Винокурова Наталия Михайловна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Раскольников и Свидригайлов (анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»,
(«Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»)
Цель:
Образовательная:
· Определение роли мотива «двойничества» в романе.
· Знакомство с особенностями психологического мастерства писателя.
Развивающая:
· Совершенствования навыков анализа эпизода
· Анализ эпизода как приём раскрытия психологического мастерства Достоевского.
· Анализ роли двойников в романе на основе анализа эпизода.
Воспитывающая:
· Подведение учащихся к мысли о разрушающем воздействии на человека идеи о сверхчеловеке, идеи о вседозволенности.
Задачи: через анализ эпизода показать средства психологизма в романе «Преступление и наказание» и выявить роль образа Свидригайлова.
Ход урока:
1.Учитель.
В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» исследователи насчитывают около 90 персонажей. На предыдущих уроках мы сосредоточились в основном на одном из них – Родионе Романовиче Раскольникове.
- А какова же роль других героев, окружающих бывшего студента?
- Почему, например, Раскольникова за несколько минут до его признания в убийстве «старухи – процентщицы и сестры ее Лизаветы» так поразило известие о самоубийстве Аркадия Ивановича Свидригайлова, на первый взгляд, совершенно постороннего для него человека?
-Нахождение ответа на этот вопрос и является задачей нашего урока.
-В каком фрагменте романа можно найти ответ на него?
Психологи утверждают, что в развитии отношений людей велика роль первого впечатления, первой встречи. Поэтому вполне возможно, что ответ дан Достоевским в эпизоде «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым». Проанализируем этот эпизод, используя план анализа эпизода.
2.Итак, давайте вспомним, что такое эпизод?
Эпизод - небольшой отрывок, фрагмент, относительно завершенная и самостоятельная часть
литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в
судьбе персонажа момент.
Вывод: да, верно: эпизод – только часть произведения, но в этой части сохраняются свойства целого. Темы, идеи, мотивы взаимодействуют в эпизоде, развившись и продолжая развиваться за его пределами. Для более – менее адекватного понимания фрагмента необходимо иметь представление в целом. Поэтому работу с текстом эпизода начнем с того, что вспомним, какова идея романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Идея: показать разрушающее воздействие на человека идеи о существовании двух разрядов
людей: тварей дрожащих и право имеющих, - о праве последних на собственное
усмотрение решать вопросы жизни и смерти других людей во имя общественного
прогресса.
3.Учитель.
-Роман Достоевского «Преступление и наказание» пронизан христианскими идеями. В нем преломляется евангельское понятие греха – преступления и выведена «потребность Христа». Действие часто строится на воспоминаниях, которые возникают отдельными, очень яркими вспышками, и выливаются монологе – исповеди. Герой или его идея появляются и живут в романе задолго до их вступления в действие, что позволяет автору развернуть образ и развести лейтмотив по всему роману. Переживания героев, мотивы их поступков порой очень неясны, поэтому они не знают, что сделают в следующий момент. В своих признаниях они страстно стремятся объяснить и понять самих себя. Достоевскому очень важно разобраться во внутреннем мире, том, способны ли они к возрождению.
- Посмотрим, как это стремление реализуется в эпизоде «Знакомство Раскольникова и Свидригайлова»
-Как вы считаете, каково расположение эпизода в романе?
1.Одно из звеньев цепи, ведущей Раскольникова к пониманию ошибочности его теории. После эпизодов убийства, приезда родных, знакомства с Порфирием Петровичем.
-Определите границы эпизода «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»
Конец 6 главы III части
2. 1 глава IV части.
-Почему Достоевский разбивает эпизод, размещая его начало не просто в предыдущей главе, а в предыдущей части?
- В 3 части происходит встреча с родными, знакомство с Порфирием Петровичем, обвинение
мещанина.
Раскольников постепенно приходит к осознанию своей отчужденности от людей.
Завершает 3 часть второй сон Раскольникова, похожий на явь, в котором он не может убить
старуху, над ним все смеются; проснувшись, герой видит Свидригайлова.
«Неужели это продолжение сна?» - эта реплика не случайна. В ней указание о преступлениях
Свидригайлова, в ней понимание того, что грех, преступление объединили Раскольникова и
Свидригайлова, в ней объяснение странного взаимопонимания между героями,
устанавливающегося еще до начала разговора: «Ну, говорите чего вам надо?» - «А ведь я так и
знал, что вы не спите, а только вид показываете…». В I главе IV части разговор о приведениях
(символ греховности, голосе больной совести) являющихся Свидригайлову также объединяют
героев.
Вывод: таким образом, Достоевский размывает границы между двумя эпизодами «Вторым сном
сном Раскольникова», в котором он не может во второй раз убить Алену Ивановну, и
«Знакомством со Свидригайловым» - человеком, о преступлениях которого
Раскольников узнал от родных. Героев связывает мотив греха, преступления. Этот прием
позволяет писателю психологически обосновать странное взаимопонимание между
незнакомыми людьми, знавшими друг о друге понаслышке, оправдать их странный
разговор.
-Определите вид эпизода.
Эпизод – диалог.
-Попытайтесь выделить микротемы в диалоге.
· оправдание Свидригайлова по поводу преследований Дуни и смерти Марфы Петровны;
· прошлое Свидригайлова;
· привидения;
· образ вечности;
· судьба Авдотьи Романовны.
-Проанализируем каждую из частей диалога.
Микротема №1
« Оправдание Свидригайлова по поводу преследования Дуни и смерти Марфы Петровны».
-В первой части Свидригайлов сообщает о цели своего визита и тут же начинает оправдываться.
-Зачитайте наиболее интересные, по вашему мнению, аргументы Свидригайлова, с помощью которых он доказывает свою невинность.
Свидригайлов оправдывает себя: «Что ж тут … здраво судя».
Лукавит: «Тут весь вопрос: изверг я ли сам, или жертва» (по форме этот вопрос напоминает вопрос, мучающий Раскольникова, но наоборот: «тварь я дрожащая или право имею?».Если Свидригайлов жертва – имею право или изверг – не имею.)
-Какую реакцию вызывают аргументы Свидригыйлова у Раскольникова, так напоминающие его собственные? ( Отвращение)
-Какой прием использует Достоевский для выражения чувства своего героя?
(авторскую ремарку: «с отвращением перебил Раскольникова)
-Одинаково ли часто реплики Раскольникова и Свидригайлова сопровождаются ремарками (нет)
-Реплики какого участника диалога чаще всего сопровождают ремарки?
(Раскольникова)
-Кто из участников диалога говорит больше?
-Почему Достоевский так внимательно прослеживает психологическое состояние именно
Раскольникова? (главный герой, основатель теории)
Вывод: итак, мы выяснили, что у Раскольникова его же собственные мысли из уст другого
человека вызывают отвращение. Мы знаем, что визит Свидригайлова важен для
Достоевского для изображения психологического состояния главного героя.
-Но мы пока не нашли ответ на вопрос, почему же Раскольникова так поразило известие о самоубийстве Свидригайлова.
-Давайте попытаемся найти ответ на этот вопрос в следующей части эпизода.
Микротема № 2.
«Прошлое Свидригайлова»
-Есть ли во 2-ой части диалога смысловые переклички с предшествующими или последующими эпизодами?
- Прослеживаются ли параллели между героями?
Деньги. Объяснение происхождения денег, которые Свидригайлов предлагает Дуне, затем жертвует Соне и детям. Они были подарены Марфой Петровной, а, значит, чисты, на них нет крови.
1)Деньги, которые жертвует Раскольников, тоже «его настоящие», полученные им от матери и за часы отца, которые он заложил Алене Ивановне.
Вывод: по сути дела герои в глубине души, вопреки своим рассуждениям понимают, что делать
добрые дела можно только чистыми средствами.
2) Свидригайлов, по оценке Раскольникова, - «на что-то твердо решившиеся
человек» - такое же впечатление производит на окружающих и сам Раскольников
накануне преступления.
3) Раскольников Свидригайлова о «подстрекательных немках», оправдывающий
насилие по отношению к ним: «Это точка зрения – то и есть настоящая,
гуманная»… - параллель теории Раскольникова и его преступления.
Вывод: итак, 2-ая часть диалога усиливает сходства собеседников, но ответа на наш вопрос тоже
пока нет.
Микротема №3
«Привидения»
-Если в предыдущих частях показывается, что Раскольников и Свидригайлов имеют одинаковые взгляды на общественные отношения, то в 3-й части Достоевский переводит разговор в область философии. В чем смысл рассуждений о существований приведений?
- Мотив болезни, связанный с образом Раскольникова, возникает и в речи Свидригайлова:
«Это – то я без вас понимаю, что не здоров, хотя, право, не знаю чем; по – моему,
я наверно, здоровее вас впятеро».
-Как вы думаете, о каком нездоровье идет речь?
Болезнь души: «Здоровый человек есть наиболее земной человек», «нарушился
нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность
другого мира».
-Установите смысловые параллели с другими эпизодами?
Странные сны Раскольникова, граничащие с явью – предсмертный сон самого
Свидригайлова, видение погубленной девочки – утопленницы.
Вывод: роль этой философской части диалога заключается в том, что именно в ней развитие
мысли о сходстве Раскольникова и Свидригайлова достигают кульминации.
Свидригайлов говорит: «Между нами есть какая то общая точка».
-Только после того, как выявлено и доказано сходство героев, они переходят к разговору о вечности.
Микротема № 4.
«Образ вечности»
-Прокомментируете эту часть диалога.
* Раскольников: «Я не верю в будущую жизнь».
* Свидигайлов: «одна комнатка, эдак вроде …»
-С чем связана странная болезненная реакция Раскольникова на слова Свидригайлова?
Болезненная реакция Раскольникова связана с тем, что образ вечности он
Представляет также.
Вывод: и Раскольников, и Свидригайлов одинаково представляют себе образ вечности
Микротема №5
Судьба Авдотьи Романовны
-Для чего Свидригайлов заводит разговор с Раскольниковым о Дуне?
Свидригайлов преследует несколько целей:
1. обращается к Раскольникову за помощью расстроить свадьбу с Лужиным, хотя сам Свидригайлов ее уже разлюбил.
зачитать: «знайте же, что…»
2. передать ей 10 тысяч рублей, оставленных Марфой Петровной.
зачитать: «в вашем же присутствии…»
3. по словам Свидригайлова «покончив с Лужиным».
зачитать: «извините, сейчас перехожу»
4. просит перед вояжем встретиться с Авдотьей Романовной.
зачитать: «видеться один раз я бы очень желал».
«с Авдотьей Романовной повидаться один раз желаю».
-Установите смысловые переклички этого эпизода романа
Свадьба Авдотьи Романовны с Лужиным расстроилась, она вышла замуж за Разумихина.
-Как вы считаете, цель Свидригайлова расстроить свадьбу Дуни какова?
Вывод: цель внешне благородной попытки расстроить свадьбу Дуни с Лужиным, заявленной как
одна из причин визита, выясняется только в 6 части романа. Свидригайлов надеется
устроить свою жизнь, не останавливаясь при этом перед подлостью и низость. Он
шантажирует Дуню.
3. Учитель.
-Итак, мы закончили с вами работу по микротемам нашего эпизода – диалога Раскольникова и Свидригайлова
-Скажите, о каком вояже или о «поездку в Америку» постоянно говорит Свидригайлов? (о самоубийстве)
-Почему Раскольникова так поразило известие о самоубийстве Свидригайлова
* Свидригайлов добровольно покончил жизнь самоубийством –
добровольно ушел в вечность, по его же словам, в комнату с пауками.
* убийство «по совести», современное Раскольникова – это отраженный путь Свидригайлова, а его
самоубийство подтверждает невозможность жить после того, как «переступил». Совесть
преследовала Свидригайлова в виде призраков, откупиться от которых деньгами нельзя. Я
считаю, что самоубийство Свидригайлова не только поразило, но и подтолкнуло к признанию.
4.Учитель.
-Обратимся к следующему пункту плана анализа.
-Определите содержательную функцию эпизода.
* В этом эпизоде дается представление о душевном состоянии Раскольникова.
* Раскрывается мировоззрение героя.
* Выражается косвенная авторская оценка теории о сверхчеловеке.
-Мы определили, что душевное состояние героя Достоевский раскрывает при помощи авторских ремарок, объема реплик
-Но исчерпываются ли этим средства и приемы раскрытия внутреннего мира персонажа
-Обратим внимание на фразу Свидригайлова, которая завершает эпизод. В масштабе всего романа она приобретает символическое значение: «Я ведь от вас очень недалеко стою».
-Каково отношение Свидригайлова к Раскольникову в системе образов романа?
*Свидригайлов – двойник Раскольникова.
Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим.
-Каково эмоциональное отношение Раскольникова к своему двойнику?
*Отвращение
-О чем свидетельствует негативное отношение Раскольникова к человеку, который разделяет его убеждения, по сути дела является отвращением?
*О внутренней борьбе в душе главного героя, борьбе добра и зла,
Бога и Демона.
Вывод: при помощи образа Свидригайлова Достоевский показывает, что происходит в душе
Раскольникова. А это значит, что образ двойника становится еще одним из приемов
проникновения во внутренний мир главного героя, раскрытия противоречия в нем.
-Каково предназначение двойника – по сути дублера главного героя – в произведении? Роль двойника?
М.М. Бахтин, филолог, изучавший творчество Достоевского, утверждал, что люди, входящие в жизнь Раскольникова ,– «символы определенного жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают. Достаточно человеку в его кругозоре, чтобы он тотчас же стал для него воплощенным разрешением его собственного вопроса, разрешением, не согласным с тем, к которому пришел сам».
-Символом решения какого идеологического вопроса становится Свидригайлов?
*вопроса о вариантах «исхода» - о самоубийстве.
5.Подведение итогов.
-Что открыл нам, читателям, в романе «Преступление и наказание» анализ эпизода «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»?
* анализ эпизода позволяет установить многочисленные смысловые связи романа и более глубоко проникать в идею произведения;
* роль двойника Свидригайлова в романе, как показывает анализ эпизода заключается в том, чтобы показать борьбу добра и зла в душе Раскольникова;
* углубить психологическую характеристику героя- идеолога;
* показать бесперспективность пути человека, живущего по принципу «все позволено».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.