Технологическая карта урока
Предмет: русский язык |
||
Класс: 3 Учитель: Туганова Светлана Хаджимуратовна |
||
Базовый учебник: Т.Г.Рамзаева |
||
Тема урока: Образование новых слов с помощью суффиксов. Значение суффксов. |
||
Тип урока: закрепление |
||
Цели урока: расширить словарный запас; продолжить развивать наблюдательность и умение самостоятельно проводить анализ, делать выводы; – дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, развитие умений находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове; – развитие чувства языка на основе выявления смысловых оттенков (уменьшительности, увеличенности, ласкательности), вносимых суффиксами в общее значение слова; -- развивать умение отстаивать свою точку зрения и принимать мнение одноклассников, работать в команде.
|
||
Планируемые
|
Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека |
|
Личностные
|
Владеют
навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, |
|
Универсальные
|
Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные:
общеучебные – используют рисунки для решения учебной задачи; извлекают
информацию Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания |
|
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД,
|
Ι. Актуализация знаний.
|
1.Приветствие «Здравствуйте» Проверь дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
Девиз: «Если не лениться- можно многого добиться». 2 слайд
2. Чистописание - Ребята, работа на уроке предстоит серьезная, поэтому настроим себя на урок и подготовим руку к письму
Откройте тетрадь и правильно положите ее на парте. Давайте напишем число и классная работа. А теперь посмотрите на доску.
И мудрому человеку совет требуется. 3 слайд
-Что написано на доске? -Как вы понимаете эту пословицу? Запишите пословицу в тетрадь.
-Подберите однокоренные слова к слову «мудрец». (мудрый, мудрость, мудрый), как вы понимаете это слово? -Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым? -А когда о человеке говорят, что он мудрый?
3.Ну что ж. Вы правы. Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть новую ступеньку на пути к мудрости.
- Посмотрите на доску, это бессмысленный набор букв. Онокдругнекикёнокостьтель. 4 слайд Постарайтесь переписать ее без ошибок. -Какие виды заданий вы можете предложить для данного набора букв? -Можно вычеркнуть буквы гласных, согласных, собрать слова. -А что интересного вы увидели? -Мы увидели целое слово «друг». -Прочитайте то, что останется, когда мы уберём слово друг. - Суффиксы: -онок-, -н-, -ек-, -ик-, -ёнок-, -ость- -Так о чём мы с вами будем говорить на этом уроке? -О суффиксах и их значении, о составе слова.
|
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
|
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.
|
Запишите тему нашего урока . 5 слайд Какие же цели мы поставим на этом уроке? Учитель вместе с детьми составляет план. 1. Вспомнить, что такое суффикс 2. Где стоит суффикс 3. Выделить суффиксы в словах. 4. Определить значение суффикса в слове. 5. Придумать слова с суффиксами.
Работа в паре с карточками. -У вас на партах карточки . Прочитайте и с помощью суффиксов, которые на карточках из данных слов образуйте новые слова. -Давайте проверим, что у вас получилось. ( на первой карточке суффикс –тель- писать- Читать- Строить- Учить- Водить- Воспитывать- Носить- На второй карточке суффикс –онок-, -енок- Волк- Лиса- Кошка- Белка- Заяц- Тигр- Лев- На третьей карточке суффиксы –ок-, -ик- Звон- Лес- Дом- Сад Пароход- Самолёт- Голос- -Проверка. Какие новые слова у вас получились? При помощи чего они получились? -Что стало со словами на первой карточке, на второй, на третьей? -На первой из глаголов превратились в существительных, на второй- из взрослых животных в детёнышей, на третьей уменьшились. - Значит, сделайте вывод, для чего служит суффикс? -Суффиксы служат для образования новых слов. -С нашими суффиксами было еще слово. Какое? Друг -Образуйте с помощью суффиксов новые слова с этим корнем. Что вы заметили? Дружок, дружить, подружка) -В слове друг буква –г- поменялось на букву- ж-дружок. -Придумайте еще слова оканчивающиеся на «г» и измените его с помощью суффикса. (стог-стожок, рог-рожок)
-А теперь поработаем с учебниками. (стр 9 упр5) 6 слайд - Прочитайте текст. Какое значение придают суффиксы существительным, о которых этот рассказ? От данных слов образуйте новые слова с суффиксами -ик-, ишк-, ищ.
|
|
ΙII. Развитие умений – применение знания. |
2. Физминутка (под музыку).
3.Проблемная ситуация Так о какой части слова мы сегодня говорим? Для нашего гостя СУФФИКСА мы проведём небольшую экскурсию. -Давайте отправимся на нашу речку. Какая река протекает в нашем селе? - А если бы она была меньше, как бы мы ее назвали? (речка) -А если бы совсем маленькая? (речушка) - При помощи каких суффиксов наша река уменьшилась? (-к-, -ушк-) -А как мы называем ее с любовью? (реченька -Запишите это слова и разберите (работают в тетрадях). Выделите в нём суффикс. Какой суффикс нашли? (Рассматриваются два ответа сильного и слабого ученика). -Почему у нас получились разные ответы? (мы ещё не очень хорошо умеем выделять суффикс)
4. Составление алгоритма. -Какая же задача стоит перед нами? (научиться выделять суффикс) Что мы должны с вами составить? (мы должны составить алгоритм). (По ходу составления алгоритма, я буду выставлять его на доске). 7 слайд С чего же мы начнём? Давайте вспомним из каких двух частей может состоять слово? (изменяемой части и неизменяемой). -Как называется неизменяемая часть слова? (основа) -А изменяемая часть это что? (окончание). -А какие части входят в основу? (корень, приставка, суффикс) -Так что же мы должны найти вначале? (основу) А чтобы найти основу, что мы должны найти? (окончание).
-Итак, какой же первый шаг алгоритма? (найти изменяемую часть – окончание) Второй шаг…
Алгоритм: 8слайд · Найти изменяемую часть (окончание) · Найти неизменяемую часть (основу) · Подобрать однокоренное слово, через которое мы можем объяснить это слово –выдели корень · Определить какая часть добавилась. · Выделить её значком . Молодцы! Мы составили алгоритм.
5. Коллективный разбор слова РЕЧЕНЬКА. Какой суффикс нашли? (суффикс еньк )Какое значение этого суффикса? Вывод: суффиксы служат для образования новых слов. Самостоятельная работа: упр 3 стр 8 - Прочитайте слова. Что показалось автору чудесным? Что за узоры появились на окне? В какое время года появляются эти узоры? Как автор объясняет их появление? - Выпишите выделенные имена существительные и образуйте от них новые слова с помощью данных суффиксов. - Какое значение придают эти суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное)Какие ещё суффиксы играют такую же роль? (-Ечк, -очк, -еньк)(Олечка, ёлочка, маленький)
|
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
ΙV. Итог урока.
|
– Что общего у суффикса и окончания и чем они отличаются? (Это части слова, суффикс служит для образования новых слов, а окончание – для образования форм слов и связи слов в предложении.) 8. Подведение итогов урока. - Расскажите, что вы узнали о суффиксе - А теперь предлагаю поразмышлять над следующей проблемой. Представьте себе, что вдруг пропали суффиксы. Что бы случилось? (Предположения детей) -Давайте сравним свои размышления с его мыслями. Суффикс: Я, Суффикс, - настоящий волшебник! Ведь мне по силам из простого дома сделать домик и даже домище. Огромного льва я легко превращаю в львёнка и львицу. Злое обращение к человеку с удовольствием меняю на доброе. Сравните: Алан-Аланчик, Люда- Людочка. Могу неживой предмет превратить в живой: лес - лесник. Трудно пришлось бы людям, если бы я, суффикс, исчез! Все предметы стали бы одного размера, у животных пропали бы их детёныши, нельзя было бы ласково обратиться к собеседнику, трудно было бы оживить предметы. - Мы согласны с нашим гостем, суффиксом?
|
|
V. Домашнее задание. Рефлексия
|
1. Упражнение 4 стр8 9 слайд
Поздравляю. МОЛОДЦЫ! Вам понравился наш урок и как вы на нем работали? Покажите мне смайликов. Если вам понравилось, и вы хорошо работали, то – весёлого, если можно было лучше работать, то – серьёзного, а если вы были пассивны на уроке, то – грустного. Спасибо вам! Вы очень дружно поработали. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.