|
прочитать и проанализировать рассказ, довиваться понимания не только фактической стороны, но и смысла изображаемых событий; учить детей оценивать их, выражать свое отношение к прочитанному; развивать наблюдательность, зоркость, выразительность, быстроту чтения; воспитывать любовь к животным, чуткое отношение к ним.
Портрет Н.Н.Носова, его книги, пластинка с записью рассказа, иллюстрации; рекомендуемый список литературы; ватман, фломастеры.
Изучение нового материала.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, целей урока.
- Ребята! Сегодня мы начинаем изучать раздел «Посмеемся вместе!». На предыдущих уроках мы знакомились с содержанием учебника, других книг; научились находить произведения по его названию, по инициалам автора в списке оглавления.
- Вспомните, пожалуйста, как можно правильно и быстро найти интересующее вас произведение в данном списке оглавления?
И поэтому я предлагаю вам сейчас самостоятельно найти этот раздел в оглавлении и ответить на следующий вопрос:
- На какой странице в учебнике находится раздел «Посмеемся вместе»?
- Ну а на следующих уроках мы прочитаем забавные, смешные и в то же время поучительные рассказы, стихотворения, сказки о людях и животных.
III. Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа о творчестве Н.Н. Носова.
- На сегодняшнем уроке мы прочитаем и проанализируем произведение «Живая шляпа». Его написал Николай Николаевич Носов (1908-1976).
2. Демонстрация портрета писателя.
- Он является автором юмористических рассказов и повестей для детей.
- Кто объяснит значение слова «юмористический»?
- Николай Николаевич писать начал с 1938 года. И тут же первые сборники его рассказов «Тук-тук-тук», «Ступеньки», «Весёлые рассказы» завоевали симпатии таких детей как вы. Популярность писателя-юмориста закрепилась повестями «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», увлекательной сказочной трилогией «Приключения Незнайки и его друзей», «Огородники», «Фантазёры».
3. Выставка детских книг Н.Н.Носова:
«Приключения Незнайки и его друзей»; «Незнайка на Луне»; «Заплатка»; «На горке»; «Бабушка Дина»; «Бобик в гостях у Барбоса»; «Про репку», «Огородники», «И я помогаю»; и др.
- Кто из вас уже читал эти или другие книги Носова?
- Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные, поучительные истории. А сейчас послушайте этот рассказ в грамзаписи и скажите:
- Можно ли его считать смешным? Почему?
4. Слушание рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа» в грамзаписи.
(В это время учащиеся следят за текстом в учебнике).
5. Беседа по прочитанному тексту.
- Что вам было непонятно в рассказе?
- Почему рассказ называется «Живая шляпа»?
- Перечислите героев рассказа.
6. Работа словарная
- комод.
7. Чтение рассказа отдельными учащимися.
Дидактическая игра «Найди предложение!»
- Найти предложение, которое начинается так: «Глядь, из под шляпы высунулся…
- О чем говорит слово «глядь»?
Слово «глядь» говорит о неожиданности действия (никак не ожидали – и вдруг…).
8. Перечитывание текста, озаглавливание частей. Выделение эпизодов, которые помогают лучше узнать героев рассказа. Составление плана на доске.
- Сколько частей в этом рассказе?
- С какого эпизода он начинается?
а) чтение I части цепочкой. Озаглавливание I части.
I-я часть – это вступление, из которого мы узнаем всю обстановку, в которой будет развиваться действие.
- Найти в тексте ответы на следующие вопросы:
- Что делал котенок Васька?
- Что с ним произошло дальше?
- Видели ли мальчики как котенок Васька попал под шляпу?
б) подготовка к выразительному чтению. Чтение II части по ролям. Озаглавливание II части.
II часть –это завязка действия, в которой описывается поведение мальчиков в данной обстановке.
- Найдите отрывок, из которого видно, что мальчики очень напуганы.
- Как себя чувствует человек, если он напуган? (Боится).
в) а сейчас мы с вами поиграем в игру «Где пословица зарыта?» (Записано на плакате).
- Составьте пословицу из слов, причем берите из них только те буквы, какие указаныв скобках. Трудно? А вы попробуйте – обязательно получится!
Уха (1); капуста (5,6); фара (3,4); халат (1,2); глагол (1,2,3); коза (3,4); велосипед (1,2,3,6); веник (5), имя (1).
(Ответ: У страха глаза велики.)
г) продолжение работы над II –ой частью.
-какой голос должен быть у человека, который боится?
Представьте себя на месте этих мальчиков, почувствуйте себя артистами и прочитайте про себя этот обрывок, чтобы подготовиться к громкому выразительному чтению, учитывая что герои напуганы.
д) чтение III части по ролям. Озаглавливание III части
III часть – это финал. Из этой части мы узнаем о том, что же всё-таки случилось, почему шляпа была живой.
- Найдите отрывок, из которого видно, что мальчики Володя и Вадик спокойно, по-деловому обсуждают сложившуюся ситуацию и принимают решение.
- Как надо читать эти строки? Почему?
- Найдите ту часть рассказа, из которой видно, что ребятам весело?
- Чему они обрадовались? Как эти строчки надо читать?
IV. Закрепление изученного материала.
1. Игра «Закончи предложение».
2. Словесное рисование, составление словесного картинного плана.
- Давайте нарисуем картинки к этому рассказу.
- Какой должна быть первая картинка?
- Где сидели Володя и Вадик?
- Чем они занимались?
- Как вы представляете кота Ваську?
- Какую картинку нарисуем дальше?
3. Работа по иллюстрации (пересказ отрывка из текста). В это время отдельные учащиеся рисуют иллюстрации на доске. Конкурс II команд.
4. Дидактическая игра «Прочитай с таким выражением лица» отрывки из текста:
V. Итог урока.
- Какой раздел начали изучать?
- Понравился ли вам рассказ?
- Кто его автор, как он называется?
- Почему этот рассказ вызывает улыбку?
- Как вы относитесь к героям этого рассказа?
- Можно ли сказать, что кот Васька и Вадик были друзьями? Откуда это видно? Прочитайте.
- Как нужно относиться к животным? Почему?
- Для тех детей, кто захочет более близко познакомиться с произведениями Н.Н. Носова, предлагаю следующий рекомендательный список: (плакат на доске).
|
VI. Домашнее задание:
Читать выразительно рассказ Н.Н. Носова «Живая шляпа», нарисовать иллюстрации к тексту, подготовить пересказ по картинному плану (с.123-126).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.