Урок-суд по пьесе А.Н.Островского
подготовила учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 8» с.Елизаветинского
Благодарненского района Ставропольского края
Бочарова Нелля Ивановна
Тема урока: изучение художественного произведения.
Кто виноват в гибели Катерины?
Цели урока:
1) научить нетрадиционно проводить анализ литературного произведения;
2) развивать умение понимать позицию автора;
3) научить чувствовать через восприятие автора общественную обстановку, данную в произведении;
4) развивать актерские и ораторские данные у школьников.
Ход урока.
Сегодня на уроке мы проанализируем прочитанную вами пьесу Островского «Гроза» в нетрадиционной форме, форме суда. Дома вы должны были ответить на вопрос: кто виноват в гибели Катерины? Для этого нужно было поработать с текстом и подобрать цитаты в защиту персонажей пьесы. Давайте окунемся в ту общественную обстановку, которую показывает автор. Как же мог происходить суд в г. Калинове?
Судья:
Энного числа в городе Калинове был выловлен труп молодой женщины – Кабановой Катерины. Губернский суд возбудил дело № 035560. на теле утопленницы следов насилия не обнаружено, следовательно, самоубийство. Но в чем же тогда причина? Кто виноват? В этом нам придется разобраться на нашем судебном заседании. В зале присутствуют присяжные заседатели, адвокат.
К судебной ответственности привлечены: Кабанова Марфа Игнатьевна, Кабанов Тихон Иванович, Кабанова Варвара Ивановна и племянник Дикого – Борис Григорьевич. Все указанные лица, кроме Бориса Григорьевича, состоят в близком родстве с покойницей. По показаниям свидетелей, являются косвенно виновными в ее гибели.
Обвиняется Кабанова Марфа Игнатьевна в том, что она нравственно унижала Катерину, мучила ее, бранила и является главной виновницей происшедшего. Обвиняемая Кабанова, перед богом и людьми обязуетесь вы говорить суду правду и только правду?
Кабанова:
Клянусь!
Судья:
Считаете ли вы себя виновной в гибели Катерины?
Кабанова:
Господи, сохрани! Ох, грех тяжкий! Осрамила она нас перед народом да теперь за нее, блудницу, и крест нести!
Судья:
Ближе к делу, госпожа Кабанова.
Кабанова:
Это к какому такому делу? Виноватой себя не считаю. Сколько раз я говорила: следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением; жены мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению: и прежде всего иметь страх Божий и пребывать в телесной чистоте… Муж ли придет, простая ли гостья – всегда б и сама над рукоделием сидела: за то ей честь и слава, а мужу похвала, никогда бы слуги хозяйку не будили, но сама хозяйка будила слуг и, спать ложась, после трудов, всегда бы молилась. Не слушают же они…
Судья:
Вы все сказали?
Кабанова:
Все, батюшка.
Судья:
Прошу садиться. Обвиняемый Борис Григорьевич, суд вас обвиняет в прелюбодеянии и соучастии в гибели Катерины. Вам слово.
Б.Г.:
Мне нечего сказать.
Варвара:
Как это тебе нечего сказать? Ты что не знал, к чему это приведет? Натворил дел и в кусты?
Б.Г.:
И так совсем убитый хожу. Загнан, забит… не мог я ее гибели желать. Ведь я любил ее, какая же здесь вина? Не виноват я.
Феклуша:
Это как же не виноват? Али ты не знал, что она замужняя? Девок тебе мало, аспид?
Б.Г.:
Знал, знал. да только приглянулась она мне. Я бы век с ней не расстался, коли б моя воля. Но я же не один. У меня сестра, матушка. Нечего делать, надо покориться, лучше уж стерпеть.
Кудряш:
Да не виновен он! Как против такого дяди пойдешь? Он же самодур, полновластный повелитель своих домашних! Что ж Борису потом по дворам побираться? Любовью сыт не будешь.
Дикой:
Так что, я виноват, выходит? Да как ты смеешь? Да я тебе, да ты у меня… (бросается на Кудряша с кулаками, его удерживают, успокаивают зрители).
Судья:
Тише, граждане!
Слово предоставляется Кабанову Тихону Ивановичу, обвиняемому в гибели своей жены. Вам слово, Тихон Иванович.
Кабанов:
Да что я, я ей слова плохого не сказал, не бил, не ругал никогда.
Реплика из зала:
Так ты что, не виноват, выходит?
Кабанов:
А где же здесь вина? Не раз ей говорил: «Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай». Не успокаивали ее мои слова… Лучше б и я… Что мне без нее? Я-то зачем остался жить на свете да мучаться. Любил я ее. А вот вы, маменька, ее погубили! Вы! Вы! Вы!
Кабаниха:
Ты что себе позволяешь? Забыл, с кем говоришь? Аль не помнишь? Я с тобой дома поговорю, ты у меня полюбишь, тряпка. Вот, дано ли согрешить-то, господи! (крестится)
Судья:
Суд заслушал обвиняемых. Перейдем к свидетелям.
Свидетельница Феклуша, клянитесь говорить правду и только правду.
Феклуша: (кланяется)
Всю правду. Да что мне сказать. Не очень-то старших нынче уважают. Права матушка Марфа Игнатьевна, не виновата она в гибели Катерины. Жалко Катерину-голубушку. Только в чем же вина Марфы Игнатьевны? Разве она ее в реку толкала? Катерина, царства ей небесного, сама кашу заварила, сама ее и расхлебала. Некого винить-то некого!
Судья:
Ну что ж! Садитесь. Свидетельница Варвара, как известно, вас связывали с покойной узы более тесные, чем родственные. Что вы можете сказать?
Варвара:
А я здесь не вижу виноватых. Катерина не раз мне говорила: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характера! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь!» Она это давно задумала. И причину для ее гибели не вижу. Что, любить ей было нельзя? – Можно! Что, выхода у нее не было? – Был! Говорила же я ей: делай что хочешь, лишь бы это было шито-крыто, да и все тут. (в сторону) Эх, кабы не зависела я от матушки, я бы сказала, кто виноват. (садится)
Кулигин: (с места)
А я вот что скажу: «Жестокие нравы в нашем городе, жестокие! В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невинные слезы, творятся темные дела. В душных купеческих казармах царит произвол самодуров. Воюют они с домашними, нищих оделяют, а своих заели совсем. А в Катерине возник протест против домашней пытки. За то и погибла бедная женщина. А теперь судите, рядите, делайте, что хотите! Ей сейчас лучше там, она перед судьей, который милосерднее нас.
Судья:
Тише, граждане. Свидетельствует мать Катерины.
Мать Катерины:
Ой, винюсь, виновата я во всем, сама дочку погубила. Больно лелеяла ее. И я здесь виновата больше всех. Больше всех вина моя, лелеяла я ее, Катеньку мою. Свободная она была да веселая. Не знаю уж, откуда у нее характеру столько с детства. Раз, помню, обиделась она, так на Волгу побежала, села в лодку да и отпихнула ее от берега. А уж темно было, насилу к утру нашли. Кидалась она из крайности в крайность. А уж набожная была, страсть! Бывало, в церкви в мыслях к небесам возносилась. Чистое дитя, непорочное. А то всю ночь молится, молится да плачет. А о чем, и сама не хнает. А как замуж вышла, так и завял мой цветочек аленький, без свободы, без доброты. Подрезали ей крылышки… А все я. Лучше б еще в девушках погуляла, не надо было неволить. Так я ж добра ей желала. И вот сама своими руками и погубила. (уходит на место)
Адвокат:
Прошу слова! я как адвокат хочу выступить в защиту «темного царства». Столько на него зря грязи налили. А это в корне неверно. Кто из вас может понять, почему так? Почему самодуры стали самодурами, ханжи – ханжами, а обманщики – обманщиками? Нужно посмотреть сквозь эту призму и тогда, как на ладони, предстанут причины, побудившие их стать такими. А какими же им быть, этим людям, если они сызмала воспитывались в обстановке, предполагавшей обман.
Вот Кабаниха. Ведь и она стала такой под влиянием жизни. И ее изводила неизменно свекровь, душил домострой, в пору ее юности он был еще сильнее. Мы обвиняем этих людей в необразованности. Откуда ей взяться? В Калинове даже газет нет, и о том, что на свете делается, узнают от таких людей, как Феклуша.
Жители города – темная масса. И ее нужно просвещать, а не хулить. Не вина, а беда Кабаних в том, что они такие. Нужно образовывать народ, чтобы ни один самодур не смог найти поля для своего разума.
Сейте прекрасное, люди
И верьте, что семя взойдет!
Судья:
Тут господин один слова просит, Добролюбовым назвался. Прошу Вас!
Добролюбов:
Я человек посторонний. Я тут случайно узнал про эту историю и свое мнение сказать хочу. Двинулись мы наконец. Если даже Тихон заговорил, потребность такая возникла в жизни. Конец этот мне кажется отрадным. Почему? В нем дан страшный вызов самодурной силе, нельзя так жить дальше с ее мертвящими началами. В Катерине – протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный над бездной, в которую она бросилась. Она не захотела пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу.
Судья:
Вы закончили? Граждане, господа присяжные заседатели, позвольте огласить приговор. Из-за недостаточных улик, из-за неясности причины, побудившей Катерину к самоубийству, дело считается закрытым.
Беседа.
Вопросы к беседе:
- почему суд пришел к такому решению? На чьей стороне суд?
( социальные причины)
- типичны ли такие семьи в наше время?
- прав ли был защитник, вступившись за «темное царство»?
- чем близки Катерина и Кулигин?
- почему Варвара и Кудряш не сказали на суде того, о чем думали?
- прав ли Борис Григорьевич, снимая с себя вину за гибель Катерины?
- можно ли считать решение суда правильным? Какой суд здесь более уместен, нравственный или юридический? Почему?
Закончен суд, урок прошел по маслу.
Смогли вы все расставить по местам:
Вот эти подлецы, а те – прекрасны.
А что потом? Ужели по домам?
Спокойно спать, жевать, не волноваться,
Что где-то предал там Борис любовь,
Что лучше б Кате век одной остаться,
Чем сгинуть так, что стынет в жилах кровь.
Притихли вы, молчите…, что ж
Ответа и не хочу сейчас я получить.
Всех жизнь рассудит, сможете ль вы где-то
В ней белое от грязи отличить.
Вас, юноши, прошу, как заклинаю:
Мужчинами вы в жизни быть должны,
В ней трусость, подлость, низость презирая,
Любимым лишь опорой станьте вы.
А в имени твоем, Борис, я верю
Предательству не зазвучать вовек.
И та, что в верность и любовь твою поверит,
Окончит не в воде свой век.
Все девушки – немного Катерины,
Вам чистоты в любви желаю я.
Пусть будут вас достойными мужчины,
Пусть обойдет вас стороной гроза.
острой, в пору ее юности он был еще сильнее. стать такими.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.