Урок русского языка в 4 классе по теме "Окончание. Роль окончания"
Оценка 4.7

Урок русского языка в 4 классе по теме "Окончание. Роль окончания"

Оценка 4.7
Работа в классе +1
docx
18.09.2024
Урок русского языка в 4 классе по теме "Окончание. Роль окончания"
Урок русского языка по программе "Перспектива даёт полную и ясную картину об окончании как изменяемой части слова.
Мой урок Окончание.docx

Конспект урока по русскому языку в 4 С классе

по теме «Окончание. Роль окончания в речи»

Дата проведения: 6.11.21, 2 урок

УМК: «Перспектива»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели: систематизировать знания об окончании как изменяемой части слова и  узнать о его роли в словосочетании и предложении; формировать умение  образовывать и распознавать формы одного  и того же слова, развивать умение находить  однокоренные слова и выделять корень;  наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.

Планируемые результаты:

Личностные:

·        Формирование мотивации к учебной деятельности, к сотрудничеству, успеху.

Метапредметные:

Регулятивные

·        Постановка учебной задачи, сформулированной вместе с учителем;

 овладение способами решения учебной задачи 

·         Владение основами контроля и самооценки.

Познавательные

·        Развивать внимание, способности к наблюдению.

·        Навыки работы с учебной информацией.

 

Коммуникативные

·        Развитие коммуникативных умений.

·        Планирование учебного сотрудничества в группах.

Предметные:

·        Формирование знаний о окончании как изменяемой части слова

·        Отработка умения образовывать формы одного и того же слова и обозначать его графически

Цели: 

- Для чего окончание служит;

- Согласовывать слова в предложении и словосочетании

 

 

 

                                                     Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 1.Орг. момент

Настрой на урок. Русский язык нужен всегда

Про него не забудь никогда.

Записываем число. Классная работа

 

Сегодня мы работаем под девизом, который мы с вами соберём.

На доске: начинается, с, успех, большой, малой, удачи(С малой удачи начинается большой успех.)

Хором прочитаем это предложение

- Как вы понимаете это выражение?

- Желаю вам маленьких удач, которые приведут к большим успехам в изучении русского языка!

Орфограммы в написании даты объясняет ученик.

Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.

Читают девиз вместе с учителем. Объясняют смысл выражения.

 

2. Актуализация знаний

 

1.Пишем и выполним и выполним синтаксический разбор предложения(грамматическая основа и части речи, характеристика предложения)

2.Блиц-опрос:

Из чего строятся предложения?

- Какие части слова вы знаете?

-Что такое слово?

Без чего не может существовать слово?

- Как найти в слове корень? (подобрать однокоренные слова и выделить одинаковую часть слов)

- Какие слова мы называем однокоренными? Для чего они нужны?

Слайд 1

Выпишите формы одного и того же слова. Выделите ту часть слова, которой различаются эти слова.(Различение слов  однокоренных слова и  формы слова)

Слайд 2Сравним слова. В каком столбике собраны разные слова, а в каком изменения формы одного слова?

берёза

берёза

на берёзе

березняк

под берёзой

берёзка

берёзы

подберёзовик

В первом столбике слова отличаются окончаниями.

Основа слов одинаковая (берёз-).

Когда различны окончания – это формы одного слова.

Во втором столбике у слов различны основы (берёз-, березняк-, берёзк-, подберёзовик-).

Когда у слов различны основы – это разные слова.Эти слова однокоренные, так как у них одинаковый корень (-берёз-) и слова близки

Понаблюдаем ещё раз

Слайд3

Дорога, дорожный, дороги, придорожный, на дороге, у дороги, подорожник, над дорогой, дорожка, дороженька

Формы слова

Разные слова

дорога

дорожный

дороги

дорога

на дороге

придорожный

у дороги

подорожник

над дорогой

дорожка

 

дороженька

В первом столбике  различны окончания (-а, -и, -е, -ой), это формы одного слова.

Во втором столбике у слов различны основы (дорожн-, дорог-, придорожн-, подорожник-, дорожк-, дороженьк-), это разные слова.

Вы заметили, что во многих формах имени существительного окончание одно не справляется со своей работой по связи слов. Ему помогают предлоги.

Если есть предлог, то он вместе с окончанием образует форму имени существительного.

Итак, предлоги помогают связывать слова друг с другом.

1)1 ученик выходит к доске, разбирает предложение

2) Из слов,

 Единица речи, в которой заключено лексическое значение

без корня, приставка, суффикс, окончание, основа.

Корень

Ответы детей

(у которых одинаковый корень и  близкое лексическое значение)

 

.

- Остальные слова однокоренные; имеют общий корень и близки по лексическому значению.

- Проверяемая безударная гласная в корне слова

3. Самоопре-деление к деятельности, формулировка темы и цели урока.

Какая же форма слова является начальной?

Прочитайте текст на доске и найдите формы одного слова.

Журавль – самая высокая птица. Ноги длинные, шея длинная. Нос и тот длинный. А голос зычный – за три километра слыхать. (По Н. Сладкову)

длинные (какие?)

длинная (какая?)

длинный (какой?)

Это формы одного слова, так как различны окончания

ОДНА ИЗ ФОРМ ЯВЛЯЕТСЯ НАЧАЛЬНОЙ.

У каждого слова есть первая,начальная форма, с которой начинаются его изменения. По ней обычно слово и называют.

Н.ф прилагательного отвечает на вопрос Какой? – длинный, зычный. Эти прилагательные в начальной форме.

Н.ф. сущ-го-это форма ед.ч,которая отвечает на вопрос Кто? Или Что? Кто? – журавль, птица, что? – шея, нос, голос

Н.ф. глагола отвечает на вопрос Что делать?

Чтобы поставить глагол в начальную форму, нужно выполнить команду одного из этих вопросов.

Что делать? – слыхать.

Поставим слова в начальную форму. Сначала зададим вопрос и определим часть речи.

За крыльцом – за чем?, имя сущ., что? – крыльцо.

Синяя – какая?, имя прил., какой? – синий.

Придумывает – что делает?, глагол, что делать? – придумывать.

Придумает – что сделает?, глагол, что сделать? – придумать

 

Вам, наверное, интересно узнать, что не все слова имеют окончания.

Например, не имеют окончаний существительные, которые не меняются: метро, пальто, кино, пианино, шоссе и другие.

Не имеют окончаний глаголы в начальной форме. Что делать? прыгать, нести, печь. Что сделать? написать, принести, испечь.

И другие слова, с которыми вы познакомитесь в старших классах

Договорите, что уже знаете!

Окончание – это… (изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Часть слова без окончания называется… основой слова.

У каждого слова есть первая, начальная… форма, с которой начинаются его изменения.

 Сформулируйте тему урока. 

- Поставим цели на урок:

ü  Как правильно выделить окончание;

ü    Понять, для чего оно служит;

ü  согласовывать слова в предложении и словосочетании.

 

 

- Одинаковое лекс.значение.

 

 

 

- Нет.

- Имеют одно лекс. значение.

- Число, конец слова

 

 

 

- Формы слова. Окончание.

 

Постановка целей

 

 

 

 

 

Диктует ученик, окончание, ударение, орфограмма

 

 

- Изменяемая часть слова

4. Изучение нового.

- А для чего служит окончание, узнаем, выполнив задание.

Слайд 5

- Прочитайте предложения на слайде.

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).

- Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?

- Запишем, изменяя форму слова и объясняя орфограммы. Первое предложение комментирует…. Второе предложение комментирует… и т.д.

 

- Что изменили у слов в скобках?

- Лексическое значение от этого изменилось?

- А что изменилось?

- Для чего нужно было изменять окончание в слове дача?

- Для чего служит окончание?

Вывод

- Так что такое окончание? Для чего оно служит?

 

 

 

 

- Изменить форму слова.

 

 

 

 

 

 

 

- Окончание.

- Нет.

- Форма слова. Окончание.

- Чтобы связать слова в предложении. Служит для связи слов.

 

 5. Физ. минутка

Физминутка с заданием. Найдём существительные определим окончания

Физическая разминка

6. Первичное закрепление нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Работа по теме урока ( в группе)

Работать будем по учебнику, применяя полученные знания.

Откройте учебники на с. 108 Упр.191 Прочитайте текст (читают самостоятельно).

- О чем этот текст? Какие выделенные слова увидели? Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разное?  А что обозначает это слово? Что изменяется в выделенных словах?

Вывод: значит - это форма слова или родственные слова?

 Когда в словах меняется только окончание, то это формы одного и того же слова. Следовательно, окончание образует формы слова. Сделаем вывод!

На доске:

Окончание

1.Изменяемая часть слова.

2Служит для связи слов в предложении

3.Образует формы слова.

 - А сейчас я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека. Возьмите карточку.

Петя, играть, мелодия, вальс.

- Что видите? Что предлагаете сделать? (составить предложение)

- Что для этого нужно сделать? 

К доске вызывать и записывать предложение.

- Выдели корень в тех словах, в которых меняли форму слова.

 

 

Самостоятельное чтение

Ответы детей

 

 

Выполнение упражнения самостоятельно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разбиваются на группы

Выполнение в группах

 

 

 

 

 

8. Игра « Да, нет»

- Докажите, что слова березовая и лампочка лишние.

- Вот мы и научились различать однокоренные слова от формы слова.

- Поиграем? Игра называется «Да - нет».  Я зачитываю утверждения, если согласны – поднимаем карточку «да», если не согласны – «нет».

1.Окончание - часть речи.  (нет)

2.Окончание служит для связи слов в предложении. (да)

3.Окончание - изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова. (да)

4.С помощью окончания образуются новые слова. (нет)

5.У одного и того же слова могут быть разные окончания. (да)

Модель Фрейер. Работа в группе

(На уроке вы узнали, что окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Часть слова без окончания называется основой слова.

У каждого слова есть первая, начальная форма, с которой начинаются его изменения.)

Видеосюжет на 1 минуту

 

Слайд

 

- Все остальные слова – формы слова, а это однокоренные для каждой группы.

9. Итог урока

- Подведем итоги. Над какой темой мы работали?

Какие цели на урок ставили? Мы их достигли? (отмечаем +)

Подведение итогов, ответы детей

10. Рефлексия

- Закончите предложения.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я попробую…

Ответы детей

11 Домашнее задание

С.111 Упр.3,4

Запись ДЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект урока по русскому языку в 4

Конспект урока по русскому языку в 4

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

В первом столбике слова отличаются окончаниями

В первом столбике слова отличаются окончаниями

Какая же форма слова является начальной?

Какая же форма слова является начальной?

Вам, наверное, интересно узнать, что не все слова имеют окончания

Вам, наверное, интересно узнать, что не все слова имеют окончания

Лексическое значение от этого изменилось? -

Лексическое значение от этого изменилось? -

Игра « Да, нет» - Докажите, что слова березовая и лампочка лишние

Игра « Да, нет» - Докажите, что слова березовая и лампочка лишние

Урок русского языка в 4 классе по теме "Окончание. Роль окончания"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Окончание. Роль окончания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2024