Урок русского языка 3 класс
Оценка 4.8

Урок русского языка 3 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
16.06.2020
Урок русского языка 3 класс
Цели урока: расширить словарный запас; продолжить развивать наблюдательность и умение самостоятельно проводить анализ, делать выводы; – дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, развитие умений находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове; – развитие чувства языка на основе выявления смысловых оттенков (уменьшительности, увеличенности, ласкательности), вносимых суффиксами в общее значение слова; -- развивать умение отстаивать свою точку зрения и принимать мнение одноклассников, работать в команде.
урок русского языка в 3 кл.doc

 

Технологическая карта урока

 

Предмет: русский язык

Класс: 3                                                          Учитель: Туганова Светлана Хаджимуратовна

Базовый учебник:     Т.Г.Рамзаева              

Тема урока: Образование новых слов с помощью суффиксов. Значение суффксов.

Тип урока: закрепление

Цели урока: расширить словарный запас; продолжить развивать наблюдательность и умение самостоятельно проводить анализ, делать выводы;

 дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, развитие умений находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове;

 развитие чувства языка на основе выявления смысловых оттенков (уменьшительности, увеличенности, ласкательности), вносимых суффиксами в общее значение слова;

-- развивать умение отстаивать свою точку зрения и принимать мнение одноклассников, работать в команде.

 

Планируемые
результаты
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

Личностные
результаты

Владеют навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: общеучебные – используют рисунки для решения учебной задачи; извлекают информацию
из учебного текста; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; строят рассуждения;
соотносят с известными понятиями.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Приветствие «Здравствуйте»

 Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

 

Девиз: «Если не лениться- можно многого добиться». 2 слайд

 

 

 

2. Чистописание

- Ребята, работа на уроке предстоит серьезная, поэтому настроим себя на урок и подготовим руку к письму

 

 Откройте тетрадь и правильно положите ее на парте. Давайте напишем число и классная работа. А теперь посмотрите на доску.

 

И мудрому человеку совет требуется.  3 слайд

 

-Что написано на доске?

-Как вы понимаете эту пословицу? Запишите пословицу в тетрадь.

 

-Подберите однокоренные слова к слову «мудрец». (мудрый, мудрость, мудрый), как вы понимаете это слово?

-Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?

-А когда о человеке говорят, что он мудрый?

 

3.Ну что ж. Вы правы. Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть новую ступеньку на пути к мудрости.

 

- Посмотрите на доску, это бессмысленный набор букв.

Онокдругнекикёнокостьтель. 4 слайд

 Постарайтесь переписать ее без ошибок.

-Какие виды заданий вы можете предложить для данного набора букв?

-Можно вычеркнуть буквы гласных, согласных, собрать слова.

-А что интересного вы увидели?

-Мы увидели целое слово «друг».

-Прочитайте то, что останется, когда мы уберём слово друг.

- Суффиксы: -онок-, -н-, -ек-, -ик-, -ёнок-, -ость-

-Так о чём мы с вами будем говорить на этом уроке?

-О суффиксах и их значении, о составе слова.

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

 

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишите тему нашего урока . 5 слайд

Какие же цели  мы поставим на этом уроке?

Учитель вместе с детьми составляет план.

1.     Вспомнить, что такое суффикс

2.     Где стоит суффикс

3.     Выделить суффиксы в словах.

4.     Определить значение суффикса в слове.

5.     Придумать слова с суффиксами.

 

Работа в паре с карточками.

-У вас на партах карточки . Прочитайте и с помощью суффиксов, которые на карточках  из данных слов образуйте новые слова.

-Давайте проверим, что у вас получилось.

 ( на первой карточке суффикс –тель-

писать-

Читать-

Строить-

Учить-

Водить-

Воспитывать-

Носить-

На второй карточке суффикс –онок-, -енок-

Волк-

Лиса-

Кошка-

Белка-

Заяц-

Тигр-

Лев-

На третьей карточке суффиксы –ок-, -ик-

Звон-

Лес-

Дом-

Сад

Пароход-

Самолёт-

Голос-

-Проверка. Какие новые слова у вас получились? При помощи чего они получились?

-Что стало со словами на первой карточке, на второй, на третьей?

-На первой из глаголов превратились в существительных, на второй- из взрослых животных в детёнышей, на третьей уменьшились.

- Значит, сделайте вывод, для чего служит суффикс?

-Суффиксы служат для образования новых слов.

-С нашими суффиксами было еще слово. Какое? Друг

-Образуйте с  помощью суффиксов новые слова с этим корнем.

 Что вы заметили? Дружок, дружить, подружка)

-В слове друг буква –г- поменялось на букву- ж-дружок.

-Придумайте еще слова оканчивающиеся на  «г» и измените его с помощью суффикса. (стог-стожок, рог-рожок)

 

-А теперь поработаем с учебниками. (стр 9 упр5) 6 слайд

- Прочитайте текст. Какое значение придают суффиксы существительным, о которых этот рассказ? От данных слов образуйте новые слова с суффиксами

 -ик-, ишк-, ищ.

 

 

 

 

 

 

 

ΙII. Развитие умений – применение знания.

 

2. Физминутка (под музыку).

 

3.Проблемная ситуация

Так о какой части слова мы сегодня говорим? Для нашего гостя СУФФИКСА мы проведём небольшую экскурсию.

 -Давайте  отправимся на нашу речку. Какая река протекает в нашем селе?

- А если бы она была меньше, как бы мы ее назвали? (речка)

-А если бы совсем маленькая? (речушка)

- При помощи каких суффиксов наша река уменьшилась? (-к-, -ушк-)

-А как мы называем ее с любовью? (реченька

-Запишите это  слова и разберите (работают в тетрадях).

 Выделите в нём суффикс.  Какой суффикс нашли? (Рассматриваются два ответа сильного и слабого ученика).

-Почему у нас получились разные ответы?    (мы ещё не очень хорошо умеем выделять суффикс)

 

4. Составление алгоритма.

-Какая же задача стоит перед нами? (научиться выделять суффикс)

Что мы должны с вами составить? (мы должны составить алгоритм). (По ходу составления алгоритма, я буду  выставлять его на доске). 7 слайд

С чего же мы начнём?

Давайте вспомним из каких двух частей  может состоять  слово? (изменяемой части и неизменяемой).

-Как называется неизменяемая часть слова?   (основа)

-А изменяемая часть это что? (окончание).

-А какие части входят в основу? (корень, приставка, суффикс)

-Так что же мы должны найти вначале?  (основу)

А чтобы найти основу, что мы должны найти? (окончание).

 

-Итак,  какой же первый шаг алгоритма? (найти изменяемую часть – окончание)

Второй шаг…

 

Алгоритм:    8слайд

·        Найти изменяемую часть (окончание)

·        Найти неизменяемую часть (основу)

·        Подобрать однокоренное слово, через которое мы можем объяснить это слово –выдели корень

·        Определить какая часть добавилась.

·        Выделить её значком         .

Молодцы! Мы составили алгоритм.

 

5. Коллективный разбор слова    РЕЧЕНЬКА.  

Какой суффикс нашли? (суффикс еньк )Какое значение этого суффикса?

Вывод: суффиксы служат для образования новых слов.

Самостоятельная работа: упр 3 стр 8

- Прочитайте слова. Что показалось автору чудесным? Что за узоры появились на окне? В какое время года появляются эти узоры? Как автор объясняет их появление?

- Выпишите выделенные имена существительные и образуйте от них новые слова с помощью данных суффиксов.

- Какое значение придают эти суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное)Какие ещё суффиксы играют такую же роль? (-Ечк, -очк, -еньк)(Олечка, ёлочка, маленький)

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

ΙV. Итог урока.

 

 

– Что общего у суффикса и окончания и чем они отличаются? (Это части слова, суффикс служит для образования новых слов, а окончание – для образования форм слов и связи слов в предложении.)

8. Подведение итогов урока.

- Расскажите, что вы узнали о суффиксе

- А теперь предлагаю поразмышлять над следующей проблемой. Представьте себе, что вдруг пропали суффиксы. Что бы случилось? (Предположения детей)

-Давайте сравним свои размышления с его мыслями.

Суффикс:

Я, Суффикс, - настоящий волшебник!

Ведь мне по силам из простого дома сделать домик и даже домище. Огромного льва я легко превращаю в львёнка и львицу. Злое обращение к человеку с удовольствием меняю на доброе. Сравните: Алан-Аланчик, Люда- Людочка. Могу неживой предмет превратить в живой: лес - лесник.

Трудно пришлось бы людям, если бы я, суффикс,  исчез! Все предметы стали бы одного размера, у животных пропали бы их детёныши, нельзя было бы ласково обратиться к собеседнику, трудно было бы оживить предметы.

- Мы согласны с нашим гостем, суффиксом?

 

 

 

 

 

 

V. Домашнее задание. Рефлексия

 

1.     Упражнение 4 стр8       9 слайд

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Поздравляю. МОЛОДЦЫ!

Вам понравился наш урок и как вы на нем работали? Покажите мне смайликов.

Если вам понравилось, и вы хорошо работали, то – весёлого, если можно было лучше работать, то – серьёзного, а если вы были пассивны на уроке, то – грустного.

Спасибо вам! Вы очень дружно поработали.

 

 


Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Этапы урока Ход урока

Этапы урока Ход урока

Подберите однокоренные слова к слову «мудрец»

Подберите однокоренные слова к слову «мудрец»

Запишите тему нашего урока . 5 слайд

Запишите тему нашего урока . 5 слайд

II . Развитие умений – применение знания

II . Развитие умений – применение знания

Как называется неизменяемая часть слова? (основа) -А изменяемая часть это что? ( окончание )

Как называется неизменяемая часть слова? (основа) -А изменяемая часть это что? ( окончание )

Выпишите выделенные имена существительные и образуйте от них новые слова с помощью данных суффиксов

Выпишите выделенные имена существительные и образуйте от них новые слова с помощью данных суффиксов

V . Итог урока. – Что общего у суффикса и окончания и чем они отличаются? (Это части слова, суффикс служит для образования новых слов, а…

V . Итог урока. – Что общего у суффикса и окончания и чем они отличаются? (Это части слова, суффикс служит для образования новых слов, а…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2020