Тема: Доли и дроби
Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию знаний о доли и дроби в процессе решения математических задач.
Актуальная цель: сформировать представление у обучающихся о доли и дроби в процессе решения математических задач.
Задачи:
Обучающая - моделировать ситуации, раскрывающие смысл понятия «доли» и «дроби», выделять доли от математического объекта, называть доли, записывать дроби.
Развивающая - развивать речь, развивать умение осуществлять поиск информации и применять ее в конкретной ситуации.
Воспитательная - воспитывать ответственность, любовь к математике.
Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): узнают, что такое доля и дробь, научатся выделять доли от математического объекта, называть доли, записывать дроби.
Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):
Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию отличать новое от уже известного; добывать новые знания.
Регулятивные: по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям.
Личностные (соответствуют поставленным задачам): способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: учебник, тетрадь, интерактивная доска, сигнальные карточки (смайлики), 3 яблока, нож, раздаточный материал.
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: комбинированный
Принципы: принцип деятельности, принцип комфортности, принцип целостного представления о мире.
Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.
Конспект урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
|
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Посмотрите на парты, все ли мы приготовили к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал. -Если у вас все готово к уроку, то поставьте руку на локоток. -А какое арифметическое действие позволяет разделить целый объект на части? -Знание этого материала вам поможет в изучении нового. |
Здороваются с учителем. Готовятся к уроку.
Поднимают руку.
-Деление. |
Коммуникативные: учатся слушать и понимать учителя. Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность, принятие и освоение социальной роли ученика. Регулятивные: способность к саморегуляции. Предметные: знают арифметическое действие деление. |
|
-Начнем работать с небольшого задания. -Открываем тетради и записываем дату и Классную работу. В конце не забываем ставить точку. -Отступаем две клеточки вниз и одну клеточку слева, ставим точку. (На доске появляются выражения: 512:16 648:27 232:8 560:7) -На доске изображены выражения, вам необходимо их решить, можете в столбик, после решения запишите ответы ниже в строчку, через клетку в порядке увеличения. Кто выполнит, ставим руку на локоток. -Давайте проверим, что вы написали. Поменяйтесь тетрадями. Возьмите в руки карандаш. -Катя, прочитай, что у тебя записано. Все согласны? Если у вас также, поставьте плюс, если что-то неправильно – ничего не ставьте. -Поменяйтесь обратно тетрадями. Поднимите руку те, у кого стоит плюс. -Молодцы. -Какое арифметическое действие мы выполняли? -А как вы думаете, мы можем делить только числа на части? -Приведите примеры жизненных ситуаций, когда вам приходилось разделить целое на части. (Учитель достает яблоко) -Ребята, представляете, ко мне сегодня придет друг Егор, а у меня только одно яблоко. Что мне нужно сделать? -А как мы будем делить? -А что нужно сделать, чтобы было поровну? -А как вы думаете, как называется равная часть? -Значит. Что нам нужно сделать?
-На сколько частей мне придется делить яблоко? (Учитель делить яблоко на две части) -Как я разделила яблоко? (Показывает одну половину яблока) -А как называется одна часть? -На сколько частей я разделила яблоко? -Сколько в целом у меня сейчас частей яблока? -На сколько частей разделили яблоко? -Как можно назвать половину яблока? -Ребята, подумайте, почему одна вторая доля? (Учитель показывает обе части яблока) -Вот одна часть, а вот вторая часть яблока. Всего их сколько? -К нам пришла наша подруга Катя и нас стало трое. А яблоко одно. Что нам нужно сделать с яблоком, чтобы он всем достался? -А как нам нужно разделить? -А на сколько частей нужно разделить яблоко? (Делит яблоко на три равные части) -Как называется одна часть? -Сколько всего частей? -Сколько таких долей в целом яблоке? -К нам пришла наша подруга Марина и нас стало четверо. А яблоко одно. Что нам нужно сделать с яблоком, чтобы он всем достался? -А как нам нужно разделить? -А на сколько частей нужно разделить яблоко? (Делит яблоко на четыре равные части) -Как называется одна часть?
-Сколько всего частей? -Сколько таких долей в целом яблоке?
-Молодцы. Давайте потренируемся немного. Покажите одну вторую долю яблока. -Покажите одну треть. -Покажите одну четвертую долю. -Как вы думаете, какая из этих частей больше: одна вторая доля или одна четвертая доля? -Почему она больше? -Теперь сравните одну третью и одну четвертую доли. Какая из них больше? -Сравните одну вторую и одну третью доли. Какая больше? (Учитель раздает бумажные круги, квадраты и прямоугольники каждому ребенку) -Возьмите, пожалуйста, в руки круг и сложите его пополам. (Показывает, как нужно складывать) -На сколько частей мы сложили круг? -Покажите. -Возьмите в руки ножницы и разрежьте круг по линии сгиба. (Показывает, как нужно разрезать круг) -Сколько частей у нас получилось? -Какие эти части? -Как можно доказать, что это равные части? -Сколько у нас частей в целом? -Как нам назвать одну часть? -Возьмите в руки квадрат. -Сложите его пополам.
-Покажите, кто сложил по диагонали. -У вас правильно. -Покажите, кто сложил вдоль. -У вас тоже правильно, молодцы. -Давайте разрежем по линии сгиба квадрат. (Тоже разрезает квадрат) -Сколько всего частей у нас получилось? -Как называется одна часть? -А как обозначить одну вторую долю квадрата числом? -Что у нас возникло? -Возникло затруднение, что нужно сделать? -Где возникло затруднение? -Почему возникло затруднение? -Используя слова «я не смог это сделать, потому что…» объясните свою причину затруднения.
-Что нужно сделать, чтобы выйти из ситуации затруднения? -Что нам поможет выйти из затруднения? |
Открывают тетради. Записывают дату и «Классная работа». Ставят точку. Отступают две клетки вниз и одну клетку слева, ставят точку.
512:16=32 648:27=24 232:8=29 217:7=31
24 29 31 32
Меняются тетрадями и проверяют ответы соседа. -24 29 31 32 -Да
Меняются обратно тетрадями. Поднимают руки.
-Деление.
-Мы можем делить не только числа.
-Например, конфеты, яблоко, торт, хлеб и т.д.
-Нужно разделить яблоко.
-Мы будем делить его поровну. -Значит. Нужно разделить на равные части. -Равная часть называется доля.
-Нам нужно разделить на равные части или на равные доли. -Придется делить на две части.
-Поровну.
-Половина. - яблоко разделили на две части.
-Две части.
-Яблоко разделили на две равные части, или на две половины. -Можно сказать, что половина яблока – это одна вторая доля яблока. -Потому что яблоко разделили на две части.
-Всего две части.
-Нужно разделить яблоко.
-Поровну. -На три части.
-Одна третья доля или одна треть. -Три доли. -Три доли. Делят яблоко на четыре части.
-Нужно разделить яблоко.
-Поровну.
-Одна четвертая доля или одна четверть. -четыре. -4 таких долей в целом яблоке.
Показывают одну вторую долю.
Показывают одну треть. -Показывают одну четвертую долю. -Больше одна вторая доля.
-Потому что она больше по размерам.
-Больше одна третья доля.
-Больше одна вторая.
Берут круг и складывают его пополам
-На две части.
Показывают. Разрезают круг на две части.
У нас получилось две части. -Равные. -Нужно наложить части друг на друга. -Две части. -Одна вторая доля или половина. Берут в руки квадрат. Кто-то складывает по диагонали, кто-то вдоль. Показывают.
-Показывают.
-Разрезают.
-Всего две части.
-Одна вторая доля или половина. -Мы не знаем.
-Затруднение. -Нужно остановиться и подумать.
-В обозначении долей. -Мы не знаем, как обозначить доли. -Я не смог это сделать, потому что не знаю, как обозначить долю числом. Я не смог это сделать, потому что не могу объяснить. -Нужно все узнать о доле.
-Учебник, учитель, справочник. |
Предметные: умеют выполнять действие деление. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: обобщение знаний. Личностные: умение оценить свое задание. Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль, способность к саморегуляции. |
|
-Какая цель сегодняшнего урока?
(Учитель выдает карточки, где написаны цели в разном порядке: Я узнаю, как называются доли. Я узнаю, что такое доли. Я узнаю, как обозначать доли. Я узнаю, что такое дробь.) -Давайте поставим личную цель. У вас на столах лежат карточки, вам нужно поставить цели в правильном порядке. Работайте в парах. -Итак, ребята. Что сначала мы узнаем? -Молодцы. Что дальше?
-А потом?
-И на последок, что мы узнаем? -Молодцы, ребята. |
-Цель сегодняшнего урока: Узнать, как обозначать доли.
В парах выполняют задание.
-Сначала мы узнаем, что такое доля.
-Дальше мы узнаем, как называются доли. -Потом мы узнаем, как обозначать доли -В конце мы узнаем, что такое дробь. |
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Личностные: способность к самоопределению. |
Физкультминутка |
-Давайте немного разомнемся. Мы решали, мы решали. Что-то очень мы устали. Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.) Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.) Раз присядем, (Приседания.) Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.) Улыбнемся, Тихо сядем. |
Выполняют за учителем движения. |
|
|
-Откроем учебник по закладке на с.3.
-Прочитайте тему урока. -Ребята, как вы думаете, что нового вы узнаете? -Прочитайте первое предложение. Что нового вы узнали? -Расскажите соседу, что такое доля. -Какая была наша вторая цель? -Что для этого нужно сделать? -Давайте прочитаем второе предложение. -Теперь нам нужно назвать эти доли. Как называются эти доли? -Давайте прочитаем дальше. Прочитайте третье предложение. -Как назвать долю яблока? -Как назвать долю рулета? -А как назвать долю шоколадного батончика? -Возьмите в руки полоску. Сложите ее на четыре равные части. (Показывает, как нужно сложить) -Сколько частей всего? -Какие это части? -Как назвать одну такую часть? -Покажите одну четвертую долю. -Покажите еще одну четвертую долю. -Покажите еще одну четвертую долю. -Покажите еще одну четвертую долю. -Давайте прочитаем четвертое предложение. -Что вы заметили на рисунке?
-Давайте узнаем, что это за числа. Прочитайте пятое предложение. -Что нового вы узнали? -А как понять, куда какие числа писать? -Давайте прочитаем дальше. -Расскажите соседу, что нового вы узнали. -Давайте прочитаем дальше. -Что вы узнали?
-А как вы думаете, есть ли название у этой записи долей? -Давайте прочитаем дальше и узнаем.
-Что такое дробь?
-Молодцы. |
Открывают учебник на с.3.
-Доли и дроби. -Я узнаю, что такое доля и дробь.
Читают первое предложение. -Мы узнали, что такое доля. Рассказывают соседу, что такое доля. - Я узнаю, как называются доли. -Прочитать дальше правило. Читают второе предложение.
-Не знаем.
Читают третье предложение.
-Одна вторая доля. -Одна третья доля.
-Одна восьмая доля. Складывают полоску.
-Четыре части. -Равные. -Одна четвертая доля или четверть. Показывают. Показывают.
Показывают.
Показывают.
Читают четвертое предложение.
-В каждом отрезке изображены числа.
Читают пятое предложение.
-Что доли обозначают двумя числами. -Не знаем.
Читают 6 предложение. Рассказывают друг другу.
Читают 7 предложение. -Узнали, что, если мы возьмем 2 части торта, который разделили на 5 таких частей, от это можно записать так: 2/5. -Наверное.
Читают последнее предложение.
-Дробь, это число, которое обозначает долю. |
Личностные: проявлять интерес к изучению темы. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: включаться в диалог; проявлять инициативу и активность. Регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала. Предметные: знают, что такое доля и дробь, как она называется.
|
|
-Выполним №1 устно.
-Прочитайте задание. Что нужно сделать?
-На сколько частей разделен первый круг? -Коля, что означает запись под этим кругом? Почему?
-Молодец. Марина, на сколько частей разделен второй круг? -Что означает запись под этим кругом? Почему?
-Молодец. Маша, на сколько частей разделен третий круг? -Что означает запись под этим кругом? Почему?
-Молодец. Максим, на сколько частей разделен четвертый круг? -Что означает запись под этим кругом? Почему?
-Алиса, прочитай задание в этом номере под цифрой 2. -Прочитай дроби, пожалуйста. -Молодец. |
Читают задание. -Нужно прочитать и объяснить записи под каждым рисунком. -На три части.
-Эта запись означает количество закрашенных частей. Так как под чертой – общее количество долей в этом кругу, а над чертой – количество закрашенных долей. -На четыре части.
-Эта запись означает количество закрашенных частей. Так как под чертой – общее количество долей в этом кругу, а над чертой – количество закрашенных долей. -На шесть частей.
-Эта запись означает количество закрашенных частей. Так как под чертой – общее количество долей в этом кругу, а над чертой – количество закрашенных долей. -На восемь частей.
-Эта запись означает количество закрашенных частей. Так как под чертой – общее количество долей в этом кругу, а над чертой – количество закрашенных долей. -Прочитай дроби.
-три седьмых, одна десятая, две двадцать пятых, четыре семнадцатых, девять сотых. |
Предметные: знают, что такое доля, как называются доли и умеют сравнивать доли. Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность в процессе выполнения математических заданий. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
|
-Выполним №2 в тетради. Запишите номер 2. Прочитайте задание.
-Что нужно сделать? -Давайте назовем их. -Как называется доля в первом прямоугольнике? -Правильно. Во втором прямоугольнике? -В третьем? -В четвертом? -Молодцы. Что еще нужно сделать? -Как мы обозначим эти доли? -Что в дроби обозначает число, записанное под чертой, и число, записанное над чертой?
-Как мы запишем долю первого прямоугольника? Катя выйди запиши на доске. Как она называется? Вы согласны, ребята? Катя записывает на доске, а вы в тетрадях. Не забываем, что для записи дроби мы используем две клетки. -Во втором прямоугольнике? Как она называется? Все согласны? -А третьего? Как она называется? Все согласны? -А четвертого? Как она называется? Все согласны? -Молодцы, ребята. Мы все задание выполнили? -Что еще нам нужно сделать?
-Миша, назовешь закрашенные части в каждом прямоугольнике? -Все согласны? -Кристина, запишешь на доске эти части в виде дробей? -Молодец. Ребята, как выдумаете, в первом прямоугольнике, какая часть больше: закрашенная или незакрашенная? -Во втором прямоугольнике? -В третьем? -В четвертом? -Молодцы. |
Записывают номер. Читают задание.
-Назвать каждую из незакрашенных долей прямоугольника. -Одна вторая доля или половина.
-Одна четвертая доля или четверть
-Одна шестая доля -Одна девятая доля -Нужно обозначить эти доли. -Мы их обозначим дробью. -Под чертой записано число, которое обозначает количество, на сколько равных частей разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. -Мы запишем ее так: 1/2. Одна вторая
-Да.
-Долю второго прямоугольника мы запишем так: 1/4. Одна четвертая. Да. -А долю третьего прямоугольника так: 1/6. Одна шестая. Да -А долю четвертого мы запишем так: 1/9. Одна девятая. Да. -Нет.
-Нужно назвать закрашенную часть прямоугольника. -Да. Одна вторая, три четвертых, пять шестых, восемь девятых. -Да. -Да. ½, ¾, 5/6, 8/9.
-Одинаково.
-Закрашенная. -Закрашенная. -Закрашенная. |
Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность в процессе учебной ситуации. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять самоконтроль. Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; признавать свои ошибки. Предметные: знают, что такое доля и дробь, как называются доли и дроби и умеют их сравнивать. |
|
-Теперь предлагаю, вам выполнить задание самостоятельно. (Учитель раздает карточки с заданием) -Я вам выдала карточки с заданием. Прочитайте его. -Что такое сегмент? -Верно. Задание выполняем на карточках, не забываем подписать. -После выполнения ставим руку на локоток. -Кто выполнил, сдаем листочки. |
-Закрасьте сегмент, соответствующий дроби -Это часть чего-либо.
Выполняют задание. |
Личностные: обучающиеся проявляют самостоятельность. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: применяют полученные знания на практике. Коммуникативные: умение слушать объяснения учителя. Предметные: знают, что такое дробь, как она называется. |
|
-Итак, ребята, что нового мы узнали на уроке и чем мы сегодня занимались? -Что вам было трудно сделать на уроке? -Что интересного было на уроке? -Достигли ли мы своей цели? -На столе у вас лежат смайлики разных цветов. Зеленый смайлик – это у вас все получилось, было все понятно. Желтый смайлик – у вас что-то не получилось, были затруднения. И красный смайлик – это у вас ничего не получилось или было слишком сложно. Поднимите вверх тот смайлик, которое соответствует вашему настроению к концу нашего урока. |
-Мы узнали, что такое доли и дроби, как называется доля, как называются дроби и научились сравнивать доли. Ответы учеников
Ответы учеников -Да Поднимают смайлик |
Личностные: способность к самоопределению и самооценки на основе критериев успешной деятельности, адекватная самооценка своих ошибок и достижений. Регулятивные: регулировать собственную деятельность. Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, рефлексия своих действий, способность строить свое высказывание и обосновывать его. |
|
-Ребята, дома вы должны будете выполнить № 1 и 2 в рабочей тетради на с. 10. Всем понятно? |
Слушают учителя.
-Да. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.