Урок русского языка по теме "Родственные слова". 1-й класс.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: познакомить с понятием «родственные слова».
Задачи:
предметные
· организация деятельности по упражнению в выборе родственных слов, соответствующих выявленным признакам;
· формирование умения выделять общую часть в родственных словах;
· развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;
· развитие навыков оценки и взаимооценки выбора языковых средств устного общения;
метапредметные
· освоение и активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
· развитие умения на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов;
· развитие умения анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
· развитие навыков общения, умения считаться с мнением других и договариваться в различных ситуациях.
Ход урока
1. Организационный момент.
С добрым утром. Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать. (Слайд 2)
- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Поприветствуйте гостей.
2. Минутка чистописания.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь. (Слайд 3)
- Запишите в тетрадях число, классная работа.
- Отгадайте загадку:
Длинная шея
Красные лапки.
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь) (Слайд 4)
- С какого звука начинается слово гусь? Дайте характеристику звуку. Какой буквой обозначается этот звук? Какую букву будем писать на минутке чистописания?
Дети записывают в тетрадях:
Г г Гг гу гусь
3. Актуализация изученного материала.
- Сколько букв и звуков в слове гусь
Почему в этом слове 4 буквы, а звука 3?
- Расшифруйте ребус: 7 Я (Слайд 6)
- Ребята, а что такое семья? (Слайд 7).
- У каждого из вас дружные, крепкие семьи, есть родственники. У одних большая семья, у других маленькая. Но если внимательно присмотреться к каждой семье, то можно увидеть сходства между родственниками. Какие?
4. Изучение нового материала.
- Как вы считаете, а у слов есть родственники?
- Послушайте, историю про гуся. Подумайте, есть ли в этом рассказе “ родственники”?
Гулял он однажды со своей семьёй и встретил на поляне незнакомую даму (Слайд 8). И вот какой разговор между ними произошёл.
«Родственники» (по С.Иванову)
- Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я – ваша тётка – гусеница.
- Все ли герои этой истории родственники? Почему? (Гуси – домашние птицы, гусеница – личинка бабочки)
- Запишем слова: гусь, гусыня, гусята. Что можно сказать о значении данных слов? (все слова сходны по значению)
Гусь - крупная дикая и домашняя птица с длинной шеей.
Гусыня – самка гуся
Гусята- детеныши гуся
- Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в русском языке.
- Как вы думаете, как называются такие слова?
- Правильно, слова, которые мы записали, называются родственными.
- Кто готов определить тему урока? (Тема записывается в тетрадь) (Слайд 9)
- А какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Слайд 10)
- Давайте подумаем, какие слова называются родственными? (Слова имеют общую часть и сходны по значению – (Слайд 11)). Так слово гусеница – родственное или нет? Ведь в нём тоже есть часть – гус? Какой вывод можно сделать? (Важно, чтобы общая часть слов обладала одинаковым значением).
5. Первичное закрепление.
1. Работа по учебнику: с.69 упр. 24 .
- А сейчас давайте немного поиграем.
Физкультминутка
Я буду называть пары слов, если они будут родственными - хлопаем в ладоши над головой, если я назову пару слов, которые не являются родственными, вы киваете головой. Будьте внимательны!
лес – лесник кот
– котик
река – плот обед – стол
сад – садовый гриб – грибок
поле – полюшко дом – домик
дом – дым стена – гвоздь
соль – солонка
2. Самостоятельная
работа
- Молодцы! Вместе хорошо поработали! А как проверить хорошо ли вы усвоили новую тему?
Правильно! Выполняем работу самостоятельно.
- У вас листок с рисунками домиков. У домиков записаны слова. Соберите семью родственных слов в свой домик. Пользуясь простым карандашом. Поселите в домики родственные слова.
вода грибок гном водяной грибник гномик водичка гриб
Проверьте по эталону (Слайд 13)
- Если правильно выполнили, поднимите зеленый квадратик , если неверно – красный.
Физкультминутка (под музыку) (Слайд 14)
6. Применение новых знаний.
1. Образование новых слов:
- А теперь попробуем сами образовать родственные слова от слова рыба (устно):
· назовите одним словом: небольшая, мелкая рыба – рыбка, рыбёшка;
· рыбная ловля – рыбалка;
· человек, занимающийся рыбной ловлей – рыбак;
· ловить рыбу – рыбачить.
- Какая общая часть в этих словах?
2. Работа в парах
- А теперь поработаем в парах.
Найдите лишнее слово в каждой строчке, запишите только родственные слова, выделите общую часть.
Горка, гора, горит.
Сосна, сосновый, сосулька.
Лиса, листок, лисичка.
- Оцените свою работу. Если правильно выполнили, поднимите зеленый квадратик , если неверно – красный.
7. Итог урока
- Итак, с какими словами мы сегодня познакомились? Какие слова называются родственными?
Родственные слова:
1) Сходны по смыслу;
2) Имеют общую часть с одинаковым значением
8. Рефлексия
- Оцените свою работу на этом уроке с помощью ладошек. (Слайд 16)
Кто усвоил тему, может объяснить товарищу маме, поднимите красную ладошку.
Кто понял, но не может пока объяснить – желтую;
Если у вас есть сомнения – зеленую.
Вы хорошо поработали! Спасибо! (Слайд 17)
вода грибок гном водяной
грибник гномик водичка гриб
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
вода грибок гном водяной
грибник гномик водичка гриб
Горка, гора, горит. Сосна, сосновый, сосулька. Лиса, листок, лисичка.
|
Горка, гора, горит. Сосна, сосновый, сосулька. Лиса, листок, лисичка.
|
Горка, гора, горит. Сосна, сосновый, сосулька. Лиса, листок, лисичка.
|
Горка, гора, горит. Сосна, сосновый, сосулька. Лиса, листок, лисичка.
|
Горка, гора, горит. Сосна, сосновый, сосулька. Лиса, листок, лисичка.
|
Горка, гора, горит. Сосна, сосновый, сосулька. Лиса, листок, лисичка.
|
Горка, гора, горит. Сосна, сосновый, сосулька. Лиса, листок, лисичка.
|
Горка, гора, горит. Сосна, сосновый, сосулька. Лиса, листок, лисичка.
|
Горка, гора, горит. Сосна, сосновый, сосулька. Лиса, листок, лисичка.
|
Горка, гора, горит. Сосна, сосновый, сосулька. Лиса, листок, лисичка.
|
Горка, гора, горит. Сосна, сосновый, сосулька. Лиса, листок, лисичка.
|
Горка, гора, горит. Сосна, сосновый, сосулька. Лиса, листок, лисичка.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.