Урок русского языка во 2 «Б» классе (УМК «Перспектива»)
Тема: Правописание слов с непроверяемыми написаниями.
Цели: формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать, учить работать со словарём, совершенствовать умение применять на практике правила правописания безударных гласных и парных согласных.
Задачи урока:
-формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
-развивать орфографическую зоркость;
- развивать внимание, мышление, речь.
Задачи:
развивающие
· развитие мыслительных операций (сравнение и классификации, интеллектуальных умений), творческих способностей, устной речи;
· продолжить работу по формированию самооценки учащихся;
· овладеть способностью принимать и сохранять цель урока;
· формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
· активно использовать речевые средства и коммуникативные технологии для решения коммуникативных и познавательных задач
· быть готовым слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
· уметь договариваться, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
воспитательные
· формировать уважительное отношение к иному мнению
· развивать доброжелательность и отзывчивость
· развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми
· воспитывать культуру общения «ученик – учитель», «ученик-ученик», чувство взаимопомощи и поддержки.
Универсальные учебные действии, формируемые на уроке:
·
Личностные: Осознавать себя как
индивидуальность
и одновременно как членов общества; признавать общепринятые морально-этические
нормы.
· Регулятивные: осуществлять самооценку работы на уроке, действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
· Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.
· Познавательные:распознавать ударную и безударную гласную и обосновывать своё мнение; определять способ проверки безударной гласной и обосновывать своё мнение;
Оборудование: «Русский язык: Учебник для 2 класса»,авторыЛ.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой, индивидуальные карточки для работы в парах, индивидуальные задания для работы в группах.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная
Ход урока
1.Организационный момент.
– Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник, словарик, рабочая тетрадь, дневник и пенал. Начинаем урок.
Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы.
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.
– Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?
Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.
– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)
Подготовка к письму. Массаж : «Шапка Маномаха», «Космичекие кнопочки», «Ленивые восьмерки»
2. Чистописание.
-Запишите красиво первые буквы слов: суббота, лыжи, ослик, ворона, антенна, река, ночь, рыба, ель, солнце, ласточка, облако, веник, азбука.
-Посмотрите на строку чистописания и сформулируйте тему урока.
3. Словарный диктант.
– Столица России. (Москва.)
– Домашнее животное, друг человека. (Собака.)
– Тарелка, чашка, блюдце одним словом. (Посуда.)
– Ребёнок женского пола. (Девочка.)
– Огородное растение, растущее кочаном. (Капуста.)
– Крупное рогатое домашнее животное. (Корова.)
– Сильный холод. (Мороз.)
– Маленькая городская птица, забияка и воришка. (Воробей.)
– Дикое животное с длинными ушами. (Заяц.)
– Страна, в которой мы живём. (Россия.)
- Четвертый день недели. (четверг)
- Вечернее принятие пищи. (ужин)
- Машина для сельскохозяйственных работ (трактор)
Объяснение нового материала.
– Сегодня на уроке я познакомлю вас с новыми словарными словами, а ваша задача какая, запомнить их правильное написание. Послушайте загадку:
Если б не было его, не сказал бы ничего.
– Что это? (Это язык.)
– Как же правильно пишется это слово? (Чтобы это узнать, надо посмотреть в словарь.)
– В какой словарь будете смотреть? (В рабочий словарик..)
– Проговорите правильное написание этого слова по слогам. Запишите его.
– Поставьте в слове знак ударения, найдите орфограмму. (Безударная гласная я, её надо запомнить. )
- Подумайте, почему слово язык написано несколько раз?(ответы)
– Подумайте, какое значение имеет слово «язык»? (Язык – орган вкуса в полости рта. Язык – металлический стержень у колокола. Язык пламени. Русский язык, иностранный язык, как средство общения людей. Язык – пленный, которого привели из разведки солдаты.)
– Что же это за слово? (Это многозначное слово.)
– Прочитайте слова, записанные на доске.
языки пламя сухие дрова лизали костёр в
– Устно составьте предложение с новым словарным словом, используя те слова, которые записаны на доске. (Языки пламени лизали в костре сухие дрова.)
– А теперь познакомимся ещё с одним словарным словом – названием животного. Прочитайте загадку на доске.
Великан
в лесу живёт,
Ест малину, любит мёд.
– Кто это? (Это медведь.)
– Как правильно пишется это слово? (Надо проверить по словарю.)
– Запишите это слово. Поставьте в слове знак ударения, найдите орфограммы.
– Работа со словарем.стр. 41
– Подготовимся к письму по памяти загадки про медведя.
– Учим загадку.
– Запишите эту загадку по памяти. Проверьте правильность друг у друга.(взаимопроверка)
4. Закрепление изученного материала. (Работа в паре).
Зарядка для глаз: на доске, влево, вправо, вверх. Вниз. Для ума: сова, слоненок.
– Прочитайте текст на карточке.
Жили две сестры, очень ( ) похожие друг на друга. Однажды они проснулись рано ( ) и отправились в лес за ягодами. Зашли они далеко в чащу и вплотную( ) столкнулись с медведицей, рядом с которой резвился медвежонок. Девочки испугались и быстро ( ) понеслись к дому. Так и вернулись они домой ни с чем ( ). Приложение 1
– Как его можно озаглавить? (Встреча в лесу, неожиданная встреча.)
– Что это за текст? (повествование, описание, рассуждение) Почему вы так считаете? (Это текст-повествование. В нём рассказывается о девочках, которые встретились в лесу с медведицей и медвежонком.)
– Из справочного материала выберите фразы, которыми можно заменить подчёркнутые слова, номера фраз вставьте в скобки.
Справочный материал:
– Прочитайте текст, который получился. Стал ли он более ярким? (фразеологизмы)
Девочки не зря испугались. Медведицы – отличные мамы, они ревностно защищают своих детёнышей. Если заподозрят, что медвежонку кто-то угрожает, могут напасть на обидчика.
– Давайте посмотрим небольшой фрагмент из жизни медведей – очень интересных животных.. ФРАГМЕНТ
6. Письмо с ошибками
Мидведи-это мохнатые тяжеловесы. Самый большой мидведь – белый. Самый распространенный – бурый. В Канаде живут мидведи-гризли. На Аляске живут мидведи-кадьяки. В Индии обитают мидведи-трубачи. Самый маленький мидведь –нособрюхий малайский. Мидвежата остаются с матерью до года. Приложение 2
7.Разноуровневые задания. Приложение 3
Упражнение № 1
.
Прочитай текст. Спиши, вставь пропущенные буквы.
Летний лес - настоящий бесплатный м..г..зин! В..гон электрички привозит вас далек.. загор..д, в небольшую д..ревню. В..круг д..ревенькистоит б..рёзовая роща. По тропинке за ..г..родом, шагая строго на в..сток, можно попасть в б..р..зняк и углубиться дальше в смешанный лес. Вот там самых наблюдательных р..бят ждут спелые яг..ды - душистая з..мл..ника и сладкая м..лина. Возможна встреча с м.дведем.
Упражнение № 2.
Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы и подходящие по смыслу слова.
День за днём в любую ______________ люди трудятся. Каждый на своём р..бочем месте. Учит..лей ждут их ________________. Среди них есть будущие покорители косм..са - _________________, которые на многоступенчатых ________________ поднимутся ввысь. Есть среди уч..ников и те, кто будет р..ботать на земле агрономами или на к..мбайнах - _______________________________. Если вырастет большой ур..жай - _____________, много муки будет намолочено для хлеба. Хлеб этот поступит на прилавки _________________ всей стр..ны.
Итог урока.
-Наш урок подошёл к концу
- Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
-Стали вы мудрее?
- В чем?
– Какие же слова в русском языке называются словарными? (Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю.)
– Какой верный помощник у вас есть, если встретится слово, в котором орфограмму проверить нельзя? (Это орфографический словарь.)
-Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
-Спасибо за урок!
Приложение 1
Жили две сестры, очень ( )похожие друг на друга. Однажды они проснулись рано ( ) и отправились в лес. Зашли далеко в чащу и вплотную ( ) столкнулись с медведицей, рядом с которой резвился медвежонок. Девочки быстро( ) понеслись к дому. Так и вернулись они домой ни с чем( ).
Справочный материал:
Приложение 2
Мидведи-это мохнатые тяжеловесы. Самый большой мидведь – белый. Самый распространенный – бурый. В Канаде живут мидведи-гризли. На Аляске живут мидведи-кадьяки. В Индии обитают мидведи-трубачи. Самый маленький мидведь –нособрюхий малайский. Мидвежата остаются с матерью до года.
Приложение 3
Уровень № 1…………………………………………
Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы.
Летний лес - настоящий бесплатный м..газин! В..гон электрички привозит вас далекозагор..д, в д..ревню. Вокруг деревеньки стоит б..рёзовая роща. По тропинке за ог..родомможно попасть в лес. Там самых наблюдательных р..бят ждут душистая з..мл..ника и сладкая м..лина. Возможна встреча с м.дведем.
Уровень № 2……………………………………
Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы и подходящие по смыслу слова.
День за днём в любую ______________ люди трудятся. Каждый на своём рабочем месте. Учит..лей ждут их ________________. Среди них есть будущие покорители косм..са. Есть среди уч..ников и те, кто будет р..ботать на земле агрономами. .Если вырастет большой ур..жай - много муки будет хлеба. Хлеб этот поступит на прилавки _________________ всей стр..ны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.