Предмет: алгебра 9 класс
Тема: последний урок изучения темы «Решение систем неравенств с одной переменной
Тип урока: урок обобщения изученного материала.
Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Методы обучения: практический, наглядный, словесный.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах.
Оборудование: классная и интерактивная доска, учебники, тетради, тест, карточки для работы в парах и самостоятельной работы.
Структура урока.
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
а) устная работа по теории;
б) тест.
в) Работа в парах «Найди ошибку».
3. Историческая справка. Игра «Дешифровщик»
4. Физкультминутка
5. Работа у доски
6. Самостоятельная работа (по вариантам)
7. Итог урока. Оценки.
8. Рефлексия. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Вы закончили изучение одной из ведущих тем алгебры 9 класса. И сегодня на уроке вам предстоит обобщить знания об одном математическом понятии этой темы. А поможет вам догадаться, о чем пойдет речь, решение следующего ребуса:
«отрицание» + « = »
Правильно, речь пойдет о неравенстве.
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Решение систем неравенств с одной переменной».
Итак, сегодня на уроке вы должны обобщить и систематизировать ваши знания о неравенствах с одной переменной и их системах.
II. Актуализация опорных знаний.
А сейчас я предлагаю вспомнить основные теоретические понятия данной темы.
А) Работа онлайн викторины triventy.ru
Б) Задания теста предполагают ответ «Да» или «Нет». Работа с интерактивной доской.
1. Верно ли утверждение: если х > 3 и y > 16, то х + y > 19?
2. Верно ли утверждение: если х > 4 и y > 12, то х · y < 48?
3. Является ли число 0 решением неравенства 5х – 1 < 12?
4. Является ли неравенство 7 х + 10 > 2 х – 5 строгим?
5. Существует ли целое число, принадлежащее промежутку [– 7,5; – 7,3]?
6. Верно ли, что при умножении или делении обеих частей неравенства на отрицательное число, знак неравенства не меняется?
7. Является ли число 3 решением системы неравенств ?
8. При любом ли значении параметра а верно неравенство а2 + 1 > 0?
А теперь давайте проверим, как вы выполнили задание. За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл.
Проверка с помощью интерактивной доской: Да, Нет, Да, Да, Нет, Нет, Да, Да.
В) Работа в парах
Сначала каждый работает с заданием своего варианта, а затем сосед по парте проверяет ответы. За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл.
Найди ошибку |
||||
7 + 2х > 8; 2х > 8 + 7; 2х > 15; х > 7,5.
|
7 – 3х < 5; − 3х < 5 + 7; − 3х < 12; х < −4.
|
|||
х 7 Ответ: . |
х -1,3 Ответ: k. |
|||
2 3 х
Ответ: . |
- 5 3 х
Ответ: . |
III. Историческая справка.
Из истории математики «О неравенствах» (онлайн-википендия(поиск нужной информации и отбор главного)
Понятие > и < наряду с понятием равенства возникли в связи со счетом предметов и необходимостью сравнивать различные величины. Понятиями неравенства пользовались уже древние греки. Архимед (III в до н.э) указал границы π : .
А вот кто ввел современные знаки неравенств вы узнаете разгадав зашифрованные слова.
Задание: решить неравенство. За правильный ответ учащийся получает 1 балл.
Вариант 1. 17 - х > 10 - 6х
Вариант 2. 30 + 5х ≤ 18 - 7х
Вариант 3. 6 + х < 3 - 2х
Вариант 4. 8 + 5у ≤ 21 + 6у
Вариант 5. 3у - 4 > -1 + 6у
Вариант 6. 6а - 1<12 + 7а
в |
г |
а |
м |
р |
р |
к |
и |
о |
т |
х<1 |
х>-1,4 |
х≤-1 |
у≤-3 |
х<-1 |
х<-1 |
а>13 |
-13≤у |
у≤-1 |
а>-13 |
и из правильных ответов получили имя английского ученого Гарриот (1560-1621).
Историческая справка (поиск информации Онлайн):
В 1631 г. Гарриот ввел поныне употребляемые знаки неравенства. Он рассуждал так:
• если два числа не равны, напоминающий знак параллельности нарушается, и тогда отрезки будут пересекаться, то есть иметь общую точку как слева, так и справа;
• если отрезки имеют общую точку слева, то это знак меньше;
• если два отрезка имеют общую точку справа, то это знак больше.
По сей день мы пользуемся этими знаками.
Задание: решить систему неравенств. За правильный ответ учащийся получает 1 балл.
Б |
А |
У |
Г |
М |
Е |
(-1; 0,8) |
х<-1 |
х≤-2 |
(0.2; 0,25) |
х>-1,4 |
[ 3; 6.7) |
Из правильных ответов получим имя французского математика Пьера Буге (1698-1758)
Историческая справка:
В теории и практических задачах встречаются знаки неравенства, соединенные со знаком равенства «не меньше» или «не больше». Как вы знаете, такие неравенства называются нестрогими в отличие от неравенств, содержащих знак > или < и называемых строгими. Эти символы были введены в 1734 году французским математиком Пьером Буге.
V. Работа у доски.
Сколько целых чисел являются решениями системы неравенств:
Решение.
1) 5(х - 4) – 7(х + 3) ≤ 3х – 1; 2) 11х + 6 < 12 – (х - 6);
5х – 20 – 7х – 21 ≤ 3х – 1; 11х + 6 < 12 – х + 6;
5х – 7х – 3х ≤ -1 + 20 + 21; 11х + х < 12 + 6 – 6;
-5х ≤ 40; 12х < 12;
х ≥ - 8. х < 1.
3)
х = -8, -7, -6, -5, -4, -3, -2, -1, 0, 1. 10 штук.
Ответ. 10.
VI. Самостоятельная работа.
VII. Итоги урока.
- Итак, урок наш подошел к концу. Пора подводить итоги. Сегодня на уроке вы закрепили такие важные понятия как неравенство с одной переменной и системы неравенств, узнали новые факты из истории, связанные с этим понятием. Вы все хорошо поработали, и я надеюсь, получили большое удовольствие.
А теперь каждый может сам оценить свою работу на уроке. Подсчитайте общее количество баллов, которое вы заработали на уроке.
Если количество набранных вами баллов попадает в отрезок от 12 до 20, то вы смело можете поставить себе "5";
Если сумма ваших баллов принадлежит полуинтервалу от 8 до 12, включая 8, то ваша оценка "4";
Если же вы набрали количество баллов из интервала от -1 до 8, то вам надо еще поработать над этой темой, а итоговую оценку я поставлю только после того, как проверю вашу самостоятельную работу.
VIII. Домашнее задание.
- А теперь, домашнее задание
Повторить п.6 №191,№186
Рефлексивный этап.
Что именно вы повторили на уроке?
Составить свою систему уравнений –знаний по данной теме .
- Спасибо за плодотворную работу. Желаю всем удачи и благодарю за урок. До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.