Урок по химии в 8 классе по теме «Ионные уравнения реакций»
Цели урока:
1. Научить школьников составлять ионные уравнения реакций
2. Рассмотреть условия протекания реакций ионного обмена до конца
3. Продолжать совершенствовать умения и навыки, выполняя химические опыты
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Предварительная проверка знаний учащихся – работа по вариантам (задания проецируются на экран). Время выполнения работы – около 6 минут.
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
1.Разделите перечисленные ниже вещества на два столбика – электролиты и неэлектролиты. |
||
Хлорид натрия (крист.) Хлорид натрия (раствор) Сахар (раствор) Сульфат натрия (раствор) Гидроксид калия (крист.) |
Раствор соляной кислоты Спирт Кристаллы сульфата цинка Раствор гидроксида натрия Вода дистиллированная |
Раствор гидроксида калия Твердый гидроксид калия Кристаллы сахара Раствор серной кислоты Бензин |
2. Составьте уравнения диссоциации перечисленных ниже веществ; назовите полученные ионы. |
||
KOH; H2SO4; Na2CO3 |
NaOH; H3PO4; BaCl2 |
Al(NO3)3; Ba(OH)2; HCl |
3. Пользуясь таблицей растворимости, определите вещества, которые могут образовать перечисленные ниже ионы. |
||
K+ , Sr2+ , H+ ,Cl- , CO32- , NO3- |
H+ , Na+ , Cu2+ , SO42- , I- , OH- |
Al3+ , Ca2+ , Li+ , OH- , NO2- , F- |
3. Рассказ учителя.
Вы уже знакомы с реакциями обмена. Вам также известно, что данные реакции возможны лишь в тех случаях, если в результате реакции выделяется осадок или газ или вода.
До изучения теории электролитической диссоциации реакции обмена рассматривались как взаимодействие кислот, оснований и солей. Теперь вам известно, что в расворах этих веществ молекул практически нет, а есть ионы водорода, гидроксид-ионы, ионы металлов и кислотных остатков. Отсюда следует вывод, что реакции между растворами этих веществ сводятся к взаимодействию ионов.
Найдите в учебнике определение ионных реакций и запишите его в тетрадях. (Затем один из учащихся читает это определение).
Сейчас я сформулирую основные правила составления ионных уравнений реакций:
1. Формулы веществ малодиссоциирующих, т.е. слабых электролитов, нерастворимых и газообразных веществ записываются в молекулярном виде
2. Вещество, выпавшее в осадок, обозначают ↓ и ставят ее справа возле формулы; газ - ↑.
Ионные уравнения могут быть полными и сокращенными.
Рассмотрим пример: взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария.
1. Составим молекулярное уравнение:
Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2NaCl
Проверим полученные вещества по таблице растворимости. Вещество BaSO4 - осадок, обозначим его ↓.
2. Составим полное ионное уравнение, которое складывается из схем диссоциации каждого вещества:
2Na+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- = BaSO4↓ + 2Na+ + 2Cl-
3. В полном ионном уравнении есть ионы, не изменившие своего состояния; их нужно зачеркнуть.
4. Исключив эти ионы из уравнения реакции, мы получим сокращенное ионное уравнение:
Ba2+ + SO42- = BaSO4↓
Сущность данной реакции сводится к взаимодействию ионов Ba2+ и SO42- ; в результате этого взаимодействия образуется осадок BaSO4.
Данные ионы могли входить в состав любого электролита и наблюдалась бы аналогичная реакция.
Задание. По таблице растворимости выберите любые другие электролиты, содержащие ионы Ba2+ и SO42- .
Вывод (по заданию): можно взять любой растворимый сульфат и любую растворимую соль бария (или его гидроксид).
Таким образом, сокращенные ионные уравнения показывают сущность процесса, протекающего между растворами электролитов.
4. Химический эксперимент – практические задачи.
Учащимся раздаются карточки-инструкции и они начинают по ним работать, выполняя задания.
Что делали |
Что наблюдали |
Уравнения реакций |
Проведите реакции между парами веществ |
||
1. сульфат меди (II) и гидроксид натрия |
|
|
2. карбонат натрия и соляная кислота |
|
|
3. соляная кислота и гидроксид калия (в присутствии индикатора) |
|
|
Проводя реакцию, ребята записывают наблюдения и составляют уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.
Затем трое учащихся записывают эти уравнения реакций на доске (осуществляется проверка правильности составления уравнений, а наблюдения просто озвучиваются).
Пример карточки:
№1.
1. Закончить уравнение реакции:
K2CO3 + H2SO4 ->
Запишите реакцию в полной и сокращенной ионной форме.
2. Из имеющихся на демонстрационном столе реактивов выберите пару веществ, при взаимодействии которых образуется осадок. Проведите реакцию и запишите ее в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.
№2.
1. Закончить уравнение реакции:
FeCl3 + NaOH ->
Запишите реакцию в полной и сокращенной ионной форме.
2. Из имеющихся на демонстрационном столе реактивов выберите пару веществ, при взаимодействии которых образуется газ. Проведите реакцию и запишите ее в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.