Тема: Жизнь земноводных весной.
Цели: ввести понятия «земноводные», «головастики»; выделить общие черты и различие лягушки и жабы; рассмотреть развитие лягушки; познакомить с другими земноводными – тритоном и саламандрой; развивать познавательный интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи: показать отличительные признаки жизни весной; развивать познавательный интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе;
Здоровьесберегающая : способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки ,отдых для глаз,релаксацию с использованием здоровьесберегающей технологии.
Тип урока :ОНЗ
Планируемый результат:
Формируемые УУД:
Личностные : выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Предметные: учиться высказывать свое предположение.
Метапредметные:
Познавательные :делает выводы в результате совместной работы всего класса.
Регулятивные : уметь оценивать результат. смысловое чтение научного текста; анализ, синтез, сравнение;
Коммуникативные: воспринимать речь собеседника, не перебивая
Фома работы :фронтальная , в парах, индивидуальная;
Оборудование :учебник Н.Ф.Виноградова, Окруж.мир 2часть стр 83-84,рабочая тетрадь.
Ход урока:
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
- Отгадайте загадку:
В лесу и на болоте
Вы нас всегда найдёте:
На поляне, на опушке,
Мы – зелёные … (лягушки) Слайд 2
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (Ответы детей.)
- Откройте страницы 83-84 учебника, рассмотрите их. Как называется тема нашего урока? (Жизнь земноводных весной.)
Какие задачи мы себе поставим на уроке сегодня?(Узнать кто такие земноводные? Почему их так называют? Как они размножаются ?Выделить общие черты лягушки и жабы…
- А кто такие земноводные? (Ответы детей.)
II. Работа над новой темой.
1. Работа по учебнику.
- Проверим вашу догадку. На с. 84 прочитаем текст. (Чтение научного текста из учебника).
- Правы ли вы оказались? (Ответы детей.) Придумайте к этому тексту заголовок.
- Откройте с.83 учебника. Найдите рисунок и задание к нему. Что предлагается вам сделать? (Используя рисунок, рассказать о развитии лягушки).
Учащиеся рассматривают иллюстрацию учебника.
- Кто может рассказать о развитии лягушки? (Ответы детей.)
III. ЭОР. Интерактивная программа «Человек. Природа. Общество»
- Ребята, хотите посмотреть фильм, как наша икринка превратилась в лягушку! (Просмотр анимации «Развитие лягушки») Слайд 3--4
- Скажите, ваш рассказ о развитии лягушки не отличается от увиденного? (Ответы детей.)
IV. Ролевая игра (две девочки разыгрывают разговор лягушки и жабы.)
- Как-то вечером встретились лягушка и жаба. Вам интересно узнать, о чём они говорили? Слушайте внимательно!
Жаба. Здравствуй, Лягушка!
Лягушка. Здравствуй, Жаба!
Жаба. Почему ты так быстро и далеко прыгаешь?
Лягушка. А потому, что задние лапки у меня длиннее, чем у тебя, и мне удобно им отталкиваться и прыгать.
Жаба. А мне тяжело прыгать, мне с моими короткими лапками удобнее ходить.
Лягушка. Посмотри, какая у меня гладкая и скользкая кожа. В год я четыре раза переодеваюсь – меняю свою кожу, и всякий раз съедаю поношенное платье.
Жаба. А у меня кожа покрыта бугорками. Они такие красивые!
Лягушка. Скажи, Жаба, а почему ты держишь голову очень близко к земле? Я вот всегда голову вверх приподнимаю!
Жаба. А потому, что я питаюсь насекомыми, которые ползают по земле. А ты охотишься за летающими насекомыми.
Лягушка. Почему-то я совсем не вижу тебя днём?
Жаба. А я вообще не люблю солнечный свет, мои зрачки днём превращаются в узкие щёлки. Зато я прекрасно вижу в темноте, поэтому на охоту отправляюсь только после захода солнца.
Лягушка. Ну, тогда удачной охоты!
V. Физкультминутка.
На болоте две подружки, две зелёные лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Влево, вправо наклонялись и обратно возвращались.
VI. Работа в парах. Работа с таблицей «Что сравнивается»
У кого |
Кожа |
Время охоты |
Способ передвижения |
Держит голову |
||||
гладкая |
с наростами |
день |
ночь |
прыгает |
ходит |
приподнятой |
ближе к земле |
|
У лягушки |
|
|
|
|
|
|
|
|
У жабы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся получают таблицу. Приложение 1.
- Посмотрите внимательно на таблицу. Как она называется? (Что сравнивается)
- Скажите, что вам нужно будет сравнить? У кого? (Нужно сравнить кожу, время охоты, способ передвижения и как держат голову лягушка и жаба)
- Ребята, вам нужно выбрать нужную характеристику земноводного и знаками + или – отметить в таблице.
VII. Самопроверка выполненной работы (на экран выводится правильный ответ) Приложение 2.
VIII. Просмотр презентации «Разнообразие земноводных». Приложение 3.
- Мир земноводных разнообразен. Какие ещё животные прекрасно себя чувствуют в воде и на суше, узнаем, посмотрев презентацию (Слайд 1.)
- Озёрная лягушка. Живёт в достаточно глубоких водоёмах. В случаях опасности озёрная лягушка обычно прячется в воде. Охотится она преимущественно на суше, вдоль берегов водоёмов. (Слайд 5.)
- Травяная лягушка – одна из самых распространенных лягушек. (Слайд 6.)
- По окраске лягушки бывают разные: голубые, зелёные, жёлтые, краснобрюхие, белые. (Слайд 7.)
- Есть лягушки массой более 3 кг. (Слайд8.)
- Самая маленькая лягушка – кокоа – помещается на указательном пальце. Она обладает самым сильным ядом в мире животных. (Слайд 9.)
- Зелёная жаба предпочитает открытые места: поля, луга, поймы рек. Обитает в Вологодской и Кировской областях. (Слайд 10.)
- Австралийская жаба. Засушливый период проводит зарывшись в норе, предварительно запасая воду в больших подкожных полостях и в полости тела. (Слайд 11.)
- Тритон гребенчатый. Гребень служит для увеличения кожного дыхания.
Хвост для тритона – дело наживное: рыба ли хвост отхватит, рак ли – тритону эта беда не беда: он не то что хвост – даже новую лапку может отрастить (Слайды 12-13.)
- Пятнистая, или огненная, саламандра достигает в длину 20 – 25 см. Очень любит дождливую погоду, за что её прозвали «дождевой ящерицей» (Слайд 14.)
IX Работа в группах (Объединить изображенных животных в группы)
X Рефлексия.
- Ребята, вам понравился урок?
- Какой вид деятельности вам особенно понравился?
- Кто такие земноводные?
- На кого похожи головастики, вылупившиеся из икринок?
- Как развивается лягушка?
- Какие бывают лягушки?
- Как отличить жабу от лягушки? (У лягушки кожа гладкая, у жабы – с бугорками.)
- Что общего у всех земноводных? (Голая кожа.)
- Чем отличаются тритон и саламандра от лягушки и жабы? (Наличием хвоста.)
- Как вы думаете, почему нужно бережно относиться к миру земноводных?
- В каких произведениях действующим лицом выступает лягушка? («Теремок», М.Михайлов «Лесные хоромы», «Царевна-лягушка», С.Михалков «Аисты и лягушки», В.Сутеев «Кораблик» и др.)
XI Самооценка
XI Домашнее задание: закончить работу в рабочих тетрадях
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.