Урок русского языка "Однозначные и многозначные слова"
Оценка 5

Урок русского языка "Однозначные и многозначные слова"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл—10 кл
30.11.2022
Урок русского языка "Однозначные и многозначные слова"
Парфенова Т.В Русский язык.docx

Технологическая карта урока русского языка

Дата

12 октября 2022г.

Предмет

Русский язык

Учитель

Парфенова Татьяна Владимировна

Программа

«Школа России», преподавание ведется по учебнику «Русский язык», авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Класс

2 «Б»

Тема

Однозначные и многозначные слова

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Задачи урока

1)       Образовательные: дать понятие об однозначных и многозначных словах;

2)       Развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;

3)       Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родному языку; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания   коммуникативной культуры учащихся при работе в паре, группе.

Основные понятия

Однозначные слова, многозначные слова

Оборудование

Тетради, учебники, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку «Однозначные и многозначные слова»; раздаточный материал: листы с заданиями для игры «Найди пару»; раздаточный материал: карточки с вариантами домашнего задания.

Методы

1.       Методы организации и осуществления  учебной  – познавательной деятельности учащихся:
а ) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, объяснение);
б ) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса).

в) проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем)

2. Методы стимулирования и мотивации учащихся:

 а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание   ситуации успеха для каждого ребёнка);
 в) волевые (предъявление учебных требований);

             г) социальные (демонстрация работы учащихся).

 3. Методы контроля и самоконтроля:

       рефлексия

Планируемые результаты

предметные

- уточнить представление об однозначных и многозначных словах,

- учить различать эти слова в речи,

- развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.

- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;

- уметь различать слова разных тематических групп

- содействовать развитию умения составлять текст по рисункам   

метапредметные

Личностные УУД:

-формировать положительное  отношение к учебе;

- определять общие правила поведения;

 - формировать умения  работы в парах, в группах;

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - учить планировать свою деятельность на уроке;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать правильно  выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

  - формирование умения самооценки.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать информацию;

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  учитывать разные мнения, сотрудничество с одноклассниками;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационные структуры урока

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 

1

Мотивация к учебной деятельности.

Создать комфортную обстановку для работы на уроке.

Проверка готовности учащихся к работе.

Соблюдать СанПин.

 

-Ровно встали. Тихо сели. Настроились на работу.

-Сегодня я хочу начать урок со слов:

С малой удачи,

начинается большой успех!

-Я желаю вам сегодня, двигаясь по ступенькам знаний и добиваться большого успеха.

 

- Запишите в тетрадях число, классная работа.

 

Проверяют наличие на парте учебных принадлежностей для работы на уроке.

Садятся ровно.

 

 

Личностные:

понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

 

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других

 

 

ТСО (интерактивная доска)

Учебная презентация

2

Актуализация знаний.

Проверить знания, полученные на прошедших уроках.

 

- Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых занятиях.

Прием «Верные утверждения» (развитие функциональной грамотности)

Выберите верное утверждение:

Что такое предложение?
а) Предложение-это группа слов, которая выражает законченную мысль.
б) Предложение-это группа слов.

Текст, это:

A) Текст – это последовательность предложений, связанные интонационно и грамматически.
B) Текст – это последовательность предложений, объединенные одной темой.
C) Текст – это последовательность предложений, объединенные одной мыслью.
D) Текст – это последовательность предложений, связанных по смыслу.

 

 

Итак:

- Скажите, что же такое предложение?

- Несколько предложений, которые объединяет одна тема, это…?

-Что такое текст?

 

 

 

 

 

 

 

- На столах у вас есть карточки с текстами. Только предложения в тексте потеряли последовательность. Ваша задача восстановить последовательность предложений.

РАБОТА В ПАРАХ

Мы любили ходить в лес за ягодами.

За деревней речка и еловый лес.

Летом мы жили в деревне.

 

- Проверка. Встаньте пары, у которых мнение совпало с текстом, который составил автор.

- Спасибо. Сели. Озаглавьте текст.

 

 

Работа по ЯУ (задание: «Лексическое значение слова»)

 

Беседуют, отвечают на поставленные вопросы;

 

Мы изучали, что такое предложение, текст.

 

Текст состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу.

Текст можно озаглавить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в паре.

Читают предложения, устанавливают последовательность.

Читает текст, учащийся 1 варианта с указанием номеров предложений.

1.С деревьев осыпаются листья.

2.Листья падают с берёз и клёнов.

3.На берёзе осталось несколько желтых лепестков.

4.Лепестки колышет ветер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа на образовательной платформе.

 

 

 

Личностные:

готовность и способность учащихся к саморазвитию;

 

Регулятивные:

сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в письменной форме; слушать и понимать речь других;

 

 

 

 

 

ТСО (интерактивная доска)

Учебная презентация

Раздаточный материал (карточка)

Образовательная платформа ЯндексУчебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Самоопределение к деятельности.

Создание условия для определения учащимися темы урока и постановке целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Послушайте стихотворение Андрея Усачёва. 

- И подумайте, как вы назовёте это стихотворение?

 

Есть носы у журавлей,

Есть носы у кораблей,

Носик есть у чайника,

Только очень маленький.

Необычный зверь – носуха,

У носухи нос до уха.

И огромный носорог

Вместо носа носит рог.

Нос у лешего сучком,

А у свинки пятачком.

Но и свинка, и матрос

Вытирать должны свой нос!

 

- Как можно озаглавить это стихотворение?

- О каких носах говорится в стихотворении?

 

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Мы с вами познакомимся со словами, у которых одно и несколько лексических значений.

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы.

Беседуют.

 

«Разные носы», «Нос».

- Нос – клюв, нос – передняя часть корабля, нос – орган обоняния у человека и животных.

 

Предполагают тему урока

Личностные:

мотивация к изучению нового учебного материала;

 

Регулятивные: уметь высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом;

 

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

 

 

ТСО (интерактивная доска)

Учебная презентация

 

 

4

Открытие новых знаний.

Познакомиться с понятиями «однозначные» и «многозначные» слова, учиться определять значении данных слов в тексте, учиться находить их значение в толковом словаре.

 

- Откройте учебник на с. 47.

- Прочитайте, на какой вопрос мы сегодня ответим на уроке.

 

Упр. № 58, с. 47

-Посмотрите на экран, я вывела упражнение на слайд.

-Что здесь изображено?

-Каким одним словом можно назвать предметы?

-Чем похожи все иголки?

- Если у слова иглы несколько значений, то как его можно назвать?

- Почему, словом иглы названы все эти предметы?

 

- Что изображено в нижнем ряду?

- Что объединяет все эти рисунки?

- Почему, словом шляпа названы все эти предметы?

 - Если у слова шляпа несколько значений, то, как его можно назвать?

 

- Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его. (1 чел. у доски)

 

Иголки у ёлочки растут очень густо.

 

- Подчеркни главные члены в этом предложении

 

Учащиеся открывают учебник;

Работают по учебнику;

Отвечают на поставленные вопросы;

Рассуждают;

Доказывают свое мнение;

 

- Что такое однозначные и многозначные слова

 

- швейные иглы, иглы сосны, иглы у ежа

- на всех рисунках изображены иглы

- многозначным

- все они имеют схожую форму

 

- соломенная шляпа, шляпа гриба, шляпка гвоздя

- на всех рисунках изображены шляпы

- все они имеют схожую форму

- многозначные

Читают предложение, называют и подчеркивают основу предложения.

- 1 чел. у доски

Регулятивные:

формулировать и удерживать учебную задачу, учиться применять установленные правила в планировании способа решения, концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

 

Познавательные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе и исследовательского характера, классификация по заданным критериям, построение рассуждения, обобщение;

 

 

Коммуникативные:

учиться ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания, аргументировать свою позицию.

 

ТСО (интерактивная доска)

Учебная презентация

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Соблюдать СанПин.

Проводит Колосов Мирослав

Учащиеся встают.

Повторяют действия за учеником.

Садятся за парты.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

 

ТСО (интерактивная доска)

Учебная презентация

 

5

Первичное закрепление.

Проговаривание и закрепление нового знания;

выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся;  

создать условия для закрепления знаний о многозначных и однозначных словах, определении значений слов и употребления их в речи;

закрепить знания  о понятиях однозначного и многозначного слова, их значении и употреблении в речи.

Работа в парах

1.Упр. № 59, с. 48 (работа в парах)

- Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова.

- Почему слова так называются – однозначные и многозначные.

Рассмотрите схему на интерактивной доске:

 

                                         Слова

 

 


Однозначные       Многозначные

 

- Какие бывают слова?

- Что такое ОДНОЗНАЧНЫЕ слова

- Что такое МНОГОЗНАЧНЫЕ слова?

2.Выполните задание.

Учащиеся работают в парах.

Отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют задание на карточках.

Работают со схемой.

 

 

 

 

 

- однозначные и многозначные

- Однозначные слова имеют только одно значение

 

 

-Многозначные слова – это слова-близнецы, они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные предметы.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 

Регулятивные:

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе предложенного материала;

 

ТСО (интерактивная доска)

Учебная презентация

Раздаточный материал (карточка)

6

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

 

 

2) Индивидуальная работа

 На интерактивной доске записаны слова

 На магнитной доске слова (2 человека)

Раздели слова на 2 группы и запиши в два столбика:

Книга, ключ, шорты, фломастер, язык, корень, дорога, рис.

- На какие 2 группы вы их разделили?

3) Самомопроверка

- Проверьте, правильно ли вы выполнил задание, правильные варианты ответов написаны на интерактивной доске.

-Встаньте те, у кого совпадает.

 

 

Самостоятельно работают в тетрадях.

 

 

однозначные и многозначные

 

 

Сверяют запись с интерактивной доской.

Регулятивные:

контроль и коррекция учебных действий.

понимать учебную задачу.

 

 

ТСО (интерактивная доска, документ-камера)

 

Учебная презентация

 

Раздаточный материал

 

7

Включение новых знаний в систему знаний.

Включение «открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

 

 

 Работа в парах, игра «Найди пару»

- Прочитайте многозначные слова. Докажите, что они многозначные, соединив линиями слова с рисунками.

Кисть, ручка, бабочка, петушок, серёжки, труба, карта

 Ребята выполняют работу на листочках за партами, а потом сверяют с интерактивной доской.

- Как называются все эти слова?

- Почему?

- Проверка, самооценка.

Нарисуйте в верхнем углу листа смайлик, сели все у вас получилось без ошибок, то смайлик будет улыбаться

Если вы все же допустили несколько ошибок, то смайлик будет грустным

 

Работают в парах.

Отвечают на поставленные вопросы.

Беседуют.

 

 

 

многозначные

 

- Проверка с интерактивной доской, самооценка.

Рисуют смайлики

Познавательные:

формирование умения ориентироваться в своей системе знаний

ТСО (интерактивная доска, документ-камера)

 

Учебная презентация

 

Раздаточный материал

 

8

Научиться применять приобретенные знания в жизни.

Научиться применять приобретенные знания в жизни.

 

Тест (работа в парах) «Лови ошибку» (развитие функциональной грамотности)

1.Многозначные слова – это …

А) слова, у которых одинаковый корень

Б) слова, близкие по смыслу

В) слова, имеющие несколько значений

Г) слова, противоположенные по смыслу

 

2.Выбери многозначное слово:

А) кисть

Б) журчит

В) рука

Г) дерево

 

3.Выбери однозначное слово:

А) гребень

Б) ручка

В) язык

Г) спортсмен

 

4. Выбери лишнее значение слова ключ:

А) ключ для отпирания замка

Б) ключ к загадке

В) нотный ключ

Г) солнечный ключ

 

-Проверка теста. Находят ошибочные ответы на поставленные утверждения.

-Оценивают работу своей пары.

 

Работают в парах.

Находят в тесте ошибки, исправляют из. Выводят свои ответы на правильные. Проверяют.

Оценивают работу своей пары.

 

 

ТСО (интерактивная доска)

 

Учебная презентация

9

 

Рефлексия учебной деятельности.

Осмыслить действия и поведение учащихся на уроке.

Выявить уровень осознания содержания пройденного материала.

Подвести итог урока, планировать дальнейшую деятельность.

 

 

-Сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу

 

 

 

 

Подводят итог урока. Отвечают на вопросы.

Читают фразеологизмы, выбирают тот, который подходит им для подведения итога, встают в угол определенного цвета.

 

Личностные:

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

формирование адекватной самооценки;

 

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 

Регулятивные:

выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

 

ТСО (интерактивная доска)

 

Учебная презентация

10

 

 

Домашнее задание.

Учить ведению дневника.

 

Работа на Учи.ру. Задание от учителя.

Записывают д/з в дневники и слушают объяснение дом. задания

 

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других

 

ТСО (интерактивная доска)

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока русского языка

Технологическая карта урока русского языка

Личностные УУД: -формировать положительное отношение к учебе; - определять общие правила поведения; - формировать умения работы в парах, в группах;

Личностные УУД: -формировать положительное отношение к учебе; - определять общие правила поведения; - формировать умения работы в парах, в группах;

Организационные структуры урока №

Организационные структуры урока №

C) Текст – это последовательность предложений, объединенные одной мыслью

C) Текст – это последовательность предложений, объединенные одной мыслью

Работа по ЯУ (задание: «Лексическое значение слова»)

Работа по ЯУ (задание: «Лексическое значение слова»)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? -Мы с вами познакомимся со словами, у которых одно и несколько лексических значений

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? -Мы с вами познакомимся со словами, у которых одно и несколько лексических значений

Читают предложение, называют и подчеркивают основу предложения

Читают предложение, называют и подчеркивают основу предложения

Работа в парах 1.Упр. № 59, с

Работа в парах 1.Упр. № 59, с

Как называются все эти слова? -

Как называются все эти слова? -

Б) ручка В) язык Г) спортсмен 4

Б) ручка В) язык Г) спортсмен 4

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2022