Кириллова Любовь Александровна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Шугуровская сош имени В. П. Чкалова»
Лениногорского муниципального района
Республики Татарстан
Урок в 7 классе
на тему «Практические основы экономики:
основы трудовых отношений»
Аннотация: Урок закрепления по обществознанию (модуль «Экономика») сложен тем, что идет процесс отработки навыков, а чаще всего это однообразные примеры, поэтому учителю на каждом этапе урока надо поставить задачу так, чтобы обычный пример или задача вызвали интерес. Для реализации этой задачи на уроке используется дополнительный материал, тематика задач интересна и полезна обучающимся, т. к. способствует воспитанию в них экономической культуры. Использование на уроке литературного произведения создает положительную образовательную мотивацию, делает урок ярким, насыщенным, полным..
Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.
Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учащимися, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.
Тема урока: Практические основы экономики: основы трудовых отношений
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения)
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и методов
Задачи:
· Актуализировать знания учащихся по экономике и математике: решение прикладных задач.
· Развитие навыков работы с графическим материалом, развитие логического мышления, умений выделять главное, делать выводы, высказывать и аргументировать собственную точку зрения, прослеживать причинно-следственные связи умения планировать, прогнозировать и оценивать свои действия, готовность обрабатывать и использовать ранее полученную информацию из разных источников; развитие навыков решения задач
· Формирование понимания необходимости рационального поведения в мире финансов
· развитие навыков коммуникации, умения распределять роли, обрабатывать и использовать ранее полученную информацию из разных источников в новых условиях
Познавательные УУД:
· Использование знаково-символических средств
· Использование общих приемов решения задач
· Построение речевых высказываний, выведение следствий
Коммуникативные УУД:
· Планирование учебного сотрудничества
· Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений
· Координирование в сотрудничестве разных позиций
Регулятивные УУД:
· Волевая саморегуляция
· Познавательная инициатива
Личностные УУД:
· Сотрудничество с партнерами и получение положительных результатов
· Объективная оценка работы партнеров, несмотря на личные мотивы; определять область своего «незнания».
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Вид урока: моделирование ситуации на основе анализа литературного произведения.
Методы: эвристическая беседа с элементами дискуссии, активные, интерактивные методы, методы технологии критического мышления
Оборудование: презентация, раздаточный материал
План урока.
1. Мотивация. Беседа с учащимися по вопросам.
Добрый день, ребята, здравствуйте, уважаемые гости!
Мы сегодня пришли не просто на урок, а на сеанс фильма-сказки, поэтому необходимо приобрести билеты.. Для этого прошу отгадать загадки и шарады:
Возьми ты первую из нот,
И к ней прибавь ты слово ход.
Получишь то, о чём любой мечтает,
Кто бизнес начинает. (доход)
Та сумма, что заплатит покупатель,
Та сумма, что устроит продавца;
Как мера для обмена всех товаров,
На рынке называется…(цена)
Обязан деньги ты вложить,
Чтоб производство запустить,
И чтоб ты прибыль получал
Начальный нужен ………..(капитал)
Чтоб продукты потреблять,
В платьях ярких щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить
Надо всё это …(купить).
Тимофей носки связал
И на рынке их продал
дешевле, чем нитки,
Получил одни… (убытки).
Если вами верно выполнено задание, то вы сможете собрать пазл с знакомыми вам понятиями. На основе этого опроса учащиеся делятся на группы, в заданиях каждой из которой получаются слова «oikos» и «nomos». Учащиеся дают перевод (от гр. oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) и подходят к определению понятия «экономика»
Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила):
I. система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.
Она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.
II. наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности
Учитель: кто из вас в будущем намерен посвятить себя науке экономика?
Все люди вынуждены, подчас бессознательно, подстраиваться под требования экономики, чтобы жить счастливо, в довольстве и радости, а не скитаться в поисках милостыни и временного крова над головой. Кем бы ни был человек, какую бы профессию он ни выбрал, он обречен всю жизнь решать экономические проблемы, думая о том, как заработать на жизнь и как разумнее использовать полученные доходы. Крайне непростая жизнь ставит перед любым гражданином массу трудных задач. Можно, конечно, пытаться искать наилучшие ответы на ощупь, интуитивно, но уж слишком велика при этом опасность принять неправильное решение. Ответьте, рационально ли с точки зрения экономики поведение:
1. Купив 1 литр молока по цене 50 рублей, Ольга заплатила 1000 рублей.
2. Иван Петрович на всю з/п приобрел рыболовные снасти
Положение о неверности суждений основано и на математическом расчете. Верно ли тогда суждение: наука экономика играет важную роль в познании общества.(да)
Дети приходят к пониманию темы урока «Практические основы экономики:
основы трудовых отношений».
После обоснования понятия «экономика» Аристотелем, к закономерностям ее развития обращались многие философы. Обратимся к мыслям великих философов: «Не быть жадным – уже богатство, не быть расточительным – доход» (Цицерон – древнерим. философ). Я вижу противоречие в высказывании. Как его разрешить. Признаю, понять достаточно сложно. Поэтому предлагаю обратиться за помощью к другому великому человеку, мыслителю, писателю, поэту А. С. Пушкину.(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
«Сказка-ложь, да в ней намек, добру молодцу - урок». Как правило, именно этими словами заканчиваются сказки, акцентируя внимание на принципиальные позиции и моменты, изложенные в них. Я же с этих слов хочу начать наш урок по сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде». Итак,
,Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда.
Учитель: базар на Руси представлял собой рынок всех товаров. Какой рынок интересовал попа? (рынок труда).
Определите роль субъектов трудовых отношений (поп – покупатель, Балда - продавец)
(группы делятся на представителей попа и Балды)
Как называются отношения, которые возникли между попом и Балдой (трудовые)
В специалистах каких профессий нуждался поп? Сохраняется ли потребность в наше время в этих профессиях?
"Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого?"
Правомерен ли вопрос: «А где найти… служителя не слишком дорого?», заданный попом? (ответ: правомерен. В условиях рынка всякий производитель, предприниматель нацелен получить прибыль от производимого товара. Это означает, что он должен найти пути наиболее экономного пользования рабочей силы и тем самым сделать производство продукта наиболее дешевым).
Учитель: в Древней Руси понятия «дорого», «дешево» отражались в различных выражениях, некоторые из которых можно встретить и в нашей современной жизни.
Тематическая физкультминутка: если я называю выражение и оно означает «дорого» – вы поднимаете руки вверх, а если «дешево» – приседаете. Итак, начали:
На вес золота (дорого)
За бесценок (дешево)
По божеской цене (дешево)
Не подступиться (дорого)
Задаром (дешево)
Цена кусается (дорого)
Не по карману (дорого)
По сходной цене (дешево)
Влетит в копеечку (дорого)
За гроши (дешево)
Учитель: условия же выдвинутые Балдой более чем подходящие:
"Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу."
Итак, какова з/п Балды? (з/п Балды равняется трем щелчкам по лбу и вареная полба)
З/П работника, выдвигаемая им на рынке труда, определяет спрос со стороны работодателя. Дорого ли Балда оценил свои услуги
Для попа же важно знать насколько выгоден работник.
В любом производстве важны показатели доход, затраты, прибыль.
Поэтому необходимо определить в литературном произведении доход и затраты.
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет…
Ребята, определите доход и затраты Балды.(доход – 7 условных единиц, затраты – 4 у.е.). зная доход и затраты, мы можем определить прибыль.
Прибыль равна разнице доходов (Д), получаемым попом от деятельности Балды и затрат на его содержание (Прибыль = Доход–Затраты)
При любой экономической системе не столь важны показатели прибыли и затрат, сколько их отношение, выраженное в понятии «рентабельность» – показателе уровня эффективности труда.
(Учащиеся вспоминают, что есть отношение с точки зрения математики – это частное чисел, выраженное в деление одного числа на другое. Отношение указывает во сколько раз одно число больше, чем другое.)
Каков же уровень рентабельности работника Балды?
Рентабельность (Р) в данном случае представляет собой отношение прибыли (П) от деятельности Балды к сумме затрат (З), приходящих на содержание Балды
(Рентабельность = Прибыль/Затраты).
Балда работал за семерых, поэтому приносил доход, условно равный 7. При этом ел за четверых, то есть затраты попа 4 условные единицы.
Следовательно, получаемая попом прибыль составила: Прибыль = 7-4 = 3 (условных единицы)
Тогда, рентабельность трудовой деятельности Балды будет равна=3/4 или, выражая в процентах, рентабельность равна 75%
Вывод: это свидетельствует о высокой рентабельности трудовой деятельности Балды. Так, например, для многих зарубежных компаний рентабельность равная 10% -15% считается достаточно высоким показателем.
Казалось бы, живи поп, да радуйся. Но сомнения одолели попа с самой первой встречи.
Призадумался поп
Стал себе почесывать лоб
Щелк щелку ведь рознь
Да понадеялся он
На русский «авось»
О расплате думает частенько;
Время идет, и срок уже близенько.
Поп не ест, не пьет, ночи не спит:
Лоб у него заранее трещит.
Учитель: в чем с правовой точки зрения беспокойство попа о расплате, оправдано ли оно (любого рода трудовая деятельность должна быть оплачена в рамках условий трудового договора).
Беспокойства говорят о дорогой цене, назначенной Балдой за свою деятельность (В год за три щелчка тебе по лбу)
Определите какова цена одного щелчка: доход×375=7×375=2625 (цена трех щелчков); 2625/3=875 (у.е. дохода цена одного щелчка).
Но поп нашел выход и из этой ситуации: перед работником Балдой поставлены новые, казалось бы, невыполнимые условия.
…платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный".
Экономический смысл пушкинской сказки заключается в утверждении: любая работа должна быть достойно оплачена. Получение дополнительных доходов в виде оброков с чертей потребовало от Балды дополнительных затрат. Что также должно было оплачено. Таким образом, у попа возникла перед Балдой задолженность – штраф за неуплату.
Балда его тут отыскал,
Отдал оброк, платы требовать стал…
Пришлось попу за все заплатить сполна…
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
Учитель: вернемся к высказыванию Цицерона. Как вы теперь понимаете его высказывание. Сопоставьте выражения двух великих людей.
Выводы, сделанные в рамках урока (рефлексия: составь памятку успешного предпринимателя. Учащиеся выбирают рисунки, расположенные на столах и аргументируют свой выбор)
- выстраивай трудовые отношения на договорной основе;
- достойная и справедливая оплата труда – главное условие эффективности труда;
- довольный работник – лучший работник;
- единство целей и сотрудничество – залог успешности;
- соблюдай право на труд;
- помни, лучший показатель успешности – рентабельность;
- поддерживай трудовой коллективный энтузиазм;
- избегай ленивых и безынициативных;
- продуктивность и успех труда – заслуга всех;
- будь ответственным сам, окружай себя таковыми
(исключаем: полагайся на русский «авось», не лезь вперед – пусть другие стараются, меньше заплатишь – больше себе останется, помни: инициатива наказуема)
Обличая такой порок как жадность, А.С.Пушкин выразил экономический смысл трудовых взаимоотношений, которые должны базироваться на справедливости оплаты труда.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.