Урок русского языка 4 класс
Тема: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе».
Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж.
Задачи:
Образовательные:
•создать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе;
•совершенствовать умение склонять имена прилагательные женского рода;
•способствовать обогащению словарного запаса;
•способствовать развитию навыков составлять словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных
Развивающие:
•развивать орфографическую зоркость;
•развивать речь детей;
•развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы
Воспитательные:
•содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
•воспитывать умение работать в коллективе;
Планируемые предметные результаты:
•познакомятся с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе;
•научатся склонять имена прилагательные женского рода;
•научатся составлять словосочетания с данными именами прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
•поиск и выделение необходимой информации;
•преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
•анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
•синтез
Коммуникативные УУД:
•умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные УУД:
•постановка учебной задачи;
•сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
•оценивание качества и уровня усвоения материала
Личностные УУД:
•нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
Оборудование: учебник русского языка 4 класс II часть. Автор: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и др., компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска elite Panaboard book ,презентация, карточки, словарь С.И.Ожегова.
I.Организационный
момент.
-Ребята,
сегодня урок русского языка я хочу начать такими строками:
Наука в жизни всем важна,
Наука каждому нужна.
Наука нас ведёт вперед,
Даёт нам к знаниям полёт.
-А почему мы сегодня урок русского языка связываем с наукой, нам расскажет …. .(в костюме ученого)
(- 8 февраля ежегодно отмечается День российской науки. Российская наука дала миру много великих имен и открытий. Во всем мире известны такие ученые, как Михаил Васильевич Ломоносов, Дмитрий Иванович Менделеев, Сергей Иванович Ожегов и многие другие. Благодаря усилиям учёных наша страна стала родиной выдающихся открытий.)
-Вы, ребята, наверное, подумаете:
-А мы то здесь при чем? Мы ведь не ученые!
-Дело в том, что первая встреча с науками происходит как раз в стенах школы, поэтому можно смело утверждать, что День российской науки - это праздник и всех школьников тоже.
- Ученица с помощью толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова объяснит нам, что такое наука.
(Наука - то, что поучает, даёт опыт.)
- Сегодня я предлагаю вам, ребята, стать учеными и провести урок-исследование.
- Настоящий ученый умеет думать самостоятельно. Именно этому мы должны научиться в школе –нашей первой в жизни Академии наук.
-А что значит исследовать?
-Отправляемся в путь за новыми открытиями и берем с собой внимание, сосредоточенность, и дружелюбие!
В нашей Академии наук Русского Языка есть множество лабораторий, где мы будем проводить исследования. А чтобы получить возможность перемещаться из одной лаборатории в другую, мы должны будем за верное исследование получать зеленый пропуск-сигнал, который означает, что задание выполнено верно и путь вперед к новым знаниям и исследованиям открыт.
II.Минутка чистописания.
-Чтобы узнать, что будем исследовать на уроке, давайте совершим сейчас первое маленькое открытие в лаборатории, которая называется «Чистописание».
-Я хочу посмотреть , какие у меня в классе внимательные ученые.
Проведем пальчиковую гимнастику - «Ухо-нос».
(Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо.
Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот)-4 раза.
-Перед вами, маленькие ученые-исследователи, ряд соединений из букв.
ая яя ий ый ой ое ее (письменные ).
-Что они вам напоминают?
-На какие группы можно их разбить?
(появляется таблица ,1 ученик перетаскивает в столбики окончания м.р. и ср..р, на строке остаются -ая , яя).
-Какая группа соединений вам незнакома? Каким соединением соединены буквы?
-Как вы думаете, это окончания имен прилагательных какого рода?
-Тетради положите под наклоном, следите за осанкой при письме, пропишите красиво и аккуратно строчку соединений ая, яя.
-Молодцы, маленькие ученые – исследователи ! Вы получаете пропуск в следующую лабораторию, которая называется «Лаборатория доказательств».
III.Актуализация знаний.
-Давайте проверим, верное ли мы сделали открытие, действительно ли –ая, -яя -это окончания имен прилагательных ж. р. ?
(работа по диску к учебнику русского языка -1 ученик работает на клавиатуре компьютера.(первые 3 слова ученик разбирает с объяснением).
-Поработайте дальше самостоятельно.(работа в карточках)
-Проверьте себя по эталону, поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок.
Вопросы ученику, выполнявшему задание на компьютере:
- В каком падеже, числе, роде употребляются в этом задании имена прилагательные? Почему? Какие у них встречаются окончания?
-Какой мы сделаем вывод?
-Пропуск в следующую лабораторию «Загадочная» получен, молодцы!
IV. Cамоопределение к деятельности.
- Прочитайте
словосочетания (у детей такие же карточки в тетрадях вклеены).
о велик… ученом
о блестящ… знании
о любим…. школе
-Что общего у всех имен прилагательных?
- Одинаковые или разные
окончания будут у имен прилагательных?
- Почему?
- Объясните и вставьте окончания тех
прилагательных, которые мы умеем писать.(1 ученик работает на интерактивной доске,
дети в карточках).
В 3 словосочетании ученик сомневается ,как писать окончание.
-Почему тебе сложно написать окончание?
-Вернемся к этому словосочетанию позже.
-Назовите тему нашего урока.(Склонение имен
прилагательных женского рода).
- Исходя из этого, сформулируйте задачи урока, пользуясь опорной схемой:
-научиться….( склонять имена прилагательные женского рода)
-определять… ( падеж имена прилагательные женского рода )
- узнать…(какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных падежах)
- Сегодня на уроке мы будем продолжать исследовать имя прилагательное.
-Вот ваш пропуск в следующую лабораторию «Открытие новых знаний».
V. Работа по теме урока.
а)Склонение имен существительных женского рода по падежам.
- Просклоняем словосочетания точная наука, древняя наука
- Выполняя задание, будем
следовать инструкции, которой пользовались при склонении имен сущ. м .р. и с. р..(на
партах-1 шт.) - повторяют 2 ученика.
Инструкция:
- при склонении имён прилагательных ставим вопрос к имени существительному, а
только потом к прилагательному, с которым оно связано;
- узнаем, какое окончание пишется в данном роде
и падеже.
1 ученик склоняет на интерактивной доске (ученики работают на вклеенной карточке в тетради).
И.П. какая? точн… ранн.. наука
Р.П. какой? точн… ранн… науки и т.д.
-В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания?(Р.Д.П.)
- Обратите внимание: имена прилагательные женского рода в творительном падеже имеют ещё и окончания -ою, -ею. Они чаще встречаются в поэтической речи или в разговорной.
-Вернемся в лабораторию «Загадочная» и вставим окончание имени прилагательного женского рода в карточку, теперь мы это умеем делать.
б)Составление таблицы окончаний прилагательных женского рода.(дети вписывают окончания в таблицу самостоятельно).
-Итак, юные исследователи, исходя из полученных новых знаний, составьте таблицу падежных окончаний прилагательных женского рода самостоятельно. Поработайте в парах на карточке красного цвета. (на парте-одна таблица на двоих).
- Помните правила работы в паре.
Таблица падежных окончаний прилагательных женского рода |
|
Падеж |
Падежные окончания |
И. |
-ая,-яя |
Р.Д.П. |
-ой,ей |
Т. |
-ой,-ей, -ою, -ею |
В. |
-ую,-юю |
- Проверим по эталону, что у нас получилось.
- Кто выполнил задание верно, поднимите руки.
- Мы установили, что прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на один и тот же вопрос какой? И имеют окончания -ой, -ей. Как в этом случае определить падеж имени прилагательного?(по имени сущ.,с которым связано прилагательное).
-Молодцы, юные исследователи имени прилагательного! Вы получаете пропуск в следующую лабораторию, которая называется лаборатория «Практическая».
-Но сначала немного отдохнем.
Физкультминутка.( проводит ученица)
VI.Закрепление изученного материала.
а) интерактивное задание на платформе LearningApps.org «Найди пару».
-Итак, юные ученые-исследователи, сейчас надо выполнить интерактивное задание, которое называется «Найди пару».
- Согласуйте и соедините имена прилагательные в одном роде ,числе, падеже с именем существительным.(3 ученика работают на интерактивной доске).
-Запишите словосочетания в тетрадь в столбик с маленькой буквы.
-Определите род, падеж имен прилагательных, выделите окончания.( 3 слова с комментированием).
б) Карточка « Определи род и падеж прилагательных».
-Продолжаем выполнять задания в лаборатории «Практическая».
-Перед вами карточка желтого цвета со словосочетаниями имен существительных и прилагательных.
- Ученые, которые сидят в первом ряду, будут выписывать только словосочетания женского рода, вставляя окончание имени прилагательного, определяя у него род, падеж, выделяя окончания.
-Ученые второго ряда - мужского рода.
-Ученые третьего ряда - среднего рода.
(К научн.. работе, в быстр…танце, у син… моря, с лют… зверем, в пасмурн.. небе, на зелён.. поляне, по золот.. песку, , от зимн… стужи, , от чист… сердца.)
-Не забывайте пользоваться, если надо, новой карточкой-памяткой , и, конечно, своими знаниями, полученными на предыдущих уроках.
-Проверьте свою работу по эталону.
-Кто не допустил ошибок, поднимите руку?
-Молодцы, вы получаете пропуск в лабораторию «Умозаключений».
VII.Подведение итогов.
-Итак, мои юные ученые-исследователи, какие поставленные в начале урока задачи мы сегодня решили и какие совершили открытия?
(Склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж, узнали, какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных падежах).
-Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными.
-Посмотрите на доску.
-Зелёный цвет на пропусках, говорит вам : «Путь открыт ,юные исследователи русского языка! Вперёд, к новым знаниям!»
VIII.Рефлексия.
-Если вы справились с поставленными задачами на уроке и вам было интересно , то поднимите руку. А кому было сложно-не огорчайтесь, ведь мы и дальше продолжим работу над этой темой.
-В заключении мне бы хотелось сказать, что мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти вперед к новым знаниям! Дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное .
И кто знает, может уже среди нас, в нашем классе сидят будущие великие ученые, которые прославят нашу страну, нашу Великую Россию!
IX.Домашнее задание.( на выбор)
с. 29 упр. 59 или филворд на платформе LearningApps.org (ссылка в нашей группе в ВК).
Список использованной литературы:
1.В.П. Канакина, В.Г.Горецкий - Учебник «Русский язык 4 класс» - Москва «Просвещение». 2013г.
3. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по русскому языку 4 класс» - Издательство «Вако», 2005г.
Интернет-ресурсы:
1. Свободная энциклопедия Википедия http://yandex.ru/yandsearch?site=wikipedia.org&text=%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D18C%20%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F&clid=37000&lr=213
2. Картинка «Сова с книгами» https://yandex.ru/images/search?pos=5&img_url=https%A%2F%2Fsun9-4.userapi.com%2FY8MuIuyPGsj-QEAwp2WoKe_Q4Yf00A5dSnl-zg%2FuVmZ46Z1_Fs.jpg&text=картинка%20сова%20для%20детей&lr=10930&rpt=simage&source=wiz
3. Фотографии ученых
https://yandex.ru/search/?text=фото+ученых+ломносов&lr=10930&clid=270456&win=281&suggest_reqid=428038455149563836070447957342946
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.