Урок развития речи "Сравнительная характеристика Остапа и Андрия" (По повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")
Оценка 5

Урок развития речи "Сравнительная характеристика Остапа и Андрия" (По повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл—9 кл
08.03.2023
Урок развития речи "Сравнительная характеристика Остапа и Андрия" (По повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")
Материал поможет познакомить учащихся со структурой создания сравнительной характеристики литературных героев, алгоритмом написания сочинения-рассуждения. - овладеют алгоритмом написания литературного сочинения-рассуждения; - построят план будущего текста-рассуждения; - научатся оценивать правильность выполнения 1) развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания; 2) развитие умения составлять собственный текст на основе прочитанного; 3) формирование умения применять цитирование; 4) соблюдение норм русского литературного языка на письме учебной задачи
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия..docx

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия 

(По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)
Урок развития речи

 

1. Автор Просвирова Галина Васильевна, Волгоградская область,  

                              Клетский район, учитель, МКОУ «Манойлинская СШ»
2. Предмет литература 
3. Класс 7 
4. Тема урока
«Сравнительная характеристика  Остапа и Андрия» 

                          (По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)

5. Цель урока: знакомство с алгоритмом построения сочинения в определённой       

                           композиционной форме

 

6. Задачи урока: 

1) развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания;

2) развитие умения составлять собственный текст на основе прочитанного;

3) формирование умения применять цитирование;

4) соблюдение норм русского литературного языка на письме 


7. Планируемые образовательные результаты: учащиеся

- узнают структуру  создания сравнительной характеристики литературных   героев;

- овладеют алгоритмом написания литературного сочинения-рассуждения;

- построят план будущего текста-рассуждения;

- научатся оценивать правильность выполнения учебной задачи. 

 

8. Содержание урока: 

 

Этап урока 

Содержание и виды деятельности учащихся 

1. Вводный (организационно-мотивационный) этап 

1. Организационный момент.

v Настраиваются на работу,  включаются в работу.

2. Мотивация к учебной деятельности 

v Отвечают на вопросы учителя: 

- Назовите приёмы, которые использует автор для изображения своих героев и их характеров.

(  рассказывает о происхождении героев, о событиях жизни и переживаниях героев; показывает, как в поступках и поведении героя, в его наружности, одежде и речи проявляются основные черты его характера)

3. Формулировка темы урока. Постановка цели, учебных задач.

v Учащиеся на основании объявленной темы
- формулируют цели;

- записывают свои ожидания от урока и размещают их на  

  доску (запись на карточке Я узнаю… Я научусь…)

- сопоставляют свои ожидания с реальной целью, делают 

  вывод. 

2. Основной (информационно-аналитический) этап 

1. «Открытие нового знания» 

v  Ребята толкуют слово «сравнить» путём подбора, 

  синонимов (сопоставить, противопоставить).

v Сравнивают свое понимание термина с трактовкой понятия из  «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Словаря литературоведческих терминов

v Определяют роль сравнения героев

(это способ более глубокого постижения авторского замысла и понимания художественного произведения)

v  Анализируют этапы построения сравнительной характеристики

  Вступление -  определение проблемы, над которой предстоит работать.

 Основная часть - парал­лельное сравнение поступков и действий героев в аналогичных ситуациях или по одним и тем же признакам (сходство и различие героев). Заключение - вывод по ана­лизу (исследованию) характеров героев.

v  Ознакомительное чтение памятки при построении сравнительной характеристики

1.      Следует помнить о том, что Вам нужно продемонстрировать не только умение размышлять, думать и рассуждать. Вам нужно еще пояснить и убедить.

2.      Сочинение-рассуждение имеет четкую структуру (тезис - доказательство - вывод), и ее необходимо строго придерживаться.

3.      Нужно составить план сочинения.

4.      Не забывайте логически разделять части Вашего сочинения.

5.      Чтобы избежать повторений, используйте синонимы.

6.      Не следует забывать и о том, что есть несколько способов для приведения аргументов. Использование цитат и указание нумерации предложений должны быть использованы в сочинении.

v Обычно сочинение - сравнительная характеристика — это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей того или иного художественного произведения

- Теперь давайте более подробно рассмотрим, как правильно писать сочинение–рассуждение.

Части сочинения

Выдвинуть тезис, полное опровержение или доказательство которого будет детально разобрано в основной части нашего текста.

Вступление следует начинать с какого-нибудь вводного слова. Однако использовать вводные слова вовсе необязательно. Вступление может состоять из трех предложений. Также важно правильно заканчивать вступление. Последним предложением нужно закончить первую часть и начать основную. К примеру, фразы: "давайте поговорим об этом" или "давайте разберемся" являются отличным логическим завершением вступления.

Теперь переходим к написанию основной части. В ней нужно доказать тот тезис, который мы выдвинули во вступлении. Нужно дать два доказательства и ограничиться этим количеством. Аргументы должны быть весомыми и опираться на заданную тему. Необходимо очень грамотно оформлять фрагменты из текста. Вы можете использовать цитаты, если их объемы позволяют это сделать. Как и в случае с прямой речью, мы точно так же расставляем знаки препинания, используя кавычки. Если цитата внушительная, то можно взять отрывок из цитируемого источника, заключить его в кавычки и поставить перед ним и после него многоточие. Многоточие означает, что отрывок начат и закончен в середине предложения. Если же выбранный Вами отрывок имеет в конце знак препинания, то также ставьте его в цитате без многоточия, но в кавычках. 

Третьей частью является заключение. Зачастую Ваша оценка зависит именно от концовки. Именно она может испортить все сочинение, или же, наоборот, исправить некоторые допущенные неточности. Как и вступление, заключительная часть не должна превышать объем основной части. Для концовки достаточно использовать несколько предложений. В этой части сочинения весьма желательно использовать те самые вводные слова. Целью заключительной части является подведение итога основной части и соединение аргументов, приведенных до этого, воедино. В заключении не должно быть вопросов. Нужно просто подтвердить те аргументы, которые Вы приводили в основной части.

 

План сочинения-рассуждения

1.      Сначала пишем введение.

2.      Далее занимаемся постановкой проблемы.

3.      Пишем комментарий к данной проблеме.

4.      Описываем позицию автора.

5.      Высказываем свою позицию.

6.      Приводим аргументы, опираясь на текст.

7.      Пишем заключение.

 

2. Закрепление материала.

 

1.      Сопоставление Остапа и Андрия (в таблице)

 

1)Что общего у героев

v  Учащиеся выделяют 4  сходства

(оба вышли из семьи запорожского казака, оба получили одинаковое воспитание в бурсе, оба увлекались боевой жизнью и обычаями запорожской Сечи, оба были молоды, отличались храбростью и ловкостью).

2)Чем отличаются друг от друга

2.1.Внешность

Остап суровый на вид, мужественный. – Андрий более нежный, красивый.

2.2.Отношение к учёбе

Остап был способен к учению, но желания учиться не имел. – Андрий учился охотно и без напряжения.

2.3.Проявление характера

Остап умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей. – Андрий более изобретательный, хитрый, умел увёртываться от наказания.

2.4.Поведение в бою

Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага. – Андрий - горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определённой цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое преобладает у него над рассудком.

2.5. Отношение к Отечеству

Остап отличался горячей любовью к родине, был готов за неё отдать свою жизнь. – Андрий изменил родине. Любовь к полячке стала ему дороже отчизны.

2.6. Выдержка, воля

Остап – человек твёрдой воли, большой выдержки – мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки. – Андрий – человек безвольный, не борется со своим чувством, а поддаётся влиянию полячки и врагов.

2.7.Отношение автора к своим героям

   Н.В.Гоголь осуждает Андрия за измену родине. Герой умирает, по его словам, «бесславно, как подлая собака» (с.199).

    Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Писатель изображает  его как былинного богатыря, защитника родины, сравнивает со львом, говорит, что ему «на роду был написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за родину.

 

(попутно отбирают материал для выборочного цитирования (словосочетания, предложения) и вписывают в таблицу)

 

2.      Коллективное составление вступления.

 

Своеобразным отражением жизни казаков Запорожья конца XVI и в первой половине XVII века является повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях казака  перед отчизной, товарищами, вопросы долга, чести.

В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести – Остапа и Андрия. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести – это дорога верности долгу перед родиной, дорога чести и глубокого патриотизма (идея сочинения).

3. Заключитель

ный (оценочно-рефлексивный) этап 

1. Назовите ключевые слова урока.

v  Учащиеся по одному предлагают варианты ответов.

 2. Анализ сопоставления своих ожиданий с реальной целью, 

    вывод о реализации цели урока (дополнительно обсудить 3 вопроса: «Что больше всего вам понравилось на уроке и почему?», «Кто испытывал затруднения? «С чем они связаны?»)

3.  Оценивание работы на уроке с комментированием  

    (самооценка, взаимооценка, оценка учителя)

4.  Учащиеся выставляют оценки в дневник.

5.  Домашнее задание (написать черновое сочинение

    «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия» 

 

Литература

Учебник

1 .Литература. 7 кл. учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2013.

Интернет-источники

1.http://vsesochineniya.ru/sochinenie-sravnitelnaya-xarakteristika

 Сочинение-сравнительная характеристика

2. Источник: http://www.zachetki.net/news/68-kak-napisat-sochinenie.html#.VSkiqJDPOgI  

Как писать сочинение – рассуждение о литературном герое

3. Сычев Б. П. Характеристика героя литературного произведения // Литература в школе. 2004. № 3. С. 36

4. http://www.myshared.ru/slide/312600/

Сравнительная характеристика героев. Как писать сочинение? - презентация

5.http://top-referat.ru/soch/files/1771561.html

Cочинение: Гоголь Н.В. - Тарас Бульба - "Сравнительная характеристика Остапа и Андрия"


 

Скачано с www.znanio.ru

Сравнительная характеристика Остапа и

Сравнительная характеристика Остапа и

Определяют роль сравнения героев (это способ более глубокого постижения авторского замысла и понимания художественного произведения) v

Определяют роль сравнения героев (это способ более глубокого постижения авторского замысла и понимания художественного произведения) v

Именно она может испортить все сочинение, или же, наоборот, исправить некоторые допущенные неточности

Именно она может испортить все сочинение, или же, наоборот, исправить некоторые допущенные неточности

Основной (информационно-аналитический) этап 1

Основной (информационно-аналитический) этап 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2023