Тема: Обучение сжатому изложению
Класс: 9
Цель урока: создать условия для овладения навыками написания сжатого изложения.
Задачи:
1)образовательные:
- подготовка к ОГЭ: обучение видам сжатия текста;
- развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем;
- развитие навыков использования в работе над текстом способов и приемов компрессии;
2)развивающие:
- формирование коммуникативной компетенции у школьников: развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её
3)воспитательные:
- формировать у учащихся личное отношение к проблеме семейного воспитания;
- показать важность семьи в формировании личности ребенка.
Ход урока
I. Оргмомент. Целеполагание. (Слайд 2)
- Как вы понимаете смысл высказывания Пьера Буаста?
Будьте кратки; верное средство заставить слушать себя - это сказать много в немногих словах.
Пьер Буаст
Для справки: Пьер Буаст (1765—1824 гг.) – лексикограф, автор универсального словаря французского языка
- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
(Учащиеся формулируют тему и цель своей работы на уроке, после чего открывается слайд 3)
II. Слово учителя. (Слайды 4 – 8)
Приемы сжатия текста.
Сжатие текста – это извлечение основной информации без потери связности.
Чтобы научиться пересказывать текст кратко, но понятно и выразительно, нужно понимать передаваемый текст. Для этого следует:
1. Определить, что в тексте является главным, что второстепенным, незначительным, необязательным.
2. Выявить тему и основную мысль текста и не потерять их в кратком варианте.
При сжатии:
повествования – отбираются те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключаются все детали и подробности;
рассуждения – изымается иллюстративный материал, но не аргументы;
описания – исключаются незначительные, несущественные детали.
Приемы сжатия текста:
Содержательный – изъятие из текста малозначащих частей, деталей, несущих второстепенную смысловую нагрузку (примеров, дополнений, ссылок, пояснений, развернутых доказательств, частных выводов и т.п.).
Языковые:
1. Из текста исключаются отдельные слова, словосочетания и предложения, не содержащие главную информацию.
2. Основная информация, выраженная несколькими предложениями, передается одним.
3. Развернутые сложные предложения трансформируются в простые.
4. Содержание подробного диалога передается 1 – 2 предложениями.
5. Прямая речь заменяется кратким вариантом косвенной.
6. Ряды однородных членов заменяются обобщающим словом.
III. Тренировочные упражнения по вариантам.
Карточка 1.
Прочитайте предложения, выделите в них главную информацию. Сократите предложения, используя приемы сжатия.
1. Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
2. Отец с жаром и подробно рассказывал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озер, какие чудесные растут леса.
3. Ввечеру Иван Иванович надевает бекешу и идет куда-нибудь: или к городовому магазину, куда он поставляет муку, или в поле ловить перепелов.
4. Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча.
Карточка 2.
Прочитайте предложения, выделите в них главную информацию. Сократите предложения, используя приемы сжатия.
1. Если весной водяные пары превращаются в дождь, то зимой, в морозные дни, они замерзают и падают на землю в виде снежинок.
2. Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением чего является фразеологизм как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
3. Несколько лет назад, после долгого перерыва, мне вновь довелось побывать на родной Смоленщине, в некогда диких, лесных, захолустных уголках, где проходило мое детство.
Карточка 3.
Прочитайте предложения, выделите в них главную информацию. Сократите предложения, используя приемы сжатия.
1. Солнце давно золотило верхушки лесов, а я, бессонный, сидел на верхней палубе и любовался все новыми уголками, которые открывала красавица река, еще окутанная кое-где синеватой, как дымок, мглой.
2. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления, но есть еще одна важная сфера воспитания – воспитание души (Ю. Лотман).
3. Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины (К. Паустовский).
4. У подножий деревьев лежали сизые, перепутавшиеся тени, которые казались неподвижными, но я знал: тени очень медленно движутся, сплетаются новыми узорами по мере того, как в небе медленно движется луна, и я с нетерпением ждал сплетения этих узоров.
IV. Работа с текстом по алгоритму (слайды 9 – 12).
Алгоритм работы над сжатым изложением
1. При первом чтении внимательно прослушайте текст, определите тему и основную мысль.
Тема – то, о чём сообщается в тексте, что положено в основу содержания.
Основная мысль – то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего написан.
2. Выделите микротемы.
Микротема – часть общей темы текста, раскрывающаяся в нескольких предложениях, связанных одной мыслью.
Микротема может раскрываться в одном абзаце или в нескольких.
3. Определите, какая информация в каждой микротеме является основной, какая – второстепенной.
4. Запишите тезисы каждой микротемы, оставляя между ними большие промежутки.
Тезис – кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова.
5. При втором чтении уточните тезисы и заполните оставленные промежутки.
6. Запишите сжатый текст по микротемам, исключая лишнее и подбирая нужные средства выражения содержания.
7. Объедините микротемы «связочными словами»: союзами, местоимениями, синонимами, лексическим повтором, вводными словами.
- Прочитайте текст.
Текст
Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.
Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.
Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.
(По Юрию Марковичу Нагибину)
- Выпишите опорные слова.
(воспитание, семья, нравственность)
- Какова тема текста?
- Найдите ключевые слова. Определите основную мысль.
(Если в семье не занимаются воспитанием ребенка, то его жизнь обедняется)
- Сформулируйте тезисы каждого из абзацев.
(1. Самая большая проблема – уменьшение значения семьи в воспитании ребенка.
2. Другая крайность – чрезмерная опека ребенка родителями.
3. Если родители не смогли установить внутренний контакт с ребенком, то ребенок рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, его жизнь обедняется.)
- Запишите сжатый текст по микротемам (работа по рядам: 1 ряд – 1 абзац, 2 ряд – 2 абзац, 3 ряд – 3 абзац).
- Посчитайте количество слов в отрывке, с которым вы работали, до и после его сжатия.
Самопроверка.
Примерный вариант сжатого изложения
(слайды 13 – 15)
Мы часто говорим о сложностях воспитания. И самая большая проблема – это уменьшение значения семьи в воспитании ребенка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено понятия о нравственности, то потом обществу он доставит немало хлопот.
Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка. Это происходит, когда родители, недодав ребенку душевного тепла, стремятся искупить свою вину перед ним запоздалой мелочной опекой и материальными благами.
Таким образом, если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая заботы о нем на кого-то другого, то не удивительно, что иной ребёнок вырастает циничным, не верящим в бескорыстие, что жизнь его обедняется.
V. Домашнее задание (слайд 16).
1. Выучить алгоритм работы над сжатым изложением.
2. Сжато изложить текст упр. 48, 49, 51 (по выбору) (Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / [Л.А. Тростенцова,Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский];– М. : Просвещение, 2013).
Используемая литература:
1. Канакина Г.И., Родионова И.Г. Учимся работать с текстом: Учебно-методическое пособие для подготовки к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. 9 класс. / Под общей редакцией Г.И. Канакиной. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.