Урок Раскольников и Свидригайлов (анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», («Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока литературы в 10 классе. Обучение анализу эпизода по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".
Иконка файла материала Раскольников и Свидригайлов.doc

Винокурова Наталия Михайловна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

 

Раскольников и Свидригайлов (анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»,

 («Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»)

 

Цель:

Образовательная:

 

·                                     Определение роли мотива «двойничества» в романе.

·                                    Знакомство с особенностями психологического мастерства писателя.

 

Развивающая:

 

·                                     Совершенствования навыков анализа эпизода

·                                    Анализ эпизода как приём раскрытия психологического мастерства Достоевского.

·                                    Анализ роли двойников в романе на основе анализа эпизода.

 

Воспитывающая:

 

·        Подведение учащихся к мысли о разрушающем воздействии на человека идеи о сверхчеловеке, идеи о вседозволенности. 

 

    Задачи: через анализ эпизода показать средства психологизма в романе «Преступление и наказание» и выявить роль образа Свидригайлова.

 

 

                                              Ход урока:

 1.Учитель.

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» исследователи насчитывают около 90 персонажей. На предыдущих уроках мы сосредоточились в основном на одном из них – Родионе Романовиче Раскольникове.

 

- А какова же роль других героев, окружающих бывшего студента?

- Почему, например, Раскольникова за несколько минут до его признания в убийстве «старухи – процентщицы и сестры ее Лизаветы» так поразило известие о самоубийстве Аркадия Ивановича Свидригайлова, на первый взгляд, совершенно постороннего для него человека?

 

    -Нахождение ответа на этот вопрос и является задачей нашего урока.

 

    -В каком фрагменте романа можно найти ответ на него?

 

Психологи утверждают, что в развитии отношений людей велика роль первого впечатления, первой встречи. Поэтому вполне возможно, что ответ дан Достоевским в эпизоде «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым». Проанализируем этот эпизод, используя план анализа эпизода.          

 

 2.Итак, давайте вспомним, что такое эпизод?

 

   Эпизод - небольшой отрывок, фрагмент, относительно завершенная и самостоятельная часть

                      литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в

                      судьбе персонажа момент.

 

Вывод: да, верно: эпизод – только часть произведения, но  в этой части сохраняются свойства целого. Темы, идеи, мотивы взаимодействуют в эпизоде, развившись и продолжая развиваться за его пределами. Для более – менее адекватного понимания фрагмента необходимо иметь представление в целом. Поэтому работу с текстом эпизода начнем с того, что вспомним, какова идея романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Идея: показать разрушающее воздействие на человека идеи о существовании двух разрядов

                людей: тварей дрожащих и право имеющих, - о праве последних на собственное

                усмотрение решать вопросы жизни  и смерти других людей во имя общественного

                прогресса.

 3.Учитель.

-Роман Достоевского «Преступление и наказание» пронизан христианскими идеями. В нем преломляется евангельское понятие греха – преступления и выведена «потребность Христа». Действие часто строится на воспоминаниях, которые возникают отдельными, очень яркими вспышками, и выливаются монологе – исповеди. Герой или его идея появляются и живут в романе задолго до их вступления в действие, что позволяет автору развернуть образ и развести лейтмотив по всему роману. Переживания героев, мотивы их поступков порой очень неясны, поэтому они не знают, что сделают в следующий момент. В своих признаниях они страстно стремятся объяснить и понять самих себя. Достоевскому очень важно разобраться во внутреннем мире, том, способны ли они к возрождению.

 

- Посмотрим, как это стремление реализуется в эпизоде «Знакомство Раскольникова и Свидригайлова»

-Как вы считаете, каково расположение эпизода в романе?

 

1.Одно из звеньев цепи, ведущей Раскольникова к пониманию ошибочности его теории. После эпизодов убийства, приезда родных, знакомства с Порфирием Петровичем.

 

-Определите границы эпизода «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»

 Конец 6 главы III части

 

2. 1 глава IV части.

 

-Почему Достоевский разбивает эпизод, размещая его начало не просто в предыдущей главе, а в предыдущей части?

 

- В 3 части происходит встреча с родными, знакомство с Порфирием Петровичем, обвинение

   мещанина.

 Раскольников постепенно приходит к осознанию своей отчужденности от людей.

 Завершает 3 часть второй сон Раскольникова, похожий на явь, в котором он не может убить

   старуху, над ним все смеются; проснувшись, герой видит Свидригайлова.

 «Неужели это продолжение сна?» - эта реплика не случайна. В ней указание о преступлениях

   Свидригайлова, в ней понимание того, что грех, преступление объединили Раскольникова и

   Свидригайлова, в ней объяснение странного взаимопонимания между героями,

   устанавливающегося еще до начала разговора: «Ну, говорите чего вам надо?» - «А ведь я так и

   знал, что вы не спите, а только вид показываете…». В I главе IV части разговор о приведениях

   (символ греховности, голосе больной совести) являющихся Свидригайлову также объединяют

   героев.

 

Вывод: таким образом, Достоевский размывает границы между двумя эпизодами «Вторым сном 

                  сном Раскольникова», в котором он не может во второй раз убить Алену Ивановну, и

                  «Знакомством со Свидригайловым» - человеком, о преступлениях которого

                  Раскольников узнал от родных. Героев связывает мотив греха, преступления. Этот прием        

                  позволяет писателю психологически обосновать странное взаимопонимание между

                  незнакомыми людьми, знавшими друг о друге понаслышке, оправдать их странный     

                  разговор.

-Определите вид эпизода.

 Эпизод – диалог.

 

 

 

-Попытайтесь выделить микротемы в диалоге.

 

·         оправдание Свидригайлова по поводу преследований Дуни и смерти Марфы Петровны;

·         прошлое Свидригайлова;

·         привидения;

·         образ вечности;

·         судьба Авдотьи Романовны.

 

-Проанализируем каждую из частей диалога.

 

 

                                            Микротема №1

 

       « Оправдание Свидригайлова по поводу преследования Дуни и смерти Марфы      Петровны».

 

-В первой части Свидригайлов сообщает о цели своего визита и тут же начинает оправдываться.

-Зачитайте наиболее интересные, по вашему мнению, аргументы Свидригайлова, с помощью которых он доказывает свою невинность.

  Свидригайлов оправдывает себя: «Что ж тут …    здраво судя».

  Лукавит: «Тут весь вопрос: изверг я ли сам, или жертва» (по форме этот вопрос напоминает вопрос, мучающий Раскольникова, но наоборот: «тварь я дрожащая или право имею?».Если Свидригайлов жертва – имею право или изверг – не имею.)

-Какую реакцию вызывают аргументы Свидригыйлова у Раскольникова, так напоминающие его собственные?                   ( Отвращение)

-Какой прием использует Достоевский для выражения чувства своего героя?

                                       (авторскую ремарку: «с отвращением перебил Раскольникова)

-Одинаково ли часто реплики Раскольникова и Свидригайлова сопровождаются ремарками                                        (нет)

-Реплики какого участника диалога чаще всего сопровождают ремарки?                                                                                 

                                                                                     (Раскольникова)

-Кто из участников диалога говорит больше?

 -Почему Достоевский так внимательно прослеживает психологическое состояние именно

Раскольникова?                  (главный герой, основатель теории)

 

Вывод: итак, мы выяснили, что у Раскольникова его же собственные мысли из уст другого

                  человека вызывают отвращение. Мы знаем, что визит Свидригайлова важен для

                  Достоевского для изображения психологического состояния главного героя.

 

-Но мы пока не нашли ответ на вопрос, почему же Раскольникова так поразило известие о самоубийстве Свидригайлова.

-Давайте попытаемся найти ответ на этот вопрос в следующей части эпизода.

 

                                                           Микротема № 2.

 

                                                    «Прошлое Свидригайлова»

-Есть ли во 2-ой части диалога смысловые переклички с предшествующими или последующими эпизодами?

- Прослеживаются ли параллели между героями?

 

Деньги. Объяснение происхождения денег, которые Свидригайлов предлагает Дуне, затем жертвует Соне и детям. Они были подарены Марфой Петровной, а, значит, чисты, на них нет крови.

1)Деньги, которые жертвует Раскольников, тоже «его настоящие», полученные им от матери и за часы отца, которые он заложил Алене Ивановне.

 

Вывод: по сути дела герои в глубине души, вопреки своим рассуждениям понимают, что делать

                  добрые дела можно только чистыми средствами.

 

                           2) Свидригайлов, по оценке Раскольникова, - «на что-то твердо решившиеся

                               человек» - такое же впечатление производит на окружающих и сам Раскольников

                               накануне преступления.

                           3) Раскольников Свидригайлова о «подстрекательных немках», оправдывающий

                               насилие по отношению к ним: «Это точка зрения – то и есть настоящая,

                               гуманная»… - параллель теории Раскольникова и его преступления.

 

Вывод: итак, 2-ая часть диалога усиливает сходства собеседников, но ответа на наш вопрос тоже

                  пока нет.

 

                                                              Микротема №3

                                                    «Привидения»

 

-Если в предыдущих частях показывается, что Раскольников и Свидригайлов имеют одинаковые взгляды на общественные отношения, то в 3-й части Достоевский переводит разговор в область философии. В чем смысл рассуждений о существований приведений?

 

           - Мотив болезни, связанный с образом Раскольникова, возникает и в речи Свидригайлова:

            «Это – то я без вас понимаю, что не здоров, хотя, право, не знаю чем; по – моему,

            я наверно, здоровее вас впятеро».

-Как вы думаете, о каком нездоровье идет речь?

 

              Болезнь души: «Здоровый человек есть наиболее земной человек», «нарушился

              нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность

              другого мира».

-Установите смысловые параллели с другими эпизодами?

 

              Странные сны Раскольникова, граничащие с явью – предсмертный сон самого

              Свидригайлова, видение погубленной девочки – утопленницы.

 

Вывод: роль этой философской части диалога заключается в том, что именно в ней развитие

                  мысли о сходстве Раскольникова и Свидригайлова достигают кульминации.

                  Свидригайлов говорит: «Между нами есть какая то общая точка».

 

-Только после того, как выявлено и доказано сходство героев, они переходят к разговору о вечности.

                                                           Микротема № 4.

                                           «Образ вечности»

 

-Прокомментируете эту часть диалога.

* Раскольников: «Я не верю в будущую жизнь».   

                    * Свидигайлов: «одна комнатка, эдак вроде …»

 

-С чем связана странная болезненная реакция Раскольникова на слова Свидригайлова?

 

Болезненная реакция Раскольникова связана с тем, что образ вечности он

Представляет также.

 

Вывод: и Раскольников, и Свидригайлов одинаково представляют себе образ вечности

 

 

                                                           Микротема №5

                                       Судьба Авдотьи Романовны

 

-Для чего Свидригайлов заводит разговор с Раскольниковым о Дуне?

 

Свидригайлов преследует несколько целей:

 

1.      обращается к Раскольникову за помощью расстроить свадьбу с Лужиным, хотя сам Свидригайлов ее уже разлюбил.

зачитать: «знайте же, что…»

2.      передать ей 10 тысяч рублей, оставленных Марфой Петровной.

зачитать: «в вашем же присутствии…»

3.      по словам Свидригайлова «покончив с Лужиным».

зачитать: «извините, сейчас перехожу»

4.      просит перед вояжем встретиться с Авдотьей Романовной.

зачитать: «видеться один раз я бы очень желал».

                   «с Авдотьей Романовной повидаться один раз желаю».

 

-Установите смысловые переклички этого эпизода романа

 

Свадьба Авдотьи Романовны с Лужиным расстроилась, она вышла замуж за Разумихина.

-Как вы считаете, цель Свидригайлова расстроить свадьбу Дуни какова?

Вывод: цель внешне благородной попытки расстроить свадьбу Дуни с Лужиным, заявленной как

                  одна из причин визита, выясняется только в 6 части романа. Свидригайлов надеется

                  устроить свою жизнь, не останавливаясь при этом перед подлостью и низость. Он

                  шантажирует Дуню.

 

3. Учитель.

-Итак, мы закончили с вами работу по микротемам нашего эпизода – диалога Раскольникова и  Свидригайлова

 

-Скажите, о каком вояже или о «поездку в Америку» постоянно говорит Свидригайлов?                         (о самоубийстве)

-Почему Раскольникова так поразило известие о самоубийстве Свидригайлова

 

 * Свидригайлов добровольно покончил жизнь самоубийством –

           добровольно ушел в вечность, по его же словам, в комнату  с пауками.

 

*  убийство «по совести», современное Раскольникова – это отраженный путь Свидригайлова, а его

    самоубийство подтверждает невозможность жить после того, как «переступил». Совесть

    преследовала Свидригайлова в виде призраков, откупиться от которых деньгами нельзя. Я

    считаю, что самоубийство Свидригайлова не только поразило, но и подтолкнуло к признанию.

4.Учитель.

-Обратимся к следующему пункту плана анализа.

-Определите содержательную функцию эпизода.

* В этом эпизоде дается представление о душевном состоянии Раскольникова.  

                          * Раскрывается мировоззрение героя.

                          * Выражается косвенная авторская оценка теории о сверхчеловеке.

-Мы определили, что душевное состояние героя Достоевский раскрывает при помощи авторских ремарок, объема реплик

-Но исчерпываются ли этим средства и приемы раскрытия внутреннего мира персонажа

-Обратим внимание на фразу Свидригайлова, которая завершает эпизод. В масштабе всего романа она приобретает символическое значение: «Я ведь от вас очень недалеко стою».

-Каково отношение Свидригайлова к Раскольникову в системе образов романа?

                                       *Свидригайлов – двойник Раскольникова.

Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим.

-Каково эмоциональное отношение Раскольникова к своему двойнику?

                                        *Отвращение

-О чем свидетельствует негативное отношение Раскольникова к человеку, который разделяет его убеждения, по сути дела является отвращением?       

                                              *О внутренней борьбе в душе главного героя, борьбе добра и зла,

                                                Бога и Демона.

Вывод: при помощи образа Свидригайлова Достоевский показывает, что происходит в душе

                  Раскольникова. А это значит, что образ двойника становится еще одним из приемов

                  проникновения во внутренний мир главного героя, раскрытия противоречия в нем.

-Каково предназначение двойника – по сути дублера главного героя – в произведении?  Роль двойника?

 

М.М. Бахтин, филолог, изучавший творчество Достоевского, утверждал, что люди, входящие в жизнь Раскольникова ,– «символы определенного жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают. Достаточно человеку   в его кругозоре, чтобы он тотчас же стал для него воплощенным разрешением его собственного вопроса, разрешением, не согласным с тем, к которому пришел сам».

-Символом решения какого идеологического вопроса становится Свидригайлов?

                                *вопроса о вариантах «исхода» - о самоубийстве.

5.Подведение итогов.

-Что открыл нам, читателям, в романе «Преступление и наказание» анализ эпизода «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»?

 

* анализ эпизода позволяет установить многочисленные смысловые связи романа и более глубоко проникать в идею произведения;

* роль двойника Свидригайлова в романе, как показывает анализ эпизода заключается в том, чтобы показать борьбу добра и зла в душе  Раскольникова;

* углубить психологическую характеристику героя- идеолога;

 * показать бесперспективность пути человека, живущего по принципу «все позволено».

 

                                      

              

                    

                                 

          

 

                          

 

 

 

 

 

            

 


Посмотрите также