Урок "Семья как социальный институт и малая группа"
Оценка 4.7

Урок "Семья как социальный институт и малая группа"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл—11 кл
07.03.2023
Урок "Семья как социальный институт и малая группа"
Технологическая карта урока обществознания в 11 классе по теме "Семья как социальный институт и малая группа" по кейс-технологии. Приведены примеры кейсов.
Тема урока Семья как социальный институт и малая группа.doc

Тема урока: "Семья как социальный институт и малая группа"

Учитель: Баяндина Зоя Владимировна МБОУ "Дубровская СОШ" Оханского городского округа Пермского края.

Тип урока. Изучение нового материала.

Цели: 

 деятельностная: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – семья, брак, функции семьи, обязанности членов семьи;

воспитательная: умение работать в группах, способность  определению своей позиции по отношению к семье, формировать у обучающихся  осознание необходимости создания семьи.

Задачи: 

личностные – формирование умений применять знания по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений,  в общении с другими людьми в современном обществе;

метапредметные – владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, анализировать, делать выводы, находить общие понятия, использовать современные источники информации, в том числе материалы Интернет;

предметные – способность применять понятийный аппарат исторического и обществоведческого  знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности понятий.

Основные понятия: семья, брак, социальный институт.

Оборудование: АРМ, учебники по обществознанию, подборки текстов (кейсы).

Форма проведения: работа с кейсами в группах

Технологическая карта урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемый результат

Орг.момент

 

 

 

Настраиваются на урок

Этап целеполагания и планирования

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Л.Н.Толстой)

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Какие задачи мы будем решать?

Читают афоризм, высказывают предположение, предлагают тему и задачи урока, предлагают свои вопросы, составляют план изучения темы.

Определение темы и задач урока

Постановка проблемы

Как вы думаете, современная семья себя изжила или у неё есть перспективы как у социального института? Зачем человеку семья?»,

Высказывают предположения.

Нацелены на поиск решения проблемы

Этап открытия новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

Предлагает поработать с кейсами.

1 группа . Определите причины, побуждающие людей вступать в брак.

2 группа. Назовите типы семей: в зависимости от различных критериев и представьте  в виде презентации.

3.группа.  На конкретных жизненных примерах (жизненных ситуациях) раскрыть реализацию семьей одной из своих функций и составить таблицу.

4 группа. Сформулировать и записать в тетради перечень изменений, переживаемых семьей. Определить проблемы.

Итак, сохранится ли семья в будущем?

Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?

Напишите эссе на эту тему.

 

 

Групповая работа с кейсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Представляют   результаты  самостоятельной  исследовательской

деятельности.

Создание презентаций каждой группой

и защита.

Определение своей позиции по отношению к семье

Этап рефлексии и подведения итогов

Учащимся в конце урока предлагается закончить предложения, которые   раздаются учащимся на листах:

Тема урока мне показалась…

Мне было легче всего…

Я столкнулась с проблемой…

Я научилась хорошо делать…

Мне было трудно выполнить…

В следующий раз я бы ответила (сделала) по-другому…

Мне лучше всего запомнилось…

Но я так и не получила ответ на вопрос…

 

Анализ и оценка результатов учебной деятельности

Способность адекватно оценивать свои достижения

 

Приложение (кейсы для обучающихся)

1 группа . Определите причины, побуждающие людей вступать в брак.

«Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.

В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.» (Сокруто В.С. Курсовая работа Тема: «Семья, как социальный институт. Определение понятий брак и семья.».)

 

3 группа. На конкретных жизненных примерах (жизненных ситуациях) раскрыть реализацию семьей одной из своих функций и составить таблицу.

1. Каждое утро отец вместе с сыном делает зарядку. И если раньше в течение ряда лет отец вставал первым и будил сына, то теперь сын просыпается самостоятельно и нередко будит отца. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?

2. Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?

3. В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели детские лыжи и стали брать его с собой. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?

4. Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строя детали новыми… Дети сначала просто наблюдали за его работой, потом понемногу стали помогать. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?

5. Бабушка по вечерам читает внукам книжки. Закончит читать, усмехнется да и расскажет что-то, на что натолкнула книжка, из своей жизни. Дети так привыкли к этим вечерам, что, даже научившись читать самостоятельно, просят бабушку почитать и рассказать что-либо. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?

6. В семье родился третий ребенок. Мать с отцом убеждены, что это не предел. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?

(https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/semya_kak_sotcialnij_institut_073320.html)

4 группа. Сформулировать и записать в тетради перечень изменений, переживаемых семьей. Определить проблемы.

«Основным изменением в семейно-брачных отношениях начала XX века является установление равенства полов, их равноценность для общества. Патриархально-традиционный образ семейной жизни постепенно заменяется на эгалитарный. Характерными для него являются равноправие супругов, сознательное регулирование деторождения, усиление роли межличностного общения и отчетливое стремление к нуклеаризации семейной группы. Включение молодого поколения в культурную традицию делегировано обществу и государству. Возникшие в связи с этим проблемы преемственности культуры, отношения различных субкультур, на рубеже веков стали не просто актуальной, но трудно разрешимой проблемой

В своём развитии семья стремительно идёт от многодетности к малодетности. После 1987 года рождаемость стала резко падать, смертность населения стала увеличиваться. Появилось много бездетных семей. В настоящее время в России преобладает однодетная семья.

С начала 70-х годов наблюдается отчетливая тенденция увеличение числа детей рождённых вне зарегистрированного брака. В 1970г. каждый 10-й новорождённый появлялся вне брака. У женщин до 20 лет каждое 5 рождение – вне брака. В стране увеличилось число внебрачных связей, семей одиноких матерей, где отсутствует один из важнейших факторов воспитания – отец.

Новая структура семьи обуславливается чётко проявляющимся процессом её нуклеаризации. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей. С одной стороны это благотворно сказывается на молодой семье, т.к. в ней быстро идёт адаптация к новым ролям, условиям жизни, меньшая зависимость от родителей, способствует формированию ответственности. Но с другой стороны такая семья лишается систематической помощи родителей, особенно в период рождения ребёнка, когда она особенно необходима.

Наиболее распространенной типологии семьи в настоящее время: патриархальная (или традиционная), детоцентристская (или современная); супружеская (или постсовременная); неполная; внебрачная; альтернативная (конкубинат и полигамия).

Все более распространёнными становятся альтернативные семьи. Конкубинат - это семья, где мужчина, имея жену и детей и поддерживая их, в то же время имеет ещё и любовницу и так же её содержит, причем обе семьи знают о существовании друг друга. Нередки, стали семьи, где муж и жена живут в отдельных квартирах. Это так называемый годвин-брак.

Для патриархального типа семейных отношений, возникшего в результате разрушения материнского права, характерны в качестве ведущих кровнородственные отношения, а также жесткая зависимость жены от мужа и детей от родителей.

Для детоцентристского типа семейных отношений характерна установка на то, что дети – главный смысл семьи; материальная и духовная забота о детях доходит до такого уровня, когда основные свои ресурсы семья направляет на улучшение условий жизни ребенка, на получение им более высокого материального и социального статуса. Этому типу отношений свойственны: повышенная роль частной жизни; акцентуация на чувственной стороне брака и интимности; появление и закрепление традиции регулирования рождаемости, что, в свою очередь, требует соответствующей адаптации индивидуальных планов и поведенческих стереотипов всех членов семьи.

Принципы, на которых строится «супружеский тип» семейных отношений, привлекательны с точки зрения идеала, ориентированного на саморазвитие личности, личностный рост, индивидуализацию. Семья уже не выглядит структурой, подавляющей индивидуальность личности. Однако обеспечение стабильности «супружеского союза» становится задачей более сложной, нежели семьи, построенной на детоцентристской основе и уж тем более на патриархальной. Власть в «супружеской семье» размыта, роли неустойчивы, традиции, регламентирующие внутрисемейные отношения, неопределенны. В такой ситуации любое эмоциональное напряжение может стать дестабилизирующим фактором, ведущим к отчуждению и разрыву по всем линиям семейных связей (супружеским, детско-родительским и др.).

На рубеже XX-XXI веков заметное распространение получили так называемые внебрачные семьи (фактические браки, материнские семьи).

Исследователи считают, что в силу стабильности и преемственности традиций и социальных ролей, именно традиционная патриархальная семья выполняет задачи социализации наиболее успешно. С другой стороны, в традиционной семье «самость» отдельного члена если не игнорируется, то, по крайней мере, рассматривается как второстепенное условие благополучия семьи и допускается лишь в пределах, определенных нравственно- этическими нормами не только данной семьи, но и той социальной группы, к которой семья себя причисляет.

С другой стороны, уже созданные семейные союзы подвержены действию разрушительных факторов, влияющих на прочность брака и семьи в современном обществе, среди которых приводятся следующие:

–рост алкоголизации общества;

–конфликт поколений, вынужденных жить зачастую в стесненных жилищных условиях и приспосабливаться друг к другу в условиях потери власти отца;

–анахронизм в распределении домашних обязанностей, когда муж в условиях города утратил свои традиционно мужские семейные роли, а женщина приплюсовала к ним необходимость трудиться в общественном секторе;

–культурный анахронизм в отношениях между супругами, неумение решать спорные вопросы без конфликтов;

-гедонистические установки человека, испытавшего «одиночество в толпе».

В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида. Одна из наиболее обобщенных концепций, обосновывающих малодетность,- смена акцентов в системе "общество – семья - человек". Если раньше доминантными были интересы семьи, то теперь отдается предпочтение индивиду, что влечет неизбежное изменение ориентаций личности на внесемейные ценности. Также значительно уменьшилось количество детей в семье. Типичная современная семья - муж, жена, один-двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего, это проявляется в том, что Решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе. (Елизарова Елена реферат «Семья и брак в процессе исторического развития. Эволюция семейно-брачных отношений». (https://poisk-ru.ru/s79635t1.html)

Литература

1.     Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб., 2000.

2.     Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

3.     Харчев А. Г. Социология семьи. М.:ЦСП, 2003.

4.     https://poisk-ru.ru/s79635t1.html

5.     https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/semya_kak_sotcialnij_institut_073320.html

6.     https://uchitelya.com/obschestvoznanie/63299-tehnologicheskaya-karta-uroka-semya-kak-socialnyy-institut-11-klass.html


7.    

Тема урока: "Семья как социальный институт и малая группа"

Тема урока: "Семья как социальный институт и малая группа"

Какие задачи мы будем решать?

Какие задачи мы будем решать?

Домашнее заданиеПредлагает поработать с кейсами

Домашнее заданиеПредлагает поработать с кейсами

Этап рефлексии и подведения итогов

Этап рефлексии и подведения итогов

При этом некоторые посильные обязанности достались детям

При этом некоторые посильные обязанности достались детям

Новая структура семьи обуславливается чётко проявляющимся процессом её нуклеаризации

Новая структура семьи обуславливается чётко проявляющимся процессом её нуклеаризации

На рубеже XX-XXI веков заметное распространение получили так называемые внебрачные семьи (фактические браки, материнские семьи)

На рубеже XX-XXI веков заметное распространение получили так называемые внебрачные семьи (фактические браки, материнские семьи)

Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе

Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2023