Урок по русскому языку по теме "Что такое приставка?"
Оценка 4.9

Урок по русскому языку по теме "Что такое приставка?"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
07.06.2024
Урок по русскому языку по теме "Что такое приставка?"
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. К концу урока дети: знают определение приставки, ее роль; образовывают новые слова с помощью приставки.
Что такое приставка.docx

Тема: Что такое приставка?

Перспективная цель: сформировать способность у учащихся находить в слове приставку и различать его от других частей речи.

Актуальная цель: сформировать умение у учащихся выделять приставку в словах.

 

Задачи:

Обучающая – сформировать представление у обучающихся о приставке слова в ходе выполнения практических занятий.

Развивающая – способствовать развитию речи и расширению словарного запаса в процессе урока.

Воспитательная – воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре, аккуратность.

 

Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): знают определение приставки, ее роль; образовывать новые слова с помощью приставки;

Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные: формулировать высказывание и обосновывать свой ответ; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать других; уметь работать в парах.

Познавательные: отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания по эталону; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 

Личностные (соответствуют поставленным задачам): способность к самоопределению и мотивации учебной деятельности, адекватно оценивать свою деятельность на уроке.

 

Оборудование: компьютер, доска, презентация, учебник русского языка.

 

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: комбинированный

Принципы: наглядности, доступности

Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

Литература: Русский язык. 3 класс. Учебник. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 2017.


Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1.       Мотивационный этап

 

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Посмотрите на парты, все ли мы приготовили к уроку: учебник, тетрадь, пенал.

-Если у вас все готово к уроку, то поставьте руку на локоток.

Здороваются с учителем.

Готовятся к уроку.

 

 

Поднимают руку.

Коммуникативные: учатся слушать и понимать учителя.

Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность, принятие и освоение социальной роли ученика.

Регулятивные: способность к саморегуляции.

2.       Проверка домашнего задания

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение

- Ребята, наш урок русского языка мы начнем с чистописания. Сели правильно, спинки выпрямили, ноги вместе, приготовились красиво писать.

- Открыли тетради. Сколько строк отступаем от последней записи? Записываем дату. Двадцать второе ноября. Пишем внимательно. Классная работа.

-Ребята, давайте с вами запишем следующую связку элементов (первая связка элементов)

-Начинаем писать с буквы ч, далее буква е, далее наклонная прямая с петлей наверху и внизу, буква е, снова наклонная прямая с петлей наверху и внизу, далее буквы р и е. Пропишите в своих тетрадях еще три раза эту связку.https://sun9-38.userapi.com/impg/g8Adcv-N6ofeNQnKKhz4L1GMBizD4mb_fFBY0A/Y7tA4ytfkuw.jpg?size=525x1080&quality=96&sign=6b95dd220054f585aaa4039867b0d9d7&type=album

Правильно сели.

 

 

-Отступаем две строки.

Записывают дату и классную работу.

 

 

 

 

 

Прописывают связку элементов.

 

 

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога.

Регулятивные: осуществлять самопроверку.

3.       Актуализация знаний и целеполагание

 

Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке

-Ребята, давайте с вами немного поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы должны отвечать «Да» или «Нет».

- Слово состоит из предложений?

- Окончание – это изменяемая часть слова?

- Корень – это главная часть слова?

- Бывает ли у слова нулевое окончание?

- Может ли слово быть без корня?

- Окончание служит для образования новых слов?

- У родственных слов одинаковый корень?

-Молодцы, ребята. Теперь давайте выполним следующее задание по парам. Я сейчас вам выдам листочек с заданием. Вам нужно в каждой строке подчеркнуть то слово, которое не является родственным для двух других.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Лось, лоскут, лосенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок

Моряки, морской, моржи,

Корень, коренной, коржи.

 

-Как нашли лишнее слово?

 

 

-Как называются оставшиеся слова?

 

-Ребята, давайте подберем однокоренные слова для слова «бег».

-Ребята, давайте запишем эти слова в тетрадь.

 

 

-Это родственные слова?

-А можем ли мы их назвать однокоренными?

-Выделите корень карандашом.

Вызывает одного ученика выделить их на доске.

-Давайте проверять. Все ли правильно выделил …?

-А что за часть слова стоит вначале?

-Можете ли вы ее выделить?

-Ребята, какую учебную задачу поставим перед собой на сегодняшний урок?

 

 

 

-Нет

-Да

-Да

-Да

-Нет

-Нет

 

-Да

 

Выполняют задание по парам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-У однокоренных слов близкое значение, это родственные слова, в них есть общая часть – корень.

-Родственные слова/однокоренные слова

-Добежать, прибегать, убегать, сбегать, добегать, обежать

Записывают в тетрадь слова: сбегать, прибегать, убегать, добегать, обежать.

-Да

-Да

Выделяют корень.

 

 

Ответы учеников.

 

-Не знаем.

-Нет.

-Узнать, как называется часть слова перед корнем.

Предметные: находить общую часть слова, находить лишнее слово в ряду родственных слов.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Регулятивные: овладевать умением прогнозировать свою деятельность.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4.       Открытие нового знания

 

Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия

-А как мы можем узнать, как называется часть слова перед корнем?

- Да, действительно. Я предлагаю вам сначала самим поразмышлять и выбрать название этой части из предложенных.

Заставка, примыкание, приставка, предкорень, суффикс.

-Ребята, давайте проверим как же все-таки называется эта часть слова. Для этого открываем учебник на с. 84. Как называется часть слова, находящаяся перед корнем?

-Я сейчас прочитаю небольшую сказку, а вы внимательно ее слушайте.

 

«Спокойно, безмятежно живёт в стране Морфемике корень слова. Он всех роднит, делает родственниками, не изменяется ни при каких обстоятельствах. Но вот вдруг окончание расхвасталось:

- Если бы ни я, была бы сущая ерунда. Я люблю слова конец. Без конца не было бы словца. Вот ведь какая вещь: я регулирую всю речь. Тоже родню слова, помогаю им дружить, сливаться в одну законченную мысль.

- Погоди, не спеши хвастаться, я тоже к корню приставлена и навсегда у него оставлена. Зовут ПРИСТАВКОЙ меня, значение слова меняю я, но без корня – никуда. Нельзя нас с корнем разделять. К вам обращаюсь, ребята, я: «Не отделяйте меня от корня нигде и никогда!».»

 

-Что узнали из сказки о приставке? Какую роль играет приставка?

-Теперь, ребята, давайте прочитаем правило и узнаем, что такое приставка.

-Каким знаком обозначается приставка?

-Посмотреть в учебнике.

 

 

 

 

Ответы учеников.

 

Открывают учебник.

 

 

-Приставка.

 

 

 

Слушают сказку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ответы учеников.

 

Один ученик читает вслух правило.

 

-Прямым уголком.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний;

Предметные: определять приставку в слове, знать определение приставки, ее роль.

Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; отличать верно, выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.

5.       Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.

 

Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила)

-Ребята, давайте с вами попробуем составить слова с приставкой под-.

-Давайте запишем их в тетрадь. Выделите корень и приставку. Не забываем, что части слова мы выделяем карандашом.

-Какой корень в первом слове?

-А какая приставка?

-Какой корень во втором слове?

-Какой корень в третьем слове?

- Какой корень в четвертом слове?

Ответ учеников (подбежать, подплыть, подкрасться, подложить)

Записывают в тетрадь слова, выделять корень и приставку.

 

-Беж

-Под

-плы

-крас

-лож

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные: находить приставку и корень в словах.

6.       Закрепление и систематизация знаний (с учителем)

 

Задача:

Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму

- А теперь я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем изучать приставки.

- Работать мы будем по парам. Проанализируйте слова, записанные на ваших листах, выделите в этих словах приставку карандашом и ответьте на вопросы, которые у вас записаны на листах.

На карточках слова:

1 ряд: ушёл, зашёл, вышел

2 ряд: завернул, вывернул, свернул

3 ряд: зашить, перешить, дошить

Вопросы:

- Где находится приставка? Находится _______________________________

- Для чего служит? Служит _________________________________

- Как обозначается? Обозначается _____

-Ребята, давайте проверять. Первый ряд, какие слова у вас записаны?

-Какие приставки вы выделили?

-Где находится приставка?

-Все согласны?

-Для чего же служит приставка?

 

-Все согласны?

-А как обозначается приставка?

-Молодцы, ребята. Второй ряд, какие у вас были слова?

-Какие приставки вы выделили?

-Молодцы. Третий ряд, какие слова у вас записаны?

-Какие приставки вы выделили?

-Молодцы, ребята.

Давайте посмотрим на упражнение 154. Прочитайте задание.

-Да, ребята, Приставки всегда пишутся одинаково. Это нужно запомнить. Прочитайте первое задание. https://sun9-43.userapi.com/impg/1SgvQyAE40pwVW2-b-cGz3BY95E65UW4Jn-fig/xbvwH1rm-Do.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=2e1b441fe4386eb9cd8fde179212fb41&type=album

-Проговорите приставки так, как они пишутся.

-Прочитайте под рамочкой задание.

-Давайте прочитаем эти слова.

-К какой части речи относятся эти слова?

 

 

 

 

Выполняют работу в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- ушёл, зашёл, вышел

 

-у, за, вы.

-Перед корнем

-Да

-Служит для образования новых слов.

-Да

-Прямым углом.

-завернул, вывернул, свернул

 

-За, вы, с.

-зашить, перешить, дошить

 

-За, пере, до.

 

-Читают задание.

 

 

Читают задание. Называют приставки, которые пишутся с буквами о, а, е.

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик проговаривает приставки.

Читают задание.

Читают слова.

-Глаголы.

Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность, познавательную мотивацию учения в процессе учебной ситуаций.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять самоконтроль.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; признавать свои ошибки.

7.       Самостоятельная работа и проверка по эталону

 

 

Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой

-Сейчас вам нужно самостоятельно образовать новые глаголы из данных глаголов, используя приставки.

Запишите Упражнение 154. Новые глаголы записывайте, в строчку через запятую. Когда запишите глаголы, выделите в них приставку. За это задание вы получите отметку. 5 будет поставлена, если все слова будут записаны без ошибок и правильно выделены все приставки, 4 – если допущена 1-2 ошибки, 3 – если допущено 3-5 ошибок, 2 – если больше 5 ошибок.

Внимательно записывайте глаголы, не допускайте ошибок. Выделять приставку нужно карандашом. После выполнения задания, сдайте тетрадь на проверку.

 

 

 

Записывают в тетради упражнение 154.

 

 

 

Выполняют задание.

Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность, познавательную мотивацию учения в процессе игровой и учебной ситуаций.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8.       Рефлексия

 

Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

-Что такое приставка?

-Закончите предложения:

·  Урок помог мне…

·  Для меня было сложным…

·  Мне понравилось…

-На столе у вас лежат смайлики разных цветов. Зеленый смайлик – это у вас все получилось, было все понятно. Желтый смайлик – у вас что-то не получилось, были затруднения. И красный смайлик – это у вас ничего не получилось или было слишком сложно. Поднимите вверх тот смайлик, которое соответствует вашему настроению к концу нашего урока.

Ответы учеников.

Заканчивают предложения.

 

 

 

Показывают смайлик.

Личностные: способность к самоопределению и самооценки на основе критериев успешной деятельности, адекватная самооценка своих ошибок и достижений.

Регулятивные: регулировать собственную деятельность.

Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, рефлексия своих действий, способность строить свое высказывание и обосновывать его.

9.       Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

-Дома вам нужно выучить правило, про приставку. А также придумать 10 слов с приставкой и выделить в них приставку.

Слушают учителя.

 

 


 

Тема: Что такое приставка? Перспективная цель: сформировать способность у учащихся находить в слове приставку и различать его от других частей речи

Тема: Что такое приставка? Перспективная цель: сформировать способность у учащихся находить в слове приставку и различать его от других частей речи

Принципы: наглядности, доступности

Принципы: наглядности, доступности

Конструкт урока Этапы урока открытия новых знаний

Конструкт урока Этапы урока открытия новых знаний

Правильно сели. -Отступаем две строки

Правильно сели. -Отступаем две строки

Корень, коренной, коржи . -Как нашли лишнее слово? -Как называются оставшиеся слова? -Ребята, давайте подберем однокоренные слова для слова «бег»

Корень, коренной, коржи . -Как нашли лишнее слово? -Как называются оставшиеся слова? -Ребята, давайте подберем однокоренные слова для слова «бег»

Я сейчас прочитаю небольшую сказку, а вы внимательно ее слушайте

Я сейчас прочитаю небольшую сказку, а вы внимательно ее слушайте

Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи

Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи

Где находится приставка? -Все согласны? -Для чего же служит приставка? -Все согласны? -А как обозначается приставка? -Молодцы, ребята

Где находится приставка? -Все согласны? -Для чего же служит приставка? -Все согласны? -А как обозначается приставка? -Молодцы, ребята

Самостоятельная работа и проверка по эталону

Самостоятельная работа и проверка по эталону

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Инструктаж по выполнению домашнего задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2024