Технологическая карта урока русского языка
Дата |
12 октября 2022г. |
Предмет |
Русский язык |
Учитель |
Парфенова Татьяна Владимировна |
Программа |
«Школа России», преподавание ведется по учебнику «Русский язык», авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий |
Класс |
2 «Б» |
Тема |
Однозначные и многозначные слова |
Тип урока |
Урок «открытия» новых знаний |
Задачи урока |
1) Образовательные: дать понятие об однозначных и многозначных словах; 2) Развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов; 3) Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родному языку; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания коммуникативной культуры учащихся при работе в паре, группе. |
Основные понятия |
Однозначные слова, многозначные слова |
Оборудование |
Тетради, учебники, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку «Однозначные и многозначные слова»; раздаточный материал: листы с заданиями для игры «Найди пару»; раздаточный материал: карточки с вариантами домашнего задания. |
Методы |
1.
Методы
организации и осуществления учебной – познавательной деятельности учащихся: в) проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем) 2. Методы стимулирования и мотивации учащихся: а)
эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого
ребёнка); г) социальные (демонстрация работы учащихся). 3. Методы контроля и самоконтроля: рефлексия |
Планируемые результаты |
|
предметные |
- уточнить представление об однозначных и многозначных словах, - учить различать эти слова в речи, - развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение. - упражнять детей в отработке действий работы со словарем; - уметь различать слова разных тематических групп - содействовать развитию умения составлять текст по рисункам |
метапредметные |
Личностные УУД: -формировать положительное отношение к учебе; - определять общие правила поведения; - формировать умения работы в парах, в группах; Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - учить планировать свою деятельность на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать правильно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; - формирование умения самооценки. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной форме; - проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать информацию; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения, сотрудничество с одноклассниками; |
Организационные структуры урока
№ |
Этапы урока, цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Дидактические средства и интерактивное оборудование
|
|||||||||
1 |
Мотивация к учебной деятельности. Создать комфортную обстановку для работы на уроке. Проверка готовности учащихся к работе. Соблюдать СанПин.
|
-Ровно встали. Тихо сели. Настроились на работу. -Сегодня я хочу начать урок со слов: С малой удачи, начинается большой успех! -Я желаю вам сегодня, двигаясь по ступенькам знаний и добиваться большого успеха.
- Запишите в тетрадях число, классная работа.
|
Проверяют наличие на парте учебных принадлежностей для работы на уроке. Садятся ровно.
|
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника
Коммуникативные: слушать и понимать речь других
|
ТСО (интерактивная доска) Учебная презентация |
|||||||||
2 |
Актуализация знаний. Проверить знания, полученные на прошедших уроках.
|
- Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых занятиях. Прием «Верные утверждения» (развитие функциональной грамотности) Выберите верное утверждение: Что
такое предложение? Текст, это: A)
Текст – это последовательность предложений, связанные интонационно и
грамматически.
Итак: - Скажите, что же такое предложение? - Несколько предложений, которые объединяет одна тема, это…? -Что такое текст?
- На столах у вас есть карточки с текстами. Только предложения в тексте потеряли последовательность. Ваша задача восстановить последовательность предложений. РАБОТА В ПАРАХ Мы любили ходить в лес за ягодами. За деревней речка и еловый лес. Летом мы жили в деревне.
- Проверка. Встаньте пары, у которых мнение совпало с текстом, который составил автор. - Спасибо. Сели. Озаглавьте текст.
Работа по ЯУ (задание: «Лексическое значение слова»)
|
Беседуют, отвечают на поставленные вопросы;
Мы изучали, что такое предложение, текст.
Текст состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.
Работают в паре. Читают предложения, устанавливают последовательность. Читает текст, учащийся 1 варианта с указанием номеров предложений. 1.С деревьев осыпаются листья. 2.Листья падают с берёз и клёнов. 3.На берёзе осталось несколько желтых лепестков. 4.Лепестки колышет ветер.
Работа на образовательной платформе.
|
Личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию;
Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной форме; слушать и понимать речь других;
|
ТСО (интерактивная доска) Учебная презентация Раздаточный материал (карточка) Образовательная платформа ЯндексУчебник
|
|||||||||
3 |
Самоопределение к деятельности. Создание условия для определения учащимися темы урока и постановке целей урока.
|
- Послушайте стихотворение Андрея Усачёва. - И подумайте, как вы назовёте это стихотворение?
Есть носы у журавлей, Есть носы у кораблей, Носик есть у чайника, Только очень маленький. Необычный зверь – носуха, У носухи нос до уха. И огромный носорог Вместо носа носит рог. Нос у лешего сучком, А у свинки пятачком. Но и свинка, и матрос Вытирать должны свой нос!
- Как можно озаглавить это стихотворение? - О каких носах говорится в стихотворении?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? -Мы с вами познакомимся со словами, у которых одно и несколько лексических значений.
|
Слушают учителя.
Отвечают на поставленные вопросы. Беседуют.
«Разные носы», «Нос». - Нос – клюв, нос – передняя часть корабля, нос – орган обоняния у человека и животных.
Предполагают тему урока |
Личностные: мотивация к изучению нового учебного материала;
Регулятивные: уметь высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом;
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме;
|
ТСО (интерактивная доска) Учебная презентация
|
|||||||||
4 |
Открытие новых знаний. Познакомиться с понятиями «однозначные» и «многозначные» слова, учиться определять значении данных слов в тексте, учиться находить их значение в толковом словаре.
|
- Откройте учебник на с. 47. - Прочитайте, на какой вопрос мы сегодня ответим на уроке.
Упр. № 58, с. 47 -Посмотрите на экран, я вывела упражнение на слайд. -Что здесь изображено? -Каким одним словом можно назвать предметы? -Чем похожи все иголки? - Если у слова иглы несколько значений, то как его можно назвать? - Почему, словом иглы названы все эти предметы?
- Что изображено в нижнем ряду? - Что объединяет все эти рисунки? - Почему, словом шляпа названы все эти предметы? - Если у слова шляпа несколько значений, то, как его можно назвать?
- Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его. (1 чел. у доски)
Иголки у ёлочки растут очень густо.
- Подчеркни главные члены в этом предложении
|
Учащиеся открывают учебник; Работают по учебнику; Отвечают на поставленные вопросы; Рассуждают; Доказывают свое мнение;
- Что такое однозначные и многозначные слова
- швейные иглы, иглы сосны, иглы у ежа - на всех рисунках изображены иглы - многозначным - все они имеют схожую форму
- соломенная шляпа, шляпа гриба, шляпка гвоздя - на всех рисунках изображены шляпы - все они имеют схожую форму - многозначные Читают предложение, называют и подчеркивают основу предложения. - 1 чел. у доски |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, учиться применять установленные правила в планировании способа решения, концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе и исследовательского характера, классификация по заданным критериям, построение рассуждения, обобщение;
Коммуникативные: учиться ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания, аргументировать свою позицию.
|
ТСО (интерактивная доска) Учебная презентация
|
|||||||||
|
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Соблюдать СанПин. |
Проводит Колосов Мирослав |
Учащиеся встают. Повторяют действия за учеником. Садятся за парты. |
Коммуникативные: слушать и понимать речь других;
|
ТСО (интерактивная доска) Учебная презентация
|
|||||||||
5 |
Первичное закрепление. Проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; создать условия для закрепления знаний о многозначных и однозначных словах, определении значений слов и употребления их в речи; закрепить знания о понятиях однозначного и многозначного слова, их значении и употреблении в речи. |
Работа в парах 1.Упр. № 59, с. 48 (работа в парах) - Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова. - Почему слова так называются – однозначные и многозначные. Рассмотрите схему на интерактивной доске:
Слова
Однозначные Многозначные
- Какие бывают слова? - Что такое ОДНОЗНАЧНЫЕ слова - Что такое МНОГОЗНАЧНЫЕ слова? 2.Выполните задание.
|
Учащиеся работают в парах. Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют задание на карточках. Работают со схемой.
- однозначные и многозначные - Однозначные слова имеют только одно значение
-Многозначные слова – это слова-близнецы, они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные предметы. |
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Регулятивные: учиться высказывать свое предположение (версию) на основе предложенного материала;
|
ТСО (интерактивная доска) Учебная презентация Раздаточный материал (карточка) |
|||||||||
6 |
Самостоятельная работа с самопроверкой. Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.
|
2) Индивидуальная работа На интерактивной доске записаны слова На магнитной доске слова (2 человека) Раздели слова на 2 группы и запиши в два столбика: Книга, ключ, шорты, фломастер, язык, корень, дорога, рис. - На какие 2 группы вы их разделили? 3) Самомопроверка - Проверьте, правильно ли вы выполнил задание, правильные варианты ответов написаны на интерактивной доске. -Встаньте те, у кого совпадает.
|
Самостоятельно работают в тетрадях.
однозначные и многозначные
Сверяют запись с интерактивной доской. |
Регулятивные: контроль и коррекция учебных действий. понимать учебную задачу.
|
ТСО (интерактивная доска, документ-камера)
Учебная презентация
Раздаточный материал
|
|||||||||
7 |
Включение новых знаний в систему знаний. Включение «открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
|
Работа в парах, игра «Найди пару» - Прочитайте многозначные слова. Докажите, что они многозначные, соединив линиями слова с рисунками. Кисть, ручка, бабочка, петушок, серёжки, труба, карта Ребята выполняют работу на листочках за партами, а потом сверяют с интерактивной доской. - Как называются все эти слова? - Почему? - Проверка, самооценка. Нарисуйте в верхнем углу листа смайлик, сели все у вас получилось без ошибок, то смайлик будет улыбаться Если вы все же допустили несколько ошибок, то смайлик будет грустным
|
Работают в парах. Отвечают на поставленные вопросы. Беседуют.
многозначные
- Проверка с интерактивной доской, самооценка. Рисуют смайлики |
Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний |
ТСО (интерактивная доска, документ-камера)
Учебная презентация
Раздаточный материал
|
|||||||||
8 |
Научиться применять приобретенные знания в жизни. Научиться применять приобретенные знания в жизни.
|
Тест (работа в парах) «Лови ошибку» (развитие функциональной грамотности) 1.Многозначные слова – это … А) слова, у которых одинаковый корень Б) слова, близкие по смыслу В) слова, имеющие несколько значений Г) слова, противоположенные по смыслу
2.Выбери многозначное слово: А) кисть Б) журчит В) рука Г) дерево
3.Выбери однозначное слово: А) гребень Б) ручка В) язык Г) спортсмен
4. Выбери лишнее значение слова ключ: А) ключ для отпирания замка Б) ключ к загадке В) нотный ключ Г) солнечный ключ
-Проверка теста. Находят ошибочные ответы на поставленные утверждения. -Оценивают работу своей пары.
|
Работают в парах. Находят в тесте ошибки, исправляют из. Выводят свои ответы на правильные. Проверяют. Оценивают работу своей пары.
|
|
ТСО (интерактивная доска)
Учебная презентация |
|||||||||
9
|
Рефлексия учебной деятельности. Осмыслить действия и поведение учащихся на уроке. Выявить уровень осознания содержания пройденного материала. Подвести итог урока, планировать дальнейшую деятельность.
|
-Сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу
|
Подводят итог урока. Отвечают на вопросы. Читают фразеологизмы, выбирают тот, который подходит им для подведения итога, встают в угол определенного цвета.
|
Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование адекватной самооценки;
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Регулятивные: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
|
ТСО (интерактивная доска)
Учебная презентация |
|||||||||
10
|
Домашнее задание. Учить ведению дневника.
|
Работа на Учи.ру. Задание от учителя. |
Записывают д/з в дневники и слушают объяснение дом. задания
|
Коммуникативные: слушать и понимать речь других
|
ТСО (интерактивная доска)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.