Урок русского языка и словесности по теме "Драгоценные частицы"
Оценка 5

Урок русского языка и словесности по теме "Драгоценные частицы"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
21.05.2021
Урок  русского языка и словесности по теме "Драгоценные частицы"
урок26.docx

Урок  русского языка и словесности

по теме

"Драгоценные частицы"

 

( открытый урок в 7  классе

с использованием компьютерных технологий)

 

 

 

 

Тема урока:  « Драгоценные частицы»

 

Тип урока : интегрированный

 

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

 

УМК: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д., Русский язык. Теория. 5-9кл., Дрофа 2014г.

   Оборудование

  • Учебник .Теория. 5-9кл.
  • Компьютер, экран
  • Портрет Гоголя. Его высказывание о русском слове.
  • Опорная карточка « Разряды частиц»
  • Месяцеслов. Март . Апрель
  • Карта « Море частиц» ( творческое задание к уроку)

 

Цели:

Познавательные: закрепление знаний о разрядах частиц и их функции в речи; отработка навыка раздельного и дефисного написания частиц.

Развивающие: обогатить речь учащихся за счёт использования выразительных возможностей частиц; развивать орфографическую   зоркость, внимание, память, аналитическое мышление.

 Воспитательные: формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала;  формирование культуроведческой компетенции (через художественное слово  русских классиков(Гоголя), через произведения живописи, через материалы по этимологии), воспитывать чуткое отношение к родному языку, слову

 

 

                                        Ход урока.

I Организационный момент. ( Цели и содержание этапа: приветствие уч-ся, проверка готовности к уроку, постановка целей урока ( Слайд 0))

    ( В начале урока слабым ученикам предложена карточка «Вопрос – ответ», которую они должны сдать в конце урока.

1.      Вставьте нужные слова в предложение: Частица – это………….. часть речи, которая придаёт всему предложению или отдельным словам……………………… 2. Приведите примеры смысловых частиц………………………………………………………………………3. Какие частицы пишутся раздельно……………………………………, а какие через дефис……………………………………………………....

Цель: осуществить дифференцированный подход, активизируя внимание детей и стремление к знаниям, помочь получить удовлетворение от учебного труда)

     Слово учителя. Человек так устроен, что чем бы он ни занимался, он хочет добиться успеха, только тогда он ощущает удовлетворение от своего занятия. Все мы хотим успеха. А чтобы был успех на уроке , мы будем ,как всегда, придерживаться следующих правил :

           -  слышать и слушать

            - вникать и размышлять

             -анализировать и реагировать

           - оценивать

 Итак, пожелаем друг другу успеха.

II. Актуализация опорных знаний  ( выполнение лексической  разминки : повторение сведений о синонимах; определить  ключевое слово урока , помочь определить тему урока )

  -Внимание на экран . СЛАЙД 2. ( фотографии с изображением весенней природы)

   «Весна! Как много в этом звуке…»   А какая она, весна?

Слайд 3  Лексическая разминка.

   Комментарии учителя

 

 Синонимы

 

Ключевое слово

Происходит в природе удивительное, восхитительное зрелище. Волшебная, полная чудес.

   

Чудесная, чудная

 

Ч

Воздух наполнен движением, энергией. Энергичная

 Активная

А

Весна побеждает скованность земли. Движущаяся, льющаяся

 Стремительная

С

Хлопотливая, суетливая труженица

Трудолюбивая

Т

Подвижная, с быстрыми изменчивыми движениями

 Игривая (перен.)

И

И хочется в поле, в широкое поле, где, шествуя, сыплет цветами весна.

«Месяцеслов»- опыт народных наблюдений..

одно из названий апреля – цветень.

 Цветущая

Ц

И воздух чистый, воздух тонкий Благоуханьем напоён.( Рылеев)

 Опять весна душистая повеяла кругом. Благоуханная.

 Ароматная

А

 - Чудесные русские слова! Из начальных букв сложим слово.

Лексическая работа ( ввожу новый термин )  АКРОСТИХ.

Слайд 4.  Культуроведческий  элемент урока.

Картина  И. Левитана «Март». Художник уловил неуловимое – первые мгновения весны! Дверь не закрыта. Деталь не случайна! Пригревает солнце, мы чувствуем. И не потому ли человек забыл прикрыть дверь?

  - Итак, ключевое слово урока  ……………( ученик записывает на доске)

Запишем тему урока : Драгоценные частицы.

  -Это тема широкая или узкая? А какие узкие темы изучили?

Какие оказались трудными?

III.   Проверка домашнего задания.

    Цель: систематизация теоретического материала.

       1.   творческая работа  « Море частиц».

    2 .  Фронтальная беседа по теме урока « Частица»

   Слайд 6. Аукцион знаний

         1) Частица как часть речи.        

       2) «Служба» частиц.

        3) Разряды по значению( «Море частиц»)

        4) Что общего у частиц с другими служебными частями речи?

        5) Какие частицы пишутся раздельно, а какие через дефис? ( проверка индивид. работы, устранение пробелов)

   3. Индивидуальная работа у доски: примеры раздельного и дефисного написания частиц :

    Пишу раздельно                                       Пишу через дефис

   Бы, ли, же                                           -то, -либо, -нибудь, -таки, -ка, - с, кое-

IV Этап обобщения и  систематизации знаний о частицах. 

 Слово учителя.  Тема интересная. Частица не просто служебная часть речи. Прежде всего удивляешься возможностями частицы передавать разные чувства, придавать речи особую эмоциональность.  И сегодня на уроке мастер слова Н.В. Гоголь подарит эту возможность увидеть, что даёт языку такая маленькая и такая важная! – частица.    А Гоголь очень любил частицы! Никто так не знал русское слово, не чувствовал его оттенков, как Гоголь!  Слово, вышедшее из глубины Руси! Это русское слово! ( Зачитать эпиграф на доске)

·         - Как работают частицы у Гоголя?

  Слайд 7.

 Если (б) я был живописец, я (бы) чудно изобразил всю прелесть ночи!

·         Записать предложение в тетрадь, найти частицу. Какова её роль?

·         Решаем орфографическую задачу.

·         А синтаксическая роль частицы?

Ответить на вопрос поможет следующий рассказ.

- Частицы долго думали, как им вести себя в предложении: входить ли в состав членов предложения, как это делают ………..( предлоги), или  остаться в стороне, как….( союзы). Мнения разделились. Одни решили связать себя синтаксическими обязанностями, а другие пожелали остаться свободными.  Для каких частиц не было выбора?( которые образуют формы слов или новые слова) Выбора нет: ведь они – часть самостоятельного слова или являются одной из его форм.

   Две подруги не и ни тоже согласились работать в составе членов предложения: ведь без них самостоятельным словам будет трудно исполнить свою роль в предложении. Остальные ни за что не пожелали отказаться от своей свободы. Среди них  - ведь, неужели, как, только и другие. Это смысловые частицы.

-А теперь оставьте «следы размышлений» в тетради. Что вы скажите о синтаксической роли частицы Бы? ( входит в состав сказуемого, выраженного глаголом в условном наклонении)

Слайд 8  .

·         Совершим экскурс в историю ( индивид. задание)

Происхождение частицы бы.

Цель: развивать умение «думать» о словах, способствовать формированию интереса к слову.

Слайд 9

·         Проведите устное исследование « Как работают частицы» в следующих предложениях.

 Знаете (ли) вы украинскую ночь? О, вы (не )знаете украинской ночи!

( другие предложения на слайде)

 Запишите 1,2  предложения. Раскройте скобки. Благодаря каким изобразительно- выразительным средствам языка  в этих предложениях выражены сильные чувства? ( риторический вопрос, восклицание)

  Слайд 10 Украинская ночь.

  - Гоголь не живописец, но он рисует словами. Словом передает чувство восхищения. Любил описывать ночь. В рассказе «Майская ночь» звучит гимн её красоте. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Время покоя, тишины, сновидений, время свиданий.

 Слайд 11.

·         Назовите частицы. Для чего служат?

( пусть – формообразующая, для образования гл.  повелит наклон., частица же – усилительная)

·         Запишем предложение ( одно на выбор). Снова оставим « следы размышлений».

·         Докажите, что же -  частица. Мыслить – значит отвечать на вопрос почему?

Слайд 12.

( Умирают казаки с именем Русской земли на устах, возвышенные слова передают как завет своим братьям по духу. Защищают землю Русскую, отдавая жизнь!)

 Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу?

·         Продолжаем исследовать роль частиц.

 (частица  да усилительная ( в начале предложения придаёт высказыванию особую выразительность, слышится чувство гордости за сынов земли Русской) и частица разве – вопросительная)

·         Можно ли без контекста определить, какой служебной частью речи является  слово да? Почему?  ( Нельзя, т.к. да может выполнять и роль союза)

Слайд 13 Употребление частиц не и ни.

·         Орфографическая работа: «Не или Ни»

 И какой же русский (не,ни) любит быстрой езды?

( В простых восклицательных и вопросительных предложениях утверждает НЕ; усилительное значение)

( Вечный образ « птицы – тройки», летящей по дороге, да и сама дорога . какое странное, манящее, несущее, чудесное в слове : дорога! И как чудесна она сама эта дорога! Показывает свою любовь к нашей родной русской земле! И найдётся ли человек, который бы хоть раз в жизни не сказал: «И какой же русский...»)

·         Слово учителя

 Частицы могут многое: и спрашивать, и восклицать, что- то отрицать, усиливать, мечтать, сомневаться, на что-то указывать…радоваться. А ещё частицы могут влиять на человеческое общение. Маленькая, а как меняется речь!

Слайд 14 Правописание частиц

·         Орфографическая работа

·         Запишем предложения с частицей –таки и с частицей

-ка,     всё-таки,    -с,     - таки

-таки – частица разговорная, при местоимениях и наречиях подчёркивает их значение;

всё-таки – для усиления выражения;

-с  - устар. придаёт речи оттенок вежливости, почтительности, льстивости, ( реже) для выражения шутки.

V. Этап комплексного применения знаний

Цель: развитие речи уч-ся, использование частиц в речи.

Слайд 15, 16

·         Творческая работа.  Введите частицы в текст

( Снова весна. Любимое время года у Гоголя – весна!

 « Сильно люблю весну…Мне кажется, никто в мире не любит её так, как я»)

·         Тема текста. Как работали частицы?

. Как преобразился текст? Каким настроением проникнут?

(Разве)Можно сидеть в квартире, когда светит солнце и весенний воздух тревожит каждого? (Вон) Небо , какое голубое и высокое. (Как) прекрасен лес весной! (Даже) Сосны повеселели. (Только) Ели кажутся мрачными. (Как) Радостен миг встречи с просыпающейся природой!

VI. Сайт 17 Подведение итога урока

-Чем показалась интересной частица? Почему назвали частицы- драгоценными?

 -Какие чувства вызвали частицы?

 - В ходе урока:

привели в систему знания ( по теме « Частица»);

восхищались( словом, богатством языка);

испытывали радость…..

 Слайд 18. Составьте синквейн ( слова уч-ся знакомо)

( повторить : ( франц. слово) – от слова, которое  обозначает пять, пятистопный; это стих-ние, которое требует обобщения информации и материала в кратких выражениях)

 Например:

1.      Частица

2.      Маленькая, важная, драгоценная.

3.      Вносит, дополняет, отрицает

4.      Частица всегда пригодится!

5.      Понравилась!

VII. Этап информации о домашнем задании ( дифференцированное)

  Слайд 20. 1. Напишите сочинение – миниатюру, начав словами:

«Что за день!» или «Что за утро!» 2. Ты показываешь свой город другу. Напиши сочинение – миниатюру, в котором бы отразилось твоё восхищение городом и желание, чтобы родной город поразил друга.

3. Составь предложения , употребив в них частицы.


 

Урок русского языка и словесности по теме "Драгоценные частицы" ( открытый урок в 7 классе с использованием компьютерных технологий)

Урок русского языка и словесности по теме "Драгоценные частицы" ( открытый урок в 7 классе с использованием компьютерных технологий)

Цель: осуществить дифференцированный подход, активизируя внимание детей и стремление к знаниям, помочь получить удовлетворение от учебного труда)

Цель: осуществить дифференцированный подход, активизируя внимание детей и стремление к знаниям, помочь получить удовлетворение от учебного труда)

Итак, ключевое слово урока ……………( ученик записывает на доске)

Итак, ключевое слово урока ……………( ученик записывает на доске)

Слайд 9 · Проведите устное исследование «

Слайд 9 · Проведите устное исследование «

V. Этап комплексного применения знаний

V. Этап комплексного применения знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2021