Урок "Величие символов России"
Оценка 4.6

Урок "Величие символов России"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
обществознание
1 кл—5 кл
14.07.2022
Урок "Величие символов России"
Методическая разработка урока с участием родителей на тему: «Величие символов России»
Гос.символы.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

"Школа-интернат №71 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока с участием родителей

на тему:

«Величие символов России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель истории и обществознания

ГБОУ школы-интерната № 71 г.о.Самара

Мишина Светлана Сергеевна 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара, 2019

Введение.

 

Методическая разработка представляет собой технологическую карту урока с применением технологии личностно-ориентированного обучения по теме «Величие символов России».

Адресована обучающимся 8 класса, имеющих нарушения интеллектуального развития, умственную отсталость. Проведение урока предполагает участие родителей, тьюторов, выполняющих роль «помощников» в организации мыслительной деятельности обучающихся с ОВЗ, создании учебных ситуаций.

Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью формирования у детей с нарушением интеллекта представлений о символах России как воплощении истории, отражения прошлого и настоящего, выражения патриотизма её граждан и обозначения на международной арене, как зрительного и музыкального образа.

Рациональность организации учебного процесса достигается за счет реализации личностно-ориентированного подхода и вовлечения каждого ученика в деятельность соответственно его интеллектуальным и физическим возможностям. Наполняемость класса по нормативам для школы детей с ОВЗ до 12 человек.

Структура урока в технологии предполагает этап создания учебной мотивации, актуализацию имеющихся знаний по теме, знакомство с новым материальном и словарную работу. Практическая часть представляет собой выполнение разноуровневых заданий с учетом интеллектуальных особенностей и потенциальных возможностей обучающихся: карточки-схемы, знаково-символическое моделирование учебной ситуации, поуровневые тесты, интерактивные пазлы, выполнение в приложении LearningApps.  С целью реализации принципов коррекционного обучения в деятельности учителя отмечается порционная подача материала с последующим закреплением, использование мультимедийных средств для создания полисенсорности восприятия и эмоционального фона урока. Язык обучения лаконичен и прост, понятен для контингента обучающиеся с нарушением интеллекта.

По итогам урока у обучающихся предположительно сформируются планируемые образовательные результаты, указанные подробно в паспорте урока.

При подготовке методической разработки использовались следующие источники литературы:

1. Голованова, М. П.  Герб, флаг, гимн России/ М. П. Голованова. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003. - 48 с.

2. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн: (В помощь учителям начальных классов): материалы для проведения уроков, посвящённых государственной символике России/ сост. Т. В. Шепелева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 69 с.

3. С чего начинается Родина: стихотворения и рассказы/ худож. В. Гольдяев, С. Адолян.  -  М.:  Оникс, 2008.  -  160 с.

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть.                           ПАСПОРТ УРОКА

 

ФИО учителя, название ОО                                         

Мишина Светлана Сергеевна                                                                         ГБОУ школа-интернат № 71 г.о.Самара

 

 

 

Целевой компонент

Тема урока:

«Величие символов России»

 

 

 

Образовательная цель

Воспитание ценностного отношения к государственным символам России, развитие аналитического мышления через глубокое осмысление значения российского флага, герба, гимна, национальных традиций и праздников для единства русского народа и могущества страны в настоящем и будущем.

 

 

 

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

- знает современные символы РФ: флаг, герб, гимн (ПР);

- понимает их историческое и национальное значение (ПР);

- перечисляет национальные праздники и традиции (ПР);

- устанавливает причинно-следственные связи для понимания величия государственной символики (МР);

- умеет осознанно и произвольно строить речевое высказывание, аргументировать свое мнение (МР);

- осознает себя гражданином России, испытывает чувство гордости за свой народ (ЛР).

 

 

 

 

Программные требования к образовательным результатам раздела

«Государство. Символика. Законы»

 

 

 

 

 

Ученик научиться/ получит возможность научиться:

Личностные БУД

Предметные БУД

- осознанно выполнять обязанности ученика;

- уважительно относится к культурно-историческому прошлому соей страны;

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию.

 

- совершать логические действия (анализ, синтез и др.) для понимания и установления причинно-следственных связей, обобщений;

- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями для решения познавательных задач.

 

 

 

Содержательный компонент

Программное содержание

Определение понятия «государство», признаки государства, государственная символика РФ, ее значение, национальные праздники, традиции.

 

 

 

Ценностно-смысловые ориентиры

Приобщение к историческому и национальному могуществу России.

 

 

План изучения учебного материала

1.       Понятие «символ».

2.       Государственные символы РФ.

3.       Национальные праздники и традиции.

 

 

Основные понятия

Государство, флаг, герб, гимн, традиция

 

 

Организационно-деятельностный компонент

Тип урока

Комбинированный

 

 

Форма урока

Урок в технологии

 

 

Образовательная технология

Технология личностно-ориентированного обучения

 

 

Оснащение урока

Мультимедийная презентация.

 

 

Мизансцена урока

Расстановка парт рядами.

 

 

Предварительная подготовка к уроку учащихся

Предметные картины с изображением символики России.

 

 

 

Домашнее задание

Подготовить 3 пословицы о Родине.

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I.                   ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП

Приветствие. Проверка отсутствующих. Психологический настрой на работу.

- Сегодня мы проведем необычный урок. Чтобы понять, чем мы будем заниматься, предлагаю отправиться со мной в путешествие в сказочную страну Тэйландию (от англ. tale – сказка).

 

 

Фокусируют внимание на учителе и учебном материале

 

 

 

ЛР: проявляют интерес к изучению материала

II. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Создание мотивации

     Страна Тэйландия - это маленькое государство, которое находится на острове. Добраться туда сложно, ведь остров окружен тремя морями разного цвета и двузубчатой скалой. Живут в этой стране только герои известных сказок: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, богатыри, Курочка Ряба, Жар-птица.  

 

Задание 1:

- Изобразите страну и ее жителей на плакате с помощью рисунка и картин-символов так, чтобы ваши родители поняли, что это за страна и какие герои в ней живут.

(заходят родители, тьюторы; включаются в работу)

 

Вводная беседа:

- Как вы думаете, почему так легко ваши родители узнали жителей Тэйландии?

- Что помогло им определить каждого героя?

 

Актуализация имеющихся знаний

- Ребята, можно ли узнать нашу страну Россию по символам?

- Какие символы РФ вы знаете?

- Подумайте, какое значение имеют государственные символы для страны?

 

 

- Сформулируйте тему нашего урока.

 

Определение темы урока:

      «Величие символов России».

Главный вопрос урока: Определяют ли символы страны ее величие?

 

Слушают рассказ.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют творческое задание все вместе.

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Конечно, у РФ есть свой флаг, герб и гимн.

Они отличают страну от других стран, делают ее узнаваемой, характеризуют народ и хранят историю.

 

 

Запись темы в тетрадь.

 

МР: принимают учебную задачу

 

 

 

 

 

МР: работают в группе

 

 

 

МР: устанавливают причинно-следственные связи

 

 

ПР: называют государственные символы: флаг, герб, гимн, подчеркивают значение символики в судьбе страны.

 

МР: самостоятельно формулируют тему урока «Государственные символы России»

III. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Изучение нового материала

1.      Понятие «символ»

Исследовательский метод:

Задание: Подумайте, что же такое «символ»?

Найдите в толковом словаре Д.Н. Ушакова определение слова «символ».

- Подчеркните ключевые слова в определении.

 

 

Запишите определение в тетрадь.

2.      Государственные символы РФ.

     Разберем символику РФ. Вы сказали, что у нашей страны есть флаг, герб и гимн. Чтобы точно знать, как они выглядят выполним задание.

Задание 2: У вас на столах флаг России. Я буду читать про государственный флаг (текст 1), а вы – раскрашиваете и отмечаете, что означает каждый из этих цветов.

     Проверка. Поднимите и покажите, какой флаг поучился у каждого из вас.

    Первичное закрепление материала.

- Сколько цветов имеет флаг России?

- В какой последовательности они расположены?

- Что означает каждый из цветов?

- Как называли флаг в древности?

Запишите в тетрадь: стяг – знамя – флаг.

Приклейте флаг.

 

     Второй символ России – герб.

Задание 3 (поуровневое):

Один ученик читает (текст 2) про герб РФ.

Три слабых ученика собирают его из представленных элементов. Один сильный помогает при затруднении.

 

- Пока Тимофей читает про герб России, Аня, Кирилл и Коля должны собрать его из представленных элементов на интерактивной доске.

Будьте внимательны.

     

- Чтобы узнать историю герба, посмотрим видеоролик.

Задание 4 (поуровневое):

Повышенный уровень: Вставьте в текст пропущенные слова, опираясь на видеролик и ключевые слова.

Средний уровень: Соберите пазл, последовательно выполняя задания.

Низкий уровень: Соберите разрезную картинку «Герб России»

 

(Легенду о Георгие Победоносце рассказывает один из родителей)

 

Первичное закрепление:

- Как выглядит герб России?

- Почему символом избран именно двуглавый орел? Что он означает?

- Какие символы гос. власти в лапах орла?

- Расскажите о подвиге Георгия Победоносца.

 

Третий гос.символ России – это гимн.

Видеоролик о России на фоне гимна

 Беседа:

- Что такое гимн?

- О чем поется в гимне нашей страны?

- Зачем нужен гимн страны как гос.символ?

- Когда мы слышим гимн России?

- Как нужно слушать гимн России?

Гимн России написал С. Михалков на музыку А. Александрова.

3.      Национальные праздники и традиции.

- Ребята, а по каким народным символам и традициям можно узнать Россию среди других государств?

 

Задание 5. К доске приглашаются 5 учеников без дисграфии, нарушения письменной речи.

- Я прочту стихотворение Н. Лыковой, а вы с помощью родителей выпишите на доске поочереди слова - народные символы нашей великой страны России.

 

 

 

 

 

Работа со словарем

Символ – это условный опознава-тельный знак чего-либо, выражающий идею, смыл.

 

 

Работа в тетради.

 

 

 

 

Индивидуально работают с карточкой, раскрашивают флаг России.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы фронтально

 

Работают в тетради

 

 

Выполняют задание согласно роли.

Проверяют всем классом. Исправляют ошибки.

 

 

Сильным ученикам предлагается работа с текстом.

 

Средние ученики собирают интерактивный пазл «Герб России» в программе LeanningApps.

 

Слабые ученики (неговорящие) собирают разрезную картинку из 6 частей.

 

 

 

Фронтальная работа

 

 

Слушают 1 куплет гимна, вдумываются в слова.

 

Фронтально

 

 

 

 

 

Варианты ответов: славянская одежда, хоровод, хлеб с солью, русская свадьба, националь-ная еда и пр.

 

Выписывают слова:

сарафан, гармонь, каравай, ложка деревянная, костер, балалайка, матрешка, хоровод, частушка, хлеб с солью, береза, русская тройка.

 

МР: умениют работать с источниками информации

ПР: работают с термином, выделяет существенные признаки на основе значения, дают определение

 

 

МР: принимают учебную задачу.

 

ПР: знают расположение цветов на флаге РФ, их значение

 

ЛР: самостоятельно ориентируется в подсказках задания

 

 

 

 

 

ЛР: выполняют поставленную задачу согласно роли

 

МП: работают в микро группе

 

 

 

 

ЛР: демонстрируют ответственное отношение к работе.

 

МР: умеют работать в микрогруппах4 аргументируют свой выбор

 

ПР: знают историю российского герба и его современное изображение, значение для России

 

 

 

 

 

ПР: знают значение гимна для страны.

 

 

МР: выделяет в тексте слова, передающие главную мысль;

 

 

ПР: называет славянские обряды, праздники

ЛР: отмечает их значение для своей семьи.

 

ЛР: дают личную оценку народным символам и их значению в величии России

 

 

 

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Обобщение и закрепление материала

 

Дискуссия:

- Согласны ли вы теперь, что страну можно узнать без описания по символам?

- Какие народные, национальные символы Руси дошли до наших дней?

- В чем их значение? Их национальная сила?

- Назовите государственные символы РФ.

- Почему именно двуглавый орел и флаг-триколор стали символами РФ?

    Итак, ответьте на главный вопрос урока:

Определяют ли символы страны ее величие?

 

Личностная рефлексия с использованием приема «Кубик»

Фронтально: самостоятельные ответы учеников. Ответы взрослых по цепочке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик бросает кубик и отвечает на выпавший ему вопрос

ЛР: даёт личную оценку символам России как воплощении истории.

ПР: демонстрирует понимание отражения прошлого и настоящего в символике государства, ее  значении на международной арене

 

ЛР: дает адекватную самооценку

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

Содержательная оценка и самооценка  деятельности и достижений учащихся

 

ЛР: адекватно принимает оценку учителя

 

Практическая часть.

Текст 1.

Флаг Россииэто официальный символ государства. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Первоначально он был флагом торгового флота. Именно с ним путешествовало по Европе Великое посольство Петра I. В древности флаг назывался стягом. Чаще всего на нем изображали лик святого. Затем по-славянски его звали знаменем. Каждый цвет флага имел своё значение. Белый – знак чистоты, синий – цвет мирного неба, красный – цвет победы и красоты.

 

Текст 2.

Герб России представляет собой красный щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх крылья. Орёл - символ света, плодородия и бессмертия. Он увенчан двумя малыми коронами, соединенными одной большой короной. Одна голова орла повергута на запад, другая на восток, что означает единство народов европейской и азиатской части России.

В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава, символы государственной власти. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник Георгий Победоносец на коне. Серебряным копьём он побеждает черного дракона – символа врага русского народа.

 

Текст 3. Стихотворение «Русские традиции» Н. Лыковой

 


Я так люблю великую Россию,

И то, что по наследству перешло

Мы, славимся не только русской силой,

Но, и традицией народа своего…

Как, бабки шили дочкам сарафаны,

И песни сочиняли всем селом.

Звучали и гармони, и баяны,

И собирались за большим столом.  

А на столах-то караваи,

Блины, оладьи, шаньги, калачи,

И аромат, такой по закоулкам,

От каждого двора, шёл из печи.

А от застолья, к русскому гулянью,

Под, ложек деревянных перебор,

Слышны напевы девичьих страданий,

И до утра, прыжки через костёр.

 

Под звуки деревенской балалайки,

На край села сбегается народ,

Тут и матрешки, ложки,  байки,

А молодёжь, заводит хоровод.

У нас, гостей встречают, хлебом - солью

И, чтоб красу России показать,

Идут гулять в берёзовом раздольи,

Где трели соловья везде слыхать.

Мчит тройка русская под расписной дугою,

И бубенцы, так весело звенят,

Народ дивИтся, счастье-то какое!

Смотреть, как кони в яблоках летят.

Забавы русские, они и нынче в моде

Фольклор, частушка и конечно хоровод,

Пока живёт традиция в народе,

Тогда и РУСЬ ВЕЛИКАЯ живёт.


 

https://luxprezent.ru/published/publicdata/LUXPRESENT/attachments/SC/products_pictures/%D0%BC%D0%B5%D1%87-%D0%B0%D1%80-%D0%BC%D0%B8%D1%85-2500_enl.jpghttp://xn--80aa5bdnbcf2b.xn--p1ai/files/3186/photo3195.jpgЗадание 1. Картинки-символы героев сказок

https://img3.stockfresh.com/files/b/balefire9/m/32/1313739_stock-photo-golden-nest-egg-representing-retirement-savings.jpghttp://playcast.ru/uploads/2015/11/17/15913798.png

http://svagar.ru/attachments/Image/needles_for_sewing_machine.jpg?template=generic

 https://luxprezent.ru/upload/resize_cache/iblock/f31/278_220_1/f3177fbd33ce26eac0e431651d09211c.jpg

 

 

 

 

 

Задание 2. Раскрась флаг России

 

 

 

 

Задание 3. Собери герб России

 

Задание 4. 

Повышенный уровень:

Вставь в текст пропущенные слова (ключевые слова внизу).

        Шестьсот лет назад жил на Руси князь Василий III. Решил он женится на принцессе. Двуглавый ____ был родовым гербом принцессы. Так двуглавый орел стал _____государства - российским ______. При правлении Ивана Грозного на гербе появились высунутые _______, он будто он показывает, что может за себя постоять. У орла появилась одна большая царская _______, а на груди у орла – герой _____________, убивающий ________. Далее престол занял царь – Михаил Романов, и орёл на гербе поднял свои ______. Следующий царь Алексей Михайлович Романов укрепил нашу страну настолько, что она стала большим и уважаемым государством. В лапах у орла появился _______ – знак закона, и ________ – символ власти и порядка.

 

Орел, гербом, символом, корона, язычки, крылья, Георгий Победоносец, держава, скипетр, дракона.

 

Средний уровень:

Собери интерактивный пазл в программе LearningApps https://learningapps.org/display?v=pqq02ouda19  

 

 

 

 

 

 

 

Низкий уровень:

Собери разрезную картинку «Герб России»

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Введение . Методическая разработка представляет собой технологическую карту урока с применением технологии личностно-ориентированного обучения по теме «Величие символов

Введение . Методическая разработка представляет собой технологическую карту урока с применением технологии личностно-ориентированного обучения по теме «Величие символов

Теоретическая часть.

Теоретическая часть.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Государственные символы РФ.

Государственные символы РФ.

Изучение нового материала 1.

Изучение нового материала 1.

Практическая часть. Текст 1.

Практическая часть. Текст 1.

Задание 2. Раскрась флаг России

Задание 2. Раскрась флаг России

Низкий уровень: Собери разрезную картинку «Герб

Низкий уровень: Собери разрезную картинку «Герб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2022