Тема: Рассказ А.П. Гайдара «Чук и Гек» (отрывок)
Перспективная цель: совершенствование знаний у учащихся о творчестве А. Гайдара, Некрасова, Паустовского, Заходера, К. Чуковского, Пантелеева, умений сопоставлять название произведения и его содержание, определять тему, главную мысль, позицию автора.
Актуальная цель: формирование у учащихся представлений о рассказе «Чук и Гек» А.П. Гайдара, совершенствование умений поиска информации по тексту; умений анализировать героев.
Задачи:
Обучающая - мотивировать обучающихся на восприятие и изучение рассказа А.П. Гайдара «Чук и Гек», обеспечить его восприятие, организовать анализ произведения и героев.
Развивающая – развивать коммуникативные УУД (умение сотрудничать), развивать воображение у учащихся в процессе беседы.
Воспитательная – воспитывать интерес к творчеству А.П. Гайдара.
Предметные результаты: познакомятся с рассказом А.П. Гайдара «Чук и Гек», проанализируют поведение и поступки главных героев, научатся анализировать героев.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать собственную точку зрения по поводу прочитанного.
Познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявляют основную мысль произведения, осмысливают цели чтения, читают и воспринимают на слух литературные тексты.
Регулятивные: читают в соответствии с целью чтения, осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, сопоставляют название произведения и его содержание, фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой.
Личностные: заинтересуются творчеством А.П. Гайдара.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация, учебник.
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: комбинированный
Принципы: наглядности, доступности.
Методы, приемы: словесный, наглядный, практический.
Литература: Учебник. Литературное чтение. 3 класс. 2 часть. Н.А. Чуракова с.160-165.
Конструкт урока
Этапы урока открытия новых знаний |
Деятельность учителя |
Деятельность Учащихся |
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
1. Мотивационный этап
Задача: подготовка учащихся к работе на уроке |
-Добрый день, ребята. Меня зовут Виктория Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. -Проверим готовность к уроку. -На парте у вас должны быть учебник, дневник и пенал. |
Здороваются с учителем.
Проверяют готовность к уроку.
|
Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность, принятие и освоение социальной роли ученика.
|
2. Актуализация знаний и целеполагание.
(Целеполагание и планирование деятельности) Задача: определение направления работы с текстом на уроке |
-Обратите внимание на слайд. Перед вами кроссворд. Назовите авторов произведений и по вертикали и прочитайте фамилию писателя, чье произведение мы будем исследовать.
-Что вы знаете про Аркадия Петровича Гайдара? -Давайте прочитаем небольшую справку об Аркадии Петровиче Гайдаре.
-Когда родился Гайдар? -В каком городе он родился? -Какая настоящая фамилия писателя? -Почему маленький Гайдар сбежал из дома?
-Какие произведения написал Гайдар? -С каким произведением мы познакомимся? -Верно. Значит, какую цель мы поставим на сегодняшний урок? |
-Гайдар Ответы учеников.
Читают биографию в парах. -22 января 1904г. -Льгов. -Голиков -Его отца забрали на фронт и он решил пойти за ним. -«Чук и Гек», «Тимур и его команда» -Чук и Гек. -Познакомиться с рассказом «Чук и Гек» А.П. Гайдара. |
Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Познавательные - делают выводы. Регулятивные - умение определять цель урока с помощью учителя, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока. Личностные - саморегуляция и определение мотивации к деятельности на уроке, проявление интереса к изучению новой темы. Предметные: знают биографию А. Гайдара, проявляют интерес к прочтению рассказа «Чук и Гек». |
3. Открытие нового знания
(Подготовка к восприятию. Первичное восприятие) Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста |
-С каким рассказом мы сегодня познакомимся? - Предположите, о чем это произведение? -Откроем учебники на с. 160. Прочитайте название. Как вы думаете, что такое Чук и Гек? -Вспомните: всегда ли вас дома называют по имени? -Какие ласковые прозвища есть у вас? -Рассмотрим иллюстрацию. Кто изображен? Как вы думаете, о чем будет это произведение? -Прочитайте название первой части. -Кто знает значение этого слова? -Обратите внимание на слайд. Телеграмма – это срочное сообщение, передаваемое по телеграфу. Телеграф – система связи для быстрой передачи на расстоянии и приема сообщений при помощи электрических сигналов. -Вот так выглядел телеграф (на слайде) -Предположите, о чем будет эта часть. -Давайте прочитаем эту часть по цепочке (Читают с.160-161 по цепочке) -О чем вы узнали в этой части? -Как зовут ребятишек? Сколько лет братьям? |
-Чук и Гек.
Ответы учеников. Открывают учебник. -Это имена мальчиков.
Ответы учеников.
Ответы учеников. Ответы учеников.
-Телеграмма. Ответы учеников.
Ответы учеников. Читают по цепочке, следят в учебнике. Ответы учеников. - Чук и Гек. 5 и 6 лет. |
Предметные – знают содержание рассказа «Чук и Гек». Коммуникативные - включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные - принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; осуществление контроля своей деятельность. Личностные - проявление интереса к изучению новой темы; способность к внимательному слушанию текста. |
4. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.
(Выявление первичного восприятия) Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного
(Постановка учебной задачи, проблемного вопроса) Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы |
-Помните ли вы рассказ, в котором членов семьи тоже разделяет огромное расстояние? -В рассказе Гайдаре похожая ситуация?
-Найдите подтверждение в тексте. -Предположите, что это за Синие горы? Почему они синие?
-Можем ли мы найти это название на географической карте? -Давайте найдем на карте подходящие под описание горы (слайд) -Посмотрите, какое расстояние отделяет детей от отца. -Как переживают разлуку члены семьи? Найдите фрагменты, которые описывают эти переживания. -А длительная ли эта разлука? -Разве это справедливо, когда близкие люди живут далеко друг от друга? -Почему это произошло? -Понятны ли вам переживания этой семьи? -Узнали ли мы что-то о мальчиках?
-Давайте продолжим читать и узнаем, что произошло дальше. -Что еще вы узнали о героях? (слайд) Проверка, таблица. -Кто из мальчиков старше? Найдите подтверждение в тексте -Предположите, сколько им лет. -А вы помните себя маленькими? -Кто больше похож на вас в детстве: Чук или Гек? Или и тот и другой? |
-«Растрепанный воробей» К. Паустовского -Да. Чук и Гек жили с мамой в Москве, а папа работал возле Синих гор в лесу. Ищут подтверждение в тексте. -Эти горы находятся далеко, и они такие высокие, словно сливаются с синим небом. -Нет.
-Возможно это Уральские горы.
Ответы учеников.
-Да. Целый год. Ответы учеников.
Ответы учеников. Ответы учеников. -Они любили повеселиться, попрыгать и поскакать. Читают по цепочке с.162-165.
Ответы учеников.
-Чук старше на 1 год.
-Они дошкольники 6 и 7 лет. Ответы учеников. Поднимают руки.
|
Предметные: знают содержание произведения «Чук и Гек», причины поведения главных героев. Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные - планировать деятельности; усвоение новой темы и применение её на практике; осуществление контроля своей деятельности. Личностные: проявление интереса к изучению новой темы; оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей. |
5. Закрепление и систематизация знаний (с учителем)
Чтение и анализ текста Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся; уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию; углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения |
-Маша Иванова считает, что Чук похож на ворону из рассказа «Растрепанный воробей». Вы понимаете, что она имеет в виду? Что для Чука является богатством? -Понимают ли мальчики, что телеграмма – это ценность? -Куда Чук спрятал телеграмму? -Искали ли ее братья? -Расстроились ли, что не нашли? -Как вы думаете, почему мальчики ничего не сказали матери? |
Ответы учеников.
-Да, понимают.
-В металлическую коробочку. -Да, искали. Да, расстроились. Ответы учеников. |
Предметные: знают содержание рассказа «Чук и Гек». Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные - планировать деятельности; осуществление контроля своей деятельности. Личностные: проявление интереса к изучению новой темы, умение внимательно слушать и следить за текстом. |
6. Самостоятельная работа и проверка по эталону
Обобщение. Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку |
-Ребята, теперь предлагаю вам выполнить самостоятельно задание. Я буду говорить утверждения, а вам нужно написать: да или нет. 1. Отец Чука и Гека жил в лесу возле Голубых гор. 2. У отца было двое сыновей. 3. Чук старше Гека на 1 год. 4. Чук и Гек живут в Санкт-Петербурге. 5. Мать назвала своего мужа чудаком-человеком. 6. Семья вытряхнула из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не досталось соседям. 7. Чук был запасливым мальчиком. 8. Гек не умеет петь песни. 9. Мальчики нашли металлическую коробочку с телеграммой. 10. Мальчики рассказали матери про телеграмму. -Давайте проверять. Поменяйтесь листочками. Возьмите в руки карандаш. Если у вас также – ставите плюс, если по-другому – минус. -Поменяйтесь обратно. Поднимите руку те, у кого все верно.
|
-нет
-да -да -нет -да
-нет
-да -нет -нет
-нет
Проверяют, ставят плюс/минус.
Поднимают руку. |
Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность, познавательную мотивацию учения в процессе учебной ситуаций. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять взаимоконтроль. Познавательные: умеют работать с учебником. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; признавать свои ошибки. Предметные: знают рассказ «Чук и Гек». |
7. Рефлексия
Итог урока Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. |
-Произведение какого автора мы сегодня изучили? -Что вы о нем запомнили? -Какое произведение мы изучали? -О чем это произведение? -Кто главный герой? -Что мы о них узнали? Закончите предложения: Мне все … Я не понял … Я запомню… Мне понравилось… |
-А.П. Гайдара.
Ответы учеников. -Чук и Гек. Ответы учеников. -Братья Чук и Гек. Ответы учеников. |
Личностные: способность к самоопределению и самооценки на основе критериев успешной деятельности, адекватная самооценка своих ошибок и достижений. Регулятивные: регулировать собственную деятельность. Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, рефлексия своих действий, способность строить свое высказывание и обосновывать его. Предметные: знают краткую биографию А. Гайдара, рассказ «Чук и Гек». |
8. Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания |
-Дома вам необходимо перечитать первую часть рассказа с. 160-165. |
Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.