Урок окружающего мира "В царстве грибов" (3 класс, программа "Школа России")
Оценка 4.7

Урок окружающего мира "В царстве грибов" (3 класс, программа "Школа России")

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
7 кл—11 кл
03.01.2021
Урок окружающего мира "В царстве грибов" (3 класс, программа "Школа России")
Урок может способствовать формированию представлений о грибах как об отдельном царстве природы; ознакомлению с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; расширению кругозора учащихся и развитию информационно-поисковых умений, умения устанавливать причинно-следственные связи.
В царстве грибов.docx

В царстве грибов

Цели деятельности учителя:

обучающие: способствовать формированию представлений о грибах как об отдельном царстве природы; ознакомлению с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; расширению кругозора учащихся и развитию информационно-поисковых умений, умения устанавливать причинно-следственные связи.

развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, мыслительных операции (анализ, синтез); формированию представления о роли грибов в жизни леса, умения распознавать съедобные и ядовитые грибы.

воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к объектам окружающего мира, осознанного понимания ценности всех живых существ в природе.

Планируемые результаты:

Личностные: формированиелюбви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе;

Познавательные: познакомить детей с объектами и явлениями, характерными для природной действительности; владение понятийным аппаратом: грибница

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями; раздаточный материал с изображением контуров грибов; тестовые задания; муляжи грибов, корзинка; плакат «В лесу»; клей, ножницы; аудиозапись «Звуки леса», магнитофон.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам  впрок.

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать!

ІІ. Повторение изученного материала.

– Что такое лес?

– Что вы о нём знаете?

– Какое значение имеет лес в природе?

– Итак, мы отправляемся в лес на природу.

– А что такое природа?

– Какая бывает природа?

– Какие признаки живой природы нам известны? Неживой природы?

– Какие два царства живой природы вам известны?

– В какие царства мы уже путешествовали?

III. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.

– Догадайтесь, в путешествие по какому царству мы отправимся сегодня?

Звучит аудиозапись«Звуки леса».

Здравствуй, лес, дремучий лес!                            Что в глуши твоей таится?

Полный сказок и чудес!                                         Что за зверь? Какая птица?

Ты о чем шумишь листвою                                   Всё открой, не утаи:

Ночью темной, грозовою?                                     Ты же видишь – мы свои!

Сегодня на уроке мы поговорим о царстве, которое находится в лесу. А какое это царство, вы узнаете, отгадав загадку:

•  В лесу под елкой крошка – только шапка да ножка.  (Гриб.)

– Тема нашего урока «В царстве грибов». А что бы вы хотели узнать о царстве грибов? (Какие грибы, где растут, можно ли их есть, кто питается ими, чем полезны лесу, как прекрасно собирать грибы.)

– Какие бывают грибы?

Где растут?

– С кем дружат?

– Для чего нужны грибы?

Вот на эти вопросы мы и будем искать ответы. На уроке мы обсудим следующие вопросы:

– Рассмотрим строение гриба.

– Поговорим о том, какие бывают грибы.

– Какую роль в жизни леса играют грибы.

– В конце урока нам предстоит ответить на контрольный вопрос:

грибы – враги или друзья?

– Для этого вы должны внимательно слушать, активно работать на уроке. Мы с вами отправляемся на лесную поляну. Можем ли мы отнести грибы к миру животных? Почему?

– Так что же такое грибы? (это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.)

– Мы узнали еще одно царство. Как оно называется? (Царство грибов.)

– Продолжим работу по заполнению схемы:

IV. Изучение нового материала.

1. строение гриба.

Беседа:

– Наши леса славятся грибами. Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?

– Что необходимо взять с собой грибнику? (корзинку.)

– Да, мы отправляемся за грибами, берем корзиночку. Она пока пустая. Сможем ли мы найти грибы?

– В лесу растут шляпочные грибы. Они похожи на зонтик. Посмотрите на эти грибы (демонстрирует муляжи грибов).

– Что общего у грибов?

– Какие части? (Шляпка, ножка.)

Демонстрирует схему:

Строение гриба

– Из каких частей состоит видимая часть гриба? (Шляпка и ножка.)

– Что находится в земле? (Грибница).

Работа в рабочей тетради (задание № 1, с. 54).

– Нарисуйте схему строения гриба, подпишите его  части. (Взаимопроверка.)

2. Зачем нужны грибы.

Рассказ учителя с элементами беседы.

– Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем плодовые тела грибов. Под землёй от ножки гриба тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница. Грибница растет более 100 лет, плодовое тело вырастает за 3–7 дней.

Грибница всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Поэтому их нельзя отнести к царству растений, у них нет листьев, стебля, цветов.

Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.

– Можно ли назвать грибы санитарами леса?

– Как они лечат лес? (Они разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.)

– Часто в названии гриба можно услышать названия дерева. Какие это грибы? (Подберезовик, подосиновик.)

– Почему названия некоторых грибов похожи на название дерева?

Учитель достает из корзинки подберёзовик, подосиновик.

– Многие грибы дружат с определенными видами деревьев и часто селятся под ними. Такая «дружба» полезна и грибам, и деревьям. Грибница оплетает корни дерева и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы. Если грибницу боровика перенести на грядку, то плодовое тело расти не будет потому, что рядом нет сосны или ели.

Вывод: грибы дружат с растениями и участвуют в круговороте веществ в природе.

– Есть такая поговорка: «Растут как грибы после дождя».

– Почему так говорят? Что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (влага, тепло, питательная среда.)

3. трубчатые и пластинчатые грибы.

– Если заглянуть под шляпку гриба, то можно увидеть различия (демонстрирует картинки). Грибы бывают трубчатые (белый, масленок, подберезовик); если посмотреть обратную сторону шляпки, она похожа на губку. Пластинчатые (сыроежка, волнушка, груздь) – у них нижняя часть шляпки состоит из пластинок. Под шляпкой образуются споры (семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница.

– Чем размножаются шляпочные грибы? (спорами.)

4. съедобные и несъедобные грибы.

– Ребята, а как вы понимаете поговорку: «Всякий гриб в руку беру, да не всякий в кузовок кладу»?

– Наша корзиночка пока пуста. Какие грибы мы будем в неё собирать? (Ответы учащихся.)

Грибы бывают съедобные (которые мы без опаски употребляем в пищу) и несъедобные (которые содержат яд, очень опасный, иногда смертельный для человека).

А для чего нам нужны несъедобные грибы? (Лечат некоторых животных, помогают дереву добывать питание, служат домом для некоторых насекомых.)

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем, –

Крылья сложили назад.

V. Закрепление изученного материала.

Выступления учащихся: инсценировка «Встреча на полянке».

Учащиеся заранее разучили роли грибов. у учащихся картинки с контурами грибов – надо отгадать название гриба и раскрасить.

Бледная поганка. Я стройная бледная поганка. Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Меня не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой. А признаки мои: шляпка зеленовато-голубоватая или белая, с белыми пластинками. Ножка, будто вылезает из горшочка, а верх горшочка бахромой отделан. В верхней части ножки – кольцо, точно мини-юбочка. Меня часто путают с шампиньоном.

Загадка:

•  А этот красавец на беленькой ножке,

  он в красненькой шляпке, на шляпке – горошки. (Мухомор.)

Мухомор. Я – гриб мухомор. В отличие от поганки природа наградила меня необыкновенной красотой. Но красота моя обманчива: яд мой вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используют иногда и как средство для уничтожения мух. Но я приношу и пользу: для оленей и лосей я служу лекарством, которое помогает им избавиться от глистов. При необходимости эти крупные животные легко находят меня и с удовольствием съедают. для лечения больных суставов используют мухоморы. И не вздумайте сбивать меня ногой в лесу! Я нужный!

Загадка:

•  Царь грибов на толстой ножке, самый лучший для лукошка.

   Он головку держит смело, потому что гриб он… (белый).

Белый гриб. Вы что тут расшумелись в лесу? Это я – белый гриб-боровик, самая желанная находка грибника. Я красивый, вкусный, изумительно ароматный. Название «белый» я получил из-за своей мякоти. Если меня сварят или посушат, то я всё равно останусь беленьким, не потемнею.

В нижней части шляпки у меня слой трубочек жёлтого цвета. Верхняя часть шляпки – коричневая, так как я родился в сосновом лесу. А вот мой братец вырос в берёзовом лесу, и поэтому он в светлой шапочке. А ножка у меня солидная, толстая. Расту я с июня по октябрь.

– Ребята, вы узнали эти грибы по контуру на картинках? Раскрасили и вырезали? Покажите. Теперь необходимо намазать их клеем и наклеить на плакат «В лесу», который размещён у нас на доске. А муляжи съедобных грибов собираем в нашу корзиночку.

Загадки:

•  Расту в саду и на лугу,

  И в парке на газоне,

  На грядке круглый год живу

  И на прилавках тоже.

                       (шампиньон.)

 

•  Я в красной шапочке расту

  Среди корней осиновых,

  Меня увидишь за версту –

  Зовусь я… (подосиновик).

 

•  Под сосною на опушке

  Преют рыжие макушки

  В мох душистый две косички

  Прячут хитрые… (лисички).

•  Лета первая примета

  Под березой в холодке,

  Гриб коричневого цвета

  На пятнистом корешке.

                          (подберезовик.)

 

•  Нет грибов дружней, чем эти,

  Знают взрослые и дети.

  На пеньках растут в лесу,

  Как веснушки на носу. (Опята.)

 

•  Люблю я в разных шапках быть.

  В зеленоватой, красной, сероватой…

  Собирай меня, не мешкай.

  Я ведь… (сыроежка).

Игра «Собери грибы».

– Вы хорошо поработали, молодцы! А сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Собери грибы».

Физкультминутка

Дима шел, шел, шел,            Берём? Берём!

Белый гриб нашел.               И дальше идем.

– А теперь я буду произносить названия грибов. Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладете в воображаемую корзинку. Если несъедобный гриб, – разводите руки в стороны.

белый гриб, мухомор, моховичок, белый груздь, бледная поганка, лисички.

– Да, действительно, не все грибы можно собирать.

VI. Продолжение изучения нового материала.

1. Первая помощь при отравлении грибами.

– Итак, грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к тяжелым отравлениям, особенно маленьких детей. Расскажу вам несколько случаев из жизни. Обратите внимание на правила оказания первой  помощи при отравлении грибами.

Случай 1. Маленькая девочка, гуляя на даче недалеко от домика, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса у нее развилась рвота, началось расстройство кишечника. Возникло обильное слюнотечение. Это было отравление. К счастью, родители быстро вызвали врача.

Случай 2. Пятилетняя девочка нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у нее началась рвота, тошнота. Девочку отвезли в больницу, где ей сделали промывание желудка и кишечника. Девочке стало лучше. Родители вопреки советам врача забрали ее домой, где состояние резко ухудшилось. Вскоре девочка умерла. Причина – отравление бледной поганкой.

– Назовите признаки отравления грибами.

– Что нужно предпринять при отравлении грибами?

– Сверьте свои ответы с верными ответами.

При отравлении грибами:

1. Немедленно вызвать врача.

2. Промыть желудок.

3. Выпить активированный уголь.

2. Правила сбора грибов.

– А чтобы не отравиться, нужно соблюдать правила сбора грибов! Проверим, умеете ли вы правильно собирать грибы.

1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.

2. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись  под лучами солнца,  может высохнуть и погибнуть.

3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком или аккуратно выкрутить.

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.

6. Никогда не пробуй гриб на вкус!

– Могут ли съедобные грибы стать ядовитыми?

3. Роль грибов в природе.

– Каково значение грибов в природе?

•  Их любит собирать и есть человек.

•  В них насекомые откладывают личинки.

•  Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям.

•  Санитары леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.

•  Ими питаются животные. (Не только съедобные, а даже некоторые ядовитые грибы служат пищей для животных.)

Вывод: в природе лишних растений нет! Относитесь к ним бережно!

VII. Проверка знаний.

– У вас на столах лежат распечатанные листы с заданиями.

1. Необходимо указать стрелками части шляпочных грибов. (шляпка, ножка, грибница.)

2. Выбрать правильный ответ на вопросы теста.

Тест

1. Чем размножаются шляпочные грибы?

        а) семечками;           б) отростками;          в) спорами.

2. Какая часть у грибов самая важная?

        а) грибница;             б) шляпка;                 в) ножка.

3. Можно ли собирать все грибы подряд?

        а) да, все пригодятся для питания;

       б) нет, только знакомые съедобные грибы.

4. Только ли дикорастущие грибы на нашем столе?

        а) одни лесные грибы у нас на столе;

        б) употребляем в пищу не только лесные грибы.

5. Как правильно собирать грибы?

        а) раскидать листву, разрыть мох;

        б) собирать только самые крупные грибы;

        в) срезать грибы ножиком.

– Проверим ваши ответы. Если ответ выбрали верно, то справа отмечайте знаком «+».

– Кто выполнил все задания правильно, покажите зелёную карточку.

– В каких заданиях были ошибки?

VIII. Разбор экологических ситуаций.

1-я ситуация. Нашел грибник один боровик. Разрыл вокруг всю грибницу, разбросал и мох. Правильно ли он поступил?

2-я ситуация. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать?

1. Оставить его на месте.

2. Срезать и взять с собой.

3. Спросить у друзей.

4. Попытаться определить на вкус.

5. Сбить ногой.

3-я ситуация. Собирая в лесу грибы, вы увидели мухомор. Ваши действия:

1. Просто пройдете мимо.

2. Уничтожите, так как они вредны для человека.

3. Полюбуетесь, так как они очень красивы.

4. Оставите, так как это лекарство для лосей.

5. Оставите, вспоминая слова учителя: «Все в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы наносите вред другому».

4-я ситуация. Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать?

1. Сорвать гриб с корнем.

2. Оставить на месте.

3. Сбегать за ножом.

4. Попробовать вывернуть аккуратно ножку гриба.

5. Найти какой-нибудь острый сучок или попробовать отломить гриб.

5-я ситуация. Когда в лесу Вася и Леша собирали грибы, то несъедобные грибы они сбивали палками. Правильно поступили ребята?

1. Делали правильно, так как неопытные грибники могли бы их сорвать.

2. Несъедобные грибы мешают расти съедобным.

3. Нельзя, так как нарушается грибница, исчезает равновесие в лесу.

4. Нельзя сбивать, так как несъедобные грибы – это лекарство для животных и растений.

5. Сбивать нужно, так как они портят красоту леса.

* * *

Это интересно!

– На уроке мы говорили о шляпочных грибах, которые растут в лесу.

– А еще есть очень необычные грибы. Некоторые из них растут в квартире.

– Кто знает такие грибы?

– Это чайный гриб (показывает банку с чайным грибом). Чайный гриб больше похож на медузу. От этого и его официальное название медузомицет. Гриб плавает на поверхности жидкости, похожий на многослойную желтую пленку с отросточками, напоминающими щупальца медузы. Родина – Цейлон.

Из этого гриба делают полезный напиток. Чем же полезен этот напиток? В настое из чайного гриба содержится огромное количество биологически активных полезных компонентов: органические кислоты, витамины, ферменты и многое другое. Благодаря этому напиток нормализует обмен веществ. Он способен воздействовать и на вирусы, что позволяет использовать его при лечении острых респираторных заболеваний и гриппа (Н1N1.) Также напиток восстанавливает нормальное самочувствие пациентов, страдающих пониженным артериальным давлением. При переедании настой способен очень быстро «разгрузить» желудок. Это свойство можно использовать людям, которые желают сбросить вес.

– А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы.

– А вот это – грибы-карлики. Они очень-очень маленькие, но очень нужные человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенициллин – это очень нужное лекарство-антибиотик против инфекций.

1. В старые времена, когда мало кто знал секрет приготовления кефира, люди сложили легенду, будто в горах, на границе вечных снегов, живет чудо-растение. Брось его зерна в кувшин с молоком – молоко превратится в целебный и вкусный напиток. На самом деле вкусный кефир готовит кефирный грибок.

2. На одном кефире сыт не будешь. Возьмем булочки. Такими пышными их сделал дрожжевой грибок-хлебопек. На пользу человеку работают: грибы-хлебопеки, грибы-сыровары, грибы-пивовары, грибы-маслоделы. А есть грибы, которые человек взял себе в союзники в самом важном – в борьбе за жизнь.

я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы (демонстрирует плесень).

– Что это? (Ответы учащихся.)

– А я называю плесень грибами. Если плесень рассмотреть под микроскопом, видно, что она имеет такое же строение: плодовое тело и грибницу. Но у плесени нет шляпки.

– Как вы думаете, как называется этот вид грибов?

– Этот вид грибов называется «плесневые».

– А плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят они ему пользу?

– Слышали такое слово – «антибиотики»? А «пенициллин»? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов (демонстрирует таблетки).

– Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах. Существует даже целая наука, посвященная их изучению. Она называется микологией (термин на доске).

IX. Итог урока. Рефлексия.

– Если вам было комфортно и интересно на уроке, вы довольны тем, как вы работали, то покажите зелёную карточку, а если нет, – покажите красную.

– Как ответим на контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья?

Вывод: грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.

– С какими группами грибов мы с вами познакомились на уроке?

– Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали?

– Какой вид работы  понравился?

– Что было трудно?

Домашнее задание: выучить памятку «Как собирать грибы» (учебник, с. 115); найти информацию о несъедобных грибах, которые приносят пользу человеку и животным, то есть являются друзьями.


 

В царстве грибов Цели деятельности учителя : о бучающие: способствовать формированию представлений о грибах как об отдельном царстве природы; ознакомлению с особенностями строения и способом…

В царстве грибов Цели деятельности учителя : о бучающие: способствовать формированию представлений о грибах как об отдельном царстве природы; ознакомлению с особенностями строения и способом…

В какие царства мы уже путешествовали?

В какие царства мы уже путешествовали?

Из каких частей состоит видимая часть гриба? (Шляпка и ножка

Из каких частей состоит видимая часть гриба? (Шляпка и ножка

Как они тихо садятся, покажем, –

Как они тихо садятся, покажем, –

Дима шел, шел, шел,

Дима шел, шел, шел,

Чем размножаются шляпочные грибы? а) с емечками; б) отростками; в) спорами

Чем размножаются шляпочные грибы? а) с емечками; б) отростками; в) спорами

Это чайный гриб (показывает банку с чайным грибом)

Это чайный гриб (показывает банку с чайным грибом)
Скачать файл