Урок № 1, 2
Тема урока: Знакомство с учебной программой. Русский язык – один из развитых языков мира.
Цель: формирование знаний о языке как о системе, обладающей огромной лексической базой, которая требует вдумчивого изучения.
Задачи:
образовательные: довести до сознания учащихся понятие «развитой язык»; обогащать речь учащихся лингвистическими терминами, знакомить с орфоэпическими нормами словоупотребления, учить строить тексты-рассуждения на лингвистическую тему;
развивающие: развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей в языковых явлениях, развивать речевые умения и навыки через комментарий высказываний на лингвистическую тем;
воспитательные: воспитывать интерес к родному языку и урокам русского языка;
УДД
Познавательные:
-понимать содержание прочитанного, извлекать информацию исходя из заданного вопроса;
-формировать умение решать учебные задачи через осознание цели, способов и средств организации познавательной деятельности.
Логические:
-формировать умение выделять существенные признаки в языковом явлении для квалификации данного явления.
Коммуникативные:
-развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Содержание урока.
1.Организационные моменты: приветствие, напоминание требований к уроку и ведению тетрадей.
2.Знакомство с учебником.
2.1.Рассмотрение обложки, форзацев, титульного листа.
2.2.Просмотровое чтение оглавления.
-Назовите разделы лингвистики, изучение которых вам предстоит в этом учебном году. Какие ещё разделы науки о языке вы изучали в 5-ом классе?
-Перечислите части речи, которые изучаются в 6-ом классе в разделе «Морфология». Сведения о каких ещё частях речи вам известны?
-Обращаю ваше внимание на то, что материал по каждой части речи, изучаемой в 6-ом классе, организуется одинаково: общее значение, словообразование, правописание, морфологические признаки (постоянные и непостоянные), синтаксическая роль и правила употребления в речи.
В приложении даются словарики, каждый из которых имеет своё назначение, и планы языкового разбора.
2.3.Восстановление в памяти сведений о значении условных обозначений, а также об организации и предъявлении материала в параграфах учебника.
-Используются специальные рубрики, с помощью которых вводится теория.
-Перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают на внимательное чтение и проверяют понимание прочитанного текста.
-Выделяются специальные типы упражнений.
-В учебнике есть репродукции картин, большое количество рисунков, фотографий. Зачем, по вашему мнению, они необходимы в учебной книге? Каково их назначение?
3.Основная часть урока. Работа по теме урока (беседа с учащимися о русском языке, его роли в жизни человека).
-Ребята, как вы думаете, для чего в школе изучается такой предмет, как русский язык? (Предполагаемые ответы детей: «Для того чтобы мы, русские люди, могли грамотно разговаривать и писать в родной стране на родном языке».)
-Совершенно верно. Ни один человек не может считаться по-настоящему образованным, если он не знает своего языка.
Работа с эпиграфом к первой теме «Русский язык – один из развитых языков мира».
-Прочитайте на странице 4 учебной книги высказывание К.Г. Паустовского о родном языке и выполните задание.
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
-Какое утверждение противоречит смыслу высказывания К.Г. Паустовского?
Любовь к родине невозможна без любви к языку.
Человек, равнодушный к родному языку, – дикарь.
Человек, равнодушный к языку, безразличен к истории своей страны.
Человек, безразличный к своему языку, заслуживает презрения.
(Ответы детей: «Противоречит смыслу высказывания Паустовского последнее утверждение: «Человек, безразличный к своему языку, заслуживает презрения»».)
-Объясните значение слова «презрение». (Ответы детей: «Крайнее неуважение».)
-Обратимся к тексту Паустовского. Прочитаем по предложениям:
(1) Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Подберите синонимы к словам «истинная», «немыслима». (Ответы детей: «Истинная – подлинная, настоящая, немыслима – невозможна».)
(2) Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Объясните значение слов «равнодушный», «дикарь». (Ответы детей: «Равнодушный – безразличный, дикарь – невежда, необразованный.) Подберите антоним к слову «равнодушный». (Ответы детей: «Заинтересованный».)
(3)Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
-Чем, по мнению К. Паустовского, объясняется безразличие человека к языку.
Обратите внимание на определение «полнейший» («полнейшим безразличием»), сравните его с прилагательным «полный». Какой смысл придаёт фразе словосочетание «полнейшее безразличие»? (Предполагаемые ответы детей: «Полнейшее безразличие – безразличие в наивысшей степени. В словосочетании «полнейшее безразличие» чувствуется авторская категоричность, отрицательная оценка людей, равнодушных к родному языку».)
Лексический повтор слова «безразличие» помогает писателю обратить внимание на то, что человек не должен быть равнодушным к своему языку, к истории своей страны.
Высказывание Паустовского дано в учебнике в качестве эпиграфа.
Эпиграф - это небольшой текст, цитата, пословица или поговорка в начале произведения, который помещается автором для выражения основной мысли книги, статьи в газете или журнале, либо его фрагмента.
-Как вы думаете, почему авторы учебника выбрали для эпиграфа именно это высказывание известного писателя? (Предполагаемые ответы детей: «Чтобы школьники, обучающиеся по их учебнику, не были равнодушными к русскому языку».)
Изучение русского языка в 6 классе начинается с темы «Русский язык – один из развитых языков мира». Что значит «развитой язык»? В тексте упражнения 1 объясняется данное понятие.
Чтение и комментирование каждого предложения.
1. Русский язык - один из богатых и развитых языков мира.
-Обратите внимание на ударение в словосочетании «развитóй язык», сравниваем его со словосочетанием «рáзвитый ребёнок».
Запишем в тетрадь.
РазвитОй язык – достигший высокой степени развития.
РАзвитый ребёнок - достигший определённого уровня умственного развития.
-Запомнить постановку ударения в данных словосочетаниях можно так.
РАзвитый ребёнок – Умный ребёнок. Ударение в обоих словах на первом слоге.
Если язык, то развитOй: «Я» – последняя буква алфавита.
2.Он звучен и мелодичен: в нём на сто звуков приходится примерно восемьдесят звуков с голосом – гласных и звонких согласных.
-Чем объясняется звучность и мелодичность языка? Приведите примеры звонких согласных. Назовите слова, полностью состоящие из гласных и звонких согласных звуков (Ответы детей.) Как вы понимаете слово «мелодичность»? (Предполагаемые ответы детей: «Музыкальность, певучесть».)
3. Русский язык располагает большим запасом слов.
-На настоящий момент времени в языке насчитывается около 500 тыс. слов.
4. В нём много синонимов. 5. С их помощью точно и ярко выражаются все оттенки мысли и чувства.
-Что такое синонимы? Приведите примеры, подтверждающие мысль, выраженную в 5 предложении. (Ответы детей.)
6. В русском языке много способов образования новых слов, и поэтому он обладает неиссякаемыми источниками пополнения своего словарного запаса.
-Какие способы образования новых слов вы знаете? Приведите примеры.
7. В русском языке, говорил Николай Васильевич Гоголь, «все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».
-Что вы знаете о Н.В. Гоголе? Как вы понимаете его высказывание о русском языке? (Ответы детей.)
-Выясним, что представляет собой текст по структуре. В первом предложении высказывается мысль, утверждение, что русский язык – один из развитых языков в мире. Что происходит далее? Далее эта мысль автором текста К. Паустовским доказывается. Как строится доказательство? Автор приводит аргументы, доводы, подтверждающие справедливость высказанного в начале утверждения. Сколько он приводит аргументов? В конце делается обобщение, приводится высказывание Н.В. Гоголя, русского писателя, о языке. В словах Гоголя заключена та же мысль, что и в ходе всего доказательства основной идеи, что «русский язык – один из развитых языков мира».
Итак, текст Паустовского имеет следующую структуру. Как называются тексты подобной структуры? (Ответы детей: «Тексты-рассуждения».) Запишите схему в тетрадь.
-Прочитаем высказывания о языке известных писателей и прокомментируем их.
1. Русский язык необыкновенно богат. (В. Белинский)
-Как вы понимаете слово «необыкновенно»? (В.Г. Белинский – известный литературный критик, живший в 19 веке.)
2. Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. (К. Паустовский)
-Каким словосочетанием Паустовский подчёркивает богатство русского языка? (Ответы детей: «Великое множество».) Как вы понимаете смысл словосочетания «хорошие слова»? Послушайте два стихотворения, в которых встречается это словосочетание.
Э.
Асадов
То
ли мы сердцами остываем,
То
ль забита прозой голова,
Только
мы всё реже вспоминаем
Светлые
и нежные слова.
Впрочем,
сколько человек ни бегает
Средь
житейских бурь и суеты,
Только
сердце всё равно потребует
Рано
или поздно красоты.
И
не очень это справедливо –
Верить
в молчаливую любовь.
Разве
молчуны всегда правдивы?
Лгут
ведь часто и без лишних слов!
Чувства
могут при словах отсутствовать.
Может
быть и всё наоборот.
Ну
а если говорить и чувствовать?
Разве
плохо говорить и чувствовать?
Разве
сердце этого не ждёт?
Что
для нас лимон без аромата?
Витамин,
не более того.
Что
такое небо без заката?
Что
без песен птица? Ничего!
Пусть
слова сверкают золотинками,
И
не год, не два, а целый век!
Человек
не может жить инстинктами,
Человек
– на то и человек!
И
уж коль действительно хотите,
Чтоб
звенела счастьем голова,
Ничего-то
в сердце не таите,
Говорите,
люди, говорите
Самые
хорошие слова!
Бундур О.С.
Хорошее слово
Папа
сидит,
На меня не глядит,
Сидит и сидит, читает,
А, может, сидит, мечтает.
И я говорю:
-
Будь добр,
Мне хочется чаю…-
И папа встаёт
И чаю мне наливает,
И добрым становится снова.
Что значит хорошее слово!
3. Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А. Куприн)
-Как вы понимаете выражение «в умелых руках и в опытных устах»? (Предполагаемые ответы детей: «В письменной и устной речи людей, хорошо владеющих словом».)
-Назовите грамматическую основу в предложении.
Русский язык красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
-Как данные высказывания о языке соотносятся с характеристиками языка, данными Куприным? ((Предполагаемые ответы детей: «Язык не только средство общения, но и средство воздействия на эмоциональную сферу человека», «При помощи языка самую сложную мысль можно сформулировать просто, доступно, красиво», «Как скульптор придаёт изящную форму куску глины, так и писатель при помощи языка создаёт художественный текст, который воздействует на читателя не столько тем, что сказано, сколько тем, как сказано».)
4. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И. Тургенев)
-Как характеризует русский язык Тургенев? (Предполагаемые ответы детей: «Русский язык прекрасный, это клад, достояние».)
-Слово «достояние» имеет два значения: прямое: имущество, собственность; переносное: духовные ценности.
-Язык – ценность, переданная нам нашими предшественниками, поколениями, жившими до нас. Каким словом называют то, что передаётся от людей старшего возраста потомкам? (Ответы детей: «Наследство, завещание».)
-Язык, по мнению Тургенева, духовное наследие. В сочетании с прилагательным «духовное» принято употреблять слово «наследие», а не «наследство». А то, что завещано, надо беречь. Поэтому Тургенев обращается к читателям с призывом: «Берегите»
-Закончите предложение и запишите его в тетрадь.
Русский язык – один из развитых языков мира, так как….
Выполним упражнение № 3.
Задание. Спишите высказывание о языке писателя К. Паустовского из упр. 2. Используя это высказывание как тезис, постройте рассуждение. Приведите примеры из произведений художественной литературы.
Вспомним структуру текста-рассуждения. Тезис уже определён: «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (К. Паустовский.)
-Какие аргументы можно привести для доказательства тезиса?
На слайде - образцы сочинений. Перепишите их в тетрадь, заменяя многоточие подходящими по смыслу словами.
Хорошие слова –это добрые слова, нежные слова, помогающие человеку выражать чувства: «Мамочка, папулечка, бабулечка, дедулечка,….». Сколько любви, нежности в этих обращениях!
Хорошие слова – это тёплые слова, которые в трудную минуту поддерживают человека, ободряют его, заставляют поверить в свои силы: «Не вешай нос! Всё будет хорошо! Это горе – не беда! Ты самый лучший – верим в тебя!....»
Хорошие слова – это мудрые слова, справедливые слова, правдивые слова: «…»
Хорошие слова – это красивые слова: «….»
4.Подведение итогов урока.
-Так в чём же заключается величие нашего родного языка?
Оцените СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответьте на вопросы:
1.Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?)
2.Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?)
3.Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?
4.Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
5.Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТОСДЕЛАТЬ?)
6.Осталось непонятным (ЧТО?)
7.Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
5.Домашнее задание: упр. 2 стр. 4-5. (Прочитать инструкцию по выполнению подобных упражнений на стр. 223.)
Оценочный лист (6 «В»)
Тема урока: «Русский язык – один из развитых языков мира»
03.09.2019
Фамилия, имя_______________________________________________________
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:
1.Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ______________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) _______________________________
________________________________________________________________________
3.Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТОСДЕЛАТЬ?)_____________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Осталось непонятным (ЧТО?) ___________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?) поставь себе отметку _______________________________
Отметка (замечание) учителя_____________________________________________
Оценочный лист (6 «В»)
Тема урока: «Русский язык – один из развитых языков мира»
Фамилия, имя_______________________________________________________
03.09.2019
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:
1.Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ______________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) _______________________________
________________________________________________________________________
3.Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТОСДЕЛАТЬ?)_____________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Осталось непонятным (ЧТО?) ___________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?) поставь себе отметку _______________________________
Отметка (замечание) учителя_____________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.