Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
"Школа-интернат №71 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара
Методическая разработка урока с участием родителей
на тему:
«Величие символов России»
Учитель истории и обществознания
ГБОУ школы-интерната № 71 г.о.Самара
Мишина Светлана Сергеевна
Самара, 2019
Введение.
Методическая разработка представляет собой технологическую карту урока с применением технологии личностно-ориентированного обучения по теме «Величие символов России».
Адресована обучающимся 8 класса, имеющих нарушения интеллектуального развития, умственную отсталость. Проведение урока предполагает участие родителей, тьюторов, выполняющих роль «помощников» в организации мыслительной деятельности обучающихся с ОВЗ, создании учебных ситуаций.
Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью формирования у детей с нарушением интеллекта представлений о символах России как воплощении истории, отражения прошлого и настоящего, выражения патриотизма её граждан и обозначения на международной арене, как зрительного и музыкального образа.
Рациональность организации учебного процесса достигается за счет реализации личностно-ориентированного подхода и вовлечения каждого ученика в деятельность соответственно его интеллектуальным и физическим возможностям. Наполняемость класса по нормативам для школы детей с ОВЗ до 12 человек.
Структура урока в технологии предполагает этап создания учебной мотивации, актуализацию имеющихся знаний по теме, знакомство с новым материальном и словарную работу. Практическая часть представляет собой выполнение разноуровневых заданий с учетом интеллектуальных особенностей и потенциальных возможностей обучающихся: карточки-схемы, знаково-символическое моделирование учебной ситуации, поуровневые тесты, интерактивные пазлы, выполнение в приложении LearningApps. С целью реализации принципов коррекционного обучения в деятельности учителя отмечается порционная подача материала с последующим закреплением, использование мультимедийных средств для создания полисенсорности восприятия и эмоционального фона урока. Язык обучения лаконичен и прост, понятен для контингента обучающиеся с нарушением интеллекта.
По итогам урока у обучающихся предположительно сформируются планируемые образовательные результаты, указанные подробно в паспорте урока.
При подготовке методической разработки использовались следующие источники литературы:
1. Голованова, М. П. Герб, флаг, гимн России/ М. П. Голованова. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003. - 48 с.
2. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн: (В помощь учителям начальных классов): материалы для проведения уроков, посвящённых государственной символике России/ сост. Т. В. Шепелева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 69 с.
3. С чего начинается Родина: стихотворения и рассказы/ худож. В. Гольдяев, С. Адолян. - М.: Оникс, 2008. - 160 с.
Теоретическая часть. ПАСПОРТ УРОКА
|
ФИО учителя, название ОО |
Мишина Светлана Сергеевна ГБОУ школа-интернат № 71 г.о.Самара
|
|
||||||
|
Целевой компонент |
Тема урока: |
«Величие символов России»
|
|
|||||
|
Образовательная цель |
Воспитание ценностного отношения к государственным символам России, развитие аналитического мышления через глубокое осмысление значения российского флага, герба, гимна, национальных традиций и праздников для единства русского народа и могущества страны в настоящем и будущем.
|
|
||||||
|
Планируемые образовательные результаты |
По окончании изучения темы ученик: - знает современные символы РФ: флаг, герб, гимн (ПР); - понимает их историческое и национальное значение (ПР); - перечисляет национальные праздники и традиции (ПР); - устанавливает причинно-следственные связи для понимания величия государственной символики (МР); - умеет осознанно и произвольно строить речевое высказывание, аргументировать свое мнение (МР); - осознает себя гражданином России, испытывает чувство гордости за свой народ (ЛР).
|
|
||||||
|
Программные требования к образовательным результатам раздела «Государство. Символика. Законы»
|
Ученик научиться/ получит возможность научиться:
|
|
||||||
|
Содержательный компонент |
Программное содержание |
Определение понятия «государство», признаки государства, государственная символика РФ, ее значение, национальные праздники, традиции.
|
|
|||||
|
Ценностно-смысловые ориентиры |
Приобщение к историческому и национальному могуществу России. |
|
||||||
|
План изучения учебного материала |
1. Понятие «символ». 2. Государственные символы РФ. 3. Национальные праздники и традиции. |
|
||||||
|
Основные понятия |
Государство, флаг, герб, гимн, традиция |
|
||||||
|
Организационно-деятельностный компонент |
Тип урока |
Комбинированный |
|
|||||
|
Форма урока |
Урок в технологии |
|
||||||
|
Образовательная технология |
Технология личностно-ориентированного обучения |
|
||||||
|
Оснащение урока |
Мультимедийная презентация. |
|
||||||
|
Мизансцена урока |
Расстановка парт рядами. |
|
||||||
|
Предварительная подготовка к уроку учащихся |
Предметные картины с изображением символики России.
|
|
||||||
|
Домашнее задание |
Подготовить 3 пословицы о Родине.
|
|
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
ПОР |
|||||||
I. ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП |
|||||||||
Приветствие. Проверка отсутствующих. Психологический настрой на работу. - Сегодня мы проведем необычный урок. Чтобы понять, чем мы будем заниматься, предлагаю отправиться со мной в путешествие в сказочную страну Тэйландию (от англ. tale – сказка). |
Фокусируют внимание на учителе и учебном материале |
ЛР: проявляют интерес к изучению материала |
|||||||
II. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП |
|||||||||
Создание мотивации Страна Тэйландия - это маленькое государство, которое находится на острове. Добраться туда сложно, ведь остров окружен тремя морями разного цвета и двузубчатой скалой. Живут в этой стране только герои известных сказок: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, богатыри, Курочка Ряба, Жар-птица.
Задание 1: - Изобразите страну и ее жителей на плакате с помощью рисунка и картин-символов так, чтобы ваши родители поняли, что это за страна и какие герои в ней живут. (заходят родители, тьюторы; включаются в работу)
Вводная беседа: - Как вы думаете, почему так легко ваши родители узнали жителей Тэйландии? - Что помогло им определить каждого героя?
Актуализация имеющихся знаний - Ребята, можно ли узнать нашу страну Россию по символам? - Какие символы РФ вы знаете? - Подумайте, какое значение имеют государственные символы для страны?
- Сформулируйте тему нашего урока.
Определение темы урока: «Величие символов России». Главный вопрос урока: Определяют ли символы страны ее величие? |
Слушают рассказ.
Выполняют творческое задание все вместе.
Отвечают на вопросы.
Конечно, у РФ есть свой флаг, герб и гимн. Они отличают страну от других стран, делают ее узнаваемой, характеризуют народ и хранят историю.
Запись темы в тетрадь. |
МР: принимают учебную задачу
МР: работают в группе
МР: устанавливают причинно-следственные связи
ПР: называют государственные символы: флаг, герб, гимн, подчеркивают значение символики в судьбе страны.
МР: самостоятельно формулируют тему урока «Государственные символы России» |
|||||||
III. ОСНОВНОЙ ЭТАП |
|||||||||
Изучение нового материала 1. Понятие «символ» Исследовательский метод: Задание: Подумайте, что же такое «символ»? Найдите в толковом словаре Д.Н. Ушакова определение слова «символ». - Подчеркните ключевые слова в определении.
Запишите определение в тетрадь. 2. Государственные символы РФ. Разберем символику РФ. Вы сказали, что у нашей страны есть флаг, герб и гимн. Чтобы точно знать, как они выглядят выполним задание. Задание 2: У вас на столах флаг России. Я буду читать про государственный флаг (текст 1), а вы – раскрашиваете и отмечаете, что означает каждый из этих цветов. Проверка. Поднимите и покажите, какой флаг поучился у каждого из вас. Первичное закрепление материала. - Сколько цветов имеет флаг России? - В какой последовательности они расположены? - Что означает каждый из цветов? - Как называли флаг в древности? Запишите в тетрадь: стяг – знамя – флаг. Приклейте флаг.
Второй символ России – герб. Задание 3 (поуровневое): Один ученик читает (текст 2) про герб РФ. Три слабых ученика собирают его из представленных элементов. Один сильный помогает при затруднении.
- Пока Тимофей читает про герб России, Аня, Кирилл и Коля должны собрать его из представленных элементов на интерактивной доске. Будьте внимательны.
- Чтобы узнать историю герба, посмотрим видеоролик. Задание 4 (поуровневое): Повышенный уровень: Вставьте в текст пропущенные слова, опираясь на видеролик и ключевые слова. Средний уровень: Соберите пазл, последовательно выполняя задания. Низкий уровень: Соберите разрезную картинку «Герб России»
(Легенду о Георгие Победоносце рассказывает один из родителей)
Первичное закрепление: - Как выглядит герб России? - Почему символом избран именно двуглавый орел? Что он означает? - Какие символы гос. власти в лапах орла? - Расскажите о подвиге Георгия Победоносца.
Третий гос.символ России – это гимн. Видеоролик о России на фоне гимна Беседа: - Что такое гимн? - О чем поется в гимне нашей страны? - Зачем нужен гимн страны как гос.символ? - Когда мы слышим гимн России? - Как нужно слушать гимн России? Гимн России написал С. Михалков на музыку А. Александрова. 3. Национальные праздники и традиции. - Ребята, а по каким народным символам и традициям можно узнать Россию среди других государств?
Задание 5. К доске приглашаются 5 учеников без дисграфии, нарушения письменной речи. - Я прочту стихотворение Н. Лыковой, а вы с помощью родителей выпишите на доске поочереди слова - народные символы нашей великой страны России.
|
Работа со словарем Символ – это условный опознава-тельный знак чего-либо, выражающий идею, смыл.
Работа в тетради.
Индивидуально работают с карточкой, раскрашивают флаг России.
Отвечают на вопросы фронтально
Работают в тетради
Выполняют задание согласно роли.
Проверяют всем классом. Исправляют ошибки.
Сильным ученикам предлагается работа с текстом.
Средние ученики собирают интерактивный пазл «Герб России» в программе LeanningApps.
Слабые ученики (неговорящие) собирают разрезную картинку из 6 частей.
Фронтальная работа
Слушают 1 куплет гимна, вдумываются в слова.
Фронтально
Варианты ответов: славянская одежда, хоровод, хлеб с солью, русская свадьба, националь-ная еда и пр.
Выписывают слова: сарафан, гармонь, каравай, ложка деревянная, костер, балалайка, матрешка, хоровод, частушка, хлеб с солью, береза, русская тройка. |
МР: умениют работать с источниками информации ПР: работают с термином, выделяет существенные признаки на основе значения, дают определение
МР: принимают учебную задачу.
ПР: знают расположение цветов на флаге РФ, их значение
ЛР: самостоятельно ориентируется в подсказках задания
ЛР: выполняют поставленную задачу согласно роли
МП: работают в микро группе
ЛР: демонстрируют ответственное отношение к работе.
МР: умеют работать в микрогруппах4 аргументируют свой выбор
ПР: знают историю российского герба и его современное изображение, значение для России
ПР: знают значение гимна для страны.
МР: выделяет в тексте слова, передающие главную мысль;
ПР: называет славянские обряды, праздники ЛР: отмечает их значение для своей семьи.
ЛР: дают личную оценку народным символам и их значению в величии России
|
|||||||
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП |
|||||||||
Обобщение и закрепление материала
Дискуссия: - Согласны ли вы теперь, что страну можно узнать без описания по символам? - Какие народные, национальные символы Руси дошли до наших дней? - В чем их значение? Их национальная сила? - Назовите государственные символы РФ. - Почему именно двуглавый орел и флаг-триколор стали символами РФ? Итак, ответьте на главный вопрос урока: Определяют ли символы страны ее величие?
Личностная рефлексия с использованием приема «Кубик»
|
Фронтально: самостоятельные ответы учеников. Ответы взрослых по цепочке.
Ученик бросает кубик и отвечает на выпавший ему вопрос |
ЛР: даёт личную оценку символам России как воплощении истории. ПР: демонстрирует понимание отражения прошлого и настоящего в символике государства, ее значении на международной арене
ЛР: дает адекватную самооценку |
|||||||
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
|
|||||||||
Содержательная оценка и самооценка деятельности и достижений учащихся |
|
ЛР: адекватно принимает оценку учителя |
|||||||
Практическая часть.
Текст 1.
Флаг России – это официальный символ государства. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Первоначально он был флагом торгового флота. Именно с ним путешествовало по Европе Великое посольство Петра I. В древности флаг назывался стягом. Чаще всего на нем изображали лик святого. Затем по-славянски его звали знаменем. Каждый цвет флага имел своё значение. Белый – знак чистоты, синий – цвет мирного неба, красный – цвет победы и красоты.
Текст 2.
Герб России представляет собой красный щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх крылья. Орёл - символ света, плодородия и бессмертия. Он увенчан двумя малыми коронами, соединенными одной большой короной. Одна голова орла повергута на запад, другая на восток, что означает единство народов европейской и азиатской части России.
В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава, символы государственной власти. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник Георгий Победоносец на коне. Серебряным копьём он побеждает черного дракона – символа врага русского народа.
Текст 3. Стихотворение «Русские традиции» Н. Лыковой
Я так люблю великую Россию,
И то, что по наследству перешло
Мы, славимся не только русской силой,
Но, и традицией народа своего…
Как, бабки шили дочкам сарафаны,
И песни сочиняли всем селом.
Звучали и гармони, и баяны,
И собирались за большим столом.
А на столах-то караваи,
Блины, оладьи, шаньги, калачи,
И аромат, такой по закоулкам,
От каждого двора, шёл из печи.
А от застолья, к русскому гулянью,
Под, ложек деревянных перебор,
Слышны напевы девичьих страданий,
И до утра, прыжки через костёр.
Под звуки деревенской балалайки,
На край села сбегается народ,
Тут и матрешки, ложки, байки,
А молодёжь, заводит хоровод.
У нас, гостей встречают, хлебом - солью
И, чтоб красу России показать,
Идут гулять в берёзовом раздольи,
Где трели соловья везде слыхать.
Мчит тройка русская под расписной дугою,
И бубенцы, так весело звенят,
Народ дивИтся, счастье-то какое!
Смотреть, как кони в яблоках летят.
Забавы русские, они и нынче в моде
Фольклор, частушка и конечно хоровод,
Пока живёт традиция в народе,
Тогда и РУСЬ ВЕЛИКАЯ живёт.
Задание 1. Картинки-символы героев сказок
Задание 2. Раскрась флаг России
|
|
|
Задание 3. Собери герб России
Задание 4.
Повышенный уровень:
Вставь в текст пропущенные слова (ключевые слова внизу).
Шестьсот лет назад жил на Руси князь Василий III. Решил он женится на принцессе. Двуглавый ____ был родовым гербом принцессы. Так двуглавый орел стал _____государства - российским ______. При правлении Ивана Грозного на гербе появились высунутые _______, он будто он показывает, что может за себя постоять. У орла появилась одна большая царская _______, а на груди у орла – герой _____________, убивающий ________. Далее престол занял царь – Михаил Романов, и орёл на гербе поднял свои ______. Следующий царь Алексей Михайлович Романов укрепил нашу страну настолько, что она стала большим и уважаемым государством. В лапах у орла появился _______ – знак закона, и ________ – символ власти и порядка.
Орел, гербом, символом, корона, язычки, крылья, Георгий Победоносец, держава, скипетр, дракона.
Средний уровень:
Собери интерактивный пазл в программе LearningApps https://learningapps.org/display?v=pqq02ouda19
Низкий уровень:
Собери разрезную картинку «Герб России»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.