Урок русского языка в 4 классе, посвященный дню Матери Тема урока: « Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»
Оценка 5

Урок русского языка в 4 классе, посвященный дню Матери Тема урока: « Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
10 кл
13.10.2022
Урок русского языка в 4 классе, посвященный дню Матери Тема урока: « Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»
Тип урока Освоение нового материала Педагогические задачи Создать условия для ознакомления с правилом написания безударных окончаний имен существительных в родительном падеже; совершенствовать умение определять падеж имен существительных; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
урок русского языка ко дню Матери.doc

Урок русского языка в 4 классе, посвященный дню Матери

Тема урока: « Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с правилом написания безударных окончаний имен существительных в родительном падеже; совершенствовать умение определять падеж имен существительных; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные 
результаты

Познакомятся с правилом написания безударных окончаний имен существительных в родительном падеже; научатся писать безударные падежные окончания имен существительных в родительном падеже; указывать склонение и падеж имен существительных; выполнять морфологический разбор слова

Метапредметные УУД

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); участвовать в работе группы

Личностные 
результаты

Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

I. Организация начала урока

Что ж, все готово к празднику!

Так чего ж мы ждем?

Мы сейчас для мамочек

Урок покажем свой.

 

II. Актуализация знаний, необходимых

для изучения нового материала.

Видео-ролик

Притчи о матери

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:

- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?

Бог ответил:

- Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.

Ребенок задумался, затем сказал снова:

- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.

Бог ответил:

- Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.

- О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?

Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:

- Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.

Затем ребенок спросил:

- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?

- Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.

- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…

- Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.

В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:

- Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?

- Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама.

-Какая главная мысль притчи?

( Мама - самый светлый, самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь.)

- 25  ноября отмечаем праздник День матери.

Подобрать однокоренные слова к слову мама. Записать, выделить корень.

- А как вы называете свою маму? (ответы детей)

 Закончите предложение: Если мама рядом

Слайд Мама-это не роль. Это-счастье, это-смысл, это-ЖИЗНЬ!! Определите склонение

Как определить склонение?

Сценка “Падежи”

Обстановка: написано предложение “Родители велели Алине сходить за хлебом, а на сдачу разрешили купить конфет”.

Учитель. Артем, пойди-ка к доске и определи, в каких падежах употреблены все имена существительные.

Артем. Родители — это родительный падеж, по самому слову видно. Алине — именительный.

Учитель. А почему?

Артем Так имя же: Алина. За хлебом...(задумчиво, в недоумении) за хлебом...

Учитель. Ну-ну, решительнее,Артем.

Артем (радостно, с неожиданным озарением). За хлебом предложили сходить — предложный! На сдачу... Сдачу ей дали: это дательный.

Учитель .Антон, а как ты думаешь?.

Антон . Да что тут думать! “Конфет” осталось. Сказали бы ей, каких именно конфет, все было бы понятно. А так — она же выбирать будет два часа. Это какой простор для творчества! Творительный падеж, короче.

Учитель. Ну хватит. Тему вы не выучили, двойка.

Петров (грустно). Каждый день одно и то же. Всегда двойка, вечно Антон виноват. Видно, мой личный падеж — винительный.

Как думаете?

- Ребята, давайте поможем детям! ( сигналами)

Родители - И.п. велели Алине - Д.п. сходить за хлебом,- Т.п. а на сдачу -В.п. разрешили купить конфет.-В.п.

Молодцы!

- в этом предложении встретились падежи – близнецы И.п и В.п. как их различить?

- для чего надо правильно определять падежи? (чтобы правильно писать падежные окончания)

2. Приём «Верные и неверные утверждения».(толстые и тонкие вопросы)

Дети работают в тетрадях, отвечают на утверждения. («Да», «Нет», «?»)

1.В русском языке 6 падежей? (Да)

2.У каждого падежа 3 вопроса? (Нет)

3. В русском языке 3 склонения? (Да)

4.Начальная форма имени существительного это И.п., единственное число? (Да)

5.Имена существительные склоняются не только в единственном числе, но и во множественном? (Да)

6. У существительных в Р.п. ударные и безударные окончания пишутся по-разному? (Нет)

7. существительных в Д.п. ударные и безударные окончания пишутся одинаково? (Да)

- На все ли вопросы Вы смогли ответить? Почему? Что вызвало у вас затруднение?

(Дети выдвигают версии: Эту тему мы еще не изучали… С этой темой мы познакомимся сегодня на уроке.)

 

3. Самоопределение к деятельности

на слайде записана тема: “Правописание окончаний имен существительных в ... падеже”

выставляю карточки, дети рассматривают и комментируют их содержание

Кого? Чего? Где? Куда? Откуда?

 

От, до, из, у, без, для, около, вокруг, после, кроме

 

Значение:

- указывают на лицо или предмет, которому принадлежит другой предмет;

-на материал, из которого сделан предмет;

место совершения действия

 

Роль в предложении: второстепенный член

 

1-е склонение: -и -ы

2-е склонение: -а -я

3-е склонение: - и

- на какой падеж указывают сведения на карточках? (на родительный падеж)

- на какой карточке записаны сведения, которые нами ещё недостаточно хорошо изучены и требуют исследования? (на последней карточке)

- в чем состоит трудность при определении падежных окончаний имен существительных? (падежные окончания бывают ударные и безударные)

- сформулируйте задачи урока (познакомиться с правилами правописания окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения в родительном падеже)

4. Наблюдение над правописанием окончаний имен существительных в родительном падеже (работа в группах по рядам)

- запишите данные слова в Р.п., определите их склонение, выделите и сравните окончания.

  • 1-я группа: белка, земля, вода
  • 2-я группа: поле, конь, окно
  • 3-я группа: степь, тетрадь, рожь

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

белки

поля

степи

земли

коня

тетради

воды

окна

ржи

- в написании окончаний каких слов вы не сомневались? Почему? (земли, коня, степи - в этих словах окончания ударные, стоят в сильной позиции)

- а как поступить, если окончание безударное? (существует два способа проверки:

1) определить падеж, склонение существительного и вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в Р.п.;

2) подобрать существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием)

- сделайте вывод.

  • 1-е склонение: -и -ы
  • 2-е склонение: -а -я

3-е склонение: - и

Нет ни реки, ни лужи и ни мыши

Падеж родительный

Здесь И всегда мы пишем!

- вы сделали открытие, давайте посмотрим, так ли считают авторы учебника?

Работа по учебнику

С.107, Упр.191 работа с таблицей

- что вы знаете о Р.п.?

- каким способом проверены окончания имен существительных?

- объясните написание окончаний в предложении.

- почему окончания различны?

Запишите предложение в тетрадь М. Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. Вся гордость мира – от матерей!..»

Определите падеж и склонение

С. 108 Упр. 193 (Сергей Михалков “А что у вас?”)

- имена существительные какого склонения в Р.п. имеют окончание –и (1-го 3-го)

- от чего зависит выбор окончания? (после мягких согласных пишется –и, после твердых - -ы)

Вспомнить профессии из стихотворения –Кем работают ваши мамы?

Словарная работа

Инженер – специалист с высшим техническим образованием.

К истокам слова.

Слово произошло от латинского ингениум – “ум”, “изобретательность”. Слово инженер родственно слову гений.

Однокоренные слова: инженерство, инженерша (простонародное слово), инженерский, инженерный

Когда так говорят?

инженерша (простонародное слово) –

1) женщина-инженер,

2) жена инженера

инженерский – относящийся к инженеру, инженерам

инженерный –

1) технический,

2) связанный с деятельностью инженера

Предложения:

  1. А у Толи и у Веры – обе мамы инженеры.
  2. Столяру хорошо, а инженеру лучше,
    Я бы строить дом пошел, 
    Пусть меня научат.

Дифференцированная работа

 

1 группа –198 с 110. Составить и записать словосочетания

2 группа- повышенный уровень составить словосочетания

(2 скл. И.п.) от (1 скл.Р.п.), для (1 скл Р.п) от (1 скл Р.п).у (1 скл.Р.п) (1 скл И.п.) у(1 скл Р.п) есть (3 скл И.п)

VII. Итог уро-ка. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Что особенно заинтересовало вас во время урока? Подведение итогов урока

- Что надо знать, чтобы правильно написать окончание имен существительных в Р.п.?

- У каких существительных окончания в Р.п. одинаковые?

- Что было для вас сегодня легко?

- Что ещё трудно?

- Что показалось самым интересным?

 

 Что нового узнали на уроке?

К онтроль знаний Итогом нашей работы будет тест, он покажет, как вы научились различать родительный падеж от других . Выберите на карточках правильный ответ и подчеркните его.               Тест

I. На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

 Н). Кто? Что?          

 О). Кем? Чем?

П). Кого? Чего?    

Т). Кого? Что?

II. С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже?

 А) в, на, через          

В). к, по  

Я). у, из, до, около, без, для

III. Каким членом предложения является имя существительное в родительном падеже?

 А) подлежащим        

 Б). сказуемым

Т). второстепенным членом       

 IV. В каком падеже стоит выделенное имя существительное в пословице?

Нет милее дружка, чем родная матушка.

А) И.п.           

Ь). Р.п.

В). Т.п.  

 М). В.п

 

вам предлагаю написать синквейн о маме. ( на листочках)

сущ Мамочка
2 прил Добрая, ласковая
3 гл Помогает, любит, заботится
 предложение Самая красивая в мире.
 вывод Солнышко

Маму я свою люблю,
Ей подарок подарю.
(песня,  поделки в виде торта ) Вручение подарков мамам.

- Мамы вас любят и любят такими, какие вы есть. Они хотят, чтобы вы были всегда здоровы, добры и умны.

- Радуйте своих мам успехами в учёбе, спорте. И она скажет с гордостью: Это моя дочь такая умница. Это мой сын такой сильный.

- Помогайте маме, не ждите, когда она вас об этом попросит. Да просто чаще жалейте, обнимайте.

- Мама – это целый мир. Это ваш мир. Это душа вашей семьи.


Урок русского языка в 4 классе, посвященный дню

Урок русского языка в 4 классе, посвященный дню

Притчи о матери За день до своего рождения ребенок спросил у

Притчи о матери За день до своего рождения ребенок спросил у

День матери. Подобрать однокоренные слова к слову мама

День матери. Подобрать однокоренные слова к слову мама

Начальная форма имени существительного это

Начальная форма имени существительного это

Наблюдение над правописанием окончаний имен существительных в родительном падеже (работа в группах по рядам) - запишите данные слова в

Наблюдение над правописанием окончаний имен существительных в родительном падеже (работа в группах по рядам) - запишите данные слова в

С. 108 Упр. 193 (Сергей Михалков “А что у вас?”) - имена существительные какого склонения в

С. 108 Упр. 193 (Сергей Михалков “А что у вас?”) - имена существительные какого склонения в

Что было для вас сегодня легко? -

Что было для вас сегодня легко? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2022