Цели урока
Исследовать специфику повести К.Д. Воробьева.
Совершенствовать навыки анализа текста.
Изучить особенности монолога и диалога в речи.
Развивать навыки монологической и диалогической речи; умения вести дискуссию.
Доказать, что монологическая речь тесно связана с диалогической.
Словарный диктант
Художестве___ый текст, м__нолог, д__ал__гический, д__баты, п__лемика, ди(с,сс)ку(с,сс)ия, с__б__седник, инт__рвью, публиц__стика, (а,о)(н,нн)__тация, р__цензия, аргум__нтирова___ость, (а,о)ф__ристич_ность, тез__с, р__торический пр__ем, к__нтакт, к__нц(е,и,ы)птуальный, пер__(с, сс)сказ, (а,о)(п,пп)__ненты ( 20 слов).
нн
о
о
е
о
и
о
О Т В Е Т
и
е
е
е
нн
о
и
и
и
о
о
е
о
0 ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-5 ошибок – «3»
6 и более – очень плохо
Правописание слов можно проверить по учебнику 9 классастр. 224, 234, 237, 239
е
о
слово
Слово – сочетание определенного значения с совокупностью определенных звуков, звуковое обозначение понятия. Слово обладает различными значениями: единица речи, вся речевая деятельность человека, определенный литературный жанр.
Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974, 509 с.; 359 с.
СС
Словосочетание – синтаксическая единица, состоящая из двух и более знаменательных слов, соединенных подчинительной связью.
§ 2, стр. 7 – 8 класс
Эта связь осуществляется грамматически (с помощью окончания зависимого слова), только по смыслу .
Например: красивая природа, красивой природой;
звонко смеялся, читал внимательно.
служит для более точного, чем слово, названия предметов, действий и их признаков;
состоит из главного и зависимого слов
предложение
Предложение – одна из основных грамматических единиц синтаксиса. По структуре, значению и функциям предложение отличается от слова и словосочетания.
§ 5, стр. 29 – 8 класс
Главные признаки предложения:
- имеет грамматическую основу, состоящую из одного (односоставные предложения) или двух (двусоставные предложения) главных членов;
- содержит в себе законченную мысль;
- обладает смысловой и интонационной законченностью;
- содержит сообщение, вопрос, побуждение;
- является основной единицей общения.
текст
Текст – это устное или письменное произведение речи, законченное по содержанию и строению.
Текст характеризуется совокупностью основных признаков: целостностью, законченностью, связанностью, тематическим, композиционным и логическим единством.
§ 2, стр. 6 – 6 класс
§ 22, стр. 220 – 9 класс
Различают три типа текстов.
В тексте общий замысел автора может воплощаться в форме рассказа, делового письма, стихотворения, расписки, пословицы, дипломатической ноты, телеграммы, рекламы…
Текст и его характеристика
В чем может быть выражен общий замысел автора?
Что такое тема текста?
Что ещё может включать в себя тема?
В тексте общий замысел автора может воплощаться в форме рассказа, делового письма, стихотворения, расписки, пословицы, дипломатической ноты, телеграммы, рекламы…
Тема текста – это предмет, основное содержание
Тема может включать микротемы
следующеезадание
Определите стиль текста.
Константин Дмитриевич ВОРОБЬЕВ (1919— 1975) долго шел к читателям — но не по своей вине: повесть "Это мы, господи!.." написана в сорок третьем году, отдана в "Новый мир" в сорок шестом, а напечатана... в восемьдесят шестом?. Лагерь военнопленных, жестокая обыденность существования людей, теряющих человеческий облик... Воробьев пережил этот ужас и нашел силы рассказать о нем. А вот поздняя дневниковая запись: "Я всегда свободно, по собственному желанию, уйду отсюда, и никто, никогда, ни за что не заставит меня уйти из жизни, если я того не захочу сам!"
Задание. Объясните знаки препинания в первом предложении
ДЗ
Высказывание К. Воробьева
Владимир Высоцкий «На братских могилах»
? Как можно назвать это предложение?
ДЗ
Если писатель лжет перед своей совестью и не желает видеть горе и беды народа, трагедию его называет исторической неизбежностью — он ничто, какими бы наградами ни ублажало бы его правительство. Придет время, и для всех это станет очевидным и понятным. Тогда, кроме позора, такого писателя ничего не ждет. Я не знаю, будут ли меня читать потом, но я знаю, что на мою могилу никто не плюнет.
Константин Воробьев
Значит струсил
Значит просто струсил
Иллюстрация худ. Б. Косульникова к повести
К. Воробьёва «Это мы, господи!». 1988
«Ну-с, товарищ Костров, давайте приобщаться к новой жизни!» – с грустной иронией подумал он, глубоко затягиваясь терпким дымом. Но сосредоточиться не удалось. Разрозненные, одинокие осколки мыслей скользили в памяти и, легко совершив круг, задерживались, преграждаемые одной и неотвязной мыслью: почему он, Сергей, бравировавший на фронте своей невозмутимостью под минами немцев, никогда не думавший о возможности смерти, сегодня вдруг так остро испугался за свою жизнь? Да еще в каком состоянии! Пленный…когда желанным исходом всего, казалось бы, должна явиться смерть…Не все ли равно, какая смерть, каким руслом она ворвется в душу, мозг, сердце…Смерть есть смерть!
«Значит просто струсил?!»
ДЗ
Соколов. хлеб
…Лишь на седьмые сутки жизни в этом лагере Сергей получил шестьдесят граммов хлеба. У него хватило сил ровно столько, чтобы простоять пять часов в ожидании одной буханки в восемьсот граммов на двенадцать человек. Диким и жадным огнем загорались дотоле равнодушно-покорные глаза человека при виде серенького кирпичика.
– Ххл-леб! – со стоном вырывается у него, и не было и нет во вселенной сокровища, которое заменило бы ему в этот миг корку месяц тому назад испеченного гнилого хлеба!
– Айда, ребята, к третьему бараку, – почему-то шепотом проговорил он. – Разделим хлебушко…
– Эй, ты, … отдай буханку!
ДЗ
хлеб
диалог
Раздевшись, парень разостлал шинель, положил на нее хлеб. Одиннадцать человек сверлии глазами этот жалкий бугорок серой массы, терпеливо ожидая конца священонодействия орловского хлебороба.
Не так-то просто разрезать буханку хлеба! Из восьмисот граммов должно выйти двенадцать кусочков, но ровных, абсолютно ровных по величине. Крошки, размером в конопляное зерно, должны быть тщательно подобраны и опять-таки разложены на двенадцать частей.
– Ну как, братва, ровна? – спросил парень, закончив раскладку крошек.
– Вон там от горбушки надоть…
– Добавь суды…
– Ну, будя, будя! – проговорил парень. – Теперя становись по одному, чтоб номера помнить.
ДЗ
саласпилс
Б. Слуцкий .Кельская яма.
… На тринадцатые сутки умышленного мора голодом людей немцы загнали в лагерь раненую лошадь. И бросилась огромная толпа пленных к несчастному животному, на ходу открывая ножи, бритвы, торопливо шаря в карманах хоть что-нибудь острое, способное резать и рвать движущееся мясо. По образовавшейся гигантской куче людей две вышки открыли пулеметный огонь. Может быть, первый раз за все время войны так красиво и экономно расходовали патроны фашисты. Ни одна удивительно светящаяся пуля не вывела посвист, уходя поверх голов пленных! А когда народ разбежался к баракам, на месте, где пять минут тому назад еще ковыляла на трех ногах кляча, лежала груда кровавых, еще теплых костей и вокруг них около ста человек убитых, задавленных, раненых…
ДЗ
Домашнее задание
§ 26. Монолог и диалог в тексте и пересказе. Стр. 238 – 239.
Подготовить рассказ об особенностях текста-монолога, текста-диалога.
Выучить слова по изученной теме стр. 224, 234, 237, 239 – 9 класс .
Создайте свою презентацию:
Текст – монолог или текст – диалог , используя для иллюстрации примеров предложения из произведений о войне.
Спасибо за урок
Война, она и есть – война…И тем, кто опален дыханьем лютым,Та чаша горькая, что выпита до дна,Не слаще даже… с праздничным салютом.Война, она и есть – война…И по сей день былые ноют раны.И все-таки – наденьте ордена!И с праздником Победы, ветераны!
литература
1. Сулейменова, Э.Д. Сабитова З.К. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. Шк. – 2-е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2009. – 304 с., илл.
Васильев Б. В списках не значился.
Воробьев К.Д. Убиты под Москвой; Это мы, господи!... Повести. – М.: Худож. Лит., 1987. – 159 с.
Художественный фильм «Я - русский солдат». (По мотивам повести Бориса Васильева «В списках не значился») Режиссер: А. Малюков. Сценарий: Е. Райская. Оператор: А. Рябов.
Художественный фильм «Судьба человека» по одноименному рассказу М. Шолохова. Режиссер-постановщик: С. Бондарчук. Оператор-постановщик: В. Монахов.
В. Высоцкий. На братских магилах.
Художестве___ый текст, м__нолог, д__ал__гический, д__баты, п__лемика, ди(с,сс)ку(с,сс)ия, с__б__седник, инт__рвью, публиц__стика, (а,о)(н,нн)__тация, р__цензия, аргум__нтирова___ость, (а,о)ф__ристич_ность, тез__с, р__торический пр__ем, к__нтакт, к__нц(е,и,ы)птуальный, пер__(с,сс)каз.
Художественный текст, монолог, диалогический, дебаты, полемика, дискуссия, собеседник, интервью, публицистика, аннотация, рецензия, аргументированность, афористичность, тезис, риторический прием, контакт, концептуальный, пересказ.
О Т В Е Т
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.