Урок русского языка в 6 классе. Тема "Письмо"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Знакомство с видами писем и правилами их написания.
Иконка файла материала Откр тех карта.Письмо 6 классdoc.doc

 

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Письмо»

 

Цель:научить писать письмо со словами благодарности.

Образовательная: Познакомить учащихся со структурой письма, правилами его написания.

закрепить представление о  письме как о виде речевой деятельности;  познакомить          учащихся  с    речевыми  фразами выражения благодарности в письме; анализа писем по алгоритму; развивать орфографические и пунктуационные навыки

Развивающая: способствовать формированию навыка  написания личного письма-благодарности с использованием речевых фраз благодарности,

Воспитательная: воспитывать любовь к языку, уважение к человеку, развивать умение пользоваться правилами вежливого обращения. способствовать формированию  уважительного и благодарного отношения к учителям, к друзьям и окружающим нас людям .

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные:учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила; понимать роль писем в жизни человека.
  • Метапредметные:  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;
  • Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.

Развиваемые УУД:

  • Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • Регулятивные: планировать свою деятельность, осознавать свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
  • Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма.

Формируемые УУД:

Личностные: 

·        устойчивый познавательный интерес к русскому языку;

·        стремление к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные:

·       формулировать собственное мнение;

·       осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.

·       способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

Познавательные:

·       поиск и выделение необходимой информации;

·      извлечение необходимой информации из текста;

·       Анализ текста, умение      доказывать  свою точку зрения.

.

Регулятивные:

·        планирование самостоятельного выполнения заданий;

·        способность к планированию, контролю и коррекции предметной (учебной) деятельности и собственной познавательной деятельности; оценивание продукта своей деятельности по заданным критериям, заданным способом.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, парная, групповая.

Ученики будут учиться :

 

·         навыкам работы с учебной книгой, словарями, проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

·        адекватно понимать,  комментировать тексты;

·        участвовать в диалогическом общении.

 

Учащиеся получат возможность: самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;

Оборудование: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, листы бумаги, учебник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта предметного занятия по русскому языку

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Организационный момент.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

1 мин.

Приветствие. 

 Здравствуйте!

- Какие чувства это слово   вызывает в человеке? (Поднимает  настроение, становится радостнее, светлее на душе)

- Что означает слово «здравствуйте». От какого слова оно произошло?

(« Здравствуйте» – приветствие при встрече (здравствуйте – здравие – здоровье).

-  И я желаю вам   и нашим гостям крепкого здоровья .

- А в письменной речи, где можно встретить  это слово «здравствуйте»?   (в письме)

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать и Познавательные: осознают познавательную задачу.

 

II.  Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.

5 мин.

- А я к вам сегодня пришла на урок не с пустыми руками. Знаете, что это? (показывает конверт с письмом)

- Когда вы или  ваша семья получила последнее письмо?
- Кому оно было адресовано и от кого вы его получили?
- Какое это было письмо? О чем в нем говорилось?
- В вашей семье любят писать письма?

 

Выслушав вас, я поняла, что личные письма в наш стремительный век стали редкостью. Как вы думаете, почему?

К сожалению, сегодня писать письма не модно. Утрачено искусство письма. А ведь когда-то наши соотечественники умели и любили писать. Их письма становились оригинальными художественными произведениями.

- А кто мог написать вам  это письмо?

- Оно адресовано 6 б классу. Вы не против, если  мы все узнаем его содержимое?

Дорогие, милые мои шестиклассники.

   Давно  не встречались с вами. Как вы учитесь в 6 классе?  Чему научились? Какие достижения порадовали вас, ваших близких, Татьяну Павловну?

   Прошло совсем немного времени с тех пор, как мы с вами расстались, но дни, проведенные  с вами вместе, останутся в памяти самыми  счастливыми. Я поистине благодарна вам, за то, что вы научили меня искренности,  доброте  и оптимизму. Я всегда удивлялась вашим  шалостям, хотя и была строга с вами.

    Сейчас я радуюсь, когда слышу о вас хорошее, грущу и переживаю, когда у вас возникают трудности в учебе и во взаимоотношениях. Будьте добры и ответственно относитесь к учёбе. Я всегда буду помнить вас!

 5.12.2017           С любовью и благодарностью. Ваша первая учительница  Ксения Сергеевна.

Р.S. Надеюсь встретиться с вами на новогоднем празднике!

- Вот такое трогательное письмо.    Кто  вам его мог написать?

- Какие чувства вы испытываете после прочтения этого письма?

-Приятно ли получать такие письма?

- Какое чувство  главное в этом письме?

-- А что такое «благодарность»?

Давайте проверим правильность определения. Как это можно сделать? Кто проверит?

(Ищет в словаре - Благодарность – чувство признательности за сделанное добро, оказанное внимание, услугу).                                                                                                          

 - А пока давайте как образовалось это слово.

(Благодарность    -     благо  дарить.  (слож. основ)

-А что такое благо?  Добро (радость, счастье, понимание, уважение..)

-  Так о  каких письмах мы  будем говорить на уроке? Сформулируем тему урока : (Письмо-благодарность

пишем на доске и в тетради)

 - А вы умеете выражать  благодарность? Поднимите руку те, кто сможет правильно написать письмо – благодарность.

Я вижу не все ребята уверены. Я хочу, чтобы вы все умели оформлять  письма со словами благодарности.

Ведут диалог.

Слушают, размышляют над прочитанным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рождение мотивации.

 

Работа со словарём

 

 

 

 

 

Разбор слова(морфологический и словообразовательный)

 

 

Определяют тему.

Записывают в тетрадях дату и тему урока.

 Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание,  имеют мотивацию к учебной деятельности.

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; самостоятельно формулируют тему и цели урока, ставят учебную задачу

 

 Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

.

III.. Актуализация   знаний.

Цель этапа: актуализация и углубление изученного.

5-7 мин.

 

Слайд-письмо Ксении Сергеевны

Чему хотите научиться?

-Что для этого нужно узнать на  уроке?

-Какую  цель мы поставим на этот урок?

(говорят- прикрепляю на доску)

Цель: У части письма

Научиться писать письмо-благодарность.

- Что для этого будем делать? Каков будет ваш план работы?

1. Познакомиться со структурой  письма.

2.Подобрать слова-благодарности.

3.Написать письмо.

4. Оценить правильность его написания.

 

- Как будете работать? Выполнить первое действие, какой способ выберите( сам-но, в паре, в группе)

- Малая группа получает инструкцию по работе с заданием.(выбирают- сами или на основе письма, или по учебнику)

Инструкция:

  1. Прочитайте полученные материалы.
  2. Распределите их в нужном порядке, чтобы получилось благодарственное письмо.
  3. Представьте результат работы.
  4. Оцените свою работу.

 

А для того, чтобы оценить правильность работы, нам понадобятся карты оценки. Они у вас на столах.

Время работы – 1 минута.

Соберите письмо.

Структура письма:

Обращение\приветствие (Пишется в середине строчки с большой буквы).

Вступление( интерес к жизни человека, вопросы)

Основная часть ( благодарность за…)

Заключение (выражение уважения, любви, пожелания)

Дата (слева) Подпись (справа).

Постскриптум.(P. S)

 

- Спасибо выступающим. Оцените свою работу. Справилась ли ваша пара  с заданием? Что было сложного?

- Оцените свою работу на листе контроля.

Запись  цели.

Отвечают на вопросы.

Составляют план действий.

 

 

З, как пишется письмо.

Н.его писать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписывают карты оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации,    прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД:  умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

ФИЗМИНУТКА

1-2 мин.

- Структуру мы выяснили. Следующий этап?

- Что вам понадобится для  написания письма благодарности?

- Какие слова благодарности вы знаете? К сожалению, иногда мы просто не уделяем этому должного внимания, забываем сказать спасибо, благодарю. А ведь так важно быть чутким и внимательным к людям, которые оказывают нам внимание и поддержку.

- Хотите стать богаче? Оглянитесь вокруг. У вас есть 1 минута, чтобы создать копилку слов и фраз благодарности на доске.

(собирают приклеенные слова и фразы по всему кабинету: от всего сердца, горячо благодарю  тебя за , искренне благодарю Вас за.., признателен тебе за…, я Вам многим обязан, спасибо за.., очень прошу, заранее благодарен, как  я вам благодарен!) привет, здравствуйте, всего доброго, до скорого свидания. Прощай. Уважающий Вас, дорогой.., с уважением….уважаемая…, пока. Нижайший поклон)

Прикрепите выбранные вами слова к сердечку, а слова, которые не подойдут положите мне на стол.

Смотрите, какое богатство! Им мы будем владеть.

 

 

IV. Закрепление изученного материала.

 Цель этапа: зафиксировать новые знания.

8 мин.

-  Было бы невежливо, если бы вы  оставили его без ответа. Постарайтесь подобрать теплые, сердечные слова, чтобы ваше письмо могло согреть в холодный день. Напишите письмо. Подумайте, о чем в нем можно рассказать, чем поделиться, за что поблагодарить.

Готовы ли вы к написанию письма?. Когда надо написать ответ на полученное письмо? Вы правы- как можно скорее.

- Раз письмо написано всему классу. Значит, и ответ надо дать всем. Как будете работать?  Обратитесь к инструкции по выполнению задания. У вас есть 8 мин. на составление и написание письма. Через 8 мин. вы представляете свой вариант классу и решаете, берет ли вы его для ответного письма. Как поймете, что справились с заданием? Запишите критерии оценки на лист контроля:

Критерии оценивания:

1.      Есть обращение.

2.      Есть вступление

3.      Есть заключение.

4.      Есть слова благодарности.

5.      Есть дата и подпись.

6.      Письмо аккуратное.

7.      Грамотность.

Пишите красиво. Все ваши письма  передадим Ксении Сергеевне.

 

 

Личностные результаты:

развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, преобразовывать информацию.

 Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности. (обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания)

 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу,  адекватное понимание информации устного  сообщения.

 

V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

 

  

 

 

-А сейчас лидер и выступающий переходят в другую команду

1- 7 вид, 2-в 3.3-в 4 4- во 2. У вас 2 мин на оценку работы группы.

 

-Поблагодарите друг друга, используя выражения благодарности.

 

Работают в группах

Проверяют по критериям и оценивают.

1 команда представляет свой продукт+ оценка других.

Личностные УУД: самоопределение

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка.

VI. Итог урока (рефлексия деятельности).

Цель этапа:

оценить результаты собственной деятельности

 

- Чему вы научились сегодня?

- - Какие были трудности?

- Благодаря чему хорошо справились с заданием?

- Кого бы вы поблагодарила за работу на уроке?АПЛОДИСМЕНТЫ

-За что можно благодарить человека?

Благодарить – большое дарованье,
И в этом заключается успех.


Благодарность — прекраснейший из цветков души.

                                                                                                                                                                                                            Г. Бигер

 

- Покажите своё настроение большим пальцем рукию

 

 

Личностные: способность к самооценке, понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают работу на уроке.

Коммуникативные: формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения и обосновывают её.

 

 

VII. Домашнее задание.

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.

 

  С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями.
Так давайте же писать друг другу письма! И тогда, получив, его адресат улыбнется, а каждая улыбка это лучик нашего солнца.

 

Упр 244

Письмо близкому человеку

Письмо планете Земля

 

Сдаем листочки оценки и письма.

 

 

 

 

 

 Личностный результат УУД:

 формировать

привычку к самоконтролю.

Познавательные УУД:

применение полученных знаний на практике

 



Посмотрите также