МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 36»
Урок - панарама литературного чтения во втором классе по произведениям
К.И.Чуковского
Учитель начальных классов: Напалкова Н.В.
Задачи: Тема: «Урок-панарама по произведениям К.И.Чуковского».
Цель:
расширить знания ребят о жизненном пути и творческом наследии К. И. Чуковского
· вызвать интерес ребят к предложенным книгам, являющимися лучшими образцами детской литературы, привлечь к их активному чтению;
· способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воображения, ассоциативного мышления путём создания различных игровых ситуаций и заданий.
формировать умение анализировать произведения, выявлять в них поучительные моменты и применять их в своей жизни
Оборудование:
· книжная выставка, состоящая из изданий, упомянутых в ходе урока
· портрет К. И. Чуковского;
· Мультимедийный проектор;
· Учебник;
· Аудиозапись с произведениями К.Чуковского;
· DVD-диск с мультипликационным фильмом «Доктор Айболит»;
· Иллюстрации к произведениям Чуковского
ХОД УРОКА
1. Организационный момент., мотивирующий деятельность учащихся на уроке
- Встаньте ровно и красиво.
Звенит звонок, зовёт звонок –
И в классе начинается урок.
(Проверка готовности к уроку).
2. Итак, начинаем урок литературного чтения
Пробуждение интереса к предмету.
Определение темы и цели урока
И девчонки, и мальчишки –
Все читать мы любим книжки.
Их писатель пишет нам,
Пишет днём и по ночам.
У него живут в тетрадке
Стихи, сказки и загадки!
Кластер
Слайд1.Посмотрите на запись. Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы и прочитайте названия изученных произведений, которые вам помогут определить тему нашего урока
ПТНЦ, РДСТЬ,
МЙДДР, ФДР,
ЙБЛТ, ТРКНЩ,
КРКДЛ
Слайд2.Верно. Это герои сказок К.И.Чуковского, сказочника, одного из основоположников детской литературы.
-О ком и о чем мы будем говорить на уроке?
-Правильно, Корнею Чуковскому и его сказкам посвятим наш урок.
Сегодня мы в гостях у чудесного писателя, сказочника, юмориста и весельчака Корнея Ивановича Чуковского. Его стихи и сказки дарят нам радость, веселье и хорошее настроение. Корней Иванович был истинным другом детей: любил их, общался, для каждого малыша находил своё заветное, волшебное слово, свою шутку, смешную присказку. Недаром дети тянулись к нему и ласково называли «Дядей Чукошей». А ведь на самом деле настоящее имя этого человека – Николай Васильевич Корнейчуков.
Жил писатель в небольшом загородном доме неподалёку от Москвы. Много писал, переводил, издавал журналы, редактировал. К.И. Чуковский широко известен не только у нас, но и во всём мире.
Давайте посмотрим на портрет этого доброго и весёлого человека, улыбнёмся друг другу и начнём путешествие по страницам произведений Корнея Ивановича Чуковского.
3. Закрепление изученного материала.
1 страница «Путаница».
- Что произошло с названиями произведений К.И. Чуковского?
«Федорино море», «Крашеное солнце», «Гадость», «Худо-дерево», «Кармалей», «Мокдодыр», «Муза-Цокотуха», «Ужики смеются», «Пил на свете человек».
- В названиях стихотворений перепутана одна из букв. Наша задача – назвать стихи правильно.
- Такая же история произошла с героями произведения «Путаница».
-Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете сказки Чуковского. За каждый правильный ответ вы получите жетон.
1. Назовите героев, пришедших в гости к Мухе-Цокотухе. (Тараканы, блошки, бабочка, бабушка пчела, жуки-червяки, козявочки, кузнечик).
2. Кто звонил по телефону в одноименном произведении? (Слон, мартышки, свинья, две газели, крокодил, медведь, тюлень, кенгуру, зайчатки, цапли, олень, носорог.)
Чуковский писал так, что его стихи легко запоминались. Послушайте некоторые строки и скажите, о ком в них говорится.
3. А она за мной, за
мной
По Садовой, по Сенной. (Мочалка)
4. Побежало по
кустам,
По березовым листам... (солнце)
5. Вдруг из подворотни –
Страшный великан,
Рыжий и усатый... (таракан)
6. Кому принадлежат
следующие слова:
Если захочу,
И Луну я проглочу! (Крокодил)
7. О, если я утону, если
я пойду ко дну,
Что станется с ними, больными,
С моими зверями лесными? (Айболит)
8. И мне не надо ни
мармелада, ни шоколада,
А только маленьких да, очень маленьких детей. (Бармалей)
9. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку. («Федорино горе)
10. Назовите сказку, в которой происходит преступление – покушение на убийство. («Муха-Цокотуха»)
11. Какой герой Чуковского был страшным злодеем, а потом перевоспитался. (Бармалей)
12. Скушал церковь,
скушал дом
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
У меня живот болит! («Барабек»)
13. Какого рогатого зверя испугались портные из стихотворения «Храбрецы». (Улитка)
14. Кто спас зверюшек от тараканища?
15. Зачем Айболит ехал в Африку?
16. Почему у Федоры поселились тараканы?
17. Что просил крокодил для Тотоши и Кокоши?
18. Кто затушил море, которое подожгла лисичка?
19. На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
20. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
21. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
22. Назовите маленького проказника. (Бибигон)
Давайте заполним таблицу З Х У
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Работа в паре: что я знаю о теме урока? |
Формулирование целей |
Соотношение старой и новой информации |
Познакомиться ... (со сведениями из жизни К.И.Чуковского).
Вспомнить и проанализировать…(сказки К.И.Чуковского
Расскажите, каким вы его представляете и почему? Составьте кластер
1) Верно ли, что Чуковский родился 1 апреля 1882 года, а свой день рождения отмечал 31 марта? (да)
2) Верно ли, что Чуковский – это настоящая фамилия писателя? (нет)
3) Верно ли, что писатель родился в Москве? (нет)
4)Верно ли, что К. И. Чуковский писал стихи и сказки в стихах? (да)
5) Верно ли, что у Чуковского было четверо детей? (да)
6) Верно ли, что сам Чуковский рос без отца? (да)
-Ребята, как же проверить правильно ли вы ответили на эти вопросы или нет? (прочитать в книге, сходить в библиотеку, посмотреть в Интернете)
Перед вами текст с автобиографией Чуковского. Внимательно прочитайте и расскажите, чем вас удивил его рассказ, самые интересные факты запишите в таблицу в части « Узнал»
Я родился в Петербурге в 1882 году, после чего мой отец, петербургский студент, покинул мою мать, крестьянку Полтавской губернии; и она с двумя детьми переехала на житье в Одессу. Мама моя была чернобровая, осанистая, высокая женщина, лицо ее, красивое и правильное, кое-где было тронуто оспой. Она, не разгибая спины, стирала чужое белье, и деньги, получаемые ею за стирку, были, кажется, ее единственным заработком. Моя мама, Екатерина Осиповна, прилагала все силы, чтобы дать нам образование: моя сестра поступила в епархиальную школу, я - во вторую одесскую гимназию. С детства я пристрастился к чтению, с малых лет начал писать стихи и поэмы. Из 5 класса гимназии я был исключён по указу об освобождении гимназии от "кухарских детей". Я самостоятельно прошел гимназический курс, сдал экзамены и получил аттестат зрелости, перепробовал немало профессий и, наконец, в 1901 году начал работать в газете "Одесские новости",где появилась моя первая статья под заглавием “К вечно юному вопросу”. Так и началась моя литературная деятельность.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Его настоящее имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Псевдоним писатель себе выдумал сам. Он даже свой день рождения отмечал не 1 апреля, а 31 марта. Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет: писал стихотворения, сказки в стихах и даже поэмы. К.И.Чуковский был очень весёлый и интересный человек, он родился 1 апреля – в день смеха. Писатель очень любил детей и старался писать для них интересные сказки в стихах. И дети очень любили его произведения. А вы любите?
Создание проблемной ситуации.
Слайд 3.Посмотрите на выставку книг. Какие книги здесь выставлены? Почему среди сказок Чуковского находятся книги зарубежных авторов?
Через два года газета направила молодого корреспондента в Лондон. Там он самостоятельно выучил английский язык и всё свободное время проводил в библиотеках. Вернувшись на родину, Чуковский стал издавать сатирический журнал, занимался переводами с английского,
Он перевёл с английского “Приключения барона Мюнхаузена”, “Приключения Тома Сойера”, Приключения Гекльберри Финна”, “Приключения маленького оборвыша”, “Принца и нищего”, “Рикки-тики-тави”, «Робинзона Крузо», Сказки Киплинга
Как вы думаете, почему он обратился к деятельности переводчика?
Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача - он не любил попусту терять время; он сочинял для детей загадки.
Попробуйте их разгадать:
Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная. (коньки)
Хожу, брожу не по лесам, А по усам и волосам. И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (расчёска) |
|
Ах. Не трогайте меня: Обожгу и без огня! – Что это? (крапива)
Лежу у вас я под ногами, Топчите меня сапогами, А завтра во двор унесите меня И бейте меня, колотите меня, Чтоб дети могли поваляться на мне, Барахтаться и кувыркаться на мне. (ковёр) |
|
А знаете ли вы, с какой сказки началась литературная деятельность?
Однажды он с семьёй возвращался с дачи, и в дороге заболел его сын Коля. Чтобы его как-то отвлечь Чуковский под стук колёс произнёс «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…»
Так и родилась его первая сказка «Крокодил»
Есть и другие сказки, которые Чуковский писал сначала для своих детей, а уж потом их печатали, и с новыми героями знакомились все дети бывшего Советского Союза. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам.
Создание проблемной ситуации
А как вы думаете, какой герой был любимым героем Чуковского? Ваши предположения обоснуйте.
Слайд 5.Любимым героем сказок К.И.Чуковского является КРОКОДИЛ. Давайте вспомним по отрывкам названия сказок, героем которых является крокодил .
1.Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами. (“Путаница”)
2.Бедный крокодил
Жабу проглотил. (“Тараканище”)
3.Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил… (“Мойдодыр”)
4…И со слезами просил:
– Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. (“Телефон”)
5.Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся Крокодил
И злодея Бармалея
Словно муху
Проглотил. (“Бармалей”)
6.А в Большой Реке
Крокодил Лежит
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное… (“Краденое солнце”)
7.Жил да был Крокодил
Он по улицам ходил…
А за ним – то народ
И поёт и орёт:
“Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище (“Крокодил”)
Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов и выставление оценок
Надеюсь, что творчество Чуковского не оставило вас равнодушными и вы обязательно будете читать и перечитывать произведения этого автора. Дополните таблицу ЗХУ
-Закончите предложения:
Я сегодня узнал …
Я научился …
Мне было …
Я рад …
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.