Урок русского языка в 9 классе на тему: «Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по теме: «Сложносочинённое предложение»
Оценка 4.9

Урок русского языка в 9 классе на тему: «Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по теме: «Сложносочинённое предложение»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
03.04.2020
Урок русского языка в 9 классе на тему:  «Обобщение  и систематизация знаний, умений, навыков по теме: «Сложносочинённое предложение»
формирование знаний обучающихся о сложносочиненном предложении и постановке знаков препинания при них
Урок русского языка в 9 классе на тему СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.doc

Урок русского языка в 9 классе на тему:

«Обобщение  и систематизация знаний, умений, навыков по теме: «Сложносочинённое предложение»

Учитель русского языка и литературы Кабанова Наталия Григорьевна

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Вид урока: урок-практикум

Цель  урока: формирование знаний обучающихся о сложносочиненном предложении и постановке знаков препинания при них

Задачи:

обучающая:

- теоретический аспект – обобщить и систематизировать знания о ССП; повторить сведения из раздела орфоэпии, словосочетания, развития речи;

- практический аспект – отрабатывать ЗУН по ССП (умение находить сложные предложения, разграничивать их, расставлять знаки препинания, давать характеристику, чертить схему; работать с тестами, тестёром;

развивающая: развивать психические процессы (восприятие, воображение, внимание, память), умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции (сравнение, сопоставление, анализ, обобщение, выделение главного, умение сделать выводы, извлекать информацию на память);

- воспитательная: содействовать воспитанию познавательных интересов, активности, целеустремлённости, взаимовыручки, товарищества, дружбы;

 

Оборудование: компьютеры, опоры – слайды, раздаточный материал, репродукция картины художника Н.Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском».

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная, групповая

Эпиграф: Учиться – всегда пригодится (пословица)

 

 

 

Ход урока

1.     Оргмомент.

Приветствие, рассаживание, цель урока.

2. Комплексный анализ текста.

Текст на карточках у каждого учащегося. «Грибоедов с почетом был принят императором Николаем 1 награжден чином статского советника орденом и четырьмя тысячами червонцев был назначен на высокий пост полномочного министра в Персии. Выдающийся дипломат Грибоедов мог бы принести огромную пользу государству но все его последующие предложения и планы не были одобрены правительством. Грибоедов тяготился государственной службой уверял друзей что рожден для другого поприща но его заставили служить упрятали в « политическую ссылку».

Задания:

- Расставьте знаки препинания.

- Начертите схемы предложений.

 

3.     Орфоэпическая разминка. Цель: Заговори со мной,  и я скажу, кто ты (Объясните, как вы понимаете данное высказывание).

 

4.     Работа по теме.

Слайд № 1. Спишите, расставьте ударение в словах.

    Углубить, творог, поняла, понял, нефтепровод, обеспечение, красивее, звонит, кашлянуть, ходатайствовать.

 (углубить, творог, поняла, понял, нефтепровод, обеспечение, красивее, звонит, кашлянуть, ходатайствовать)

Слайд № 2. Тест №1

1. Слово с ударением на 2 слоге:

         A) Экскурс.         B) Менеджер.      C) Фарфор. D) Черпать. E) Форум.

 

2. Указать слово с ударением на 3 слоге:

         A) Ходатайствовать.       B) Плесневеть.            C) Обеспечение.     D) Верованье.                     E) Красивее.

 

Ключ: (1.С, 2.С)

 

Задание 1. Составить словосочетания со словами слайда №1, указав вид связи.

 

5.                 Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

- Что такое синтаксис?

- Какое предложение мы с вами изучаем в 9 классе?

 

Слайд № 3

Какое из утверждений верно?

Сложное предложение  - это

1.                 – простые  предложения, соединённые при помощи союзов и интонации;

2.                 -  сложные предложения могут быть осложнёнными;

3.                 – простые предложения в составе сложного обладают интонационной законченностью;

4.                 – сложными называются предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений, соединённых в одно целое по смыслу, интонационно и союзов.

 

Слайд № 4. Заполните ОК по теме: «Сложное предложение» (поставьте недостающее). Озвучьте ОК.

 

Слайд № 5. Практическая часть.

 1. Самостоятельно.  Выпишите  сложные предложения, укажите их вид. Докажите.

Вопросы: - По каким признакам вы определили вид предложений?               - Докажите, что указанное предложение Сложносочинённое 

 

Слайд № 6.    - На какие группы по значению делятся  Сочинительные союзы? Назовите их.

 

Распределительный диктант (взаимопроверка):

 А, но, вскоре,  и, до,  ни – ни, то.. то, за,  тоже, не,  или, также, с, однако, же, не только .., но и .., не то - не то, в, иль, зато, как  …, так и … .

    

 

Слайд №  7.  Проверка распределительного диктанта (ключ)

 

соединительные

противительные

разделительные

И, ни … ни, тоже, также, не только .. но и, как .. так и

А, но, однако, же, зато

То … то, или, иль, не то … не то

                    

Слайд № 8.  Найдите соответствия. Коллективно. Укажите ССП и  средство связи, знаки препинания.

              1.Друзей много                        близко живёт

 

              2.Дружные сороки и

         гуся съедят                             себя не щадить

 

              3. Дружба дружбой                 а друга нет

 

              4.Дружбу водить -                    а дружные  чайки и ястреба забьют                                                        

 

              5. Дружба от не дружбы           а служба службой

 

Синтаксический разбор предложения. (Коллективно)

 

- Друзей много, а друга нет (  противопост, сопоставл.? )  (Повест, невоскл, сложное, союзное, ССП, а – знач.сопост., сост из 2 .) 

 

Вопросы:

- Какие знаки препинания можно ещё поставить между частями ССП?

 

Слайд № 9.   Закончите правило.

              Тире поставлю в ССП, если …

              Запятую не поставлю в ССП, если …

              Точку с запятой  поставлю в ССП, если …

 

Слайд № 10. Компьютерное тестирование № 2 (в, а, а, а, в)

(Взаимопроверка)

              1. Тире поставлю в предложении:

              А) Дождь как будто на время затих зато гроза приближалась.

              В) Ещё напор  и враг бежит.

              С) Он стар он удручён годами.

              2. Тире не поставлю в предложении:

              А) Жжёт солнце слепит пыль жужжат оводы.

              В) он скажет  и все хохочут.

              С) Мгновенье  и музыка наполнила зал

              3. Запятую поставлю:

              А) Все флаги в гости будут к нам и запируем на просторе.

              В) Вокруг глухо жужжали шмели и трещали кузнечики.

              С) Когда Машу провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок.

              4. Запятую не поставлю:

          А) Зловещий блеск и пестрота дерев.

          В) Народ бросился подбирать деньги и дело  обошлось не без увечья.

          С) Я оставил Пугачёва и мы с Савельичем сели в сани.

          5. Запятую не поставлю:

          А) Посещение монаха вовсе было некстати но я старался уверить его в противном..

          В) Выскакиваю из саней, беру друга в охапку и тащу в комнату.

          С) Это было ему по сердцу и он гордился мной и за меня.

 

Разбор ответов тестирования № 2

 Тестирование № 3 (смотри тестёр № 1. –  А, В,В,Д)

 

Составьте текст из данных предложений.

 

 

Н.Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском»

              1. Выскакиваю из саней, беру друга в охапку и тащу в комнату.

              2. Это было ему по сердцу, и он гордился мной и за меня.

              3. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается.

              4. Как я узнал, что Пушкин в изгнании, во мне зародилась мысль непременно навестить его.

              5. Перед отъездом я встретился с А.И.Тургеневым, но он советовал не навещать поэта

              6. Посещение монаха было вовсе некстати, но я старался уверить его в противном.

              7. Время шло за полночь.

              8. Послышалось: «Прощай друг!»

              9. Сдерживая слёзы, молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани.

1. Прочитать предложения. Можно ли это назвать текстом?

- Почему нет?

- Что такое текст?

- Какова тема текста? Идея текста? Как бы вы его озаглавили?

(Дружба на все времена). Смотри репродукции с картины Ге

- Назовите ССП в данном тексте.

- Укажите смысловые отношения между частями ССП.

   С помощью каких союзов эти отношения выражаются?

 

Сочинение – миниатюра. Моё понимание дружбы

Чтение стих- я «Мой первый друг, …»

 

Тестёр 2.

 

Обобщение.

 

-  Над какой темой работали в течение урока?

-  Какие вопросы вызвали затруднение?

- В чем же своеобразие ССП? - Какие трудности испытывали при изучении этой темы? •Оценки учащимся за урок.

 

Д/З. 1. Составить тест из 10 вопросов по теме ССП

 


Урок русского языка в 9 классе на тему: «Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по теме: «Сложносочинённое предложение»

Урок русского языка в 9 классе на тему: «Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по теме: «Сложносочинённое предложение»

Ход урока 1. Оргмомент

Ход урока 1. Оргмомент

A) Ходатайствовать. B)

A) Ходатайствовать. B)

Слайд № 5. Практическая часть. 1

Слайд № 5. Практическая часть. 1

А, но, вскоре, и, до, ни – ни, то

А, но, вскоре, и, до, ни – ни, то

Какие знаки препинания можно ещё поставить между частями

Какие знаки препинания можно ещё поставить между частями

С) Это было ему по сердцу и он гордился мной и за меня

С) Это было ему по сердцу и он гордился мной и за меня

Сдерживая слёзы, молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани

Сдерживая слёзы, молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020