Конспект урока по русскому языку в 4 С классе
по теме «Окончание. Роль окончания в речи»
Дата проведения: 6.11.21, 2 урок
УМК: «Перспектива»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели: систематизировать знания об окончании как изменяемой части слова и узнать о его роли в словосочетании и предложении; формировать умение образовывать и распознавать формы одного и того же слова, развивать умение находить однокоренные слова и выделять корень; наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.
Планируемые результаты:
Личностные:
· Формирование мотивации к учебной деятельности, к сотрудничеству, успеху.
Метапредметные:
Регулятивные
· Постановка учебной задачи, сформулированной вместе с учителем;
овладение способами решения учебной задачи
· Владение основами контроля и самооценки.
Познавательные
· Развивать внимание, способности к наблюдению.
· Навыки работы с учебной информацией.
Коммуникативные
· Развитие коммуникативных умений.
· Планирование учебного сотрудничества в группах.
Предметные:
· Формирование знаний о окончании как изменяемой части слова
· Отработка умения образовывать формы одного и того же слова и обозначать его графически
Цели:
- Для чего окончание служит;
- Согласовывать слова в предложении и словосочетании
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||||
1.Орг. момент |
Настрой на урок. Русский язык нужен всегда Про него не забудь никогда. Записываем число. Классная работа
Сегодня мы работаем под девизом, который мы с вами соберём. На доске: начинается, с, успех, большой, малой, удачи(С малой удачи начинается большой успех.) Хором прочитаем это предложение - Как вы понимаете это выражение? - Желаю вам маленьких удач, которые приведут к большим успехам в изучении русского языка! |
Орфограммы в написании даты объясняет ученик. Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству. Читают девиз вместе с учителем. Объясняют смысл выражения.
|
||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний |
1.Пишем и выполним и выполним синтаксический разбор предложения(грамматическая основа и части речи, характеристика предложения) 2.Блиц-опрос: Из чего строятся предложения? - Какие части слова вы знаете? -Что такое слово? Без чего не может существовать слово? - Как найти в слове корень? (подобрать однокоренные слова и выделить одинаковую часть слов) - Какие слова мы называем однокоренными? Для чего они нужны? Слайд 1 Выпишите формы одного и того же слова. Выделите ту часть слова, которой различаются эти слова.(Различение слов однокоренных слова и формы слова) Слайд 2Сравним слова. В каком столбике собраны разные слова, а в каком изменения формы одного слова?
В первом столбике слова отличаются окончаниями. Основа слов одинаковая (берёз-). Когда различны окончания – это формы одного слова. Во втором столбике у слов различны основы (берёз-, березняк-, берёзк-, подберёзовик-). Когда у слов различны основы – это разные слова.Эти слова однокоренные, так как у них одинаковый корень (-берёз-) и слова близки Понаблюдаем ещё раз Слайд3 Дорога, дорожный, дороги, придорожный, на дороге, у дороги, подорожник, над дорогой, дорожка, дороженька
В первом столбике различны окончания (-а, -и, -е, -ой), это формы одного слова. Во втором столбике у слов различны основы (дорожн-, дорог-, придорожн-, подорожник-, дорожк-, дороженьк-), это разные слова. Вы заметили, что во многих формах имени существительного окончание одно не справляется со своей работой по связи слов. Ему помогают предлоги. Если есть предлог, то он вместе с окончанием образует форму имени существительного. Итак, предлоги помогают связывать слова друг с другом. |
1)1 ученик выходит к доске, разбирает предложение 2) Из слов, Единица речи, в которой заключено лексическое значение без корня, приставка, суффикс, окончание, основа. Корень Ответы детей (у которых одинаковый корень и близкое лексическое значение)
. - Остальные слова однокоренные; имеют общий корень и близки по лексическому значению. - Проверяемая безударная гласная в корне слова |
||||||||||||||||||||||
3. Самоопре-деление к деятельности, формулировка темы и цели урока. |
Какая же форма слова является начальной? Прочитайте текст на доске и найдите формы одного слова. Журавль – самая высокая птица. Ноги длинные, шея длинная. Нос и тот длинный. А голос зычный – за три километра слыхать. (По Н. Сладкову) длинные (какие?) длинная (какая?) длинный (какой?) Это формы одного слова, так как различны окончания ОДНА ИЗ ФОРМ ЯВЛЯЕТСЯ НАЧАЛЬНОЙ. У каждого слова есть первая,начальная форма, с которой начинаются его изменения. По ней обычно слово и называют. Н.ф прилагательного отвечает на вопрос Какой? – длинный, зычный. Эти прилагательные в начальной форме. Н.ф. сущ-го-это форма ед.ч,которая отвечает на вопрос Кто? Или Что? Кто? – журавль, птица, что? – шея, нос, голос Н.ф. глагола отвечает на вопрос Что делать? Чтобы поставить глагол в начальную форму, нужно выполнить команду одного из этих вопросов. Что делать? – слыхать. Поставим слова в начальную форму. Сначала зададим вопрос и определим часть речи. За крыльцом – за чем?, имя сущ., что? – крыльцо. Синяя – какая?, имя прил., какой? – синий. Придумывает – что делает?, глагол, что делать? – придумывать. Придумает – что сделает?, глагол, что сделать? – придумать
Вам, наверное, интересно узнать, что не все слова имеют окончания. Например, не имеют окончаний существительные, которые не меняются: метро, пальто, кино, пианино, шоссе и другие. Не имеют окончаний глаголы в начальной форме. Что делать? прыгать, нести, печь. Что сделать? написать, принести, испечь. И другие слова, с которыми вы познакомитесь в старших классах Договорите, что уже знаете! Окончание – это… (изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Часть слова без окончания называется… основой слова. У каждого слова есть первая, начальная… форма, с которой начинаются его изменения. Сформулируйте тему урока. - Поставим цели на урок: ü Как правильно выделить окончание; ü Понять, для чего оно служит; ü согласовывать слова в предложении и словосочетании. |
- Одинаковое лекс.значение.
- Нет. - Имеют одно лекс. значение. - Число, конец слова
- Формы слова. Окончание.
Постановка целей
Диктует ученик, окончание, ударение, орфограмма
- Изменяемая часть слова |
||||||||||||||||||||||
4. Изучение нового. |
- А для чего служит окончание, узнаем, выполнив задание. Слайд 5 - Прочитайте предложения на слайде. Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача). - Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? - Запишем, изменяя форму слова и объясняя орфограммы. Первое предложение комментирует…. Второе предложение комментирует… и т.д.
- Что изменили у слов в скобках? - Лексическое значение от этого изменилось? - А что изменилось? - Для чего нужно было изменять окончание в слове дача? - Для чего служит окончание? Вывод - Так что такое окончание? Для чего оно служит? |
- Изменить форму слова.
- Окончание. - Нет. - Форма слова. Окончание. - Чтобы связать слова в предложении. Служит для связи слов.
|
||||||||||||||||||||||
5. Физ. минутка |
Физминутка с заданием. Найдём существительные определим окончания |
Физическая разминка |
||||||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление нового материала
7. Работа по теме урока ( в группе) |
Работать будем по учебнику, применяя полученные знания. Откройте учебники на с. 108 Упр.191 Прочитайте текст (читают самостоятельно). - О чем этот текст? Какие выделенные слова увидели? Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разное? А что обозначает это слово? Что изменяется в выделенных словах? Вывод: значит - это форма слова или родственные слова? Когда в словах меняется только окончание, то это формы одного и того же слова. Следовательно, окончание образует формы слова. Сделаем вывод! На доске: Окончание 1.Изменяемая часть слова. 2Служит для связи слов в предложении 3.Образует формы слова. - А сейчас я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека. Возьмите карточку. Петя, играть, мелодия, вальс. - Что видите? Что предлагаете сделать? (составить предложение) - Что для этого нужно сделать? К доске вызывать и записывать предложение. - Выдели корень в тех словах, в которых меняли форму слова.
|
Самостоятельное чтение Ответы детей
Выполнение упражнения самостоятельно
Разбиваются на группы Выполнение в группах
|
||||||||||||||||||||||
8. Игра « Да, нет» |
- Докажите, что слова березовая и лампочка лишние. - Вот мы и научились различать однокоренные слова от формы слова. - Поиграем? Игра называется «Да - нет». Я зачитываю утверждения, если согласны – поднимаем карточку «да», если не согласны – «нет». 1.Окончание - часть речи. (нет) 2.Окончание служит для связи слов в предложении. (да) 3.Окончание - изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова. (да) 4.С помощью окончания образуются новые слова. (нет) 5.У одного и того же слова могут быть разные окончания. (да) Модель Фрейер. Работа в группе (На уроке вы узнали, что окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Часть слова без окончания называется основой слова. У каждого слова есть первая, начальная форма, с которой начинаются его изменения.) Видеосюжет на 1 минуту
|
Слайд
- Все остальные слова – формы слова, а это однокоренные для каждой группы. |
||||||||||||||||||||||
9. Итог урока |
- Подведем итоги. Над какой темой мы работали? Какие цели на урок ставили? Мы их достигли? (отмечаем +) |
Подведение итогов, ответы детей |
||||||||||||||||||||||
10. Рефлексия |
- Закончите предложения. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Я попробую… |
Ответы детей |
||||||||||||||||||||||
11 Домашнее задание |
С.111 Упр.3,4 |
Запись ДЗ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.