятия

Устанавливает осознанность восприятия

Коррекция и подведение итогов

Коррекция и подведение итогов

Приложение 1 Загадки. Символ мудрости (сова), любитель подражать голосу человека ( попугай), кто приносит на хвосте много разных новостей?( сорока), лучше всех лазает по деревьям…

Приложение 1 Загадки. Символ мудрости (сова), любитель подражать голосу человека ( попугай), кто приносит на хвосте много разных новостей?( сорока), лучше всех лазает по деревьям…

У вас на партах в конвертах лежат разные перья

У вас на партах в конвертах лежат разные перья

Строение тела птиц.

Строение тела птиц.

Урок окружающего мира. Тема ; Птицы. 3 класс.

Урок окружающего мира. Тема ; Птицы. 3 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2020