Урок русского языка 4 класс Тема: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе».
Оценка 4.7

Урок русского языка 4 класс Тема: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
09.04.2022
Урок русского языка 4 класс Тема: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе».
Урок русского языка 4 класс Тема: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе». Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж.
Урок русского языка 4 класс (1).docx

Урок русского языка 4 класс

Тема: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе».

Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж.

Задачи:

Образовательные:

•создать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе;

•совершенствовать умение склонять имена прилагательные женского рода;

•способствовать обогащению словарного запаса;

•способствовать развитию навыков составлять словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных

Развивающие:

•развивать орфографическую зоркость;

•развивать речь детей;

•развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы

Воспитательные:

•содействовать воспитанию интереса к русскому языку;

•воспитывать умение работать в коллективе;

Планируемые предметные результаты:

•познакомятся с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе;

•научатся склонять имена прилагательные женского рода;

•научатся составлять словосочетания с данными именами прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных

 

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

•поиск и выделение необходимой информации;

•преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

•анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

•синтез

Коммуникативные УУД:

•умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД:

•постановка учебной задачи;

•сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

•оценивание качества и уровня усвоения материала

Личностные УУД:

•нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

 

Оборудование: учебник русского языка 4 класс II часть. Автор: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и др., компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска elite Panaboard book ,презентация, карточки, словарь С.И.Ожегова.

 

I.Организационный момент.
-Ребята, сегодня урок русского языка я хочу начать такими строками:

Наука в жизни всем важна,
Наука каждому нужна.
Наука нас ведёт вперед,
Даёт нам к знаниям полёт.

-А почему мы сегодня урок русского языка связываем с наукой, нам расскажет …. .(в костюме ученого)

(- 8 февраля ежегодно отмечается День российской науки. Российская наука дала миру много великих имен и открытий. Во всем мире известны такие ученые, как Михаил Васильевич  Ломоносов, Дмитрий Иванович Менделеев, Сергей Иванович Ожегов и многие другие. Благодаря усилиям учёных наша страна стала родиной выдающихся открытий.)

-Вы, ребята, наверное, подумаете:

-А мы то здесь при чем? Мы ведь не ученые!

-Дело в том, что первая встреча с науками происходит как раз в стенах школы, поэтому можно смело утверждать, что День российской науки - это праздник и всех школьников тоже.

- Ученица  с помощью  толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова объяснит нам, что такое наука.

(Наука - точто поучаетдаёт опыт.)

- Сегодня я предлагаю вам, ребята, стать учеными  и  провести урок-исследование.

- Настоящий ученый умеет думать самостоятельно. Именно этому мы должны научиться  в школе –нашей первой в жизни Академии наук.

-А что значит исследовать?

-Отправляемся в путь  за новыми открытиями и берем с собой внимание, сосредоточенность, и дружелюбие!

В нашей Академии наук Русского Языка есть множество лабораторий, где мы будем проводить исследования. А чтобы получить  возможность перемещаться  из одной лаборатории в другую, мы должны будем за верное исследование получать зеленый пропуск-сигнал, который означает, что задание выполнено верно и путь вперед к новым знаниям и исследованиям открыт.

II.Минутка чистописания.

-Чтобы узнать, что будем исследовать на уроке, давайте совершим сейчас первое маленькое открытие в лаборатории, которая называется «Чистописание».

-Я хочу посмотреть , какие у меня в классе внимательные ученые.

 Проведем пальчиковую гимнастику - «Ухо-нос».
(Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот)-4 раза.

-Перед вами, маленькие  ученые-исследователи, ряд соединений из букв.

ая яя ий ый ой ое ее (письменные ).

-Что они вам  напоминают?

-На какие группы можно их разбить?

(появляется таблица ,1 ученик перетаскивает в столбики окончания м.р. и ср..р, на строке остаются -ая , яя).

-Какая группа соединений вам незнакома? Каким  соединением соединены  буквы?

-Как вы думаете, это окончания имен прилагательных какого рода?

-Тетради положите  под наклоном, следите  за осанкой при письме, пропишите красиво и аккуратно строчку соединений ая, яя.

-Молодцы, маленькие ученые – исследователи ! Вы получаете пропуск  в следующую лабораторию, которая называется «Лаборатория доказательств».

III.Актуализация знаний.

-Давайте  проверим, верное ли мы сделали открытие, действительно ли –ая, -яя -это окончания имен прилагательных ж. р. ?

 (работа по диску к учебнику русского языка -1 ученик работает на клавиатуре компьютера.(первые 3  слова ученик разбирает с объяснением).

-Поработайте дальше самостоятельно.(работа в карточках)

-Проверьте себя по эталону, поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок.

Вопросы ученику, выполнявшему задание на компьютере:

- В каком падеже, числе, роде  употребляются в этом задании  имена прилагательные? Почему? Какие у них встречаются окончания?

-Какой мы сделаем вывод?

-Пропуск в следующую лабораторию «Загадочная» получен, молодцы!

IV. Cамоопределение к деятельности.

- Прочитайте словосочетания (у детей такие же карточки в тетрадях вклеены).
о велик… ученом
о блестящ… знании
о  любим…. школе

-Что общего у всех имен прилагательных?

- Одинаковые или разные окончания будут у имен прилагательных?
- Почему?
- Объясните и вставьте  окончания тех прилагательных, которые мы умеем писать.(1 ученик работает на интерактивной доске, дети в карточках).

В 3 словосочетании ученик сомневается ,как писать окончание.

-Почему тебе сложно написать окончание?

-Вернемся к этому словосочетанию  позже.
-Назовите тему нашего урока.(Склонение имен прилагательных женского рода).

- Исходя из этого, сформулируйте задачи урока, пользуясь опорной схемой:

 -научиться….( склонять имена прилагательные женского рода)

-определять… ( падеж имена прилагательные женского рода )

- узнать…(какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных падежах)

- Сегодня на уроке мы будем продолжать исследовать имя прилагательное.

-Вот ваш пропуск в следующую лабораторию «Открытие новых знаний».

V. Работа по теме урока.

 

а)Склонение  имен существительных женского рода по падежам.

- Просклоняем словосочетания точная наука, древняя наука

- Выполняя задание, будем следовать инструкции, которой пользовались при склонении имен сущ. м .р. и с. р..(на партах-1 шт.) - повторяют 2 ученика.
Инструкция:
- при склонении имён прилагательных ставим вопрос к имени существительному, а только потом к прилагательному, с которым оно связано;

- узнаем, какое окончание пишется в данном роде и падеже.

1 ученик склоняет на интерактивной доске (ученики работают на вклеенной карточке в тетради).

И.П. какая?  точн… ранн.. наука

Р.П. какой?   точн… ранн… науки и т.д.

-В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания?(Р.Д.П.)

- Обратите внимание: имена прилагательные женского рода в творительном падеже имеют ещё и окончания -ою, -ею. Они чаще встречаются в поэтической речи или в разго­ворной.

-Вернемся в лабораторию «Загадочная»  и вставим окончание имени прилагательного женского рода в карточку, теперь мы это умеем делать.

б)Составление таблицы окончаний прилагательных женского рода.(дети вписывают окончания в таблицу самостоятельно).

-Итак, юные исследователи, исходя из полученных новых знаний, составьте таблицу падежных окончаний прилагательных женского рода самостоятельно. Поработайте в парах на карточке красного цвета. (на парте-одна  таблица на двоих).

- Помните  правила работы в паре.

Таблица падежных окончаний прилагательных женского рода

Падеж

Падежные окончания

И.

-ая,-яя

Р.Д.П.

-ой,ей

Т.

-ой,-ей, -ою, -ею

В.

-ую,-юю

 

- Проверим по эталону, что у нас получилось.

- Кто выполнил задание верно, поднимите руки.

- Мы установили, что прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на один и тот же вопрос какой? И имеют окончания -ой, -ей. Как в этом случае определить падеж имени прилагательного?(по имени сущ.,с которым связано прилагательное).

-Молодцы, юные исследователи имени прилагательного! Вы получаете пропуск в следующую лабораторию, которая называется лаборатория «Практическая».

-Но сначала немного отдохнем.

Физкультминутка.( проводит ученица)

VI.Закрепление изученного материала.

а)  интерактивное задание на платформе LearningApps.org «Найди пару».

-Итак, юные ученые-исследователи, сейчас надо выполнить интерактивное задание, которое называется «Найди пару».

- Согласуйте  и соедините имена прилагательные в одном роде ,числе, падеже с именем существительным.(3 ученика работают на интерактивной доске).

-Запишите словосочетания в тетрадь в столбик с маленькой буквы.

-Определите род, падеж имен прилагательных, выделите окончания.( 3 слова с комментированием).

б) Карточка  « Определи род и падеж  прилагательных».

-Продолжаем выполнять задания в лаборатории «Практическая».

-Перед вами карточка желтого цвета  со словосочетаниями имен существительных и прилагательных.

- Ученые, которые сидят в первом ряду, будут выписывать только  словосочетания женского рода, вставляя окончание имени прилагательного, определяя у него род, падеж, выделяя окончания.

-Ученые второго ряда - мужского рода.

-Ученые третьего ряда - среднего рода.

(К научн.. работе, в быстр…танце, у син… моря, с лют… зверем, в пасмурн.. небе, на зелён.. поляне, по золот.. песку, , от зимн… стужи, , от чист… сердца.)

-Не забывайте пользоваться, если надо, новой карточкой-памяткой , и, конечно, своими знаниями, полученными на предыдущих уроках.

-Проверьте свою работу по эталону.

-Кто не допустил ошибок, поднимите руку?

-Молодцы, вы получаете пропуск в лабораторию «Умозаключений».

VII.Подведение итогов.

-Итак, мои юные ученые-исследователи,  какие поставленные в начале урока задачи мы сегодня решили и какие совершили открытия?

(Склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж, узнали, какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных падежах).

 -Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными.

-Посмотрите на доску.

-Зелёный цвет  на пропусках, говорит вам : «Путь открыт ,юные исследователи русского языка! Вперёд, к новым знаниям!»

VIII.Рефлексия.

-Если вы справились  с поставленными задачами на уроке и вам было интересно , то поднимите руку. А кому было сложно-не огорчайтесь, ведь мы и дальше продолжим работу над этой темой.

-В  заключении мне бы хотелось сказать, что мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти вперед  к новым знаниям! Дальше и  дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное .

И кто знает, может уже среди нас, в нашем классе сидят будущие великие ученые, которые прославят нашу страну, нашу Великую Россию!

IXомашнее задание.( на выбор)

с. 29 упр. 59 или филворд на платформе LearningApps.org (ссылка в нашей группе в ВК).

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.В.П. Канакина, В.Г.Горецкий - Учебник «Русский язык 4 класс» - Москва «Просвещение». 2013г.

3. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по русскому языку 4 класс» - Издательство «Вако», 2005г.

Интернет-ресурсы:

1.      Свободная энциклопедия Википедия http://yandex.ru/yandsearch?site=wikipedia.org&text=%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D18C%20%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F&clid=37000&lr=213

2.      Картинка «Сова с книгами» https://yandex.ru/images/search?pos=5&img_url=https%A%2F%2Fsun9-4.userapi.com%2FY8MuIuyPGsj-QEAwp2WoKe_Q4Yf00A5dSnl-zg%2FuVmZ46Z1_Fs.jpg&text=картинка%20сова%20для%20детей&lr=10930&rpt=simage&source=wiz

3.      Фотографии ученых

https://yandex.ru/search/?text=фото+ученых+ломносов&lr=10930&clid=270456&win=281&suggest_reqid=428038455149563836070447957342946

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка 4 класс Тема: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе»

Урок русского языка 4 класс Тема: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе»

Коммуникативные УУД: •умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Коммуникативные УУД: •умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Отправляемся в путь за новыми открытиями и берем с собой внимание, сосредоточенность, и дружелюбие!

Отправляемся в путь за новыми открытиями и берем с собой внимание, сосредоточенность, и дружелюбие!

Пропуск в следующую лабораторию «Загадочная» получен, молодцы!

Пропуск в следующую лабораторию «Загадочная» получен, молодцы!

Обратите внимание: имена прилагательные женского рода в творительном падеже имеют ещё и окончания -ою, -ею

Обратите внимание: имена прилагательные женского рода в творительном падеже имеют ещё и окончания -ою, -ею

Перед вами карточка желтого цвета со словосочетаниями имен существительных и прилагательных

Перед вами карточка желтого цвета со словосочетаниями имен существительных и прилагательных

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2022