Урок-панарама по произведениям К.И.Чуковского».
Оценка 4.8

Урок-панарама по произведениям К.И.Чуковского».

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
19.02.2020
Урок-панарама по произведениям К.И.Чуковского».
Задачи: Тема: «Урок-панарама по произведениям К.И.Чуковского». Цель: расширить знания ребят о жизненном пути и творческом наследии К. И. Чуковского • вызвать интерес ребят к предложенным книгам, являющимися лучшими образцами детской литературы, привлечь к их активному чтению; • способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воображения, ассоциативного мышления путём создания различных игровых ситуаций и заданий. формировать умение анализировать произведения, выявлять в них поучительные моменты и применять их в своей жизни Оборудование: • книжная выставка, состоящая из изданий, упомянутых в ходе урока • портрет К. И. Чуковского; • Мультимедийный проектор; • Учебник; • Аудиозапись с произведениями К.Чуковского; • DVD-диск с мультипликационным фильмом «Доктор Айболит»; • Иллюстрации к произведениям Чуковского ХОД УРОКА 1. Организационный момент., мотивирующий деятельность учащихся на уроке - Встаньте ровно и красиво. Звенит звонок, зовёт звонок – И в классе начинается урок. (Проверка готовности к уроку). 2. Итак, начинаем урок литературного чтения Пробуждение интереса к предмету. Определение темы и цели урока И девчонки, и мальчишки – Все читать мы любим книжки. Их писатель пишет нам, Пишет днём и по ночам. У него живут в тетрадке Стихи, сказки и загадки!
Урок-панарама по произведениям К.И. Чуковского.docx

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 36»

 

 

 

 

 

 

 

Урок - панарама литературного чтения во втором классе по произведениям

К.И.Чуковского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Учитель начальных классов:        Напалкова Н.В.

 

 

 

Задачи: Тема: «Урок-панарама по произведениям К.И.Чуковского».

Цель:

 расширить знания ребят о жизненном пути и творческом наследии К. И. Чуковского

·         вызвать интерес ребят к предложенным книгам, являющимися лучшими образцами детской литературы, привлечь к их активному чтению;

·         способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воображения, ассоциативного мышления путём создания различных игровых ситуаций и заданий.

формировать умение анализировать произведения, выявлять в них поучительные моменты и применять их в своей жизни

Оборудование:

·         книжная выставка, состоящая из изданий, упомянутых в ходе урока

·         портрет К. И. Чуковского;

·         Мультимедийный проектор;

·         Учебник;

·         Аудиозапись с произведениями К.Чуковского;

·         DVD-диск с мультипликационным фильмом «Доктор Айболит»;

·         Иллюстрации к произведениям Чуковского

ХОД УРОКА

1. Организационный момент., мотивирующий деятельность учащихся на уроке

- Встаньте ровно и красиво.

Звенит звонок, зовёт звонок –

И в классе начинается урок.

(Проверка готовности к уроку).

2. Итак, начинаем урок литературного чтения

 Пробуждение интереса к предмету.

Определение темы и цели урока

И девчонки, и мальчишки –

Все читать мы любим книжки.

 

Их писатель пишет нам,

Пишет днём и по ночам.

У него живут в тетрадке

Стихи, сказки и загадки!           

Кластер

 

Слайд1.Посмотрите на запись. Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы и прочитайте названия изученных произведений, которые вам помогут определить тему нашего урока

ПТНЦ, РДСТЬ, 
          МЙДДР, ФДР, 
            ЙБЛТ, ТРКНЩ, 
КРКДЛ

 

Слайд2.Верно. Это герои сказок К.И.Чуковского, сказочника, одного из основоположников детской литературы.

-О ком и о чем мы будем говорить на уроке?

-Правильно, Корнею Чуковскому и его сказкам посвятим наш урок.

Сегодня мы в гостях у чудесного писателя, сказочника, юмориста и весельчака Корнея Ивановича Чуковского. Его стихи и сказки дарят нам радость, веселье и хорошее настроение. Корней Иванович был истинным другом детей: любил их, общался, для каждого малыша находил своё заветное, волшебное слово, свою шутку, смешную присказку. Недаром дети тянулись к нему и ласково называли «Дядей Чукошей». А ведь на самом деле настоящее имя этого человека – Николай Васильевич Корнейчуков.

Жил писатель в небольшом загородном доме неподалёку от Москвы. Много писал, переводил, издавал журналы, редактировал. К.И. Чуковский широко известен не только у нас, но и во всём мире.

Давайте посмотрим на портрет этого доброго и весёлого человека, улыбнёмся друг другу и начнём путешествие по страницам произведений Корнея Ивановича Чуковского.

3. Закрепление изученного материала.

1 страница «Путаница».

- Что произошло с названиями произведений К.И. Чуковского?

«Федорино море», «Крашеное солнце», «Гадость», «Худо-дерево», «Кармалей», «Мокдодыр», «Муза-Цокотуха», «Ужики смеются», «Пил на свете человек».

- В названиях стихотворений перепутана одна из букв. Наша задача – назвать стихи правильно.

- Такая же история произошла с героями произведения «Путаница».

-Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете сказки Чуковского. За каждый правильный ответ вы получите жетон.

1. Назовите героев, пришедших в гости к Мухе-Цокотухе. (Тараканы, блошки, бабочка, бабушка пчела, жуки-червяки, козявочки, кузнечик).

2. Кто звонил по телефону в одноименном произведении? (Слон, мартышки, свинья, две газели, крокодил, медведь, тюлень, кенгуру, зайчатки, цапли, олень, носорог.)

Чуковский писал так, что его стихи легко запоминались. Послушайте некоторые строки и скажите, о ком в них говорится.

3. А она за мной, за мной 
По Садовой, по Сенной. (Мочалка)

4. Побежало по кустам, 
По березовым листам... (солнце)

5. Вдруг из подворотни –
Страшный великан,
Рыжий и усатый... (таракан)

6. Кому принадлежат следующие слова:
Если захочу, 
И Луну я проглочу! (Крокодил)

7. О, если я утону, если я пойду ко дну,
Что станется с ними, больными,
С моими зверями лесными? (Айболит)

8. И мне не надо ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких да, очень маленьких детей. (Бармалей)

9. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку. («Федорино горе)

10. Назовите сказку, в которой происходит преступление – покушение на убийство. («Муха-Цокотуха»)

11. Какой герой Чуковского был страшным злодеем, а потом перевоспитался. (Бармалей)

12. Скушал церковь, скушал дом 
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
У меня живот болит! («Барабек»)

13. Какого рогатого зверя испугались портные из стихотворения «Храбрецы». (Улитка)

14. Кто спас зверюшек от тараканища?

15. Зачем Айболит ехал в Африку?

16. Почему у Федоры поселились тараканы?

17. Что просил крокодил для Тотоши и Кокоши?

18. Кто затушил море, которое подожгла лисичка?

19. На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)

20. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)

21. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)

22. Назовите маленького проказника. (Бибигон)

Давайте  заполним таблицу З Х У

 

Знаю
(вызов)

Хочу узнать
(вызов)

Узнал
(реализация смысла или рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации

 

 

Познакомиться ... (со сведениями из жизни К.И.Чуковского).

Вспомнить и проанализировать…(сказки К.И.Чуковского

 

 Расскажите, каким вы его представляете и почему? Составьте кластер 

 

1) Верно ли,  что Чуковский родился 1 апреля 1882 года, а свой день рождения отмечал 31 марта? (да)

2) Верно ли, что Чуковский – это настоящая фамилия писателя? (нет)

3) Верно ли, что писатель родился в Москве? (нет)

4)Верно ли, что К. И. Чуковский писал стихи и сказки  в стихах? (да)

5) Верно ли, что у Чуковского было четверо детей? (да)

6) Верно ли, что сам Чуковский рос без отца?  (да)

 

-Ребята, как же проверить правильно ли вы ответили на эти вопросы или нет? (прочитать в книге, сходить в библиотеку, посмотреть в Интернете)

 

 Перед вами текст с автобиографией  Чуковского. Внимательно прочитайте и расскажите, чем вас удивил его рассказ, самые интересные факты запишите в таблицу в части « Узнал»

 

Я родился в Петербурге в 1882 году, после чего мой отец, петербургский студент, покинул мою мать, крестьянку Полтавской губернии; и она с двумя детьми переехала на житье в Одессу. Мама моя была чернобровая, осанистая, высокая женщина, лицо ее, красивое и правильное, кое-где было тронуто оспой. Она, не разгибая спины, стирала чужое белье, и деньги, получаемые ею за стирку, были, кажется, ее единственным заработком. Моя мама, Екатерина Осиповна, прилагала все силы, чтобы дать нам образование: моя сестра поступила в епархиальную школу, я - во вторую одесскую гимназию. С детства я пристрастился к чтению, с малых лет начал писать стихи и поэмы. Из 5 класса гимназии я был исключён по указу об освобождении гимназии от "кухарских детей". Я самостоятельно прошел гимназический курс, сдал экзамены и получил аттестат зрелости,   перепробовал немало профессий и, наконец, в 1901 году  начал работать в газете "Одесские новости",где  появилась моя первая статья   под заглавием “К вечно юному вопросу”. Так и началась моя литературная деятельность.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Его настоящее имя -  Николай Васильевич Корнейчуков. Псевдоним писатель себе выдумал сам. Он даже свой день рождения отмечал не 1 апреля, а 31 марта.   Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет: писал стихотворения, сказки в стихах и даже поэмы. К.И.Чуковский был очень весёлый и интересный человек, он родился 1 апреля – в день смеха. Писатель очень любил детей и старался писать для них интересные сказки в стихах. И дети очень любили его произведения. А вы любите?

Создание проблемной ситуации.

Слайд 3.Посмотрите на выставку книг. Какие книги здесь выставлены?  Почему среди сказок Чуковского находятся книги зарубежных авторов?

 Через два года газета направила молодого корреспондента в Лондон. Там он самостоятельно выучил английский язык и всё свободное время проводил в библиотеках. Вернувшись на родину, Чуковский стал издавать сатирический журнал, занимался переводами с английского,

 Он перевёл с английского “Приключения барона Мюнхаузена”, “Приключения Тома Сойера”, Приключения Гекльберри Финна”, “Приключения маленького оборвыша”, “Принца и нищего”, “Рикки-тики-тави”, «Робинзона Крузо», Сказки  Киплинга

 

Как вы думаете, почему он обратился к деятельности переводчика? 

   Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача - он не любил попусту терять время; он сочинял для детей загадки.

 

 Попробуйте их разгадать:

 

Два коня у меня, два коня,

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная. (коньки)

 

Хожу, брожу не по лесам,

А по усам и волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (расчёска) 

 

Ах. Не трогайте меня:

Обожгу и без огня! –

Что это? (крапива) 

 

 Лежу у вас я под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (ковёр)

 

 

  А знаете ли вы, с какой сказки началась литературная деятельность? 

 

 Однажды  он с семьёй возвращался с дачи, и в дороге заболел его сын Коля. Чтобы его как-то отвлечь  Чуковский под стук колёс произнёс «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…»

Так и родилась его первая  сказка «Крокодил»

 

Есть и другие сказки, которые Чуковский писал сначала для своих детей, а уж потом их печатали, и с новыми героями знакомились все дети бывшего Советского Союза. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд и срам.

Создание проблемной ситуации

А как вы думаете, какой герой был любимым героем Чуковского? Ваши предположения обоснуйте.

Слайд 5.Любимым героем   сказок К.И.Чуковского является КРОКОДИЛ. Давайте вспомним по отрывкам  названия сказок, героем которых является крокодил .   

1.Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами. (“Путаница”)

2.Бедный крокодил
Жабу проглотил. (“Тараканище”)

3.Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил… (“Мойдодыр”)

4…И со слезами просил:
– Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. (“Телефон”)

5.Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся Крокодил
И злодея Бармалея
Словно муху
Проглотил. (“Бармалей”)

6.А в Большой Реке
Крокодил Лежит
И в зубах его
Не огонь горит – 
Солнце красное… (“Краденое солнце”)

7.Жил да был Крокодил
Он по улицам ходил… 
А за ним – то народ
И поёт и орёт: 
“Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище (“Крокодил”)

Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов и выставление оценок

Надеюсь, что творчество  Чуковского не оставило вас равнодушными и вы обязательно будете читать и перечитывать произведения этого автора. Дополните таблицу ЗХУ

 

-Закончите предложения: 

Я сегодня узнал …
            Я научился …
            Мне было …
            Я рад …

 

 


 

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 36»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 36»

Задачи: Тема: «Урок-панарама по произведениям

Задачи: Тема: «Урок-панарама по произведениям

И в классе начинается урок. (Проверка готовности к уроку)

И в классе начинается урок. (Проверка готовности к уроку)

Недаром дети тянулись к нему и ласково называли «Дядей

Недаром дети тянулись к нему и ласково называли «Дядей

Побежало по кустам, По березовым листам

Побежало по кустам, По березовым листам

На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае) 20

На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае) 20

Ребята, как же проверить правильно ли вы ответили на эти вопросы или нет? (прочитать в книге, сходить в библиотеку, посмотреть в

Ребята, как же проверить правильно ли вы ответили на эти вопросы или нет? (прочитать в книге, сходить в библиотеку, посмотреть в

Создание проблемной ситуации.

Создание проблемной ситуации.

Ах. Не трогайте меня: Обожгу и без огня! –

Ах. Не трогайте меня: Обожгу и без огня! –

Создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации

Не огонь горит – Солнце красное… (“Краденое солнце”) 7

Не огонь горит – Солнце красное… (“Краденое солнце”) 7
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020