Урок-проект по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца» в 6 классе
Единство человека и природы.
Цели урока.
Обучающие: раскрыть иносказательность и символику языка произведения; показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире.
Развивающие: сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле; пробудить в учащихся чувство переживания.
Воспитывающие: воспитывать в детях чувство красоты, доброты; раскрыть мастерство М.М. Пришвина как писателя.
Оборудование: проектор, портрет М.М. Пришвина, выставка книг писателя, рисунки учащихся “Ель и сосна на Блудовом болоте”, “У лежачего камня”, презентация.
Эпиграф
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок,
не бездушный лик –
В ней есть
душа, в ней есть свобода,
В ней есть
любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев
Ход урока
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас урок-проект по сказке-были
М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Думаю, мы с удовольствием поделимся своими знаниями, вместе сделаем важные и серьёзные выводы. На уроке будут работать группы: «Литературоведы», «Лингвисты», «Художники», «Топографы», «Ботаники», «Кинологи», которые будут защищать свои проекты. Нам предстоит раскрыть иносказательность и символику произведения Пришвина, показать единство человека и природы, понять, кто остаётся человеком и в трудной жизненной ситуации.
Для начала вспомним содержание произведения.
Первыми выступят с проектом «Литературоведы»
Они получили задание найти в тексте произведения слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения. Посмотрим, что у них получилось.
– Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит?
– Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения?
- А теперь давайте поговорим с вами о жанре этого произведения. Как сам автор определяет его?
-Уточним значения этих слов. Нам помогут в этом ребята из группы “Лингвисты”.
Ответы учащихся из группы «Лингвисты»
- Что же можно считать былью в этом произведении?
– В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь? Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам другого мира?
- Давайте прочитаем художественное описание ели и сосны
-А теперь представим себе зрительно рассматриваемый образ. Обратимся к рисункам ребят из группы «Художники».
Представление рисунков группы «Художники».
– Что самое главное вы хотели показать в своих рисунках? (Слайд №) ( и на листочках)
– А какие ещё сказочные образы вы можете назвать?
-В это сказочное царство попадают Настя и Митраша. Давайте повторим их путь, отправимся с вами тропою Пришвина.
Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга дети. Докажите это текстом. Чтение отрывка.
– Что произошло потом?
– Как природа помогает понять настроение спорящих детей? Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?
Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим взаимоотношениям героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.
А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.
-Как, по-вашему, автор относится к происходящему?
-Отправимся вслед за ними, а помогут нам в этом ребята из группы «Топографы». Они изобразили маршрут Насти и Митраши. Расскажите, куда ведёт тропинка, которую выбрал Митраша?
Сообщение «Топографов».
-А как это описывал Пришвин? Докажите текстом, что растения, деревья хотели помочь мальчику?
Чтение отрывков: «Ёлочки-старушки»
-Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах?
-А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова Ф.Тютчева?
-Думаю, что вы правы. В таком отношении к природе Пришвин и Тютчев едины. А теперь давайте вернёмся к Насте. Видела ли природу Настя?
-Ребята, а как выглядит клюква? Давайте послушаем наших «Ботаников» Они нашли научное описание этой ягоды.
Сообщение группы «Ботаники»
-Отличается описание Пришвиным ягоды от того, которое ребята нашли в словаре?
-Ребята, в наших краях нет болот и болотистых мест. В наших лесах не растет клюква. А мы с вами собираем землянику, чернику, малину.
- Продолжим разговор о Насте. Она, попав на палестинку, забыла не только о брате, но и о себе: она забыла о еде, о том, что она человек. Девочка ползала и собирала клюкву. Прочитаем об этом.
-В это время в рощице на пригорке находился лось. Что говорится о нём?
-Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. А человеку всё мало, он от жадности забывает себя. Для чего даётся это описание?
– А что значит контраст?
-Давайте сравним Настю, лишившуюся человеческого облика, и пень. Что они делают?
– Для чего они собирают?
– Есть ли сходство между девочкой и змеёй?
– А что происходит дальше?
– Кто же заставил Настю встать на ноги?
– Значит, на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком.
-Ребята, как вы думаете, Настя жадная девочка? Кому она отдала ягоду?
– Ветер далеко отнес Настин голос, и Митраша его не услышал. На помощь мальчику пришла собака Травка, как вы думаете, почему?
– А какой породы была Травка?
– А что вы знаете об этих собаках? Послушаем, что нам расскажут кинологи?
Сообщение «Кинологов»
-Итак, ребята, Митраша выходит победителем из сложной ситуации.
Почему жители деревни говорили о Митраше: «Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой»
-Как вы понимаете слова Пришвина: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”?
– А как вы думаете, Настя и Митраша поняли, в чём правда жизни?
Подведение итогов.
Шумом деревьев, воем зверей, пением разноголосых птиц переполнена «Кладовая Солнца». Живая природа - полноправный герой пришвинской сказки-были. Свои богатства природа раскрывает далеко не каждому. Только душевно красивый человек, наделенный чувством любви, способен увидеть и оценить окружающий его мир животных и растений.
У писателя есть очень наглядная философская формула о глубинной связи человека и природы и об особом назначении человека.
Я стою и расту - я растение.
Я стою, и расту, и хожу - я животное.
Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я человек.
Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля.
Опираясь на землю,
Я поднимаюсь:
И надо мною небо –
Все небо моё.
В завершение разговора вдумайтесь в слова М. М. Пришвина, обращенные к юному поколению, то есть к вам.
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и для нас она кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу- значит охранять родину».
Домашнее задание. Написать сочинение - размышление на тему «Охранять природу - значит охранять родину»
Использованная литература
1.Журнал «Русский язык в школе»
2.Журнал «Литература в школе»
3.Интернет-ресурсы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.