Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Левитана "Март"
Оценка 4.9

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Левитана "Март"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл—11 кл +1
04.05.2020
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Левитана "Март"
Подготовка к сочинению по каргтне Март-большая вода.docx

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Левитана "Март"

Цель урока.                                                                                                                                                          Образовательная: формировать умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности; способствовать развитию творческого воображения детей; формировать умение использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником.                                                                                                                                         Развивающие: способствовать развитию чувств и эмоций детей; развивать способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях.                                                            Воспитательные: воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, интерес к живописи, музыке; развивать чувства прекрасного.

Ход урока

-Главная задача урока сегодня состоит в том, чтобы передать свои впечатления оттого, что создано художником. Это будет итогом услышанного и увиденного на уроке. Дома вы должны были подготовить исследовательскую работу. Домашнее творчество групп «языковедов», «историков», «искусствоведов» прослушаем мы сейчас и возьмем себе на заметку. Слово вам, ребята. Первыми выступят историки.

1) Левитан любил стихи русского поэта Е. Баратынского и про него самого можно сказать словами этого же поэта.    Слайд 2

С природой одною он жизнью дышал,
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье.

Исаак Ильич Левитан родился в I860 году в семье служащего. Потеряв в детском возрасте отца и мать, Левитан вынужден был сам добывать себе средства к существованию. Его детство было настолько тяжелым, что он впоследствии старался никогда не вспоминать о нем.    Слайд 3.

  Двенадцати лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и вскоре стал привлекать внимание всей школы своими работами. И в классах училища, и во время летних каникул Левитан работал много, упорно, хотя все ему давалось легко. Его учителя А. К. Саврасов и В. Д. Поленов помогали ему расти с каждым годом.

-Слово предоставляется искусствоведам.

   Уже в ранних ученических работах проявилось свойственное Левитану поэтическое восприятие природы. В 1879 году он написал картину «Осенний день в Сокольниках». Картина была представлена на выставку, и ее приобрел П.М. Третьяков для своей галереи. А было художнику тогда только 19 лет.

   Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине, в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму, на Волге, в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии. Русская природа была единственной темой всех произведений Левитана. За границей природа не увлекала его, не вдохновляла на творчество. С какой любовью он писал родные овражки, перелески, полянки!

   Руководя с 1898 года пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором учился сам, проявил себя как замечательный педагог. Он мечтал создать Дом пейзажа – большую мастерскую, в которой работали бы все русские пейзажисты.

    Левитан был мастером пленэрной живописи, живо­писи, выполненной непосредственно на природе, на открытом воздухе. Общение с природой делает художника очень чутким к малейшим изменениям в цвето­вом состоянии окружающего мира. Картины пейза­жистов, созданные на пленэре, обладают свежестью, необыкновенной силой передачи мгновенного, мимо­летного чувства прекрасного.                                                Слайд 4.

    Русская природа, непрестанная смена ее состояний, облик родной земли, отношение человека и природы, вот что является главным в творчестве Левитана. Природа живет в его полотнах, в ней чувствуется и грусть, и радость, и раздумья художника. Он хочет подействовать и на тех, кто будет смотреть его произведение.

   Новый период в творчестве Левитана начинается с середины 90-х годов. Он пишет ряд выдающихся произведений, стоящих в одном ряду с шедеврами русской пейзажной живописи. Это жизнеутверждающее произведение «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода».                      Слайд 5

Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен. Левитанская осень – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. И немного грустный: ведь это красота прощальная. Скоро – зима                                                                                                Слайд 6

   Широко разлилась весенняя вода. Не сразу отличишь землю от неба – куда не посмотришь, кажется, всюду половодье: на земле, на небе – все затопила эта темно-голубая, и светло-голубая, и голубовато-серая вода. По колено в воде стоят тонкие деревца, отражаются в ее чистом зеркале.    Слайд 7

  Левитан написал картину «Март» в 1895 году. Изве­стно, что написана картина с натуры под Москвой, в имении Турчаниновых, друзей художника. Проста и непритязательна природа, изображенная на картине. Однако она показана не в скромной сдержанности, а в яркой красочности, в игре всех цветов и красок.                                                                              Слайд 8.

   Это одно из наиболее красочных и радостных поло­тен художника. Оно выражает огромную любовь зна­менитого пейзажиста к русской природе, всю глубину понимания ее неповторимого лирического обаяния. Очень прост мотив картины. Ранняя весна. В лесу еще держится мороз, на снегу лежат холодные синие тени, но на поляне солнце уже пригревает все сильнее и сильнее, заливая все вокруг ослепительным золотисто-голубым сиянием. В лучах солнца сверкает желтая сте­на деревянного дома. У крылечка греется, поджидая хозяина, лошадь. Чувство радостного волнения и не­терпеливого ожидания близящегося радостного торже­ства природы охватывает зрителя (Играет музыка).

-А теперь слово языковедам.

    Писатель Антон Чехов и художник Исаак Левитан были знакомы с юности, быстро подружились, впоследствии их многое связывало и в жизни, и в творчестве, хотя один из них творил свой художественный мир в словах, а другой — в красках. Много значило в их отношениях то, что Левитан, с детских лет обделённый семейным теплом, именно у Чеховых нашёл недостающие ему родственные привязанности.

    Одна из самых памятных страниц биографий писателя и художника — летние месяцы 1885 и 1886 годов, проведённые в усадьбе Бабкине, в пяти верстах от города Воскресенска Звенигородского уезда Московской губернии. Теперь эти места — реку Истру, город с тем же названием (бывший Воскресенск) — называют «чеховскими» и «левитановскими» местами.

     В мае 1885 года Чехов снял в Бабкине дачу для своей семьи. Тогда же в деревне Максимовке, в трёх верстах от Бабкина, на другом берегу Истры, поселился и Левитан. Поначалу он жил в избе местного горшечника, но вскоре перебрался в усадьбу к Чеховым, где ему выделили отдельный флигелёк.

    Левитан написал в этих местах много этюдов и большую картину «Река Истра», которую подарил А.П. Чехову. Эта картина висела в съёмных московских квартирах Чеховых, затем в их доме в подмосковной усадьбе Мелихово, а после переезда в Ялту была помещена в кабинете собственной «Белой дачи». Ещё одна работа Левитана «Усадьба Бабкино» (1885) была подарена художником Марии Павловне, в ялтинском доме она всегда была перед глазами М.П. Чеховой в её комнате в мезонине.

 

 Молчаливое рассматривание картины (звучит мелодия Петра Ильича Чайковского «Времена года»

Беседа по картине (И.И. Левитан «Март»)

-Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

-Какое у вас возникло настроение?

     Чувство приподнятости, радости, свежести, спокойствия, поэтичности.

-Назовите три предмета на картине, которые вас сразу чем-то заинтересовали, привлекли ваше внимание.

-Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее

     синеватый снег                                                                                                                                                   

    переливающийся разными оттенками снег                                                                                                     

    рыхлый снег                                                                                                                                             

   зеленый, темный, манящий лес                                                                                                                   

   тоненькие хрупкие стройные деревца                                                                                                                        

   сияющее голубое, ликующее чистое небо                                                                                                                  

   рыжая дремлющая усталая лошадь                                                                                                         

   дома, освещенные солнцем                                                                                                                               

   лимонно-желтая стена                                                                                                                              

   золотистые осины, тянущиеся к небу.

-Какой день изобразил художник?

     День теплый, солнечный. На это указывают желтые блики солнца на деревьях, на крыльце, на стене дома, синие и фиолетовые тени от деревьев.

-Что вы можете сказать про цвет неба?                                                                                                            

    Это не просто голубой, а как будто к голубому прибавили еще какие-то краски, цвет получился такой чистый и нежный, что кажется будто от него идет какое-то радостное сияние.

-Как цвет помогает художнику показать приближение весны? Какие краски использует художник, чтобы показать свое отношение к весне?

    Здесь разные оттенки снега, голубые тени, дорогу в коричневых и фиолетовых тонах, на золотистые стволы деревьев под лучами солнца.

Хотя на картине присутствуют и холодные цвета, вся она как бы пронизана теплыми тонами: желтым, золотым, розовым, голубым цветом. Солнечный свет везде – на стенах дома, на стволах молодых березок, на тоненьких веточках тополей. При помощи цвета и света художник свое радостное настроение от созерцания весеннего дня передает и нам.

-Что вы можете сказать про ком снега на крыше?

    Ком снега подтаял и скоро с шумом упадет с крыши на землю.

-Обратите внимание на лошадь у крыльца.

    Лошадь пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот теплый весенний день.

-Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?

    Покататься на лошади, побегать по рыхлому снегу, убежать в лес и подышать свежим воздухом, постоять под сосной и полюбоваться красотой, погреться на крылечке под лучами солнца.

-Что бы вы могли там услышать?

    Весеннюю капель, шелест веток от теплого ветерка, стук двери на крыльце, крик галок и ворон, хруст корочки свежего наста под ногами.

                                                                                                         Слайд 9

-Подумайте, что общего между картиной И.И. Левитана и словами А.С. Пушкина?

     Весна – это утро года, когда все в природе начинает просыпаться, все начинает улыбаться и радоваться. Природа с радостью и улыбкой встречает весну. И мы эту радость и улыбку чувствуем и видим на картине И.И. Левитана. Мы радуемся вместе с ним. Вид лошади у детей может вызвать чувство жалости и уныния. И.И. Левитан – тонкий лирик, и в его картинах почти всегда присутствуют элементы грусти и печали

                                                                                                               Слайд 10.

Сейчас более подробно раскроем микротемы, которые будем описывать в своем сочинении                                                                                                 

                                                                                                               Слайд11             

                                                                                                               Слайд 12.

Небо

Нежно-голубое

Льёт лучи

Сияющее

Сверкает

Ликующее

 

Чистое

Снег

Рыхлый

Побурел

Ноздреватый

Смешался с землёй

Жёлто-серая (масса)

 

Белый с голубым

С синим отливом

Синеватый

Ярко-белый

Переливающийся разными оттенками

Ком снега (снежная шапка)

 

Того и гляди заскользит

Сползёт

Глухо ударится о землю

Деревья (деревца)

Изящные

Тянутся к небу, к солнцу

Тоненькие

Растут

Хрупкие

Выгибаются

Стройные

Ещё не проснулись, но уже дышат, живут

Нежные

Шепчутся

Сосны

Густые

 

Темно-зеленые

Высокие

Манящие

Капель

Звонкая

Поёт

 

Весёлая

Солнце

 

Пригревает всё сильнее

Сияние

Золотисто-голубое

Заливает

Лес

Зелёный

 

Тёмный

Манящий

Стена

Освещённая солнцем

 

Лимонно-жёлтая

День

Тёплый

 

Солнечный

 

   -Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтологии), использовать слова-синонимы. Строить правильно предложения и точно употреблять слова.

Задание 1. Подберите синонимы к словам.

художник – живописец, мастер кисти, пейзажист, автор;
создает – пишет (но не описывает и не рисует);
картина – полотно, репродукция;
блестит – искрится, сияет, сверкает;
(богатство тонов) поражает – удивляет, изумляет;
густой (лес)- темный, таинственный;
грязный (снег)- рыхлый, ноздреватый;
желтый- золотистый, лимонный, лучистый, солнечный;
тоненькие (деревца)- хрупкие, молодые, нежные, стройные.

Задание 2. Найдите неточное употребленное слово и замените его.

Солнце окрасило снег в розовые, голубые и зеленоватые оттенки (надо – тона)
Снег отсвечивает нежными красками (надо – оттенками) розоватого, голубого, зеленого.
Полотно оставляет (надо – создает) радостное настроение.

Задание 3. Определите, в чем ошибка и исправьте ее.

Солнечный свет отражается на снег (на чем? – на снегу).
Картина полна светом (чего? – света).
Радоваться теплом (чему? – теплу).
Снег переливается в разные цвета (чем? – разными цветами).
Полотно показывает о прелести этой поры (что? – прелесть).

Задание 4. Выберите наиболее понравив­шиеся вам слова для характеристики образа сосны:

Торжественные
Необъятные
Прекрасные
Ветвистые
Могучие

Задание 5. Включите эти слова в художественное описание. Помните, что важнейшим средством созда­ния образа является метафора, основанная на сравне­нии и переносном значении слов.

сосны    

царицы

красуются

 

красавицы   

распластали свои кроны

 

хозяйки

раскрыв свои объятья

                                Дети составляют предложения.

Сосны, как царицы, торжественно замерли под лучами солнца.

Крепко обнявшись, гордые, величавые красавицы распластали свои кроны.

Как прекрасные, гостеприимные хозяйки, раскрыв свои объятия, сосны приглашают всех заглянуть в их владения.                                   Слайд 13.

Задание 6. Работа со словарем настроений.                                  Слайд 14.

Выберите слова, название чувств, которые помогают вам передать ваше настроение

Радость

восторг

свежесть

Поэтичность

приподнятость

беспокойство

Испуг

спокойствие

интерес

Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать свою речь правильной, образной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!

-План поможет вам сделать описание последовательным            Слайд 15.

I. И.И. Левитан-известный русский живописец.

II.Картина И.И. Левитана «Март. Большая вода» одна из самых известных

     1.Что изобразил художник?
     2.Настроение, которое вызывает картина?

     3.Как художник показывает приближение весны? (Описание картины).
     4.Какую роль играет свет в картине?

III. Заключение

Что вам особенно нравится в полотне И.И. Левитана?

-Ребята, особое внимание обратите на написание вот этих слов.

Оттенки, золотистый, лимонный, темно-зеленые, желтый, солнечный;

Здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали;

Освещенная, скользит, сползает, блестит, удивляет, молодые;

Живописец , пейзажист, репродукция;

Шепчутся, искрится;

Крылечко, скворечник.

Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением на черновике, а затем в чистом варианте.                                      Слайд 16.


 

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине

Сокольниках». Картина была представлена на выставку, и ее приобрел

Сокольниках». Картина была представлена на выставку, и ее приобрел

Это одно из наиболее красочных и радостных поло­тен художника

Это одно из наиболее красочных и радостных поло­тен художника

Назовите три предмета на картине, которые вас сразу чем-то заинтересовали, привлекли ваше внимание

Назовите три предмета на картине, которые вас сразу чем-то заинтересовали, привлекли ваше внимание

Подумайте, что общего между картиной

Подумайте, что общего между картиной

Подумайте, что общего между картиной

Подумайте, что общего между картиной

Радоваться теплом (чему? – теплу)

Радоваться теплом (чему? – теплу)

III. Заключение Что вам особенно нравится в полотне

III. Заключение Что вам особенно нравится в полотне
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020