Урок внеклассного чтения по теме "Рассказ А.Н. Толстого "Русский характер"
Оценка 5

Урок внеклассного чтения по теме "Рассказ А.Н. Толстого "Русский характер"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
22.03.2024
Урок внеклассного чтения по теме "Рассказ А.Н. Толстого "Русский характер"
Урок внеклассного чтения для обучающихся 7 класса коррекционной школы-интерната для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Урок проходит после изучения программных произведений, посвящённых Великой Отечественной войне.
внекл.чтение А.Толстой Русский характер 7 класс.docx

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шегарская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

 

Открытый урок внеклассного чтения

по теме

«Рассказ А.Н. Толстого «Русский характер»,

7 класс

 

                Н.А. Лаздан,

учитель русского языка и чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Победа-2024

 

Тема:  Рассказ А.Н. Толстого «Русский характер».

Цель: Знакомство с рассказом А. Толстого  «Русский характер», осмысление его идейного содержания.

Задачи: Образовательные: познакомить обучающихся с содержанием рассказа А. Толстого «Русский характер», обучать умению воспринимать произведение на слух,  формулировать выводы и оценки поступков героев.

 Коррекционно-развивающиекоррекция речи, мышления на основе воспроизведения услышанного, развивать устную речь обучающихся, память, логическое мышление, внимание, расширять словарь обучающихся.

Воспитательные: воспитывать гражданственность и чувство патриотизма у детей и  подростков на примере лучших образцов русской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 

Оборудование: компьютер (презентация, аудиозапись песни «Русский характер»), книги: « Рассказы о войне» - книжное литературно-художественное издание для детей среднего школьного возраста.- М., 2018. – с.71-79;   Лаздан Н.А. Откровения души/Сборник стихов. –Томск: ООО «Печатная мануфактура», 2021. -  с.71., раздаточный материал (пословицы, листочки для индивидуальной работы), наглядность с надписью «Русский характер».

Ход урока:

1.Организационный момент.   Запись в журнал регистрации обучающихся.

Психологический настрой.

- Ребята, сегодня на нашем уроке внеклассного чтения присутствуют гости – педагоги  нашей школы. Прежде, чем вы сядете на свои места, давайте кивком головы поприветствуем гостей. Молодцы, садитесь.

2. Речевая разминка.                                         Презентация.

- Предлагаю начать наш урок с речевой разминки. Прочитайте пословицы глазами (раздаточный материал):                                              Слайд № 1

 

Смело иди в бой, Родина за тобой.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Фашисты нам яму рыли, да сами в неё угодили.

 

- Какие пословицы нужно произносить с чувством уверенности, гордости?

- А как нужно произносить последнюю пословицу? (с иронией, с насмешкой)

Чтение пословиц вслух хором.

- На какую тему все эти пословицы? (на тему войны)

- Почему именно на эту тему я выбрала пословицы для речевой разминки? (изучаем произведения о войне).

- Напомните, какие произведения о  Вов мы изучали на предыдущих уроках? (К.М. Симонов- поэма в стихах «Сын артиллериста», В.П. Катаев- рассказ «Флаг»).

- Вспомните, когда началась и когда закончилась ВОвойна? (22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г., 1418 дней и ночей, более 27 млн погибших).

- Изучая произведения о войне, мы пытались с вами найти ответ на вопрос: «Что помогло русским людям выстоять и победить в этой страшной войне?»                                                                         

Ответы обучающихся.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Алексея Николаевича Толстого «Русский характер», который поможет нам более точно ответить на интересующий нас вопрос.     

Рассказ о писателе                                                  Слайды 2-4  

  - Вы когда-нибудь задумывались, а что такое характер? Можно ли воспитать свой характер? Изменить его? Улучшить?                 Слайд 5

- Как вы понимаете слово «характер»? (Характер — это совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении (Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»).

                                                                                                           

 Комментарий учителя.                                              Слайд 6

- Особенностью рассказа является то, что помимо самого автора  Алексея Николаевича Толстого, есть еще один автор – рассказчик Иван Сударев, который поведал историю про своего друга, танкиста Егора Дрёмова.

- К сожалению, у нас нет столько текстов этого рассказа, чтобы вы могли почитать его сами. Прочитаю рассказ я, а вам нужно будет внимательно слушать, чтобы запомнить  и понять содержание  произведения.

- В тексте будут встречаться слова, в том числе устаревшие – значение слов на слайде.                                                                     Слайд 7

2. Чтение рассказа А. Толстого «Русский характер» учителем.  (17-18 мин.)

3. Обсуждение рассказа.                                          

- Кто же является главным героем произведения?                Слайд 8

- Что случилось с Егором Дрёмовым? 

- В какой битве он получил увечья?

Сообщение о Курской битве.  Комментарий  учителя.                                       

                                                                                       Слайды   9-20                  

Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы она не имеет себе равных.

12 июля 1943 года произошло крупнейшее за всю вторую мировую войну встречное танковое сражение под Прохоровкой. Это сражение выиграли советские воины.

В ходе Курской битвы были освобождены города Орел, Белгород,  Харьков.

В честь этого крупного успеха в Москве впервые за два года войны был дан победный салют.

Настоящим героем Курской битвы стал советский танк Т-34. Лучшего танка за все время войны не было ни у одной страны. На танке Т-34 воевал Егор Дрёмов до ранения.

Битва на Курской огненной дуге завершилась победой советских солдат. За мужество и героизм свыше 100 тыс. воинов – участников битвы на Огненной дуге были награждены орденами и медалями.           Слайд 21

 

- Какое звание получил за эту битву Егор Дрёмов? («Герой Советского Союза Громов»  - представился он матери )

- За что присваивали это звание? Сообщение о звании Герой Советского Союза.    Комментарий учителя.                Слайд 22

Герой Советского Союза — высшая степень отличия. Это почётное звание присваивали  за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий

Дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда».

Валеологическая минутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Начинаем с головы.

Головой качаем,

Память улучшаем.

Ушки ручками потрём

И работать вновь начнём.

 

- Мы с вами сделали несколько упражнений, которые помогут нам улучшить работу мозга. Продолжим.

 

- Курская битва явилась для Егора границей между той жизнью, где он - молодой, отважный, красивый внешне, и другой, где он - молодой, отважный, но уродливый внешне.   

- Как ощущал себя при этом Егор Дрёмов?

- А как отнеслись к его увечью окружающие?

(Медсестра и генерал отводят глаза от лица героя).

 

- Какие слова для того, чтобы поддержать боевой дух Егора Дрёмова, можно было бы ему сказать? (Поговорка майора Деева: «Держись, мой мальчик, на свете два раза не умирать…»)- хором произнести.

- А что же близкие? Кто ждёт его дома?                     Слайд 23

- Семья Егора Дрёмова жила в приволжском селе Саратовской области. Отец его, Егор Егорович, учил его гордиться званием русский.

 Мать - Марья Поликарповна - настоящая русская женщина, вынесшая на своих хрупких плечах все тяготы и невзгоды войны.

Слайд 24

И, конечно же, Катя Малышева - невеста Егора, которая любит его не за красивую внешность, не за богатство, а за душевную красоту. Если Катя сказала, что будет ждать, - дождётся, хотя бы он вернулся на одной ноге.

 

У этих людей, живших в тылу и приближавших победу, свой стойкий мужественный характер, настоящий русский. В них тоже ядро, о котором говорил Иван Сударев.

 

- Почему Егор не признался родителям и невесте, что это он?  Как вы думаете, прав ли был Егор Дрёмов, скрывая от близких своё несчастье? Объясните почему?

- Как отметил Иван Сударев, «Вот, говорю, характеры столкнулись!»

                                                                                                      Слайд 25

- Так что же это такое «русский характер»? Сейчас мы прослушаем песню с таким же названием в исполнении Александра Маршала. Во время прослушивания песни вам нужно на листочках написать те качества, которые отражают особенности русского характера.

Прослушивание аудиозаписи песни А. Маршала «Русский характер»                                                                                            

            Приём «Ассоциативное солнышко»   - на доске во время прослушивания песни обучающиеся записывают качества человека, отражающие особенности русского характера.

 

- Так что же помогло русским людям преодолеть труднейшие испытания, что помогло им выстоять и победить? (русский характер, который воплотил в себе лучшие человеческие качества: стойкость, великодушие, решительность, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить,    любовь к родной земле, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность,  душевная красота)

- Сколько их, танкистов, горевших в танках, летчиков, горевших и погибавших в самолётах, пехотинцев, разведчиков, связистов, героев, которые отдали свою жизнь за наше счастье. Ежегодно 9 мая  мы отдаём дань памяти всем героя Великой войны, в составе Бессмертного полка мы идём с фотографиями погибших родственников, участников Вов. В этом году мы будем отмечать 79 годовщину Победы.                              Слайд 26

- Стихотворение, которое я хочу прочитать для вас сегодня, было написано к 70-летию Победы.

Чтение учителем собственного стихотворения «Солдатам 1941-1945».

Солдаты сорок первого,

Солдаты сорок пятого,

В полку Бессмертном первыми

Идёте вы в мае, Девятого.

Вам, молодым и бесстрашным,

Вам, убелённым сединами,

Погибшим в боях рукопашных,

Подорванных в танках,  минами,

Попавшим «в клещи» в самолётах,

Идущим на таран в лобовую,

Мечтавшим о мирных полётах,

Кричавшим в эфир: «Атакую!..»

За Красное Знамя распятым,

Миллионам сожжённым в прах,

Фашистским гестапо проклятым

Замученным и в лагерях,

Стоявшим насмерть и победившим

В этой жестокой, кровавой войне,

Выжившим всем и всем погибшим,

Мир подарившим Земле, –

Вам посвящаем мы митинг Девятого,

С вами шагаем в одном строю.

Солдаты сорок первого - сорок пятого,

Я за Победу вас благодарю.                                            

                                                                                                   

- А вас, ребята, я благодарю за хорошую работу, поведение. Молодцы, спасибо.

Рефлексия. Смайлики на доске. ( уныние и радость)

- Выберите и встаньте рядом с тем смайликом, который отражает ваше отношение к уроку, к своей работе.

     Доп. информация.   Русский характер, удивительный и непредсказуемый, когда надо - жесткий, когда надо - милосердный. Но всегда стойкий и мужественный.      

    Пример современности – воины СВО, фигурист Роман Костомаров (на протезах вышел на лёд для участия в шоу «Русский вызов»).   


 

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шегарская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шегарская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Тема : Рассказ А.Н. Толстого «Русский характер»

Тема : Рассказ А.Н. Толстого «Русский характер»

Изучая произведения о войне, мы пытались с вами найти ответ на вопрос: «Что помогло русским людям выстоять и победить в этой страшной войне?»

Изучая произведения о войне, мы пытались с вами найти ответ на вопрос: «Что помогло русским людям выстоять и победить в этой страшной войне?»

В честь этого крупного успеха в

В честь этого крупного успеха в

А что же близкие? Кто ждёт его дома?

А что же близкие? Кто ждёт его дома?

Вов. В этом году мы будем отмечать 79 годовщину

Вов. В этом году мы будем отмечать 79 годовщину
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024