Урок по литературному чтению.
Тема: Стихотворения И. Гамазковой «Живая азбука» и С.Маршака «Автобус номер двадцать шесть».
План урока.
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урока чтения. Давайте проверим готовность к уроку. Я вам загадываю загадки, а вы мне показываете ответ на загадку. Приготовьтесь.
1.Два братца через дорогу живут, друг дружку не видят. /Глаза/
2.Если бы не было его, не сказал бы ничего. /Язык/
3.Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает./ Книга/
4.Не
лишился друг чтоб слуха,
Не кричи ему ты в.…/ухо /
Молодцы! Я вижу, что все и всё готово к уроку!
2. Речевая разминка
Работа над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения.
“Звукоподражание”. А теперь вспомните и воспроизведите:
Над
ухом звенит комар: з-з-з.
Проснулся жук: ж-ж-ж.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
Близко стрекочет сорока: ч-ч-ч (громко).
Улетает всё дальше и дальше: ч-ч-ч (тихо)
– Прочтите чистоговорку:
Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.
Ор-ор-ор – подмели мы двор.
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
– Прочтите слоги на одном выдохе:
на-ня-ла-ля
са-ся-за-зя
ба-бя-да-дя
- Мы выполнили разминку, для того чтобы выработать у себя правильное дыхание и четкое произношение.
3. Проверка домашнего задания
· Ребята! Я вам сейчас буду читать строчки их стихотворение, которое вы знаете, а вы заканчиваете эти строчки.
Учитель читает стихотворение « Кто как кричит?», а класс заканчивает строчки из этого стихотворения.
· Ребята! А как называется это стихотворение?
· « Кто как кричит?»
· А вы не заметили ничего необыкновенного, когда заканчивали строки?
· Да! Звери не правильно издавали звуки!
· Молодцы! В веселых стихотворениях рифма подсказывает неверный по смыслу ответ. Это не страшно, но зато весело и смешно.
Гамазкова Инна в детстве хотела стать врачом. В семь лет ее любимой книгой был «Волшебник изумрудного города». Она веселая, остроумная и доброжелательная.
Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением Инны Гамазковой.
4. Постановка цели урока.
– Разгадайте ребусы:
– Что такое алфавит?
– Что такое азбука?
– Сколько букв в алфавите?
– В каких случаях пригодится знание расположения букв в алфавитном порядке?
– Как же образовались слова алфавит и азбука?
Буква «А» похожа на перевернутую вниз рогами голову быка. Бык на языке древних
воинствующих народов Аравии назывался алеф. Вторая буква алфавита была похожа
на дом. Дом назывался бет. Алефбет – это название состоит как бы из двух
склеенных первых букв древней азбуки. Во время своих путешествий слово
«алефбет» все время изменялось и дошло до нас как «алфавит».
Но у нас есть для него и второе название – азбука. А оно откуда?
По-древнерусски первая буква алфавита называлась аз, вторая – буки. Вот и
получилось аз-буки, или азбука. А слово «букварь» означает «собрание букв»,
равно как «словарь» – собрание слов.
Сегодня на уроке мы продолжим чтение произведений на тему «Жили-были буквы».
5. Изучение нового материала.
- Откройте учебник стр. 18 .
Чтение стихотворения И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука».
– Прочтите фамилии
авторов.
– Прочтите название стихотворения.
– Рассмотрите иллюстрации.
– Как вы думаете, о чем расскажет это стихотворение?
– Сравните это
стихотворение со стихотворением «Кто как кричит?». Что в них общего?
– Чем эти два стихотворения отличаются?
Игра «Подбери рифму».
Учитель называет слово, а ученики подбирают к нему слова, согласующиеся по звучанию.
Упала (молчала,
читала, кричала).
Бочка(почка, кочка, ночка, дочка).
На окне (на стене, во дворе, на траве, на заре).
6. Продолжение изучения нового материала.
Откройте в учебнике стр. 19
Чтение стихотворения С. Маршака «Автобус номер двадцать шесть».
–
Кто автор этого произведения?
– Как называется это стихотворение?
– Рассмотрите иллюстрации к произведению.
– Предположите, о чем или о ком стихотворение.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми
словами:
ав-то-бус – автобус
верб-люд – верблюд
гип-по-по-там – гиппопотам
дель-фин – дельфин
вполз-ти – вползти
на-воз-ный – навозный
про-вор-ча-ла – проворчала
за-спо-ри-ла – заспорила
по-ссо-рил-ся – поссорился
про-жуж-жал – прожужжал
–
Прочтите самостоятельно стихотворение.
Далее учащиеся читают стихотворение вслух цепочкой по одной строке.
–
Что необычного в этом автобусе?
– О ком это стихотворение?
– Прочтите обращение автора к читателям.
– Какой совет скрывается в последнем четверостишии?
– Обратите внимание на строки в этом стихотворении. Здесь скрывается секрет.
Если вы выпишете первые буквы каждой строчки, то вы его отгадаете.
– Какой секрет вы открыли?
– Какие буквы алфавита не использовал автор?
– Есть ли среди пассажиров автобуса малоизвестные вам животные?
Игра «Назовите буквы».
Учитель на доске открывает рисунки со сказочными буквами.
–
Какие буквы вы видите? Назовите!
– Внимательные люди – художники – увидели и показали буквы вокруг нас. А какие
буквы видите вы вокруг, рядом, дома, на улице?
– Нарисуйте и вы сказочные буквы.
.
7. Итог урока.
Ответьте на вопросы:
– Что такое алфавит?
– С какими произведениями мы познакомились на
уроке?
- Кто был героями стихотворения?
-
Какой секрет скрывался в этом стихотворении?
– Какой совет дает С. Маршак читателям?
8. Рекомендации для занятий в семье.
1)
подобрать материал об одной из букв алфавита (стихотворение, картинка с
изображением предметов). Оформить на листе А4.
2) перечитать понравившиеся произведения первого раздела «Жили-были буквы».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.