Урок-проект по сказке М.Пришвина "Кладовая солнца"
Оценка 4.6

Урок-проект по сказке М.Пришвина "Кладовая солнца"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл—6 кл
13.12.2020
Урок-проект по сказке М.Пришвина "Кладовая солнца"
Урок-проект по сказке-были М.Пришвина Кладовая солнца..doc

Урок-проект  по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца» в 6 классе

Единство человека и природы.

Цели урока. 

Обучающие: раскрыть иносказательность и символику языка произведения;             показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире.

Развивающие: сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле; пробудить в учащихся  чувство переживания.

Воспитывающие: воспитывать в детях чувство красоты, доброты; раскрыть мастерство М.М. Пришвина как писателя.

Оборудование: проектор, портрет М.М. Пришвина, выставка книг писателя, рисунки учащихся “Ель и сосна на Блудовом болоте”, “У лежачего камня”, презентация.

                                                                                         Эпиграф

                                                                   Не то, что мните вы, природа,
                                                                   Не слепок, не бездушный лик –
                                                                   В ней есть душа, в ней есть свобода,
                                                                   В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                                                                              Ф. Тютчев

Ход урока

Учитель.  Дорогие ребята! Сегодня у нас урок-проект по сказке-были  

М.М. Пришвина «Кладовая солнца».  Думаю, мы с  удовольствием поделимся  своими знаниями,  вместе  сделаем важные и серьёзные выводы.  На уроке  будут работать группы: «Литературоведы», «Лингвисты»,  «Художники», «Топографы», «Ботаники», «Кинологи», которые будут защищать свои проекты.  Нам предстоит раскрыть иносказательность   и символику  произведения Пришвина, показать единство человека и природы, понять, кто остаётся человеком и в трудной жизненной  ситуации.

Для начала вспомним  содержание произведения.  

 

Первыми выступят с проектом «Литературоведы»

Они получили задание найти в тексте произведения слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения. Посмотрим, что у них получилось.

 

– Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит?

– Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения?

 

- А теперь давайте поговорим с вами о жанре этого произведения. Как сам автор определяет его?

 

-Уточним значения этих слов. Нам помогут в этом ребята из группы “Лингвисты”.

              Ответы учащихся из группы «Лингвисты»

 

- Что же можно считать былью в этом произведении?

– В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь? Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам другого  мира?                       

 - Давайте  прочитаем  художественное   описание  ели и сосны

 

  -А теперь представим себе зрительно рассматриваемый образ. Обратимся к рисункам ребят из группы «Художники».

 

                      Представление рисунков группы «Художники».

– Что самое главное вы хотели показать в своих рисунках? (Слайд №) ( и на листочках)

– А какие ещё сказочные образы вы можете назвать?

-В  это сказочное царство попадают Настя и Митраша.  Давайте повторим их путь,  отправимся с вами тропою Пришвина.

 

    Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга дети. Докажите это текстом. Чтение отрывка.

– Что произошло потом?

– Как природа помогает понять настроение спорящих детей?  Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце? 

 

   Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим взаимоотношениям героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.

А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.                         

 

-Как, по-вашему, автор относится к происходящему?

 

-Отправимся вслед за ними, а помогут нам в этом ребята из группы «Топографы». Они изобразили маршрут Насти и Митраши.   Расскажите, куда ведёт тропинка, которую выбрал Митраша?

 

                                          Сообщение «Топографов». 

 

-А как это описывал Пришвин? Докажите текстом, что растения, деревья хотели помочь мальчику?

                                         Чтение отрывков: «Ёлочки-старушки»

-Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах?

                          

-А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова Ф.Тютчева?

                            

-Думаю, что вы правы. В таком отношении к природе Пришвин и Тютчев   едины. А теперь давайте вернёмся к Насте.  Видела ли природу Настя?

                                

-Ребята, а как выглядит клюква? Давайте послушаем наших «Ботаников»  Они нашли научное описание этой  ягоды.

 

                                               Сообщение  группы «Ботаники»

                            

-Отличается описание Пришвиным ягоды от того, которое ребята нашли в словаре? 

 

-Ребята,  в наших краях нет  болот и болотистых мест.  В  наших лесах не растет клюква. А мы с вами собираем землянику, чернику, малину.

 

   - Продолжим разговор о Насте. Она, попав на палестинку, забыла не только о брате, но и о себе: она забыла о еде, о том, что она человек. Девочка ползала и собирала клюкву. Прочитаем об этом.

 

-В это время в рощице на пригорке находился лось. Что говорится о нём?

 

-Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. А человеку всё мало,  он от жадности забывает себя. Для чего даётся это описание?

                                          

– А что значит контраст?

 

-Давайте сравним Настю, лишившуюся человеческого облика, и пень. Что они делают?

– Для чего они собирают?

– Есть ли сходство между девочкой и змеёй?

– А что происходит дальше?

– Кто же заставил Настю встать на ноги?

– Значит,  на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком.

 

-Ребята, как вы думаете,  Настя жадная девочка? Кому она отдала ягоду?

 

– Ветер далеко отнес Настин голос, и Митраша его не услышал. На помощь мальчику пришла собака Травка, как вы думаете, почему?

– А какой породы была Травка?

– А что вы знаете об этих собаках? Послушаем, что нам расскажут кинологи?

 

                                                Сообщение «Кинологов»

 

-Итак, ребята, Митраша выходит победителем из сложной ситуации.

Почему жители деревни говорили о Митраше: «Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой»

-Как вы понимаете слова Пришвина: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”?

– А как вы думаете, Настя и Митраша поняли, в чём правда жизни?

 

Подведение итогов.

    Шумом деревьев, воем зверей, пением разноголосых птиц переполнена «Кладовая Солнца». Живая природа - полноправный герой пришвинской сказки-были. Свои богатства природа раскрывает далеко не каждому. Только душевно красивый человек, наделенный чувством любви, способен увидеть и оценить окружающий его мир животных и растений.

    У писателя есть очень наглядная философская формула о глубинной связи человека и природы и об особом назначении человека.

           Я стою и расту - я растение.

           Я стою, и расту, и хожу - я животное.

           Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я человек.

           Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля.

           Опираясь на землю,

           Я поднимаюсь:

           И надо мною небо –

            Все небо моё.

      В завершение разговора вдумайтесь в слова М. М. Пришвина, обращенные к юному поколению, то есть к вам.

      «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и для нас она кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу- значит охранять родину».

Домашнее задание. Написать сочинение - размышление на тему «Охранять природу - значит охранять родину»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

 

1.Журнал «Русский язык в школе»

 

2.Журнал «Литература в школе»

 

3.Интернет-ресурсы


Урок-проект по сказке-были

Урок-проект по сказке-были

Уточним значения этих слов. Нам помогут в этом ребята из группы “Лингвисты”

Уточним значения этих слов. Нам помогут в этом ребята из группы “Лингвисты”

А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего урока

А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего урока

Сообщение «Кинологов» -Итак, ребята,

Сообщение «Кинологов» -Итак, ребята,

Использованная литература 1

Использованная литература 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2020