Урок развития речи. Текст-монолог

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 07.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок развития речи. Текст-монолог. Подольская И.А..pptx

Тема урока

СИНТЕЗ

русский язык – литература – ИЗО – искусство – информатика

Ресурс подготовила
учитель русского языка и литературы
Подольская Ирина Александровна

Цели урока

Исследовать специфику повести К.Д. Воробьева.

Совершенствовать навыки анализа текста.

Изучить особенности монолога и диалога в речи.

Развивать навыки монологической и диалогической речи; умения вести дискуссию.

Доказать, что монологическая речь тесно связана с диалогической.

Основополагающий вопрос

С каким стилем речи связаны монолог и диалог?

Проблемный вопрос

Может ли диалогический текст быть текстом-повествованием?

Словарный диктант

Художестве___ый текст, м__нолог, д__ал__гический, д__баты, п__лемика, ди(с,сс)ку(с,сс)ия, с__б__седник, инт__рвью, публиц__стика, (а,о)(н,нн)__тация, р__цензия, аргум__нтирова___ость, (а,о)ф__ристич_ность, тез__с, р__торический пр__ем, к__нтакт, к__нц(е,и,ы)птуальный, пер__(с, сс)сказ, (а,о)(п,пп)__ненты ( 20 слов).

нн

о

о

е

о

и

о

О Т В Е Т

и

е

е

е

нн

о

и

и

и

о

о

е

о

0 ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-5 ошибок – «3»
6 и более – очень плохо

Правописание слов можно проверить по учебнику 9 класса стр. 224, 234, 237, 239

е

о

вопрос 1

Назовите художественный прием

§ 77-78 6 класс

отлично

жаль...

слабо...

думай...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

§ 74 с.206 5 класс

§ 52 с.145 6 класс

А

Б

С

Д

Ненавижу всяческую мертвечину! Обажаю всяческую жизнь! В. Маяковский

вопрос 2

Установите стиль текста

в пролёте...

жаль...

слабо...

в цель...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

А

Б

С

Д

вопрос 3

Установите тип текста

в яблочко...

слабо...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

А

Б

С

в пролёте...

С+СС+П=Т

следующее задание

слово

Слово – сочетание определенного значения с совокупностью определенных звуков, звуковое обозначение понятия. Слово обладает различными значениями: единица речи, вся речевая деятельность человека, определенный литературный жанр.

Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974, 509 с.; 359 с.

СС

Словосочетание – синтаксическая единица, состоящая из двух и более знаменательных слов, соединенных подчинительной связью.

§ 2, стр. 7 – 8 класс

Эта связь осуществляется грамматически (с помощью окончания зависимого слова), только по смыслу .

Например: красивая природа, красивой природой;
звонко смеялся, читал внимательно.

служит для более точного, чем слово, названия предметов, действий и их признаков;
состоит из главного и зависимого слов

предло жение

Предложение – одна из основных грамматических единиц синтаксиса. По структуре, значению и функциям предложение отличается от слова и словосочетания.

§ 5, стр. 29 – 8 класс

Главные признаки предложения:

- имеет грамматическую основу, состоящую из одного (односоставные предложения) или двух (двусоставные предложения) главных членов;

- содержит в себе законченную мысль;

- обладает смысловой и интонационной законченностью;

- содержит сообщение, вопрос, побуждение;

- является основной единицей общения.

текст

Текст – это устное или письменное произведение речи, законченное по содержанию и строению.
Текст характеризуется совокупностью основных признаков: целостностью, законченностью, связанностью, тематическим, композиционным и логическим единством.

§ 2, стр. 6 – 6 класс
§ 22, стр. 220 – 9 класс

Различают три типа текстов.

В тексте общий замысел автора может воплощаться в форме рассказа, делового письма, стихотворения, расписки, пословицы, дипломатической ноты, телеграммы, рекламы…

Текст и его характеристика

В чем может быть выражен общий замысел автора?

Что такое тема текста?

Что ещё может включать в себя тема?

В тексте общий замысел автора может воплощаться в форме рассказа, делового письма, стихотворения, расписки, пословицы, дипломатической ноты, телеграммы, рекламы…

Тема текста – это предмет, основное содержание

Тема может включать микротемы

следующее задание

Тема тек

Текст - монолог

§26, стр. 238 – 239 – 9 класс

Задание. Запишите слова

мечта

юность

весна

41г.

, оборванная войной

о свободе

Определите стиль текста.

Константин Дмитриевич ВОРОБЬЕВ (19191975) долго шел к читателям — но не по своей вине: повесть "Это мы, господи!.." написана в сорок третьем году, отдана в "Новый мир" в сорок шестом, а напечатана... в восемьдесят шестом?. Лагерь военнопленных, жестокая обыденность существования людей, теряющих человеческий облик... Воробьев пережил этот ужас и нашел силы рассказать о нем. А вот поздняя дневниковая запись: "Я всегда свободно, по собственному желанию, уйду отсюда, и никто, никогда, ни за что не заставит меня уйти из жизни, если я того не захочу сам!"

Задание. Объясните знаки препинания в первом предложении

ДЗ

Высказывание К. Воробьева

Владимир Высоцкий «На братских могилах»

? Как можно назвать это предложение?

ДЗ

Если писатель лжет перед своей совестью и не желает видеть горе и беды народа, трагедию его называет исторической не­избежностью — он ничто, какими бы наградами ни ублажало бы его правительство. Придет время, и для всех это станет очевидным и понятным. Тогда, кроме позора, такого писателя ничего не ждет. Я не знаю, будут ли меня читать потом, но я знаю, что на мою могилу никто не плюнет.
Константин Воробьев

Значит струсил

Значит просто струсил

Иллюстрация худ. Б. Косульникова к повести
К. Воробьёва «Это мы, господи!». 1988

«Ну-с, товарищ Костров, давайте приобщаться к новой жизни!» – с грустной иронией подумал он, глубоко затягиваясь терпким дымом. Но сосредоточиться не удалось. Разрозненные, одинокие осколки мыслей скользили в памяти и, легко совершив круг, задерживались, преграждаемые одной и неотвязной мыслью: почему он, Сергей, бравировавший на фронте своей невозмутимостью под минами немцев, никогда не думавший о возможности смерти, сегодня вдруг так остро испугался за свою жизнь? Да еще в каком состоянии! Пленный…когда желанным исходом всего, казалось бы, должна явиться смерть…Не все ли равно, какая смерть, каким руслом она ворвется в душу, мозг, сердце…Смерть есть смерть!
«Значит просто струсил?!»

ДЗ

Соколов. хлеб

…Лишь на седьмые сутки жизни в этом лагере Сергей получил шестьдесят граммов хлеба. У него хватило сил ровно столько, чтобы простоять пять часов в ожидании одной буханки в восемьсот граммов на двенадцать человек. Диким и жадным огнем загорались дотоле равнодушно-покорные глаза человека при виде серенького кирпичика.
– Ххл-леб! – со стоном вырывается у него, и не было и нет во вселенной сокровища, которое заменило бы ему в этот миг корку месяц тому назад испеченного гнилого хлеба!
– Айда, ребята, к третьему бараку, – почему-то шепотом проговорил он. – Разделим хлебушко…
– Эй, ты, … отдай буханку!

ДЗ

хлеб

диалог

Раздевшись, парень разостлал шинель, положил на нее хлеб. Одиннадцать человек сверлии глазами этот жалкий бугорок серой массы, терпеливо ожидая конца священонодействия орловского хлебороба.
Не так-то просто разрезать буханку хлеба! Из восьмисот граммов должно выйти двенадцать кусочков, но ровных, абсолютно ровных по величине. Крошки, размером в конопляное зерно, должны быть тщательно подобраны и опять-таки разложены на двенадцать частей.
– Ну как, братва, ровна? – спросил парень, закончив раскладку крошек.
– Вон там от горбушки надоть…
– Добавь суды…
– Ну, будя, будя! – проговорил парень. – Теперя становись по одному, чтоб номера помнить.

ДЗ

саласпилс

Б. Слуцкий .Кельская яма.

… На тринадцатые сутки умышленного мора голодом людей немцы загнали в лагерь раненую лошадь. И бросилась огромная толпа пленных к несчастному животному, на ходу открывая ножи, бритвы, торопливо шаря в карманах хоть что-нибудь острое, способное резать и рвать движущееся мясо. По образовавшейся гигантской куче людей две вышки открыли пулеметный огонь. Может быть, первый раз за все время войны так красиво и экономно расходовали патроны фашисты. Ни одна удивительно светящаяся пуля не вывела посвист, уходя поверх голов пленных! А когда народ разбежался к баракам, на месте, где пять минут тому назад еще ковыляла на трех ногах кляча, лежала груда кровавых, еще теплых костей и вокруг них около ста человек убитых, задавленных, раненых…

ДЗ

Домашнее задание

§ 26. Монолог и диалог в тексте и пересказе. Стр. 238 – 239.

Подготовить рассказ об особенностях текста-монолога, текста-диалога.

Выучить слова по изученной теме стр. 224, 234, 237, 239 – 9 класс .

Создайте свою презентацию:
Текст – монолог или текст – диалог , используя для иллюстрации примеров предложения из произведений о войне.

Спасибо за урок

Война, она и есть – война… И тем, кто опален дыханьем лютым, Та чаша горькая, что выпита до дна, Не слаще даже… с праздничным салютом. Война, она и есть – война… И по сей день былые ноют раны. И все-таки – наденьте ордена! И с праздником Победы, ветераны!

литература

1. Сулейменова, Э.Д. Сабитова З.К. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. Шк. – 2-е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2009. – 304 с., илл.
Васильев Б. В списках не значился.
Воробьев К.Д. Убиты под Москвой; Это мы, господи!... Повести. – М.: Худож. Лит., 1987. – 159 с.

Художественный фильм «Я - русский солдат». (По мотивам повести Бориса Васильева «В списках не значился») Режиссер: А. Малюков. Сценарий: Е. Райская. Оператор: А. Рябов.
Художественный фильм «Судьба человека» по одноименному рассказу М. Шолохова. Режиссер-постановщик: С. Бондарчук. Оператор-постановщик: В. Монахов.
В. Высоцкий. На братских магилах.

оборудование

СИНТЕЗ

русский язык – литература – ИЗО – искусство – информатика

ОБОРУДОВАНИЕ

словари-справочники тетради для тестов и словарных диктантов карточки контроля

учебник русского языка для 9 класса

Художестве___ый текст, м__нолог, д__ал__гический, д__баты, п__лемика, ди(с,сс)ку(с,сс)ия, с__б__седник, инт__рвью, публиц__стика, (а,о)(н,нн)__тация, р__цензия, аргум__нтирова___ость, (а,о)ф__ристич_ность, тез__с, р__торический пр__ем, к__нтакт, к__нц(е,и,ы)птуальный, пер__(с,сс)каз.

Художественный текст, монолог, диалогический, дебаты, полемика, дискуссия, собеседник, интервью, публицистика, аннотация, рецензия, аргументированность, афористичность, тезис, риторический прием, контакт, концептуальный, пересказ.

О Т В Е Т