Урок-проект по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца» в 6 классе
Единство человека и природы.
Цели урока.
Обучающие: раскрыть иносказательность и символику языка произведения; показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире.
Развивающие: сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле; пробудить в учащихся чувство переживания.
Воспитывающие: воспитывать в детях чувство красоты, доброты; раскрыть мастерство М.М. Пришвина как писателя.
Оборудование: проектор, портрет М.М. Пришвина, выставка книг писателя, рисунки учащихся “Ель и сосна на Блудовом болоте”, “У лежачего камня”, презентация.
Эпиграф
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок,
не бездушный лик –
В ней есть
душа, в ней есть свобода,
В ней есть
любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев
Ход урока
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас урок-проект по сказке-были
М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Думаю, вы с удовольствием поделитесь знаниями, мы вместе сделаем важные и серьёзные выводы. На уроке будут работать группы: «Литературоведы», «Лингвисты», «Художники», «Топографы», «Ботаники», «Кинологи», которые будут защищать свои проекты. Нам предстоит раскрыть иносказательность и символику пришвинского произведения, показать единство человека и природы, понять, кто остаётся человеком и в трудной жизненной ситуации. Слайд
Для начала вспомним содержание произведения. Слайд
-Первыми выступят с проектом «Литературоведы». Слайд
Они получили задание найти в тексте произведения слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения. Посмотрим, что у них получилось.
– Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит?
О любви к природе, о том, что он относится к ней ласково,
с уважением. Говорит об авторской любви к своим
героям.
– Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения?
Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет
автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения
подчеркивают восприятие автором природы как живого
существа.
- А теперь давайте поговорим с вами о жанре этого произведения. Как сам автор определяет его?
Сказка – быль.
Уточним значения этих слов. Нам помогут в этом ребята из группы “Лингвисты”.
Слайды
В толковом словаре Ожегова даётся такое значение этих слов: быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.
Сказка – повествовательное, обычно народное и поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и
реальное.
- Что же можно считать былью в этом произведении?
Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.
– В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь? Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам другого мира? Слайды.
Это мы понимаем, когда читаем о ели и сосне, описанным как живые существа. Слайд.
Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где
разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.
- Давайте прочитаем художественное описание ели и сосны (стр.87-88)
Слайд
«…двести лет ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа».
-А теперь представим себе зрительно рассматриваемый образ. Обратимся к рисункам ребят из группы «Художники».
Представление рисунков группы «Художники».
– Что самое главное вы хотели показать в своих рисунках? (Слайд №) (и на листочках)
Хотели показать, что деревья не просто срослись и переплелись друг с другом, это не свидетельство их мирного сосуществования, они проткнули друг друга, это результат жестокой борьбы за жизнь. Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют. Очень жалко и ель, и сосну.
– А какие ещё сказочные образы вы можете назвать?
Образ ворона, образы ёлочек-старушек, серого волка; Лежачий камень. В произведении Пришвина есть лесные тайны, лесные жители говорят.
-В это сказочное царство попадают Настя и Митраша. Давайте повторим их путь, отправимся с вами тропою Пришвина.
Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга дети. Докажите это текстом (стр.89) Чтение отрывка.
– Что произошло потом?
Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой.
– Как природа помогает понять настроение спорящих детей? Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце? (стр.89)
Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим взаимоотношениям героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.
А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте (стр.89).
Слайд
Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали.
-Как, по-вашему, автор относится к происходящему?
Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними. Но это не остановило наших героев, каждый из них пошёл своей тропой.
Отправимся вслед за ними, а помогут нам в этом ребята из группы «Топографы». Они изобразили маршрут Насти и Митраши. Расскажите, куда ведёт тропинка, которую выбрал Митраша? Слайд
Сообщение «Топографов».
Митраша выбирает малоизвестную тропу и попадает в болото. Слайд
Он чуть не утонул, но благодаря выдержке, смекалке и помощи собаки
Травки выбрался из болота, убил Серого Помещика. А Настя отправляется совсем в другую сторону.
- Митраша шёл по болоту. Направление на север ему указывала стрелка компаса. Как вы думаете, смогли бы растения указать Митраше не только путь на север, но и безопасную тропу на болоте?
А как это описывал Пришвин? Докажите текстом, что растения, деревья хотели помочь мальчику?
Чтение отрывков: «Ёлочки-старушки» (стр.92).
Очень волновались старушки-ёлки, пропуская между собой мальчика с длинным ружьём. Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждёшь – вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мёртвыми головами на шестах». «Трава-белоус» (стр.94). Слайд «Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место. Но самое главное: он увидел, что совсем близко по той стороне поляны змеилась высокая трава белоус –неизменный спутник тропы человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша подумал: «Зачем же я буду повёртывать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать виднеется там, за полянкой?»
-Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах?
Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу.
-А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова Ф.Тютчева? Слайд №4
Ф.И.Тютчев хочет нам сказать, природа – это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь.
-Думаю, что вы правы. В таком отношении к природе Пришвин и Тютчев едины. А теперь давайте вернёмся к Насте. Видела ли природу Настя?
Нет. Настю охватила жадность. Она позабыла обо всём, даже о брате. И ничего, кроме клюквы, не видела.
-Ребята, а как выглядит клюква? Слайд № 27 Давайте послушаем наших «Ботаников». Они нашли научное описание этой ягоды. Слайд
Сообщение группы «Ботаники»
«Клюква обыкновенная, болотная. Произрастает на верховых болотах в виде стелющихся укореняющихся кустиков на почти лежащих цветоносах, на которых и образуются крупные красные ягоды, кажущиеся прямо лежащими на мху. Весной после схода снега можно собирать оставшуюся зимовать подснежную клюкву, более сладкую».
-Отличается описание Пришвиным ягоды от того, которое ребята нашли в словаре?
У Пришвина художественное описание клюквы. Он описывает ягоду с любовью.
-Ребята, в наших краях нет болот и болотистых мест. В наших лесах не растет клюква.
А мы с вами собираем землянику, чернику, малину.
Слайд
-Продолжим разговор о Насте. Она, попав на палестинку, забыла не только о брате, но и о себе: она забыла о еде, о том, что она человек. Девочка ползала и собирала клюкву. Прочитаем об этом на стр.97-98.
-В это время в рощице на пригорке находился лось. Что говорится о нём?
Слайд
Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь.
Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.
-Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. А человеку всё мало, он от жадности забывает себя. Для чего даётся это описание?
Для контраста.
– А что значит контраст?
Противопоставление.
– Это противопоставление подчёркивает ничтожность человеческой жадности. Глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека. А Настя продолжает ползать, пока не добирается до пня. Слайд
Давайте сравним Настю, лишившуюся человеческого облика, и пень. Что они делают?
Собирают. Настя – клюкву, а пень – солнечное тепло.
– Для чего они собирают?
Настя – для себя, пень – для других - отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце. Поэтому на пень вползла змея. Слайд
– Есть ли сходство между девочкой и змеёй?
Да, девочка ползает по земле, боится, что клюква достанется кому-то ещё, быстро-быстро собирает её. Змея на пне «стережёт тепло».
– А что происходит дальше?
Настя потянула за ниточку, обвивавшую пень. Потревоженная змея с угрожающим шипением «приподнялась». Девочка испугалась; вскочила на ноги, теперь лось признал в ней человека и убежал; Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только что была этой змеёй; вспомнила о брате, закричала, начала звать Митрашу и заплакала (стр. 99).
– Кто же заставил Настю встать на ноги?
Змея, пень, лось.
– Значит, на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком.
Ребята, как вы думаете, Настя жадная девочка? Кому она отдала ягоду?
Настя отдала всю корзину ягод ленинградским детям, которые были эвакуированы из блокадного Ленинграда.
– Ветер далеко отнес Настин голос, и Митраша его не услышал. На помощь мальчику пришла собака Травка, как вы думаете, почему?
Травка спасла Митрашу, потому что он напоминал ей Антипыча. Она очень скучала после смерти своего хозяина. Когда собака увидела Митрашу, подумала, что это Антипыч.
– А какой породы была Травка?
Гончая.
– А что вы знаете об этих собаках? Послушаем, что нам расскажут кинологи?
Сообщение «Кинологов»
Гончие собаки получили своё название за то, что они гонят зверя с ровным гулким лаем. Охотник становится где-нибудь на пути зверя, а собака гонит лису или зайца прямо на него. Это смелые и выносливые собаки. Поэтому Травка не побоялась прийти на помощь Митраше. Слайд
-Итак, ребята, Митраша выходит победителем из сложной ситуации.
Почему жители деревни говорили о Митраше: «Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой»
Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.
-Как вы понимаете слова Пришвина: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”? Слайд
Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью, себялюбием. И только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.
– А как вы думаете, Настя и Митраша поняли, в чём правда жизни?
Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни.
Подведение итогов.
- Шумом деревьев, воем зверей, пением разноголосых птиц переполнена «Кладовая Солнца». Живая природа - полноправный герой пришвинской сказки-были. Свои богатства природа раскрывает далеко не каждому. Только душевно красивый человек, наделенный чувством любви, способен увидеть и оценить окружающий его мир животных и растений.
У писателя есть очень наглядная философская формула о глубинной связи человека и природы и об особом назначении человека. Слайд
Я стою и расту - я растение.
Я стою, и расту, и хожу - я животное.
Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я человек.
Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля.
Опираясь на землю,
Я поднимаюсь:
И надо мною небо –
Все небо моё.
В завершение разговора вдумайтесь в слова М. М. Пришвина, обращенные к юному поколению, то есть к вам:
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и для нас она кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу- значит охранять родину». Слайд
Домашнее задание. Написать сочинение - размышление на тему «Охранять природу - значит охранять родину». Слайд№44
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.