1. Ф.И.О. учителя: Мезенева Радмила Матвеевна
2. Класс: ____5__
3. Предмет: математика.
4. Тип урока: Урок рефлексии
Технологическая карта урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цель:
|
формирование навыков сложения и вычитания ДД через самостоятельную и творческую работу на уроке |
Задачи: |
|
Планируемые результаты |
Предметные: закрепить умение складывать и вычитать ДД; Личностные: формировать патриотическое самосознание, самоопределение; формировать культуру мировоззрения. Метапредметные: действовать по алгоритму; анализировать, обобщать; работать в сотрудничестве. |
Основные понятия |
сумма, разность, уравнение, неизвестное слагаемое, неизвестное вычитаемое и т.д. |
Межпредметные связи |
География, экология |
Ресурсы |
ИАК, карточки с заданиями |
Организация пространства |
Индивидуальная работа |
Ход урока:
№ время |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Предполагаемая деятельность учащихся |
УУД |
Методический комментарий |
1. 1 мин |
Мотивационно- организационный Задача: создать благоприятный психологический настрой на работу |
Учитель оценивает готовность учащихся к уроку. Знакомит с эпиграфом урока.
|
Учащиеся успокаиваются, включаются в учебную деятельность. |
Личностные: самоопределение(мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности); смыслообразование(«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него) Коммуникативные: умение выказать свою точку зрения.
|
|
10 мин
|
Актуализация знаний задача:актуализировать опорные знания и способы действий. |
Устная работа 1. Найди лишнее
Создание мотивации. 2. Самостоятельная работа №1
|
Выполняют задание, объясняя, какая дробь лишняя.
Выполняют задания; Делают вывод о необходимости повторить алгоритм сложения и вычитания ДД
|
Личностные: Нравственно– этические (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор); самоопределение; выявление затруднений. Регулятивные: целеполагание контроль и коррекция, самостоятельность. Познавательные: логические действия; закрепление изученного материала. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
|
3. 1 мин |
Локализация знаний задача: выявить затруднения по теме |
Корректирует знания учащихся Спрашивает тему урока и цели
|
Проверяют по эталону, анализируют свои ошибки, корректируют знания. Если все задания выполнены верно, переходит к работе №4 |
Познавательные: сравнение, обобщение, формулирование вывода. Коммуникативные: сотрудничества с учителем и учениками. Регулятивные: контроль и коррекция |
|
4. 1 мин |
Построение проекта выхода из затруднений. задача: создать условия для решения с.р. |
Учитель организует повторение алгоритма сложения и вычитания ДД |
Повторяют алгоритм сложения и вычитания ДД, формулу вычисления периметра.
|
Личностные: осознание ответственности за общее дело. Коммуникативные: постановка вопросов, умение сотрудничать, инициативное сотрудничество. Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Регулятивные: волевая саморегуляция |
|
5 5 мин |
Реализация построенного проекта |
Самостоятельная работа №2 |
Выполняют задания Проверяют по эталону |
|
|
6. 1 мин |
Физкультминутка |
Устали? Давайте немного отдохнем.
|
Учащиеся встают и выполняют определенные упражнения.
|
|
Дес. дробь-потерли ухо Об. дробь – погладили по голове Смешанное число-подняли руки . |
7. 5-7 мин |
Обобщение затруднений во внешней речи. Задача: закрепить знания по теме |
Обобщение и анализ возникших ошибок.
|
Решение заданий самостоятельной работы №4, которое вызвало затруднение. из учебника. Проговаривают алгоритм решения задач
|
Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Решение задач у доски с проговариванием.
|
7. 5-7 мин |
Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону. задача: проверить и откорректировать знания по теме |
Самостоятельная работа №3. Предлагает задания по уровням для контроля знаний.
|
Ребята выполняют самостоятельную работу.
Проверяют правильность выполнения задания, оценивают себя. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
Карточки с самостоятельной работой. Эталон.
|
8. 5 мин |
Включение в систему знаний и повторение. Задача: развивать творческие способности у учеников |
Индивидуальные консультации |
Групповая работа. Решение творческих заданий. Решение на доске |
Познавательные: действия постановки и решения проблем Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция; выбор наиболее эффективных способов решения задач контроль, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение работать в сотрудничестве; управление поведением партнера, коррекция |
|
9 2 мин |
Рефлексия деятельности Задача: подвести итог урока |
Игра «Перемешка» Игра «Утверждение» Домашнее задание. Комментирует работу учащихся на уроке. |
Отвечают, показывая руками верный ответ. Запись задания в дневниках. Выставление самооценки за урок
|
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
|
Сценарий урока.
1 этап. Организационный.
Здравствуйте! Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на хорошую плодотворную работу.Сегодняшний урок мне бы хотелось начать словами Бенджамина Франклина «Маленькая течь топит большой корабль».
2 этап. Актуализация знаний.
1) Найди лишнее: . Объясните.
Вспомним, как из обыкновенной дроби получить десятичную (перевод дробей показывают ученики на доске)
Уберем лишнюю дробь? Видим, фото оз. Телецкого и год 2017. Как вы думаете почему?
Мы должны беречь природу Горного Алтая и Прителецкой тайги.
2) Устный счет. Самостоятельная работа №1(Приложение 1)
3 этап. Локализация знаний. Учащиеся анализируют свои ошибки, сравнивают решенную работу с ответом, корректируют знания. Отметка за с.р. заносится в лист оценивания (Приложение 2). Критерии оценивания (Приложение 3)
В: ( Если есть ошибки. ) Какова же тема сегодняшнего урока? Все ли у вас получилось? Как вы думаете, какая цель урока?
Если ошибок нет, то решаем самостоятельную работу №4.
Какова же тема сегодняшнего урока? Все ли у вас получилось? Как вы думаете, какая цель урока?
4 этап. Построение проекта выхода из затруднений.
В: какие задания вызвали у вас затруднения? Повторим алгоритм сложения и вычитания ДД. (алгоритм решения уравнений)
5 этап. Реализация построенного проекта. Самостоятельная работа №2 (Приложение 4) ( Для справившихся учеников самостоятельная работа №4(Приложение 6))
Проверка по эталону.
6 этап. Обобщение затруднений во внешней речи.
Решение заданий, вызвавших затруднение в самостоятельной работе №4
Решение заданий:
1. Вычислите: а) 0,125+; б) 8,5 –; в) 4 –
2. Решите уравнение: (2,9+х) – 4,8 = 4,72
2,9+х=4,72+4,8
2,9+х=9,52
х=6,62
Решение задачи.
Во время акции «Чистые берега» ученики МОУ «Иогачская СОШ» собрали 13,4 ц мусора, а во время экологической акции шестиклассники собрали на 9,27 ц бросового материала меньше. Сколько ц мусора собрали ученики.
(13,4–9,27)+13,4=4,13+13,4=17,53 (ц) всего
Ответ: 17,53
7 этап. Физкультминутка.
8 этап. Самостоятельная работа №3(Приложение 5) с самопроверкой по эталону.
9 этап. Включение в систему знаний и повторение.
Групповая работа по творческим заданиям. (Приложение 7)
9 этап. Рефлексия деятельности.
Игра «Перемешка»
х+2,34=5
1) х=3,34; 2) х=2,34; 3) х=2,66; 4) х=3,66
Продолжи предложение:
Мне было интересно…
Я сегодня узнал на уроке…
Особенно мне понравилось…
Мне сегодня было непонятно…
Я думаю, что на уроке мне было легко …Итог урока. Домашнее задание. Выставление оценок учащимися в лист контроля.
Домашнее задание : выполнить любую работу на выбор. (Приложение 8)
Приложение
Приложение 1
Самостоятельная работа №1
1. Вычислите устно:
а) 3,2+1,6; в) 3+0,5;
б) 2,5–0,6; г) 4–1,5.
2. Найдите сумму:
а) 3,27+6,9+4,73
3. Выполните вычитание:
а) 6,84–3,23; в) 3,1–0,123
4. Между какими соседними натуральными числами заключена сумма чисел 9,88 и 1,2 (выбрать ответ):
1) 9 и 10; 2) 8 и 9; 3) 11 и 12; 4) 10 и 11
Приложение 2
Лист оценивания
ФИО |
|
Вид работы |
Отметка |
самостоятельная работа №1 |
|
самостоятельная работа №2 (самостоятельная работа №4) |
|
|
|
самостоятельная работа №3 |
|
работа в группе |
|
Итоговая отметка |
|
Рефлексия Продолжи предложение
|
Мне было интересно____________ Я сегодня узнал на уроке… Особенно мне понравилось… Мне сегодня было непонятно… Я думаю, что на уроке мне было легко … |
Приложение 3
Критерии самостоятельной работы №1, №2:
7-8 плюсов – «5»
5-6 плюсов – «4»
4 плюса – «3»
Критерии самостоятельной работы №3:
6-7 плюсов – «5»
4-5 плюсов – «4»
2-3 плюса – «3»
Критерии самостоятельной работы №4:
Все задания решены верно- «5»
Решены все задания, но в уравнении допущена вычислительная ошибка или неверно найден первый компонент– «4»
Критерии групповой работы:
С заданием справился самостоятельно – «5»
С заданием справился с помощью группы – «4»
Приложение 4
Самостоятельная работа №2
1. Вычислите устно:
а) 4,2+4,8; в) 5+0,9;
б) 3,5–0,7; г) 7–5,5.
2. Найдите сумму:
а) 7,57+4,2+2,43
3. Выполните вычитание:
а) 5,63–3; в) 3,2–0,453
4. Между какими соседними натуральными числами
заключена сумма чисел 8,56 и 1,8 (выбрать ответ):
1) 9 и 10; 2) 8 и 9; 3) 11 и 12; 4) 10 и 11
Самостоятельная работа №2 (образец решения)
1. Вычислите устно:
а) 4,2+4,8=9; в) 5+0,9=5,9;
б) 3,5–0,7=2,8; г) 7–5,5=1,5.
2. Найдите сумму:
а) 17,12+2,6=19,72;
б) 7,57+4,2+2,43=(7,57+2,43)+4,2=10+4,2=14,2
3. Выполните вычитание:
а) 5,63–3=2,33; в) 3,2–0,45=2,75
4. Между какими соседними натуральными числами
заключена сумма чисел 8,56 и 1,8 (выбрать ответ):
1) 9 и 10; 2) 8 и 9; 3) 11 и 12; 4) 10 и 11
Решение: 8,56+1,8=10,36
Ответ:4
Приложение 5
Самостоятельная работа №3
Вариант 1
1. Найдите сумму:
а) 27+5,4; б) 2,34+0,2+2,66
2. Выполните вычитание:
а) 8,68–8; в) 7,2–3,233
3. Между какими соседними натуральными числами
заключена сумма чисел 7,94 и 0,4 (выбрать ответ):
1) 7 и 8; 2) 8 и 9; 3) 9 и 10; 4) 11 и 12;
4. Вычислите: а) 2,3+; б) 4,2 –
Вариант 2
1. Найдите сумму:
а) 2,7+54; б) 8,13+6,8+2,87
2. Выполните вычитание:
а) 8,6–6; в) 6,2–1,233
3. Между какими соседними натуральными числами
заключена сумма чисел 6,84 и 2,4 (выбрать ответ):
1) 6 и 7; 2) 7 и 8; 3) 8 и 9; 4) 9 и 10;
4. Вычислите: а) 2,6+; б) 8 –
Решение самостоятельной работы №3
1 вариант |
2 вариант |
1. Найдите сумму: а) 27+5,4=32,4; б) 2,34+0,2+2,66=5,2
|
1. Найдите сумму: а) 2,7+54=56,7; б) 8,13+6,8+2,87=17,6
|
2. Выполните вычитание: а) 8,68–8=0,68; в) 7,2–3,233=3,967
|
2. Выполните вычитание: а) 8,6–6=2,6; в) 6,2–1,233=4,967
|
3. Между какими соседними натуральными числами заключена сумма чисел 7,94 и 0,4 (выбрать ответ): Ответ: 2 |
3. Между какими соседними натуральными числами заключена сумма чисел 6,84 и 2,4 (выбрать ответ): Ответ: 4 |
4. Вычислите: а) 2,3+; б) 4,2 –
|
5. Вычислите: а) 2,6+; б) 8 –
|
Приложение 6
Самостоятельная работа №4
1. Выполните действия:
а) 4 +;
б) 5,16 – ;
2. Решите уравнение:
(7,1–х)+2,16= 3,9
Эталон решения самостоятельной работы №4
1. Выполните действия:
а) 4 +;
б) 5,16 – ;
2. Решите уравнение:
(7,1–х)+2,16= 3,9
7,1–х= 3,90–2,16
7,1–х= 1,74
х= 7,10–1,74
х= 5,36
(7,10–5,36)+2,16= 3,9
1,74+2,16= 3,9
Ответ: 5,36
Приложение 7
Творческие задания для групп:
1 группа
|
Какими цифрами можно заменить звездочку так, чтобы неравенство было верным? 0,1*4+0,356<0,5 |
2 группа
|
Восстановите цепочку примеров, забавные неравенства (в нужном месте поставить запятые) 42+17=437+108=545-4=505 |
3 группа
|
Решите ребусы (запишите пример в столбик): 5*,9*+6,*7=*2,31 |
4 группа
|
Решите ребусы (запишите пример в столбик): 43,*–*,4*=*6,03 |
5 группа
|
Составьте все возможные разности из двух чисел 2,3; 0,18; 0,0053. Найдите их значения. Ответы запишите в порядке убывания. |
6 группа
|
Как изменится разность, если уменьшаемое увеличить на 3,2, а вычитаемое уменьшить на 0,2 |
Решение творческого задания
1 группа
|
Какими цифрами можно заменить звездочку так, чтобы неравенство было верным? 0,1*4+0,356<0,5 Решение: 0,104+0,356<0,5 или 0,114+0,356<0,5 или 0,124+0,356<0,5 или 0,134+0,356<0,5 |
2 группа
|
Решите ребусы (запишите пример в столбик): 43,*–*,4*=*6,03 Решение: 43,5–7,47=36,03 |
2 группа
|
Решите ребусы (запишите пример в столбик): 5*,9*+6,*7=*2,31 Решение: 55,94+6,37=62,31 |
3 группа
|
Восстановите цепочку примеров, забавные неравенства (в нужном месте поставить запятые) 42+17=437+108=545–4=505 Решение: 42+1,7=43,7+10,8=54,5–4=50,5 |
4 группа
|
Составьте все возможные разности из двух чисел 2,3; 0,18; 0,0053. Найдите их значения. Ответы запишите в порядке убывания. Решение: 2,3–0,18=2,12; 2,3–0,0053=2,2947; 0,18–0,0053=0,1747 Ответ: 2,2947; 2,12; 0,1747 |
5 группа
|
Решение: При увеличении уменьшаемого разность увеличивается, при уменьшении вычитаемого разность также увеличивается, значит разность увеличится на сумму этих чисел, т.е. на 3,4 |
Приложение 8
Домашняя работа №1
1. Выполните действия: а) (37,5–8,609)–(3,27+0,078)
б) 2,76
Домашняя работа №2
1. Какая цифра в записи результата сложения найдена неверно: 8,094+0,51=8,504
2. Верно ли неравенство: 1,2<2–0,75<1,3
3. Решите уравнение: (х–8,48)+2,16=3,9
Домашняя работа №3
1. Составьте все возможные разности из двух чисел 1,3; 0,13 и 0,013. Найдите из значения. Ответ запишите в порядке возрастания.
2. Решите ребус: 23,*–*,4*=*6,04
3. Какой цифрой можно заменить *, так чтобы неравенство было верным 0,1*5+0,355<0,5
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.