Урок-путешествие в страну Лингвинию.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок-путешествие в страну Лингвинию..docx

Тема. Урок-путешествие в страну Лингвинию.            

Цель.

Повторить разделы науки о языке.                              

Проверить знания учащихся по основным разделам грамматики.

Задачи.

Обобщить пройденный материал.

Развивать навыки работы в парах, группах.

Способствовать развитию любознательности и любви к русскому языку.

Развивать орфографическую зоркость.

Развивать логическое мышление посредством загадок.

 

Ход урока

 

    -Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в необычное путешествие в страну Лингвинию. Как вы думаете, что такое Лингвиния?

                    Наука лингвистика, которая изучает язык.

-Изучать язык очень интересно и увлекательно. Особенно, когда мир языкознания предстаёт перед тобой как страна весёлых и неожиданных приключений. Живут в этом мире звуки, слова и предложения.

    Сегодня на уроке мы должны повторить основные разделы науки о языке. Ваши знания, смекалка и находчивость помогут вам совершить небольшое путешествие.

   Представьте себе, что вы заняли места на воображаемом корабле, и мы отправляемся с вами в далёкое и трудное плавание.

Итак, мы подплываем к городу Звукоград.

- Кто живёт в этом городе?

                                                       Звуки

- Какие звуки здесь живут?

                                                      Гласные и согласные

- А каких звуков больше?

                                                     Согласных

- Сколько мы знаем гласных звуков? Перечислите их.

                                                         6

- Согласных звуков?

                                                        21

А сейчас эти знания надо будет применить при выполнении заданий.

Четверо ребят работают у доски, остальные в тетрадях, но тоже в группах.

Задание 1

Поставьте ударение в словах.

Километр, свекла, звонит, столяр, алфавит, торты, красивее, баловать.

Задание 2

Определите количество букв и звуков.

Яркий, голубь, июнь.

Задание 3.

Сделайте транскрипцию.

Мороз, вторник, снег, яма, плод.

Задание 4.

Поделите слова на слоги, поставить ударение.

 косьба, яростный, жестокий, обещать, сгрести.

 

Даны слова: леса, чёрный, друг, деловой, вокзал, сбежал, футбол.

1 группа - выписать слова, в которых гласная буква передаётся другим звуком.

2 группа - выписать слова, в которых согласная буква передаётся другим звуком.

3 группа - выписать слова, в которых гласная и согласная буквы передаются другими звуками.

 

Вывод.

Какой раздел лингвистики мы повторили? Что изучает фонетика?

Молодцы! Все справились с заданиями хорошо. Из города Звукограда мы отправляемся в город Частисловск.

- Как вы думаете, кто живёт в этом городе?

                                                              Части слова

-Они живут в разных районах. В каких?

                                    Приставок. Суффиксов. Корней. Окончаний. Основ.

- Почему именно так названы районы?

И снова вам предстоит выполнить задания. Теперь уже по рядам.

Задание 1.

Разобрать слова по составу

1 ряд.

матросский, снежок

2 ряд.

смолистый, школьник

3 ряд.

придорожный, перевезёшь.

 

Далее, ребята, работаем вместе.

Найти «Третье лишнее»

1.Потолок, пот, потливый.

2. Море, морщины, морской.

3. Боль, больница, большой.

4.Водить, вода, подводный.        

Разминка

1. Специалист по разведению садов (садовод)

2. Локомотив с паровым двигателем (паровоз)

3. Канал для вывода дыма из трубы (дымоход)

4. Русская народная игра-пляска (хоровод)

5.Лес, поваленный бурей (бурелом)

6. Огнестрельное оружие (пулемёт)

7. Рабочий, занимающийся рубкой леса (лесоруб)

Вывод.

Какой раздел науки лингвистики изучает части слова?

                                                                     Морфемика

-Молодцы! Плывём дальше в город Лексикоград. Недалеко от этого города находится город Фразеологинск. В этот город отправятся не все, а только трое. Они выполнят задание и вернутся к нам.

 Задание сильным учащимся.

Изучите внимательно таблицу с фразеологизмами «Что я люблю

(или не люблю)» В своих ответах используйте фразеологизмы из таблицы.

        Что я люблю (или не люблю)

Точить лясы (заниматься пустыми разговорами)

Бить баклуши (бездельничать)

Задирать нос (заважничать, загордиться)

Жить на широкую ногу (богато)

Ломать голову (думать)

Вставлять палки в колёса (мешать)

Работать засучив рукава (энергично, умело работать)

Держать язык за зубами (молчать)

Индивидуальное задание.

А мы с вами находимся в Лексикограде.

Ой какой здесь «завал». Слова все в одной куче. Надо бы разобрать.

 

ключ, добрый, коса, очаровательный, злой, восхитительный. (Учащиеся разбирают завал)

Омонимы: ключ, коса.

Синонимы: восхитительный, очаровательный.

Антонимы: злой, добрый.

- Давайте немного отдохнем. Выйдем на палубу. Постоим. Отгадаем загадки.

Простое слово «промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт,

Мы называем их …        /антракт/

        Я антоним к слову зной,

        Я в реке, в тени густой

        И в бутылке лимонада,

        А зовут меня …         /прохлада/

-Молодцы! Прежде чем продолжим, сделаем небольшую зарядку.

Раздвинем широко руки и скажем: «Как хорошо на воздухе!»

Поднимем руки вверх, потянемся и скажем: «Хочется взлететь!»

Повернемся направо, налево и скажем: «Какой простор!»

 

-А теперь, ребята, послушайте стихотворение. Его подготовила вам Дилара. Это стихотворение написал Козловский. Называется оно «Вы откуда, молодцы?»

        День вступил в свои права,

        Постучались в дверь слова.

        Я открыл им.

        Что за чудо?

        Предо мною близнецы.

        Я спросил их:

        - Вы откуда

        Появились, молодцы?

        Отвечали мне слова:

        -Заверяем, голова,

        Что и раньше с нами встречи

        Ты имел наверняка.

        Мы слова из русской речи,

        Из родного языка!

        Одинаково нас пишут,

        Одинаково нас слышат.

        Но важна не только внешность,

        Потому не торопись,

        Не всегда важна поспешность,

        Ты до смысла доберись.

        Наподобие начинки,

        Смысл запрятан в серединке.

        Схожим лицам вопреки

        Мы по смыслу далеки.   (Омонимы)

 

- О каком языковом явлении говорится в стихотворении?

Продолжаем путешествие. Наш корабль плывёт в Морфоград.  

В этом городе живут части речи. Какие части речи вы знаете?

-Определите род, склонение, число, падеж существительного

в тишине.

-Определите время, спряжение, лицо, число глагола спешит.

-Образуйте от существительных прилагательные.

Хлеб, сахар, берёза, абрикос, малина, сирень, клён.

И снова загадки. Отгадайте их и определите часть речи.

1.Стоит дом. Кто в него войдёт, тот ум приобретёт.

/школа – существительное/

 2.Одной рукой всех встречаю, другой – провожаю.

        /дверь – существительное/

-Молодцы! Плывём дальше. Нас встречает город Орфограмск. Здесь живут орфограммы. Сейчас мы напишем небольшой словарный диктант с последующей взаимопроверкой.

Въезд, чудесный, поздний, брошюра, чаша, местный, соловьи.

И снова поиграем. На партах лежат карточки с ь.

Я буду называть слова, а вы должны поднять карточку, если в слове нужно писать ь.

Врач, туч, кирпич, встреч, думаешь, мышь, глушь, увлекаешься, луч, рожь, брошь, мечтаешь.

Вот и подошло к завершению наше путешествие в страну Лингвинию.

Прежде чем мы по трапу спустимся на землю, поведем итог.

Кто знает, что такое трап?

Молодец!

- Что мы с вами на уроке повторили? Какие разделы науки о языке?

-Понравилось путешествие?

Выставление оценок.

Домашнее задание (сильным учащимся написать отзыв об уроке-путешествии, слабым – карточки с заданиями).


 

Посмотрите также