Урок по творчеству Грибоедова
Оценка 5

Урок по творчеству Грибоедова

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
11.04.2023
Урок по творчеству Грибоедова
Урок по творчеству Грибоедова.docx

Средняя школа № 31 имени Курманжан датки

 

 

 

 

 

 

 

          Разработка урока по русской литературе

 

Тема урока: «Человек необыкновенный. Очерк жизни и творчества                              А.С. Грибоедова»

 

 

                                  Автор работы: Орозалиева Венера Манаповна

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 2021-2022 учебный год

 

 

                              Пояснительная записка

      Смысл и цель современного образования – воспитание и развитие качеств личности, умеющей  использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни, для решения реальных задач. Но формирование любых личностных новообразований возможно только в деятельности, поэтому  системно-деятельностный подход, на мой взгляд, является основополагающим  работе современного педагога. Обеспечение системно-деятельностного подхода возможно при реализации технологии развивающего обучения, когда на первый план выдвигается умственная деятельность школьников. Реализация собственной умственной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта. В результате на уроке возникает ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнёры. При этом ученик действует по принципу «Я учусь самостоятельно, самостоятельно добываю знания». Собственная учебная деятельность школьников является важной составляющей системно-деятельностного подхода и реализуется как личностно-деятельный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность-личность». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования творческих его способностей и личностных качеств. Поэтому при подготовке к данному уроку ребята выбирали задания, исходя из собственных интересов. Три рабочие группы (поисковые) собирали материал по биографии Грибоедова, четвёртая группа готовила электронную презентацию к уроку и  фрагмент фильма «Смерть Вазир-Мухтара», пятой группе было предложено изучить поэтическое творчество                                А.С. Грибоедова и подобрать стихи, иллюстрирующие страницы его жизни. Шестая группа, любители современной поэзии, занималась поиском стихотворений о Грибоедове,                                                                                                                         готовила их выразительное чтение. Седьмая группа, музыкальная, занималась поиском вальсов А. Грибоедова и ещё одна группа работала с мемуарными источниками. В результате получилась совместная творческая работа, в ходе которой учителю досталась, в основном,  функция координатора.

 

 

 Тема урока:  «Человек необыкновенный. Очерк жизни и творчества   А.С. Грибоедова». 

 Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством А.С. Грибоедова.

 Задачи урока:

- образовательные:

1. Раскрыть процесс духовного становления личности Грибоедова, его нравственные и общественные идеалы;                                                                                                                      2. Показать разностороннюю одарённость Грибоедова-человека;

- развивающие:

1. Развивать навыки самостоятельной  работы с научно-популярной, мемуарной литературой и интернет-ресурсами;                                                                                                         2. Совершенствовать умение работать в группе;                                                                                                                                   3. Развивать умения составлять тезисный  план лекции, выделять главное, делать выводы, рассуждать, логически мыслить;                                                                                                       4. Развивать монологическую речь;                                                                                    5. Совершенствовать навыки выразительного чтения;

- воспитательные:

1. Вызвать  чувство восхищения огромным интеллектом, трудолюбием, гражданским мужеством личности и благородством души Грибоедова;                                                                    2. Воспитывать патриотические  чувства любви к Родине,                                                                                чувство долга, ответственность за свои поступки, порядочность, культуру человеческих отношений, тактичность, уважение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые материалы и оборудование:

1.Мультимедийный проектор, экран и компьютер;                                                                      2.Электронная презентация по теме занятия;                                                                                                                                                           3.Фрагмент художественного фильма «Смерть Вазир-Мухтара»                                                                                                4. Портреты писателей: А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина,                       М.Ю. Лермонтова.

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Этап 1. Создание проблемной ситуации (длительность этапа – 5 минут).

В 1816 г появилась статья, автор которой резко критиковал знаменитую балладу В.А.Жуковского «Людмила». Имя  автора статьи - Александр Грибоедов.

Что скрывается за этим фактом?

Дерзость, самоуверенность или осознание своего пути в литературе?

Слайд 3.

Кто он,  этот человек,  который сам через 10 лет займёт достойное место в русской классике, создав гениальное произведение, комедию «Горе от ума»?

Каковы его нравственные и общественные идеалы?

Каковы основные черты личности? – вот основные вопросы, над которыми мы будем работать.

Все, кто лично знал Грибоедова, единогласно говорят о нём, как о необыкновенном человеке. Именно так, словами А.С. Пушкина, мы и назвали наш урок (записываем тему урока).

 

 

 

 А что, по-вашему, значит «необыкновенный»?

 

 

 

 

Этап 2. Работа над разрешением проблемной ситуации.

Цель этапа: помочь учащимся в осознании неординарности личности А.С. Грибоедова.

Длительность этапа: 35 минут.

Сегодня на уроке нам и предстоит выяснить, что же в личности Грибоедова кажется необыкновенным? Думаю,  что на этот вопрос вы сможете получить ответ в конце урока.

 

 Первое впечатление о человеке складывается по портрету. Что вы можете сказать,  глядя на его лицо?

 

 

 

 

 

Давайте обратимся к истории жизни Грибоедова, чтобы иметь о нём  более полное представление.

 

 

 Что в личности Грибоедова показалось вам необыкновенным?                                                                                                   

 

 

Слайд 7. Начавшаяся в июне 1812 года Отечественная война оставила столь блестяще начатую деятельность.

Грибоедов писал об этом так: «Я был готов к испытанию для поступления в чин доктора, как было получено известие о вторжении неприятеля в пределы отечества нашего. Я решился тогда оставить все занятия мои и поступить в военную службу».

Как истинный патриот он ушёл добровольцем в дворянское ополчение,  в Московский гусарский полк, а затем был переведён в Иркутский полк. Но поскольку оба полка находились в резерве, участвовать в военных действиях ему не пришлось, однако он много повидал,  встречался с участниками сражений, был свидетелем патриотического подъёма жителей Москвы.

 Как вы оцениваете такой поступок?

 

«Мне не случалось в жизни видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил Отечество, как Грибоедов любил Россию», - вспоминал один из его современников.

 

 Слайд 8

 В 1816 году Грибоедов выходит в отставку,  а в 1817 году поступает на службу в Коллегию иностранных дел в чин коллежского секретаря.

Жизнь в Петербурге оказала двоякое влияние на судьбу Грибоедова. С одной стороны, он стремится расширить круг своих знаний и творческих возможностей. С другой стороны, Петербург затягивает его в атмосферу пирушек и гусарства. Подобная жизнь приводит к трагедии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие свойства характера Грибоедова проявились в этих событиях?

Слайд 9.

  Душевная рана оказалась слишком тяжёлой и Грибоедов                                                                                                    решил круто изменить свою жизнь. Он становится секретарём русской дипломатической миссии в Персии и в 1818 году выезжает на Восток. Там он прилагает огромные усилия для возвращения на родину 155 русских пленных.  В своём дневнике он пишет: «Голову  мою положу за несчастных соотечественников».                                                                                                                                                                                                             Но как ни был он увлечён дипломатической деятельностью, именно в это время в нём проявляется стремление заняться литературой. «Поэзия! Люблю её без памяти, страстно!»  Результатом этого творческого подъёма стала комедия «Горе от ума».

Слайд 10.

Летом 1824 года Грибоедов появляется в Петербурге, чтобы напечатать и поставить комедию в театре. Но ни театральная, ни литературная цензура комедию не пропустила.  Но всё же комедия дошла до читателей, минуя цензуру. Её читали в рукописных списках. Успех был грандиозный. Белинский отмечал: «Пример неслыханный: пьеса, которую вся грамотная Россия выучила наизусть ещё в рукописных списках более чем за 10 лет до появления в печати». «Горе от ума» потрясло общество и принесло Грибоедову славу гениального писателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Необычайна жизнь Грибоедова, так как на долю его выпало немало тяжелейших испытаний?

Каких?

 

Слайд 12

 Впереди Грибоедова ждала сложная дипломатическая служба на Кавказе.                                                                                                      «Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни», - писал А.С.Пушкин.                                                                                                                                                                                                                                           

Наверное, именно в это время особенно ярко проявилась необыкновенная исключительность Грибоедова. Последние годы – это прежде всего блестящая дипломатическая деятельность.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 15.

Свет счастья выпал на долю Александра Сергеевича. Наградой за все пережитые испытания стала женитьба на очаровательной 16-летней Нине Александровне Чавчавадзе, дочери грузинского поэта и генерала русской службы. Нина была моложе Грибоедова на 17 лет.  Он знал её с детства, так как она была его ученицей в игре на фортепьяно. Нина расцвела на его глазах и с самого детства считала его близким человеком. Вероятно,  любовь поэта вырастала незаметно, как росла сама Нина. Об этой прекрасной, но короткой любви рассказывают письма Грибоедова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместе с женой, в качестве посланника, во главе дипломатической миссии Грибоедов выехал в сентябре 1828 года из Тифлиса в  Персию.  Грибоедов прекрасно понимал смысл этого назначения. Он рассматривал это как политическую ссылку, как чашу страданий, которую ему предстоит испить. Друзья вспоминали, что Грибоедов имел дурные предчувствия:    «Вы ещё не знаете этих людей, вы увидите, что дело дойдёт до ножей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 18

 Гроб с останками дипломата отправили на арбе в Тифлис. По дороге траурную процессию встретил А.С.Пушкин. В «Путешествии в Арзрум» он так описывает эту последнюю встречу: «Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» - спросил я их. «Из Тегерана». – «Что вы везёте?» - «Грибоеда». Это было тело убитого Грибоедова, которое перевозили в Тифлис… Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя,  не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна».

Похоронили Грибоедова в Тифлисе на горе Мтацминда в парке Цинандали. Вскоре сюда приехал Лермонтов навестить могилу поэта. А потом нанёс визит Нине.  Она вынула из сундука заветный кинжал с надписью «Будь твёрд душой» и подарила  его Лермонтову. Вскоре появилось стихотворение «Кинжал». Так живут и встречаются поэты в России, в жизни своей соединённые и в смерти

Слайд 19.

На могиле мужа Нина Александровна  распорядилась поставить крест с надписью «Ум и дела твои бессмертны в памяти народной, но для чего пережила тебя любовь моя?» Она была счастлива всего 4 месяца замужества, а потом было 30 лет скорби и траура.

Любовью и уважением к  Грибоедову были наполнены не только сердца близких людей. Он и сегодня живёт в памяти народной. Об этом стихотворение Булата Окуджавы

«Грибоедов в Цинандали».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот такой короткой, но бурной и яркой была жизнь Грибоедова.

Что же позволяет нам говорить о нём как о человеке неординарном и необыкновенном?

 

 

 

 

 

 

 

Этап 3 (3 минуты)

Подведение итога урока, домашнее задание.

Вы убедились, что А.С.Грибоедов, на самом деле, был удивительным и необыкновенным человеком. Но нельзя забывать, что он много работал над собой, учился и достиг всего благодаря настойчивости и терпению. Он прославил Россию, его жизнь – настоящий пример для нас.  Кто знает, может быть и кто-то из вас тоже достигнет больших высот и прославит Россию.

 

Домашнее задание:  написать сочинение на тему « Что удивило и поразило меня в судьбе  А.С.Грибоедова?» 

 

Этап 4

Оценка деятельности учащихся

Длительность этапа: 2 минуты.

Благодарность и положительные оценки получают абсолютно все учащиеся класса, поскольку уроку предшествовала большая подготовительная работа, в которой принимали участие все, работая в группах, собирая и обрабатывая фактический материал, а также осуществляя техническую поддержку урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    

Этап 1. Ознакомление с проблемной ситуацией, осознание проблемы, путей и способов её разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают в тетрадях тему урока.

 

 

 

 

Предположительные ответы учащихся: незаурядный, не похожий на других, исключительный и т.д.

 

 

 

Этап 2. Работа над разрешением проблемной ситуации.

Цель этапа: осознание неординарности личности                     А.С. Грибоедова.

Длительность этапа: 35 минут.

 

 

 

 

 

 

Предположительные ответы учащихся: за очками задумчивые глаза, умный  взгляд, большой лоб, чувствуется  интеллигентность и изящество.

 

 

 

Сообщение ученика о детских и юношеских годах Грибоедова (на фоне слайдов 4,5,6  под тихое звучание вальса Грибоедова).

 

Предположительные ответы учащихся: гениальность, знание восьми  языков и удивительная работоспособность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит рассказ ученика о дуэли:

«Грибоедов хорошо знал талантливую балерину Истомину и её друга, кавалергарда Шереметьева. Однажды Шереметьев поссорился с Истоминой и уехал от неё. Грибоедов решил их помирить. Чтобы поговорить с Истоминой и узнать о причине ссоры,  он повёз её к себе на квартиру (квартиру он снимал у Завадовского, бывшего кавалера Истоминой).                                                                                                                       Шереметьев, будучи очень ревнивым, следил за Истоминой. Увидев, что Грибоедов повез её к бывшему любовнику, он был взбешен и вызвал Завадовкого на дуэль.                                                                                                                                                                          Секундантом Шереметьеа был Якубович, а Завадовского – Грибоедов.                                                                                          Дуэль состоялась 12 ноября 1817 года. Условия были нешуточными. Должны были стреляться не только дуэлянты,  но и секунданты. Барьер был назначен на 18 шагов с тем, чтобы противникам пройти по 6 шагов и стрелять. В результате Завадовский смертельно ранил Шереметьева в живот. Нужно было позаботиться о раненом, поэтому второй поединок не состоялся. Шереметьев прожил чуть более суток и перед смертью просил прощения у Грибоедова. Однако людская молва обвиняла во всём именно Грибоедова, многие отвернулись от него.                                                                                                   В 19 веке любая дуэль квалифицировалась как уголовное преступление, участниками которого считались как дуэлянт,  так и секунданты. Обычно их приговаривали к ссылке и разжалованию в солдаты. В данном случае наказание было довольно милостивое: Завадовскому предложили на время покинуть Россию, Якубовича сослали на Кавказ, а Грибоедова оправдали. Однако Якубович хотел расправиться с Грибоедовым и, обращаясь к нему, заявил: «Мы с вами ещё встретимся, сударь».                                                                                                                                                                           Грибоедов тяжело переживал эту драму. Бегичеву он писал о том,  что на него нашла ужасная тоска, он                     «видит беспрестанно перед глазами умирающего Шереметьева».  Пребывание в Петербурге сделалось невыносимым для А.С. Грибоедова.  Случилось так, что именно в это время ему предложили уехать на дипломатическую службу в Персию,  и он согласился. В августе 1818 года  Грибоедов выехал к месту службы. Дрога шла через Кавказ, где ожидал его Якубович.  Здесь 23 октября  Тифлисе состоялась дуэль между Якубовичем и Грибоедовым. Результатом её стало ранение Грибоедова в руку».

 

 

 

 

Выслушиваются  ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

Сообщение ученика:  А между тем Грибоедов был вынужден вернуться на Кавказ. Там застало его известие о восстании декабристов. Он был взволнован, переживал за друзей, ведь он с юных лет был связан с Кюхельбекером,  Бегичевым, Одоевским, Катениным. По подозрению в заговоре он находился на гауптвахте более 4 месяцев. На допросах и декабристы, и Грибоедов отрицали его участие в восстании.                                                                                                                                                                           Будучи человеком смелым и тактичным, Грибоедов обратился с просьбой об освобождении к самому государю.  За недостатком улик 2 июня 1826 года его освободили с «очистительным аттестатом». Интересно то,  что по делу декабристов был арестован 61 человек. Грибоедов был единственным,  кому удалось выскользнуть из когтей правосудия. Утром 2 июня он покинул место заточения. Свобода была желанной, но с привкусом горечи: ведь в крепости остались друзья, а помочь им он ничем не мог. Он спешит на Кавказ,  который кажется ему теперь краем вольности. Грибоедов даже пишет стихотворение.

Стихотворение «Освобождённый» читает наизусть ученик:

«Луг шелковый, мирный лес!                                                                                                                                             Сквозь колеблемые своды                                                                                                                                     Ясная лазурь небес!                                                                                                                                                                                                                        Тихо плещущие воды!                                                                                                                                           Мне ль возвращены назад                                                                                                                    Все очарованья ваши?                                                                                                                                                               Снова ль черпаю из чаши                                                                                                                                                                    Нескудеющих отрад?                                                                                                                                                                                                                                         Будто сладостно-душистой                                                                                                                                   В воздух пролилась струя;                                                                                                                                                                     Снова удивляюсь я                                                                                                                                                                                                                        Вольностью и негой чистой.                                                                                                                              Но где друг? Но я один!                                                                                                                                                      Но давно ль, как привиденье,                                                                                                                                         Предстоял лучам моим                                                                                                                                                                                                     Вестник зла?  Я мчался с ним                                                                                                                                                            В дальний край на заточенье,                                                                                                                                                      Окрест дикие места                                                                                                                                            Снег пушился под ногами;                                                                                                                                                                  Горем скованы уста,                                                                                                                  Руки тяжкими цепями».

 

 

 

 

 

Ответ-рефлексия учащихся: дуэль, клевета, тюремное  заточение и допросы, ссылка и казнь друзей-декабристов.

 

 

 

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13

Сообщение ученика.

В это время идет русско-персидская война. В 1827 году А. Грибоедов участвует в военном походе на Эривань, проявляет храбрость и мужество в ряде сражений, а затем отправляется в персидский лагерь для переговоров. Он лично формулирует ряд статей мирного договора между Россией и Пруссией, который был подписан в местечке Туркманчай в 1828году. Этот договор подвёл итог войне, в результате которой Армения и её главный город Эривань были освобождены из-под власти Персии. Россия получила право иметь военный флот в Каспийском море и контрибуцию в 20 миллионов серебром.  Заключение и выполнение Туркманчайского договора требовало от Грибоедова огромной энергии и дипломатического искусства.  Потому, когда он привёз договор  для утверждения в Петербург, его встретили очень торжественно: наградили и возвели в должность полномочного министра – резидента России в Персии. Эти летние месяцы Грибоедов использует для литературной работы: он пишет трагедии «1812 год», «Грузинская ночь», «Родамист и Зенобия»

 

Слайд 14.

Итак, все чествовали посла Грибоедова и прочили ему блестящую дипломатическую карьеру,  а в душе его звучит желание заняться литературой. В одном из своих стихов он пишет:

Не наслажденье жизни цель,                                                                                                                                                                                           Не утешенье наша жизнь.                                                                                                                                О, не обманывайся, сердце!                                                                                                                                                           О, призраки, не увлекайте!                                                                                                                                                                      Нас цель угрюмых должностей                                                                                                      Опутывает неразрывно.                                                                                                                                                                 Куда же в уголок проник                                                                                                                              Свет счастья на единый миг,                                                                                                                                    Как неожиданно! Как дивно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд16 (на фоне звучания второго вальса Грибоедова)

Выразительно читают учащиеся (юноши):                                                                                                                                                                                 

«…За столом сидел против Нины Чавчавадзе…всё на неё глядел, задумался. Сердце забилось, не знаю,  беспокойство или другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, или что другое придало мне  решительность необычайную, выходя из-за стола,  я взял её за руку и сказал ей: «Пойдёмте со мной,  мне надо Вам что-то сказать». Она меня послушалась, верно, думала, что я усажу её за фортепьяно; вышло не то. Щёки у меня разгорелись, дыхание занялось, я не помню,  что я начал бормотать всё живее и живее. Она заплакала,  засмеялась, я поцеловал её, потом пошли к матушке её… нас благословили…», -  так описывает Грибоедов обстоятельства своей женитьбы в письме Ф.В.Булгарину               в июле 1828года.

Из воспоминаний С.В. Шостаковича: «Во время венчания лихорадка стала трясти Грибоедова, и он уронил обручальное кольцо (как через полтора года уронит своё кольцо А.С.Пушкин): плохая  примета».

В письме к  Миклашевичу Грибоедов пишет: «Полюбите мою Ниночку. Хотите её знать? В Эрмитаже,  тотчас при входе справа есть Богородица в виде пастушки. Вот это она».

Грибоедов сам изумлялся своей способности безоглядно любить и быть счастливым. Вот строки из единственного, дошедшего до нас письма Грибоедова к жене от 24 декабря 1828 года:

« Бесконечный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя – и тоска исчезала, теперь, чем далее от тебя, тем хуже. Потерпим ещё несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение ученика: «Обстановка в Тегеране была сложной. Подстрекаемая Англией, Персия уклонялась от выполнения мирного договора. Тогда в январе 1829 года Грибоедов выехал в Тегеран для встречи с шахом.  Все дипломатические вопросы удалось разрешить, и Грибоедов уже собирался в обратный путь, когда к нему за помощью обратились 2 армянки, бежавшие из гарема шахского родственника.  Они просили укрыть их и переправить на родину. Как русский посол и православный христианин Грибоедов не мог отказать.

 Но духовенство сочло поступок русского посла осквернением мусульманских законов и оскорблением шаха. Они собрали  религиозных мусульман  и 30 января 1829 года 10-тысячная толпа напала на русское посольство в Тегеране. Горстка русских сражалась отчаянно. Грибоедов  возглавил свой маленький отряд. Его удивительное мужество и хладнокровие позволили русским продержаться некоторое время. Но силы были слишком  неравные.                                                                                                                (Демонстрация фрагмента из фильма «Смерть Вазир-Мухтара»)

 Всё русское посольство (37 человек)  было растерзано. Уцелел только один человек.   Трупы были выброшены во двор.  Несколько дней свирепствовала толпа. Когда русское правительство потребовало выдачи тела Грибоедова, его удалось опознать лишь по руке, простреленной на дуэли.

Персидское правительство сделало всё, чтобы исказить действительную картину этих событий. Вина за катастрофу была возложена на самого Грибоедова. Персидский шах прислал к русскому императору Николаю-I своих вельмож с извинением и ценным подарком. Это был огромный бриллиант  под названием Алмаз Шах. Он до сих пор хранится в алмазном фонде Кремля рядом с портретом Грибоедова. Так персидское правительство расплатилось за жизнь Грибоедова».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихотворение Булата Окуджавы «Грибоедов в Цинандали» читает ученица:

«Цинандальского парка осенняя дрожь…                                                                                                                                                                                                           Непрерывный дождь. Затяжной.                                                                                                                                         В этот парк я с недавнего времени вхож.                                                                                                      Мы почти подружились с княжной.                                                                                                                                                               Петухи в Цинандали кричат до зари:                                                                                                                                                           То ли празднуют, то ли густят…                                                                                                                     Острословов очкастых не любят цари, -                                                                                       Бог простит, а они не простят.                                                                                                                                             Петухи в Цинандали пророчат восход,                                                                                                                               И под этот заманчивый крик                                                                                                            Грибоедов, как после венчанья, идёт                                                                                           По аллее любви напрямик,                                                                                                                                            Словно и не было дикой толпы.                                                                                                  И ему ещё можно пожить,                                                                                                                                     Словно и не его под скрипенье арбы                                                                                                                                         На Мтацминду везли хоронить.                                                                                                               Словно женщина эта – ещё не вдова,                                                                                                                    И как будто бы ей ни к чему                                                                                                                                      На гранитном надгробье поплакать слова                                                                                                                                                                           Смерти, горю, любви и уму,                                                                                                Словно верит она в петушиный маневр,                                                                                                                                                                                    Как поэт торопливый в строку…                                                                                                                                   Нет, княжна, я воспитан на лучший манер,                                                                                                                                                     И солгать вам, княжна, не могу.                                                                                                  И прощенья прошу за неловкость свою…                                                                                                                                                                 Но когда б вы представить могли,                                                                                                                                                                Как прекрасно упасть и погибнуть в бою,                                                                                                                                                                   И воскреснуть, поднявшись с земли!                                                                                                          И срывая очки, как винтовку – с плеча,                                                                                                                           И уже позабыв о себе,                                                                                                                           Прокричать про любовь навсегда, сгоряча                                                                                                                                        Прямо в рожу орущей толпе?                                                                                                                                Каждый куст в парке княжеском мнит о себе,                                                                                                                                                                       Но над Персией гуще гроза.                                                                                                                 И спешит Грибоедов навстречу судьбе,                                                                                                                                                   Близоруко прищурив глаза.

 

 

 

 

 

Предположительные ответы учащихся: блеск ума, талант и разносторонность интересов (литература, математика, музыка, иностранные языки,  юридические науки, шахматы); он был настоящим патриотом своей Родины, героической личностью; интеллигентность, честность, благородство, умение по-настоящему любить;  выдающиеся  дипломатические способности.

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

         Литература

1.Мещеряков В.А. Жизнь и деятельность Грибоедова. – М.: Правда, 1989.                                                                                                             2. Грибоедов А.С. Сочинения .- М.: Худ. лит.,1990.                                                                                                               3. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. Т3. Проза.- М.: Худ. лит., 1987.                                                                                                           4. Тынянов Ю.Н. Смерть Вазир - Мухтара.- М.: Правда, 1986.                                                                                       5. Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания литературы : лекции и семинары на уроках в старших классах.- М.: Просвещение, 2008.                                                                                                               6. Коровина В.Я. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1. –М.: Просвещение,2009.                                                                                                               7. Окуджава Б.Ш. Стихи. –М.: Изд-во  ЭКСМО-Пресс,2002.                                                                                                                                                   


 

Средняя школа № 31 имени Курманжан датки

Средняя школа № 31 имени Курманжан датки

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Тема урока : «Человек необыкновенный

Тема урока : «Человек необыкновенный

Деятельность учителяДеятельность учеников

Деятельность учителяДеятельность учеников

Цель этапа: помочь учащимся в осознании неординарности личности

Цель этапа: помочь учащимся в осознании неординарности личности

Москвы. Как вы оцениваете такой поступок? «Мне не случалось в жизни видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил

Москвы. Как вы оцениваете такой поступок? «Мне не случалось в жизни видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил

Какие свойства характера Грибоедова проявились в этих событиях?

Какие свойства характера Грибоедова проявились в этих событиях?

Какие свойства характера Грибоедова проявились в этих событиях?

Какие свойства характера Грибоедова проявились в этих событиях?

Россия выучила наизусть ещё в рукописных списках более чем за 10 лет до появления в печати»

Россия выучила наизусть ещё в рукописных списках более чем за 10 лет до появления в печати»

Необычайна жизнь Грибоедова, так как на долю его выпало немало тяжелейших испытаний?

Необычайна жизнь Грибоедова, так как на долю его выпало немало тяжелейших испытаний?

Слайд 15. Свет счастья выпал на долю

Слайд 15. Свет счастья выпал на долю

Слайд 15. Свет счастья выпал на долю

Слайд 15. Свет счастья выпал на долю

Вместе с женой, в качестве посланника, во главе дипломатической миссии

Вместе с женой, в качестве посланника, во главе дипломатической миссии

Вы ещё не знаете этих людей, вы увидите, что дело дойдёт до ножей»

Вы ещё не знаете этих людей, вы увидите, что дело дойдёт до ножей»

Слайд 18 Гроб с останками дипломата отправили на арбе в

Слайд 18 Гроб с останками дипломата отправили на арбе в

Она была счастлива всего 4 месяца замужества, а потом было 30 лет скорби и траура

Она была счастлива всего 4 месяца замужества, а потом было 30 лет скорби и траура

Вот такой короткой, но бурной и яркой была жизнь

Вот такой короткой, но бурной и яркой была жизнь

Этап 1. Создание проблемной ситуации (длительность этапа – 5 минут)

Этап 1. Создание проблемной ситуации (длительность этапа – 5 минут)

Литература 1.Мещеряков В.А. Жизнь и деятельность

Литература 1.Мещеряков В.А. Жизнь и деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2023