Сравнительная характеристика Остапа и Андрия
(По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)
Урок развития речи
1. Автор Просвирова Галина Васильевна, Волгоградская область,
Клетский район, учитель, МКОУ «Манойлинская СШ»
2. Предмет литература
3. Класс 7
4. Тема урока «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия»
(По
повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)
5. Цель урока: знакомство с алгоритмом построения сочинения в определённой
композиционной форме
6. Задачи урока:
1) развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания;
2) развитие умения составлять собственный текст на основе прочитанного;
3) формирование умения применять цитирование;
4) соблюдение норм русского литературного языка на письме
7. Планируемые образовательные результаты: учащиеся
- узнают структуру создания сравнительной характеристики литературных героев;
- овладеют алгоритмом написания литературного сочинения-рассуждения;
- построят план будущего текста-рассуждения;
- научатся оценивать правильность выполнения учебной задачи.
8. Содержание урока:
Этап урока |
Содержание и виды деятельности учащихся |
1. Вводный (организационно-мотивационный) этап |
1. Организационный момент. v Настраиваются на работу, включаются в работу. 2. Мотивация к учебной деятельности v Отвечают на вопросы учителя: - Назовите приёмы, которые использует автор для изображения своих героев и их характеров. ( рассказывает о происхождении героев, о событиях жизни и переживаниях героев; показывает, как в поступках и поведении героя, в его наружности, одежде и речи проявляются основные черты его характера) 3. Формулировка темы урока. Постановка цели, учебных задач. v Учащиеся на основании
объявленной темы - записывают свои ожидания от урока и размещают их на доску (запись на карточке Я узнаю… Я научусь…) - сопоставляют свои ожидания с реальной целью, делают вывод. |
2. Основной (информационно-аналитический) этап |
1. «Открытие нового знания» v Ребята толкуют слово «сравнить» путём подбора, синонимов (сопоставить, противопоставить). v Сравнивают свое понимание термина с трактовкой понятия из «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Словаря литературоведческих терминов v Определяют роль сравнения героев (это способ более глубокого постижения авторского замысла и понимания художественного произведения) v Анализируют этапы построения сравнительной характеристики Вступление - определение проблемы, над которой предстоит работать. Основная часть - параллельное сравнение поступков и действий героев в аналогичных ситуациях или по одним и тем же признакам (сходство и различие героев). Заключение - вывод по анализу (исследованию) характеров героев. v Ознакомительное чтение памятки при построении сравнительной характеристики 1. Следует помнить о том, что Вам нужно продемонстрировать не только умение размышлять, думать и рассуждать. Вам нужно еще пояснить и убедить. 2. Сочинение-рассуждение имеет четкую структуру (тезис - доказательство - вывод), и ее необходимо строго придерживаться. 3. Нужно составить план сочинения. 4. Не забывайте логически разделять части Вашего сочинения. 5. Чтобы избежать повторений, используйте синонимы. 6. Не следует забывать и о том, что есть несколько способов для приведения аргументов. Использование цитат и указание нумерации предложений должны быть использованы в сочинении. v Обычно сочинение - сравнительная характеристика — это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей того или иного художественного произведения - Теперь давайте более подробно рассмотрим, как правильно писать сочинение–рассуждение. Части сочинения Выдвинуть тезис, полное опровержение или доказательство которого будет детально разобрано в основной части нашего текста. Вступление следует начинать с какого-нибудь вводного слова. Однако использовать вводные слова вовсе необязательно. Вступление может состоять из трех предложений. Также важно правильно заканчивать вступление. Последним предложением нужно закончить первую часть и начать основную. К примеру, фразы: "давайте поговорим об этом" или "давайте разберемся" являются отличным логическим завершением вступления. Теперь переходим к написанию основной части. В ней нужно доказать тот тезис, который мы выдвинули во вступлении. Нужно дать два доказательства и ограничиться этим количеством. Аргументы должны быть весомыми и опираться на заданную тему. Необходимо очень грамотно оформлять фрагменты из текста. Вы можете использовать цитаты, если их объемы позволяют это сделать. Как и в случае с прямой речью, мы точно так же расставляем знаки препинания, используя кавычки. Если цитата внушительная, то можно взять отрывок из цитируемого источника, заключить его в кавычки и поставить перед ним и после него многоточие. Многоточие означает, что отрывок начат и закончен в середине предложения. Если же выбранный Вами отрывок имеет в конце знак препинания, то также ставьте его в цитате без многоточия, но в кавычках. Третьей частью является заключение. Зачастую Ваша оценка зависит именно от концовки. Именно она может испортить все сочинение, или же, наоборот, исправить некоторые допущенные неточности. Как и вступление, заключительная часть не должна превышать объем основной части. Для концовки достаточно использовать несколько предложений. В этой части сочинения весьма желательно использовать те самые вводные слова. Целью заключительной части является подведение итога основной части и соединение аргументов, приведенных до этого, воедино. В заключении не должно быть вопросов. Нужно просто подтвердить те аргументы, которые Вы приводили в основной части.
План сочинения-рассуждения1. Сначала пишем введение. 2. Далее занимаемся постановкой проблемы. 3. Пишем комментарий к данной проблеме. 4. Описываем позицию автора. 5. Высказываем свою позицию. 6. Приводим аргументы, опираясь на текст. 7. Пишем заключение.
2. Закрепление материала.
1. Сопоставление Остапа и Андрия (в таблице)
1)Что общего у героев v Учащиеся выделяют 4 сходства (оба вышли из семьи запорожского казака, оба получили одинаковое воспитание в бурсе, оба увлекались боевой жизнью и обычаями запорожской Сечи, оба были молоды, отличались храбростью и ловкостью). 2)Чем отличаются друг от друга 2.1.Внешность Остап суровый на вид, мужественный. – Андрий более нежный, красивый. 2.2.Отношение к учёбе Остап был способен к учению, но желания учиться не имел. – Андрий учился охотно и без напряжения. 2.3.Проявление характера Остап умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей. – Андрий более изобретательный, хитрый, умел увёртываться от наказания. 2.4.Поведение в бою Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага. – Андрий - горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определённой цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое преобладает у него над рассудком. 2.5. Отношение к Отечеству Остап отличался горячей любовью к родине, был готов за неё отдать свою жизнь. – Андрий изменил родине. Любовь к полячке стала ему дороже отчизны. 2.6. Выдержка, воля Остап – человек твёрдой воли, большой выдержки – мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки. – Андрий – человек безвольный, не борется со своим чувством, а поддаётся влиянию полячки и врагов. 2.7.Отношение автора к своим героям Н.В.Гоголь осуждает Андрия за измену родине. Герой умирает, по его словам, «бесславно, как подлая собака» (с.199). Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Писатель изображает его как былинного богатыря, защитника родины, сравнивает со львом, говорит, что ему «на роду был написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за родину.
(попутно отбирают материал для выборочного цитирования (словосочетания, предложения) и вписывают в таблицу)
2. Коллективное составление вступления.
Своеобразным отражением жизни казаков Запорожья конца XVI и в первой половине XVII века является повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях казака перед отчизной, товарищами, вопросы долга, чести. В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести – Остапа и Андрия. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести – это дорога верности долгу перед родиной, дорога чести и глубокого патриотизма (идея сочинения). |
3. Заключитель ный (оценочно-рефлексивный) этап |
1. Назовите ключевые слова урока. v Учащиеся по одному предлагают варианты ответов. 2. Анализ сопоставления своих ожиданий с реальной целью, вывод о реализации цели урока (дополнительно обсудить 3 вопроса: «Что больше всего вам понравилось на уроке и почему?», «Кто испытывал затруднения? «С чем они связаны?») 3. Оценивание работы на уроке с комментированием (самооценка, взаимооценка, оценка учителя) 4. Учащиеся выставляют оценки в дневник. 5. Домашнее задание (написать черновое сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия» |
Литература
Учебник
1 .Литература. 7 кл. учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2013.
Интернет-источники
1.http://vsesochineniya.ru/sochinenie-sravnitelnaya-xarakteristika
Сочинение-сравнительная характеристика
2. Источник: http://www.zachetki.net/news/68-kak-napisat-sochinenie.html#.VSkiqJDPOgI
Как писать сочинение – рассуждение о литературном герое
3. Сычев Б. П. Характеристика героя литературного произведения // Литература в школе. 2004. № 3. С. 36
4. http://www.myshared.ru/slide/312600/
Сравнительная характеристика героев. Как писать сочинение? - презентация
5.http://top-referat.ru/soch/files/1771561.html
Cочинение: Гоголь Н.В. - Тарас Бульба - "Сравнительная характеристика Остапа и Андрия"
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.