Урок по рассказу А.И.куприна "Гранатовый браслет" "Великая тайна любви"
Оценка 4.7

Урок по рассказу А.И.куприна "Гранатовый браслет" "Великая тайна любви"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл—11 кл
22.10.2020
Урок по рассказу А.И.куприна "Гранатовый браслет" "Великая тайна любви"
Урок рассчитан на 2 часа. Рассматривается знание текста рассказа, материалы по биографии Куприна, нравственные уроки рассказа. Урок погружает учащихся в мир любви, выбора, понимания. Учит умению понимать и прощать, видеть настоящее
КупринВеликая тайна любви .docx

 

«Великая тайна любви» (по мотивам повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)

Цель. Выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна (на основе рассказа «Гранатовый браслет»)

Задачи:

Осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и другими источникам.

Развивать умение видеть мир чувств и переживаний героев, чувство образной речи,  логическое мышление и монологическую речь.

Воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание

Метод: технология развивающего обучения

Приёмы: проблемная ситуация, слово учителя, фронтальный опрос, мозговой штурм, использование ИКТ, работа в группах, работа с раздаточным материалом.

Тип: урок-размышление                               

 

Ход урока

 

                                   ...Любовь - это талант сродни музыкальному.
А. И. Куприн.

Самый великий дар, который ты можешь дать или получить, - ЛЮБОВЬ

П.Брегг

Музыка - единственное искусство,
проникающее в сердце человеческое так глубоко.
Стендаль

 

1.     Организационный момент

2.     Постановка целей и задач урока

Распределение по группам через создание проблемной ситуации

         Учащиеся должны взять по листку, что лежат на столах и, обходя всех, собрать эти цитаты. Так будут сформированы группы. (1 мин)

1.     "Любить – значит дорожить жизнью того, кого любишь." Л. Толстой

2.     "Любовь сильнее смерти и страха смерти." Тургенев И. С

3.     «И целый мир возненавидел, Чтобы тебя любить сильней» . М.Лермонтов

4.     «Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей». А.Пушкин

5.     «Любовь, любовь — гласит преданье —  Союз души с душой родной» …Ф. Тютчев

6.     «Когда любишь, то нужно исходить от высшего или не нужно рассуждать вовсе» А.Чехов

- Перед вами получившиеся фразы. Зачитайте их. (учащиеся зачитывают)

- Сможете ли вы определить автора этих строк (если ученики затрудняются, то учитель даёт им подсказку или отвечает сам).

Постановка проблемного вопроса.

- Исходя из этих цитат, определите тему нашего урока.

(любовь)

- Да, сегодня мы будем говорить о любви. И в общечеловеческом смысле и в более романтическом. А поможет нам разобраться в этом А.И.Куприн – яркий исследователь темы романтической любви в русской литературе рубежа веков 19в-20в.

- И эпиграфы нашего урока, соответственно, тоже о любви. (слайд 1)

Зачитывание эпиграфов, запись в тетради темы урока.

3.     Проверка домашнего задания

- Для начала я предлагаю вам вспомнить этапы формирования личности А.И.Куприна и основные вехи его творчества

Фронтальный опрос

1.     Какая трагедия из детства Куприна повлияла на его образование (смерть отца)

2.     Почему произошло раннее расставание матери и сына (проблемы материального обеспечения)

3.     Какое учебное заведение закончил Куприн? (военное кадетское училище)

4.     В каких произведениях Куприн будет рассказывать о годах своей учёбы? («Юнкера», «Поединок»)

5.     Кем работал Куприн, прежде чем стать признанным писателем? (грузчик. Зубной техник, землемер, корректор, суфлёр, циркач, рыбак)

6.     Кто стал музой, вдохновившей Куприна на произведения о любви? (Елизавета Морицовна Гейнрих- вторая жена писателя)

7.     Назовите самые значимые творения Куприна («Молох», «Поединок», «Юнкера», «Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет», «Яма»)

8.     Почему Куприн покинул Россию? (из-за несогласия с новой властью)

9.     Когда Куприн возвращается в Россию? (1937г)

Слово учителя (начинаются слайды)

Куприн не мог жит без Родины. Вне Родины. Он любил Россию «до боли сердечной»

Зачитать слайды с цитатами Куприна об эмиграции

- «Даже  цветы  на  родине пахнут  по-иному. Их аромат   более  сильный,  более   приятный,  чем за границей.  Говорят,  что у нас  почва жирнее и плодороднее.  Может  быть. Во всяком случае на родине все лучше!»

                                                                                   А.И.Куприн

И добавлял:  «Я готов пойти домой (в Москву) пешком»

- Александр Иванович Куприн умер 25 августа 1938 года в Ленинграде, прожив на Родине чуть больше года. Хочется думать, что он ушел из жизни успокоенный и примиренный.

         Но, уходя из жизни, он оставил нам завещание –предсказание.

         Я не знаю, сбылось оно или нет, об этом судить вам. Но слова продиктованы любовью. И          если перестать в неё верить, если забыть о ней, то  мир превратится в «тихий, послушный, желудочно-половой идиотизм»

Зачитать слова Куприна со слайда (слайд 2)

«Люди в наше время разучились любить. Не  вижу  настоящей любви. Лет через 30 женщины  займут в мире неслыханную власть, они будут   попирать   нас, мужчин, и все оттого, что мы   целыми  поколениями  не  умели  благоговеть    перед любовью. Не женщина виновата в том,  что   любовь приняла  такие  пошлые формы.    Виноваты мужчины, с цыплячьими телами  и    заячьими душами, неспособные к  поступкам».

                                                                         А.И.Куприн

Итог биографии писателя – слова Паустовского.

"Мы должны быть благодарны Куприну за все - за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец,  за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом"

                                      Константин Паустовский

- Вы заметили, что, говоря о  жизни и творчестве Куприна, мы неоднократно произнесли слово «любовь». Это любовь к матери, любовь к Родине, любовь к жене и детям.

4. Знакомство с  новым материалом

Тема любви волновала всех и всегда, а какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

Мозговой штурм. Ассоциации со словом «любовь»

- Предлагаю записать ваши ассоциации на ватмане.

Один человек записывает, остальные называют.

Записи на плакате

Положительные и отрицательные стороны (один ученик подчёркивает зелёным цветом положительные моменты любви)

-Как вы считаете,  какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить всё, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельзя)

- Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?  (ученик подчёркивает синим маркером отрицательные стороны любви )

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви)

Работа со словарём. Определение любви по словарю (слайд 3)

Любовь – это:

•        Любовь - это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь)

•        Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

•        Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)

 

- Немецкий писатель Г.Гауптман считал: «Все, что  не окрашено любовью, остается бесцветным». А в каких цветах, ребята, представляется любовь вам? Я предлагаю сейчас вам с помощью разных цветовых гамм изобразить в форме какого-либо рисунка или абстракции любовь и дать небольшое объяснение. Потом прикрепите свои работы к плакату с ассоциациями.

          Раскрашивается цветовая гамма любви в каждой группе. Сопровождение мелодии «Мой ласковый и нежный зверь» - 3 мин

Эти листки они потом вывешивают на плакат с ассоциациями. Объясняют.

- Давайте посмотрим, какое определение любви предлагает увидеть словари и лингвисты, составлявшие их

- Вы дали своё определение любви, мы познакомились с научным подходом к теме любви. А теперь я предлагаю вам познакомиться с любовью, которую видят писатели 19 и 20 веков, кинематографисты, поэты и актёры

- Вашему вниманию предлагается ряд видеосюжетов. Посмотрите. Послушайте. Что-то вам знакомо, с чем-то вы столкнётесь впервые.

1.  «Жестокий романс» - 2.25 (немного промотать- 10 секунд, закрыть за 5 секунд)

2.  «Гардемарины, вперёд» - 4.40 (концовку обрезать – 5 секунд)

3. «Вам и не снилось» - 2.45 (промотать 5 секунд)

4. «Юнона и Авось» -  4.30 (промотать 1 мин 30 сек)

- А завершу я  размышления о любви строками стихотворения  поэта 20 века

В. Рождественского:

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всём старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

 

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?

 

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждёт?

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой  круговорот?

 

         Сам Куприн  так говорил о любви: это чувство, «которое  до сих пор ещё не нашло себе толкователя».

- Сегодня роль толкователей  любви сыграем мы с вами. А проводником в мир чувств станет повесть «Гранатовый браслет»

-Чтобы вспомнить сюжет повести, давайте проведём викторину

Викторина

- В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)

- Где происходят события произведения? (Черноморский курорт.)

- Как зовут главную героиню? (Княгиня Вера Шеина.)

- Как зовут сестру Веры Шеиной? (Анна Фриессе.)

- Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)

- Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? (Жени Рейтер.)

- Какого числа были именины княгини веры Шеиной? (17 сентября по старому стилю, 30 сентября – по новому.)

- Что подарил ей муж? (Серьги из жемчуга  грушевидной формы.)

- Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)

- С чем сравнивает Вера густо-красные гранаты? («Точно кровь».)

- Кто такой Желтков? (Влюблённый в Веру телеграфист.)

- О ком Куприн писал: «Пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…» (О княгине Вере.)

- Чей это портрет? «Она была…несколько широкая в плечах, живая и  легкомысленная, насмешница. Лицо её сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с  узенькими глазами…пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…» (Анна.)

- О ком пишет Куприн: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым  детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, около тридцати, тридцати пяти»? (О Желткове.)

- Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)

- Чей это портрет? «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах…какое свойственно мужественным и простым людям…» (Генерал Аносов.)

- В ваших ответах сейчас прозвучали задания группам.

Первая группа будет работать с образом Веры Шеиной и её восприятием любви

Вторая группа – с образом князя Василия Львовича и его пониманием любви

Третья группа- с образом Анны, сестры Веры Шеиной и её трагедией любви

Четвёртая группа обратит внимание на телеграфиста Желткова и его представление о любви

Пятая группа займётся образом генерала Аносова, который играет свою важную роль в развитии темы любви

Шестая группа рассмотрит символы повести и роль пейзажа, без которых невозможно понимание любви.

- Материалы с вопросами, которые помогут вам в работе с текстом, лежат у каждой группы на столе. Все свои размышления и выводы вы должны изложить в виде постера или схемы ответа. Там же – оценочный лист группы, который вы должны будете заполнить по итогам работы группы и оценить друг друга.

5. Работа в группах. Прослушивание «Лунной сонаты»

1 группа

Княгиня Вера (работа по тексту)

- Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести

- Способна ли она на пылкую, страстную любовь?

- какие чувства испытывает героиня, когда получает браслет? Когда приходит в дом к Желткову и узнаёт о его смерти? Когда слушает сонату Бетховена?

- К какому выводу она приходит ?

Ответы должны быть чёткими и краткими в форме единого рассказа. Оформлен ответ в виде постера или схемы.

Время подготовки – 10 мин

Время ответа группы – 3 мин

Группа 4

Георгий Желтков (работа с текстом)

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.

    - Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в повести Желткова?

- Как изображается Куприным Желтков и его любовь?

- Чувство Желткова- это сумасшествие или любовь?

Желтков: «…это не болезнь,  не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно  за что-то меня вознаградить «Да светится Имя Твоё…»

Ответы должны быть чёткими и краткими в форме единого рассказа. Оформлен ответ в виде постера или схемы.

Время подготовки – 10 мин

Время ответа группы – 3 мин

 Группа 5

Генерал Аносов (работа с текстом)

- Когда впервые заходит разговор о настоящей любви?

- Какие истории о любови  рассказывает  Аносов? Что они значат для него в настоящем?

- Какую значимость имеют слова генерала Аносова о любви?

Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты, и компромиссы не должны ее касаться».

Ответы должны быть чёткими и краткими в форме единого рассказа. Оформлен ответ в виде постера или схемы.

Время подготовки – 10 мин

Время ответа группы – 3 мин

Группа 6

Символы камня и пейзаж (работа с текстом и раздаточным материалом)

- Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу, получив гранатовый браслет? Какова символика камня гранат

- Что олицетворял подарок мужа? Символика жемчуга

- Как пейзажный зарисовки передают внутреннее состояние героев?

Ответы должны быть чёткими и краткими в форме единого рассказа. Оформлен ответ в виде постера или схемы.

Время подготовки – 10 мин

Время ответа группы – 3 мин

Группа 2

Сестра Анна (работа по тексту)

- История замужества Анны

- С какой целью дана так подробно судьба Анны?

- Имеет ли эта тема развитие? Почему? (различие в сестрах и их отношении к жизни)

Ответы должны быть чёткими и краткими в форме единого рассказа. Оформлен ответ в виде постера или схемы.

Время подготовки – 10 мин

Время ответа группы – 3 мин

Группа 3

Князь Василий Львович (работа по тексту)

 Князь  Шеин  до  и  после   встречи  с  Желтковым.

- Как ведёт себя князь на именинах

- Что понимает князь во время визита в дом Желткова?

- Изменилось ли его отношение к Вере?

Шеин: «…разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкование»

Ответы должны быть чёткими и краткими в форме единого рассказа. Оформлен ответ в виде постера или схемы.

Время подготовки – 10 мин

Время ответа группы – 3 мин

Ответы группы (каждой группе около 7 мин)

6. Обобщение и систематизация знаний

- Важными символами повести стали письмо Желткова и соната Бетховена. Вспомните эпиграфы  к уроку. Они гармонично связывают два этих символа, утверждая, что через музыку любовь передаётся глубже и ярче. Поэтому наш герой завещает вере Николаевне прослушать Аппассионату Бетховена. Вы тоже имели возможность услышать её, когда работали в группе. А сейчас давайте более подробно рассмотрим письмо Желткова.

*- Представьте себе, что сейчас в руках вы держите этот старый пожелтевший листок с письмом.

            В современном мире, где правят интернет и смартфоны,  трудно вообразить, что кто-то кому-то пишет письмо на бумаге.  А ведь письмо – это таинство, если хотите. Это волшебный листок, который несет не только слова души и сердца, он «пронизан» вашим теплом и даже запахами, «пришедшими», возможно, за тысячи километров. Никакой Интернет не сможет сделать этого никогда, при всем уважении к нему

             Перед нами молитва маленького человека, человека который расстаётся с жизнью, но на его устах имя любимой женщины. С каким чувством он произносит свою молитву? С каким чувством читает это письмо княгиня? Вот столкнулись в одночасье чувства двух людей, их мысли и переживания, и всё это отразилось в тоне письма. Это не просто прощальное письмо молодого человека, это именно молитва во имя любимой женщины, которая так и осталась недосягаемой, с именем которой легко умереть, зная, что он её видел и любил, любил беззаветно и безропотно, любил на расстоянии, боясь прикоснуться и пугаясь, что она растает в его руках. Но он не мог уйти из жизни, не простившись и не простив ту, которая наполнила его жизнь и светом надежды, и горем отчаяния.

      Слова сложились в молитву, а молитва легла на музыку Бетховена. Интонация молитвы это выражение смиренного отношения к миру, к своей судьбе. И смирение вовсе не означает слабость. Интонация молитвы, её произнесение имеет ключевое значение в романе, она дарит ощущение гармонии, отключает от тревожащих образов и переживаний, даёт надежду. Молитва проходит через сердце, она произносится ровно, со смирением и осознанием, что мы порой не властны изменить ход вещей.

 Видео по письму Желткова – 3.37

7. Рефлексия.

- Какие чувства вызвало это письмо у вас?

- Изменилось ли ваше представление о любви после сегодняшнего урока?

Я прошу вас в 1-2 предложения записать свои ответы на стикерах. Возможно, кто-то осмелится их зачитать.  Но даже если нет, то прикрепите их к нашему сегодняшнему коллажу о любви.

Написание и прикрепление (возможно, 1,2 работы зачитают)

8. Подведение итогов.

- Как вы поработали сегодня на уроке, какие бы оценки поставили себе и своим товарищам? Почему (ответы представителей каждой группы)- 5 мин

9. Домашнее задание. Повести «Олеся», «Суламифь», «Поединок»

Эссе :

Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

- Существует ли идеальная любовь?

- Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше?

- Закончить наш урок я предлагаю написанием синквейна на тему « Любовь».

Форма предложена вам на слайде и на распечатке. А сопровождать ваше написание будут кадры из «Гранатового браслета Куприна»

Написание синквейна Любовь (клип «Гранатовый браслет»)

IV. Подведение итога занятия. Сдача тетрадей

*Сверток маленький хранил в себе футляр.
Для княгини Веры Николаевны,
В нем браслет гранатовый лежал,
К дню рождения подарок каменный...

В окаеме золотых оправ,
Пусть дешевых, невысокой пробы,
Камешек зеленый, словно граф,
Изумлял свечением особым...

Он скрывал в себе живой огонь -
Оберег от смерти и обмана,
Звал владельца: "Только пальцем тронь,
Будущее выйдет из тумана..."

Зазвучит бетховенский мотив
Третьей части "Аппасионаты",
И слова: "Люблю, доколи жив!" -
Будут долго повторять гранаты...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наша задача познакомиться с жизнью и творчеством этого писателя, познать глубину его таланта и определиться с пониманием темы рассказа «Гранатовый браслет», который по праву считается вершиной таланта Куприна.

В сегодняшнем уроке помогать мне будете вы, сопровождая нас всех по перипетиям жизни писателя.

Темой знакомства с Александром Ивановичем Куприным я выбрала слова «Живой как жизнь». Вы можете видеть, что эти слова объясняет нам Дмитрий Мамин-Сибиряк

«А  вот Куприн. Почему он большой      писатель? Да  потому  что живой.      Живой он, в каждой мелочи живой».  Иван Бунин, ревниво относившийся к своему поколению и редко раздающий похвалы, без сомнения, понимал неравноценность всего написанного Куприным, тем не менее называл его писателем милостью Божией.

 

- Прежде чем познакомимся со штрихами биографии Куприна, давайте посмотрим на портрет и фотографии этого человека.

Вот он совсем юный, когда поступил в Кадетское училище. Вот Куприн – студен военной московской гимназии. Прошло всего пять лет, а как изменился взгляд этого человека.

- Что вы можете сказать о нём? Что, по-вашему выражает этот взгляд (чувство уверенности, внутреннюю глубину мыслей)

- А вот Куприн со своими дочерями, любящий отец и уже известный писатель, Куприн в своём кабинете, за раздумьями над очередным творением

Места его пребывания разные – он одинаковый, всегда и до конца.

По своему характеру Александр Куприн должен был стать не писателем, а скорее одним из своих героев - цирковым силачом, авиатором, предводителем балаклавских рыбаков, конокрадом, или, может быть, усмирил бы свой неистовый нрав где-нибудь в монастыре (кстати, такую попытку он делал). Культ физической силы, склонность к азарту, риску, буйству отличали молодого Куприна. Да и позже он любил помериться с жизнью силами в сорок три года вдруг начал учиться стильному плаванию у мирового рекордсмена Романенко, вместе с первым русским летчиком Сергеем Уточкиным поднимался на воздушном шаре, опускался в водолазном костюме на морское дно, со знаменитым борцом и авиатором Иваном Заикиным летал на самолете «Фарман»... Однако искру Божью, как видно, не погасишь.

 

- Давайте вспомним его биографию и попытаемся ответить на вопрос – почему: почему всегда один и тот же и всегда разный, почему великий писатель и очень скромный творец, почему вынужден был уехать, но всё равно вернулся. И почему так значима для его творчества и жизни любовь.

Работа учителя совместно с детьми.

Беседа.

Расскажите, какими выдались детские годы писателя?

 

1 ученик (с комментариями учителя)

Родился Куприн в городке Наровчатове Пензенской губернии 26 августа (7 сентября) 1870 года. Отец его, мелкий чиновник, умер от холеры, когда мальчику не исполнилось и двух лет. В семье, оставшейся без средств, кроме Александра, было еще двое детей. Мать будущего писателя Любовь Алексеевна, урожденная княжна Кулунчакова, происходила из татарских князей, и Куприн любил вспоминать о своей татарской крови, даже, было время, носил тюбетейку. В романе «Юнкера» он писал о своем автобиографичном герое «...бешеная кровь татарских князей, неудержимых и неукротимых его предков с материнской стороны, толкавшая его на резкие и необдуманные поступки, выделяла его среди дюжинных юнкеров».

В 1874 году Любовь Алексеевна, женщина, по воспоминаниям, «с сильным, непреклонным характером и высоким благородством», принимает решение переехать в Москву. Там они поселяются в общей палате Вдовьего дома (описан Куприным в рассказе «Святая ложь»). Через два года, из-за крайней бедности, она отдает сына в Александровское малолетнее сиротское училище. Для шестилетнего Саши начинается период существования на казарменном положении - длиной в четырнадцать с лишним  лет.

В 1880 году он поступает в Кадетский корпус. Здесь мальчик, тоскующий о доме и воле, сближается с преподавателем Цукановым (в повести «На переломе» - Труханов), литератором, который «замечательно художественно» читал воспитанникам Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева. Начинает пробовать свои силы в литературе и подросток Куприн - разумеется, как поэт; кто же в этом возрасте хоть однажды не смял листок с первым стихотворением! Увлекается модной тогда поэзией Надсона. В то же время кадет Куприн - уже убежденный демократ «прогрессивные» идеи времени просачивались даже сквозь стены закрытого военного училища. Он гневно обличает в рифмованной форме самого царя Александра III, клеймит «гнусное, страшное дело» царского суда над Александром Ульяновым и его подельниками, покушавшимися на монарха.

Восемнадцати лет Александр Куприн поступает в Третье Александровское юнкерское училище в Москве. По воспоминаниям его однокашника Л.А. Лимонтова, это уже был не «невзрачный, маленький, неуклюжий кадетик», а сильный юноша, более всего дорожащий честью мундира, ловкий гимнаст, любитель потанцевать, влюбляющийся в каждую хорошенькую партнершу.

К юнкерскому периоду относится и его первое выступление в печати - 3 декабря 1889 года в журнале «Русский сатирический листок» появился рассказ Куприна «Последний дебют». Эта история действительно едва не стала первым и последним литературным дебютом юнкера. Позже он вспоминал, как, получив за рассказ гонорар в размере десяти рублей (для него тогда огромная сумма), на радостях купил матери «козловые ботинки», а на оставшийся рубль помчался в манеж погарцевать на лошади (Куприн очень любил лошадей и считал это «зовом предков»). Через несколько дней журнал с его рассказом попался на глаза кому-то из преподавателей, и юнкера Куприна вызвали к начальству «Куприн, ваш рассказ» - «Так точно!» - «В карцер!» Будущему офицеру не полагалось заниматься такими «легкомысленными» вещами. Как любой дебютант, он, конечно, жаждал комплиментов и в карцере прочитал свой рассказ отставному солдату, старому училищному дядьке. Тот внимательно выслушал и сказал: «Здорово написано, ваше благородие! А только понять ничего нельзя». Рассказ и действительно был слабый.

- Вот так мальчик Куприн, который ребёнком мечтал о путешествиях. Стал военным. С самого детства судьба к нему не благоволила. Но он не отчаивался, не опускал руки, а с улыбкой шёл дальше.

- Расскажите о службе А.И.Куприна, о его литературном становлении 

2 ученик (с комментариями учителя)

         После Александровского училища подпоручик Куприн был направлен в Днепровский пехотный полк, который стоял в Проскурове Подольской губернии. Четыре года жизни «в невероятной глуши, в одном из пограничных юго-западных городков. Вечная грязь, стада свиней на улицах, хатенки, мазанные из глины и навоза...» («К славе»), многочасовая муштра солдат, мрачные офицерские кутежи да пошловатые романы с местными «львицами» заставили его задуматься о будущем, как задумается о нем герой его знаменитой повести «Поединок» подпоручик Ромашов, мечтавший о военной славе, но после дикости провинциальной армейской жизни решивший выйти в отставку.

         В конце 1893 года Куприн подал прошение об отставке и уехал в Киев. Он решает всерьез заняться литературой, но эта «дама» не так-то легко дается в руки. По его словам, он вдруг оказался в затруднительном положении:  «...у меня не было никаких знаний, ни научных, ни житейских», - напишет он в своей «Автобиографии». В ней же он приводит список профессий, которые пытался освоить, сняв военный мундир был репортером киевских газет, управляющим при строительстве дома, разводил табак, служил в технической конторе, был псаломщиком, играл в театре города Сумы, изучал зубоврачебное дело, пробовал постричься в монахи, работал в кузнице и столярной мастерской, разгружал арбузы, преподавал в училище для слепых, работал на Юзовском сталелитейном заводе (описан в повести «Молох»)...

Вы заметили, что любой факт его биографии находит потом отражение в произведениях писателя. Его пером движет сама жизнь, без прикрас и мистики, столь характерной для рубежа веков.

- Чем интересен киевский период в жизни и творчестве Куприна?

3 ученик

За последующие пять лет он совершает довольно серьезный рывок как писатель: в 1896 году публикует в «Русском богатстве» повесть «Молох», где впервые масштабно был показан бунтующий рабочий класс, выпускает первый сборник рассказов «Миниатюры» (1897), куда вошли «Собачье счастье», «Столетник», «Брегет», «Allez» и другие, затем следуют повесть «Олеся» (1898), рассказ «Ночная смена» (1899), повесть «На переломе» («Кадеты»; 1900).

- Итак, наступает новый век, со своими изменениями в политике, экономике, социальном мироустройстве. Куприн, конечно же не остаётся в стороне. Но пишет он опять о том, что лично хорошо знает. О реалиях военной службы и долге офицера, о пожирании капиталистическим обществом простого рабочего, о бездуховности общества и его падении в яму, но несмотря на весь ужас той жизни. Он пишет о любви.

- Что интересного случилось с Куприным в его петербургский период?

4 ученик

         В 1901 году Куприн приезжает в Петербург довольно известным писателем. Он уже был знаком с Иваном Буниным, который сразу по приезде ввел его в дом Александры Аркадьевны Давыдовой, издательницы популярного литературного журнала «Мир Божий». В этом доме Куприн нашел свою первую жену - яркую, испанистую Марию Карловну Давыдову, приемную дочь издательницы.

         Способная ученица своей матери, она тоже имела твердую руку в обращении с пишущей братией. По крайней мере, за семь лет их брака - время самой большой и бурной славы Куприна - ей удавалось довольно продолжительные периоды удерживать его за письменным столом (вплоть до лишения завтраков, после которых Александра Ивановича клонило в сон). При ней были написаны произведения, выдвинувшие Куприна в первый ряд русских писателей рассказы «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1904), повесть «Поединок» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни» (1906).

         После выхода «Поединка» Куприн становится всероссийской знаменитостью. Нападки на армию, сгущение красок - забитые солдаты, невежественные, пьяные офицеры - все это «потрафляло» вкусам революционно настроенной интеллигенции, которая и поражение русского флота в русско-японской войне считала своей победой. Эта повесть, без сомнения, написана рукой большого мастера, но сегодня она воспринимается в несколько ином историческом измерении.

Куприн проходит самое сильное испытание - славой. И новой любовью. Вторая женитьба на Елизавете Морицовне Гейнрих. Именно она вдохновила его на создание ряда произведений о любви.

         С 1907 по 1914 год Куприн создает такие значительные произведения, как рассказы «Гамбринус» (1907), «Гранатовый браслет» (1910), цикл рассказов «Листригоны» (1907-1911). Он активно поддерживает русскую армию и даже сам некоторое время руководит полком, но и возраст, и здоровье у него были уже не те.

- Испытание славой он прошёл успешно. И новая любовь стала смыслом его жизни. Но время внесло свои коррективы. Революция и наступившие последствия не примирили писателя с новой властью. И тогда он решил покинуть Россию, свою любимую Родину

-Расскажите об эмиграционных годах Куприна

5 ученик

После семнадцатого года Куприн, несмотря на несколько попыток, общего языка с новой властью не нашел. Он принял революцию, сотрудничал с рядом изданий, но не смог примириться с жестокостью послереволюционных событий. В 1920 году Куприны оказались в Париже.

«Свобода! Какое чудесное и влекущее слово! Ходить, ездить, спать, жить, говорить, думать, молиться, работать – все это завтра можно будет делать без идиотского контроля, без выклянченного унижающего разрешения, без грубого вздорного запрета. И главное – неприкосновенность дома, жилья... Свобода!» С таким настроением Куприн уезжал из большевистской России. А потом: «Жилось ужасно, круто, так круто, как никогда.  Я не скажу никогда, не смею сказать – хуже, чем

в Совдепии, ибо это несравнимо.  Там  была  моя личность уничтожена, она уничтожена и здесь. Но  там  я стоял крепко двумя ногами на  моей земле. Здесь я чужой, из милости, с протянутой рукой…

            И вот уже месяц ни слова по-русски. Ощущение такое,  будто   бы  у   меня  рот   заплесневел»                                                       А.И.Куприн

 

Самое значительное его произведение эмигрантского периода - автобиографический роман «Юнкера» (1928-1933) .

Становился он все более тихим, сентиментальным - непривычным для знакомых. Иногда, правда, все же давала себя знать горячая купринская кровь.

Перед отъездом в Россию в 1937 году он уже мало кого узнавал, да и его почти не узнавали. Бунин пишет в своих «Воспоминаниях» «...я как-то встретил его на улице и внутренне ахнул и следа не осталось от прежнего Куприна! Он шел мелкими, жалкими шажками, плелся такой худенький, слабенький, что, казалось, первый порыв ветра сдует его с ног...»

Когда жена увезла Куприна в Советскую Россию, русская эмиграция его не осуждала, понимая - он едет туда умирать.

 

 

 

 


 

Великая тайна любви» (по мотивам повести

Великая тайна любви» (по мотивам повести

Зачитывание эпиграфов, запись в тетради темы урока

Зачитывание эпиграфов, запись в тетради темы урока

Константин Паустовский - Вы заметили, что, говоря о жизни и творчестве

Константин Паустовский - Вы заметили, что, говоря о жизни и творчестве

Вы дали своё определение любви, мы познакомились с научным подходом к теме любви

Вы дали своё определение любви, мы познакомились с научным подходом к теме любви

Чей это портрет? «Она была…несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница

Чей это портрет? «Она была…несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница

Ответы должны быть чёткими и краткими в форме единого рассказа

Ответы должны быть чёткими и краткими в форме единого рассказа

Обобщение и систематизация знаний -

Обобщение и систематизация знаний -

Любить и быть любимым – это одно и то же?

Любить и быть любимым – это одно и то же?

Наша задача познакомиться с жизнью и творчеством этого писателя, познать глубину его таланта и определиться с пониманием темы рассказа «Гранатовый браслет», который по праву считается…

Наша задача познакомиться с жизнью и творчеством этого писателя, познать глубину его таланта и определиться с пониманием темы рассказа «Гранатовый браслет», который по праву считается…

Любовь Алексеевна, урожденная княжна

Любовь Алексеевна, урожденная княжна

Вечная грязь, стада свиней на улицах, хатенки, мазанные из глины и навоза

Вечная грязь, стада свиней на улицах, хатенки, мазанные из глины и навоза

После выхода «Поединка» Куприн становится всероссийской знаменитостью

После выхода «Поединка» Куприн становится всероссийской знаменитостью

Урок по рассказу А.И.куприна "Гранатовый браслет" "Великая тайна любви"

Урок по рассказу А.И.куприна "Гранатовый браслет" "Великая тайна любви"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2020