Урок по литературному чтению "Н.Носов"Живая шляпа"
Оценка 4.6

Урок по литературному чтению "Н.Носов"Живая шляпа"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
чтение
3 кл
06.05.2022
Урок по литературному чтению "Н.Носов"Живая шляпа"
Данный урок позволяет добиваться понимания не только фактической стороны, но и смысла изображаемых событий; учить детей оценивать их, выражать свое отношение к прочитанному; развивать наблюдательность, зоркость, выразительность, быстроту чтения; воспитывать любовь к животным, чуткое отношение к ним.
Урок по литературному чтению.doc

Урок чтения
                                                                                        

 

 

 

 

 

 

Тема:Цель:Н.Н. Носов. Живая шляпа.

 

 
                      ¨                                                                                                                                                                                                                                                              

прочитать и проанализировать рассказ, довиваться понимания не только фактической стороны, но и смысла изображаемых событий; учить детей оценивать их, выражать свое отношение к прочитанному; развивать наблюдательность, зоркость, выразительность, быстроту чтения; воспитывать любовь к животным, чуткое отношение к ним.

Оборудование:Портрет Н.Н.Носова, его книги, пластинка с записью рассказа, иллюстрации; рекомендуемый список литературы; ватман, фломастеры.

Тип урока:Изучение нового материала.

 

 

Ход урока:
 

 


I.  Организационный момент.

II. Сообщение темы, целей урока.

 

-         Ребята! Сегодня мы начинаем изучать раздел «Посмеемся вместе!». На предыдущих уроках мы знакомились с содержанием учебника, других книг; научились находить произведения по его названию, по инициалам автора в списке оглавления.

-         Вспомните, пожалуйста, как можно правильно и быстро найти интересующее вас произведение в данном списке оглавления?

И поэтому я предлагаю вам сейчас самостоятельно найти этот раздел в оглавлении и ответить на следующий вопрос:

-         На какой странице в учебнике находится раздел «Посмеемся вместе»?

-         Ну а на следующих уроках мы прочитаем забавные, смешные и  в то же время поучительные рассказы, стихотворения, сказки о людях и животных.

 

 

III. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа о творчестве Н.Н. Носова.

-         На сегодняшнем уроке мы прочитаем и проанализируем произведение «Живая шляпа». Его написал Николай Николаевич Носов (1908-1976).

 

2. Демонстрация портрета писателя.

-         Он является автором юмористических рассказов и повестей для детей.

-         Кто объяснит значение слова «юмористический»?

-         Николай Николаевич писать начал с 1938 года. И тут же первые сборники его рассказов «Тук-тук-тук», «Ступеньки», «Весёлые рассказы» завоевали симпатии таких детей как вы. Популярность писателя-юмориста закрепилась повестями «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», увлекательной сказочной трилогией «Приключения Незнайки и его друзей», «Огородники», «Фантазёры».

 

3. Выставка детских книг Н.Н.Носова:

«Приключения Незнайки и его друзей»; «Незнайка на Луне»; «Заплатка»; «На горке»; «Бабушка Дина»; «Бобик в гостях у Барбоса»; «Про репку», «Огородники», «И я помогаю»; и др.

-         Кто из вас уже читал эти или другие книги Носова?

-         Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные, поучительные истории. А сейчас послушайте этот рассказ в грамзаписи и скажите:

-         Можно ли его считать смешным? Почему?

 

4. Слушание рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа» в грамзаписи.

     (В это время учащиеся следят за текстом в учебнике).

 

5. Беседа по прочитанному тексту.

-         Что вам было непонятно в рассказе?

-         Почему рассказ называется «Живая шляпа»?

-         Перечислите героев рассказа.

 

6.   Работа словарная

-         комод.

 

7.   Чтение рассказа отдельными учащимися.

Дидактическая игра «Найди предложение!»

- Найти предложение, которое начинается так: «Глядь, из под шляпы высунулся…

-         О чем говорит слово «глядь»?

Слово «глядь» говорит о неожиданности действия (никак не ожидали – и вдруг…).

8. Перечитывание текста, озаглавливание частей. Выделение эпизодов, которые помогают лучше узнать героев рассказа. Составление плана на доске.

-         Сколько частей в этом рассказе?

-         С какого эпизода он начинается?

 

      а) чтение I части цепочкой. Озаглавливание I части.

     I-я часть – это вступление, из которого мы узнаем всю обстановку, в которой      будет развиваться действие.

-  Найти в тексте ответы на следующие вопросы:

-  Что делал котенок Васька?

-  Что с ним произошло дальше?

-  Видели ли мальчики как котенок Васька попал под шляпу?

 

 б) подготовка  к выразительному чтению. Чтение II части по ролям. Озаглавливание II части.

     II часть –это завязка действия, в которой описывается поведение мальчиков в     данной обстановке.

-         Найдите отрывок, из которого видно, что мальчики очень напуганы.

-         Как себя чувствует человек, если он напуган? (Боится).

 

в) а сейчас мы с вами поиграем в игру «Где пословица зарыта?» (Записано на плакате).

-         Составьте пословицу из слов, причем берите из них только те буквы, какие указаныв скобках. Трудно? А вы попробуйте – обязательно получится!

 

Уха (1); капуста (5,6); фара (3,4); халат (1,2); глагол (1,2,3); коза (3,4); велосипед (1,2,3,6); веник (5), имя (1).

     (Ответ: У страха глаза велики.)

г) продолжение работы над II –ой частью.

-какой голос должен быть у человека, который боится?

Представьте себя на месте этих мальчиков, почувствуйте себя артистами и прочитайте про себя этот обрывок, чтобы подготовиться к громкому выразительному чтению, учитывая что герои напуганы.

д) чтение III части по ролям. Озаглавливание III части

III часть – это финал. Из этой части мы узнаем о том, что же всё-таки случилось, почему шляпа была живой.

-  Найдите отрывок, из которого видно, что мальчики Володя и Вадик спокойно, по-деловому обсуждают сложившуюся ситуацию и принимают решение.

-  Как надо читать эти строки? Почему?

-  Найдите ту часть рассказа, из которой видно, что ребятам весело?

-  Чему они обрадовались? Как эти строчки надо читать?

 

IV. Закрепление изученного материала.

1.     Игра «Закончи предложение».

2.    Словесное рисование, составление словесного картинного плана.

-         Давайте нарисуем картинки к этому рассказу.

-          Какой должна быть первая картинка?

-         Где сидели Володя и Вадик?

-         Чем они занимались?

-         Как вы представляете кота Ваську?

-         Какую картинку нарисуем дальше?

3.     Работа по иллюстрации (пересказ отрывка из текста). В это время отдельные учащиеся рисуют иллюстрации на доске. Конкурс II команд.

4. Дидактическая игра «Прочитай с таким выражением лица» отрывки из текста:

 

 

 

 

 

 

 

 

 


V. Итог урока.

-         Какой раздел начали изучать?

-         Понравился ли вам рассказ?

-         Кто его автор, как он называется?

-         Почему этот рассказ вызывает улыбку?

-         Как вы относитесь к героям этого рассказа?

-         Можно ли сказать, что кот Васька и Вадик были друзьями? Откуда это видно? Прочитайте.

-         Как нужно относиться к животным? Почему?

-         Для тех детей, кто захочет более близко познакомиться с произведениями Н.Н. Носова, предлагаю следующий рекомендательный список: (плакат на доске).

 

 

                  

                   Читайте рассказы Н.Н. Носова!

                               Начинайте с книг:

Ступеньки.

Фантазеры.

   Дружок.

 
 

 

 

 


         

 

 

 

  

     

 

 

 VI. Домашнее задание:

     Читать выразительно рассказ Н.Н. Носова «Живая шляпа», нарисовать иллюстрации к тексту, подготовить пересказ по картинному плану (с.123-126).

          

 

 

 

 

 

               

 

 


Портрет Н.Н.Носова, его книги, пластинка с записью рассказа, иллюстрации; рекомендуемый список литературы; ватман, фломастеры

Портрет Н.Н.Носова, его книги, пластинка с записью рассказа, иллюстрации; рекомендуемый список литературы; ватман, фломастеры

III. Изучение нового материала

III. Изучение нового материала

Слово «глядь» говорит о неожиданности действия (никак не ожидали – и вдруг…)

Слово «глядь» говорит о неожиданности действия (никак не ожидали – и вдруг…)

Как надо читать эти строки? Почему? -

Как надо читать эти строки? Почему? -

Для тех детей, кто захочет более близко познакомиться с произведениями

Для тех детей, кто захочет более близко познакомиться с произведениями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2022