Конспект урока по литературному чтению
по программе «Начальная школа 21 века»
на тему Русская народная сказка «Снегурочка»
Урок разработала
учитель начальных классов
Субботина С.А.
Тема «Русская народная сказка «Снегурочка»
Цели и задачи урока:
· средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству;
· учить самостоятельно, искать и проверять новые знания по теме;
· способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка;
· учить соотносить поговорки с содержанием изученного произведения;
· способствовать развитию креативного мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе;
· совершенствовать психологических климат на уроке с целью укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: беседа, рассказ учителя, индивидуальная, коллективная и групповая
Оборудование: компьютерная презентация «Устное народное творчество», карточки с буквами, цветные карандаши, репродукция картин В.Васнецова «Снегурочка», индивидуальные карточки с рисунком Снегурочки, запись отрывка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», мультфильм «Снегурочка»
ТСО: интерактивная доска, ноутбук.
Ход урока
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
|
Организационный момент (психологическая гимнастика) - Какое время года наступает? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. - Вам случайно попало снежком в лицо, изобразите огорчение. -Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! -Какие красивые снеговики у вас получились. - Вы пришли веселые домой. С таким отличным настроением поработаем на уроке. Подготовка к усвоению нового материала
- Мы сегодня совершим небольшое путешествие по страницам волшебной книг и и разгадаем название этой книги и название этой удивительной страны. -Наша книга сегодня будет на экране. -Итак мы начинаем урок и открываем первую страницу .-( слайд№…) -Прочитайте, отгадайте (ученик читает вслух) -Без рук, без ног, а рисовать умеет? (мороз) -Белая скатерть все поле одела? (снег) - Ребята, что мы с вами отгадывали? (загадки) - Давайте вспомним, что такое загадка? Загадка- это произведение фольклора. В загадке предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности ,по которым можно определить отгадку. - Открываем вторую страницу нашей книги ( слайд№…) - Прочитайте 1. Много снега-много хледа -Как вы понимаете это предложение? -А, точнее, что это? (пословица) -Что такое пословица? Пословица- краткое народное изречение с поучительным смыслом. -Прочитайте следующую пословицу Лето собериха- зима поедиха -Как вы понимаете эту пословицу? -Молодцы, итак открываем следующую страницу книги ( слайд №…) -Прочитайте Зима кончается, весна начинается -Как вы понимаете это предложение? -Что мы с вами прочитали? (поговорку) -Давайте вспомним, что такое поговорка? Поговорка - краткое образное устойчивое выражение. -Мы с вами повторили, что такое загадка, пословица, поговорка. ( на экране появляется иллюстрация к сказке «По щучьему велению) -Как зовут героя сказки? -Как называется сказка? -Ребята, определите, к какому произведению можно отнести эту иллюстрацию? Разгадайте, как можно назвать удивительную страну, в которой живут эти произведения? (Фольклор). -Какие жанры фольклора вы знаете? -Молодцы! Ознакомление с новым материалом 1. Знакомство с темой урока - Мы сегодня будем работать с фольклорным произведением. А как оно называется мы с вами должны отгадать. - У вас на партах конверты с буквами. Надо из букв составить слово. Работать будете в парах. Не забудьте правило «Поднятой руки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) -Произведение, с которым мы будем сегодня работать, называется «Снегурочка» -Подберите однокоренные слова к слову Снегурочка (снег, снеговик, снежок) -Какая часть слова у них одинаковая? (корень) 2. Словарная работа -Проведем словарную работу с теми словами ,которые встретятся в тексте. ( слайд №…) Лелеять-нежиться, заботиться Миновала - прошло Нездоровиться 1. Сначала читаем по слогам 2. С ударением 3. Значение слова 4. Работаем над выразительностью (восхищение, радость, огорчение) Атласная лента - сорт шелковой гладкой блестящей ткани Сафьяновые сапоги - сафьян-тонкая мягкая окрашенная обычно в яркие цвета кожа, выделываемая козьих или овечьих шкур. ( над работай этих слов работает ученик, демонстрируя картинки на экране)
Знакомство с новым произведением. -Давайте откроем учебник на стр.138. -Сейчас я прочитаю вам произведение, а после прочтения вы, определите к какому жанру оно относится? -Сели красиво, взяли карандашики и следим за мной (текст сказки читает учитель). -Кто успел за мной проследить? -Спасибо - Чтение следующей части сильным учеником Беседа после прочитанного - Итак, к какому же жанру относится это произведение? -Кто автор сказки? Первичная проверка понимания новых знаний. - Ребята, найдите в первой части, где говорится о забавах детей? Прочитайте. -Найдите эпизод, как лепили Снегурочку. Прочитайте Практическая работа -Возьмите листы с изображением Снегурочки (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). -Давайте вместе будем дорисовывать, как постепенно появилась Снегурочка. ( чтение текста на с 139)- дети рисуют лицо. ФИЗКУЛЬМИНУТКА ( музыкальная)
Знакомство с шедеврами мировой культуры. - С каким произведением мы работаем? -К какому жанру оно относится? - Образ Снегурочки творчески вдохновлял поэтов ,писателей, художников и композиторов. -Вот так Великий художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку и написал ее образ к опере Римского-Корсаково «Снегурочка». - Полотно художника находится в Третьяковской галереи. Премьера оперы Римского-Корсакова состоялась 29 января 1882 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. - Сядьте поудобнее, представим, что мы с вами в 19 веке и послушаем отрывок оперы Римского – Корсаково «Снегурочка». -Образ «Снегурочки» вдохновлял не только поэтов, музыкантов и художников, но и режиссеров. Давайте посмотрим отрывок из кинофильма «Снегурочка».
Ознакомление с новым материалом -Вы хотите узнать окончание сказки? -Чтение 3 части.
Проверка понимания новых знаний по заключительной части -Чем заканчивается сказка? -Откройте свои рабочие тетради и давайте выполним задание № 2. (дети выполняют самостоятельно задание)
Итог урока -Ребята, какое у вас настроение в начале сказки? -А в конце сказки? -Назовите произведение, с которым мы сегодня с вам познакомились? -Можно ли сказку считать волшебной? -Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать. Вы молодцы!
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.