Урок развития речи. Текст-монолог
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Урок развития речи. Текст-монолог

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
pptx
русский язык
8 кл—10 кл
07.03.2020
Урок развития речи. Текст-монолог
Урок развития речи. Текст-монолог. Подольская И.А..pptx

Тема урока СИНТЕЗ русский язык – литература –

Тема урока СИНТЕЗ русский язык – литература –

Тема урока

СИНТЕЗ

русский язык – литература – ИЗО – искусство – информатика

Ресурс подготовила
учитель русского языка и литературы
Подольская Ирина Александровна

Цели урока Исследовать специфику повести

Цели урока Исследовать специфику повести

Цели урока

Исследовать специфику повести К.Д. Воробьева.

Совершенствовать навыки анализа текста.

Изучить особенности монолога и диалога в речи.

Развивать навыки монологической и диалогической речи; умения вести дискуссию.

Доказать, что монологическая речь тесно связана с диалогической.

Основополагающий вопрос С каким стилем речи связаны монолог и диалог?

Основополагающий вопрос С каким стилем речи связаны монолог и диалог?

Основополагающий вопрос

С каким стилем речи связаны монолог и диалог?

Проблемный вопрос

Может ли диалогический текст быть текстом-повествованием?

Словарный диктант Художестве___ый текст, м__нолог, д__ал__гический, д__баты, п__лемика, ди(с,сс)ку(с,сс)ия, с__б__седник, инт__рвью, публиц__стика, (а,о)(н,нн)__тация, р__цензия, аргум__нтирова___ость, (а,о)ф__ристич_ность, тез__с, р__торический пр__ем, к__нтакт, к__нц(е,и,ы)птуальный, пер__(с, сс)сказ, (а,о)(п,пп)__ненты (…

Словарный диктант Художестве___ый текст, м__нолог, д__ал__гический, д__баты, п__лемика, ди(с,сс)ку(с,сс)ия, с__б__седник, инт__рвью, публиц__стика, (а,о)(н,нн)__тация, р__цензия, аргум__нтирова___ость, (а,о)ф__ристич_ность, тез__с, р__торический пр__ем, к__нтакт, к__нц(е,и,ы)птуальный, пер__(с, сс)сказ, (а,о)(п,пп)__ненты (…

Словарный диктант

Художестве___ый текст, м__нолог, д__ал__гический, д__баты, п__лемика, ди(с,сс)ку(с,сс)ия, с__б__седник, инт__рвью, публиц__стика, (а,о)(н,нн)__тация, р__цензия, аргум__нтирова___ость, (а,о)ф__ристич_ность, тез__с, р__торический пр__ем, к__нтакт, к__нц(е,и,ы)птуальный, пер__(с, сс)сказ, (а,о)(п,пп)__ненты ( 20 слов).

нн

о

о

е

о

и

о

О Т В Е Т

и

е

е

е

нн

о

и

и

и

о

о

е

о

0 ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-5 ошибок – «3»
6 и более – очень плохо

Правописание слов можно проверить по учебнику 9 класса стр. 224, 234, 237, 239

е

о

Назовите художественный прием § 77-78 6 класс отлично жаль

Назовите художественный прием § 77-78 6 класс отлично жаль

вопрос 1

Назовите художественный прием

§ 77-78 6 класс

отлично

жаль...

слабо...

думай...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

§ 74 с.206 5 класс

§ 52 с.145 6 класс

А

Б

С

Д

Ненавижу всяческую мертвечину! Обажаю всяческую жизнь! В. Маяковский

Установите стиль текста в пролёте

Установите стиль текста в пролёте

вопрос 2

Установите стиль текста

в пролёте...

жаль...

слабо...

в цель...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

А

Б

С

Д

Установите тип текста в яблочко

Установите тип текста в яблочко

вопрос 3

Установите тип текста

в яблочко...

слабо...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

А

Б

С

в пролёте...

С+СС+П=Т следующее задание

С+СС+П=Т следующее задание

С+СС+П=Т

следующее задание

Слово – сочетание определенного значения с совокупностью определенных звуков, звуковое обозначение понятия

Слово – сочетание определенного значения с совокупностью определенных звуков, звуковое обозначение понятия

слово

Слово – сочетание определенного значения с совокупностью определенных звуков, звуковое обозначение понятия. Слово обладает различными значениями: единица речи, вся речевая деятельность человека, определенный литературный жанр.

Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974, 509 с.; 359 с.

СС Словосочетание – синтаксическая единица, состоящая из двух и более знаменательных слов, соединенных подчинительной связью

СС Словосочетание – синтаксическая единица, состоящая из двух и более знаменательных слов, соединенных подчинительной связью

СС

Словосочетание – синтаксическая единица, состоящая из двух и более знаменательных слов, соединенных подчинительной связью.

§ 2, стр. 7 – 8 класс

Эта связь осуществляется грамматически (с помощью окончания зависимого слова), только по смыслу .

Например: красивая природа, красивой природой;
звонко смеялся, читал внимательно.

служит для более точного, чем слово, названия предметов, действий и их признаков;
состоит из главного и зависимого слов

Предложение – одна из основных грамматических единиц синтаксиса

Предложение – одна из основных грамматических единиц синтаксиса

предло жение

Предложение – одна из основных грамматических единиц синтаксиса. По структуре, значению и функциям предложение отличается от слова и словосочетания.

§ 5, стр. 29 – 8 класс

Главные признаки предложения:

- имеет грамматическую основу, состоящую из одного (односоставные предложения) или двух (двусоставные предложения) главных членов;

- содержит в себе законченную мысль;

- обладает смысловой и интонационной законченностью;

- содержит сообщение, вопрос, побуждение;

- является основной единицей общения.

Текст – это устное или письменное произведение речи, законченное по содержанию и строению

Текст – это устное или письменное произведение речи, законченное по содержанию и строению

текст

Текст – это устное или письменное произведение речи, законченное по содержанию и строению.
Текст характеризуется совокупностью основных признаков: целостностью, законченностью, связанностью, тематическим, композиционным и логическим единством.

§ 2, стр. 6 – 6 класс
§ 22, стр. 220 – 9 класс

Различают три типа текстов.

В тексте общий замысел автора может воплощаться в форме рассказа, делового письма, стихотворения, расписки, пословицы, дипломатической ноты, телеграммы, рекламы…

Текст и его характеристика В чем может быть выражен общий замысел автора?

Текст и его характеристика В чем может быть выражен общий замысел автора?

Текст и его характеристика

В чем может быть выражен общий замысел автора?

Что такое тема текста?

Что ещё может включать в себя тема?

В тексте общий замысел автора может воплощаться в форме рассказа, делового письма, стихотворения, расписки, пословицы, дипломатической ноты, телеграммы, рекламы…

Тема текста – это предмет, основное содержание

Тема может включать микротемы

следующее задание

Тема тек Текст - монолог

Тема тек Текст - монолог

Тема тек

Текст - монолог

… §26, стр. 238 – 239 – 9 класс

… §26, стр. 238 – 239 – 9 класс

§26, стр. 238 – 239 – 9 класс

Задание. Запишите слова мечта юность весна 41г

Задание. Запишите слова мечта юность весна 41г

Задание. Запишите слова

мечта

юность

весна

41г.

, оборванная войной

о свободе

Определите стиль текста. Константин

Определите стиль текста. Константин

Определите стиль текста.

Константин Дмитриевич ВОРОБЬЕВ (19191975) долго шел к читателям — но не по своей вине: повесть "Это мы, господи!.." написана в сорок третьем году, отдана в "Новый мир" в сорок шестом, а напечатана... в восемьдесят шестом?. Лагерь военнопленных, жестокая обыденность существования людей, теряющих человеческий облик... Воробьев пережил этот ужас и нашел силы рассказать о нем. А вот поздняя дневниковая запись: "Я всегда свободно, по собственному желанию, уйду отсюда, и никто, никогда, ни за что не заставит меня уйти из жизни, если я того не захочу сам!"

Задание. Объясните знаки препинания в первом предложении

ДЗ

Высказывание К. Воробьева Владимир

Высказывание К. Воробьева Владимир

Высказывание К. Воробьева

Владимир Высоцкий «На братских могилах»

? Как можно назвать это предложение?

ДЗ

Если писатель лжет перед своей совестью и не желает видеть горе и беды народа, трагедию его называет исторической не­избежностью — он ничто, какими бы наградами ни ублажало бы его правительство. Придет время, и для всех это станет очевидным и понятным. Тогда, кроме позора, такого писателя ничего не ждет. Я не знаю, будут ли меня читать потом, но я знаю, что на мою могилу никто не плюнет.
Константин Воробьев

Значит струсил Значит просто струсил

Значит струсил Значит просто струсил

Значит струсил

Значит просто струсил

Иллюстрация худ. Б. Косульникова к повести
К. Воробьёва «Это мы, господи!». 1988

«Ну-с, товарищ Костров, давайте приобщаться к новой жизни!» – с грустной иронией подумал он, глубоко затягиваясь терпким дымом. Но сосредоточиться не удалось. Разрозненные, одинокие осколки мыслей скользили в памяти и, легко совершив круг, задерживались, преграждаемые одной и неотвязной мыслью: почему он, Сергей, бравировавший на фронте своей невозмутимостью под минами немцев, никогда не думавший о возможности смерти, сегодня вдруг так остро испугался за свою жизнь? Да еще в каком состоянии! Пленный…когда желанным исходом всего, казалось бы, должна явиться смерть…Не все ли равно, какая смерть, каким руслом она ворвется в душу, мозг, сердце…Смерть есть смерть!
«Значит просто струсил?!»

ДЗ

Соколов. хлеб …Лишь на седьмые сутки жизни в этом лагере

Соколов. хлеб …Лишь на седьмые сутки жизни в этом лагере

Соколов. хлеб

…Лишь на седьмые сутки жизни в этом лагере Сергей получил шестьдесят граммов хлеба. У него хватило сил ровно столько, чтобы простоять пять часов в ожидании одной буханки в восемьсот граммов на двенадцать человек. Диким и жадным огнем загорались дотоле равнодушно-покорные глаза человека при виде серенького кирпичика.
– Ххл-леб! – со стоном вырывается у него, и не было и нет во вселенной сокровища, которое заменило бы ему в этот миг корку месяц тому назад испеченного гнилого хлеба!
– Айда, ребята, к третьему бараку, – почему-то шепотом проговорил он. – Разделим хлебушко…
– Эй, ты, … отдай буханку!

ДЗ

Раздевшись, парень разостлал шинель, положил на нее хлеб

Раздевшись, парень разостлал шинель, положил на нее хлеб

хлеб

диалог

Раздевшись, парень разостлал шинель, положил на нее хлеб. Одиннадцать человек сверлии глазами этот жалкий бугорок серой массы, терпеливо ожидая конца священонодействия орловского хлебороба.
Не так-то просто разрезать буханку хлеба! Из восьмисот граммов должно выйти двенадцать кусочков, но ровных, абсолютно ровных по величине. Крошки, размером в конопляное зерно, должны быть тщательно подобраны и опять-таки разложены на двенадцать частей.
– Ну как, братва, ровна? – спросил парень, закончив раскладку крошек.
– Вон там от горбушки надоть…
– Добавь суды…
– Ну, будя, будя! – проговорил парень. – Теперя становись по одному, чтоб номера помнить.

ДЗ

Б. Слуцкий .Кельская яма. … На тринадцатые сутки умышленного мора голодом людей немцы загнали в лагерь раненую лошадь

Б. Слуцкий .Кельская яма. … На тринадцатые сутки умышленного мора голодом людей немцы загнали в лагерь раненую лошадь

саласпилс

Б. Слуцкий .Кельская яма.

… На тринадцатые сутки умышленного мора голодом людей немцы загнали в лагерь раненую лошадь. И бросилась огромная толпа пленных к несчастному животному, на ходу открывая ножи, бритвы, торопливо шаря в карманах хоть что-нибудь острое, способное резать и рвать движущееся мясо. По образовавшейся гигантской куче людей две вышки открыли пулеметный огонь. Может быть, первый раз за все время войны так красиво и экономно расходовали патроны фашисты. Ни одна удивительно светящаяся пуля не вывела посвист, уходя поверх голов пленных! А когда народ разбежался к баракам, на месте, где пять минут тому назад еще ковыляла на трех ногах кляча, лежала груда кровавых, еще теплых костей и вокруг них около ста человек убитых, задавленных, раненых…

ДЗ

Домашнее задание § 26. Монолог и диалог в тексте и пересказе

Домашнее задание § 26. Монолог и диалог в тексте и пересказе

Домашнее задание

§ 26. Монолог и диалог в тексте и пересказе. Стр. 238 – 239.

Подготовить рассказ об особенностях текста-монолога, текста-диалога.

Выучить слова по изученной теме стр. 224, 234, 237, 239 – 9 класс .

Создайте свою презентацию:
Текст – монолог или текст – диалог , используя для иллюстрации примеров предложения из произведений о войне.

Спасибо за урок Война, она и есть – война…

Спасибо за урок Война, она и есть – война…

Спасибо за урок

Война, она и есть – война… И тем, кто опален дыханьем лютым, Та чаша горькая, что выпита до дна, Не слаще даже… с праздничным салютом. Война, она и есть – война… И по сей день былые ноют раны. И все-таки – наденьте ордена! И с праздником Победы, ветераны!

Сулейменова, Э.Д. Сабитова З.К

Сулейменова, Э.Д. Сабитова З.К

литература

1. Сулейменова, Э.Д. Сабитова З.К. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. Шк. – 2-е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2009. – 304 с., илл.
Васильев Б. В списках не значился.
Воробьев К.Д. Убиты под Москвой; Это мы, господи!... Повести. – М.: Худож. Лит., 1987. – 159 с.

Художественный фильм «Я - русский солдат». (По мотивам повести Бориса Васильева «В списках не значился») Режиссер: А. Малюков. Сценарий: Е. Райская. Оператор: А. Рябов.
Художественный фильм «Судьба человека» по одноименному рассказу М. Шолохова. Режиссер-постановщик: С. Бондарчук. Оператор-постановщик: В. Монахов.
В. Высоцкий. На братских магилах.

СИНТЕЗ русский язык – литература –

СИНТЕЗ русский язык – литература –

оборудование

СИНТЕЗ

русский язык – литература – ИЗО – искусство – информатика

ОБОРУДОВАНИЕ

словари-справочники тетради для тестов и словарных диктантов карточки контроля

учебник русского языка для 9 класса

Художестве___ый текст, м__нолог, д__ал__гический, д__баты, п__лемика, ди(с,сс)ку(с,сс)ия, с__б__седник, инт__рвью, публиц__стика, (а,о)(н,нн)__тация, р__цензия, аргум__нтирова___ость, (а,о)ф__ристич_ность, тез__с, р__торический пр__ем, к__нтакт, к__нц(е,и,ы)птуальный, пер__(с,сс)каз

Художестве___ый текст, м__нолог, д__ал__гический, д__баты, п__лемика, ди(с,сс)ку(с,сс)ия, с__б__седник, инт__рвью, публиц__стика, (а,о)(н,нн)__тация, р__цензия, аргум__нтирова___ость, (а,о)ф__ристич_ность, тез__с, р__торический пр__ем, к__нтакт, к__нц(е,и,ы)птуальный, пер__(с,сс)каз

Художестве___ый текст, м__нолог, д__ал__гический, д__баты, п__лемика, ди(с,сс)ку(с,сс)ия, с__б__седник, инт__рвью, публиц__стика, (а,о)(н,нн)__тация, р__цензия, аргум__нтирова___ость, (а,о)ф__ристич_ность, тез__с, р__торический пр__ем, к__нтакт, к__нц(е,и,ы)птуальный, пер__(с,сс)каз.

Художественный текст, монолог, диалогический, дебаты, полемика, дискуссия, собеседник, интервью, публицистика, аннотация, рецензия, аргументированность, афористичность, тезис, риторический прием, контакт, концептуальный, пересказ.

О Т В Е Т

скачать по прямой ссылке

Сегодня скидка 50% на все курсы плюс 3000 в подарок при оформлении заявки на переподготовку