Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шегарская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Открытый урок внеклассного чтения
по теме
«Рассказ А.Н. Толстого «Русский характер»,
7 класс
Н.А. Лаздан,
учитель русского языка и чтения
с. Победа-2024
Тема: Рассказ А.Н. Толстого «Русский характер».
Цель: Знакомство с рассказом А. Толстого «Русский характер», осмысление его идейного содержания.
Задачи: Образовательные: познакомить обучающихся с содержанием рассказа А. Толстого «Русский характер», обучать умению воспринимать произведение на слух, формулировать выводы и оценки поступков героев.
Коррекционно-развивающие: коррекция речи, мышления на основе воспроизведения услышанного, развивать устную речь обучающихся, память, логическое мышление, внимание, расширять словарь обучающихся.
Воспитательные: воспитывать гражданственность и чувство патриотизма у детей и подростков на примере лучших образцов русской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Оборудование: компьютер (презентация, аудиозапись песни «Русский характер»), книги: « Рассказы о войне» - книжное литературно-художественное издание для детей среднего школьного возраста.- М., 2018. – с.71-79; Лаздан Н.А. Откровения души/Сборник стихов. –Томск: ООО «Печатная мануфактура», 2021. - с.71., раздаточный материал (пословицы, листочки для индивидуальной работы), наглядность с надписью «Русский характер».
Ход урока:
1.Организационный момент. Запись в журнал регистрации обучающихся.
Психологический настрой.
- Ребята, сегодня на нашем уроке внеклассного чтения присутствуют гости – педагоги нашей школы. Прежде, чем вы сядете на свои места, давайте кивком головы поприветствуем гостей. Молодцы, садитесь.
2. Речевая разминка. Презентация.
- Предлагаю начать наш урок с речевой разминки. Прочитайте пословицы глазами (раздаточный материал): Слайд № 1
Смело иди в бой, Родина за тобой.
Любовь к Родине сильнее смерти.
Фашисты нам яму рыли, да сами в неё угодили.
- Какие пословицы нужно произносить с чувством уверенности, гордости?
- А как нужно произносить последнюю пословицу? (с иронией, с насмешкой)
Чтение пословиц вслух хором.
- На какую тему все эти пословицы? (на тему войны)
- Почему именно на эту тему я выбрала пословицы для речевой разминки? (изучаем произведения о войне).
- Напомните, какие произведения о Вов мы изучали на предыдущих уроках? (К.М. Симонов- поэма в стихах «Сын артиллериста», В.П. Катаев- рассказ «Флаг»).
- Вспомните, когда началась и когда закончилась ВОвойна? (22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г., 1418 дней и ночей, более 27 млн погибших).
- Изучая произведения о войне, мы пытались с вами найти ответ на вопрос: «Что помогло русским людям выстоять и победить в этой страшной войне?»
Ответы обучающихся.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Алексея Николаевича Толстого «Русский характер», который поможет нам более точно ответить на интересующий нас вопрос.
Рассказ о писателе Слайды 2-4
- Вы когда-нибудь задумывались, а что такое характер? Можно ли воспитать свой характер? Изменить его? Улучшить? Слайд 5
- Как вы понимаете слово «характер»? (Характер — это совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении (Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»).
Комментарий учителя. Слайд 6
- Особенностью рассказа является то, что помимо самого автора Алексея Николаевича Толстого, есть еще один автор – рассказчик Иван Сударев, который поведал историю про своего друга, танкиста Егора Дрёмова.
- К сожалению, у нас нет столько текстов этого рассказа, чтобы вы могли почитать его сами. Прочитаю рассказ я, а вам нужно будет внимательно слушать, чтобы запомнить и понять содержание произведения.
- В тексте будут встречаться слова, в том числе устаревшие – значение слов на слайде. Слайд 7
2. Чтение рассказа А. Толстого «Русский характер» учителем. (17-18 мин.)
3. Обсуждение рассказа.
- Кто же является главным героем произведения? Слайд 8
- Что случилось с Егором Дрёмовым?
- В какой битве он получил увечья?
Сообщение о Курской битве. Комментарий учителя.
Слайды 9-20
Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы она не имеет себе равных.
12 июля 1943 года произошло крупнейшее за всю вторую мировую войну встречное танковое сражение под Прохоровкой. Это сражение выиграли советские воины.
В ходе Курской битвы были освобождены города Орел, Белгород, Харьков.
В честь этого крупного успеха в Москве впервые за два года войны был дан победный салют.
Настоящим героем Курской битвы стал советский танк Т-34. Лучшего танка за все время войны не было ни у одной страны. На танке Т-34 воевал Егор Дрёмов до ранения.
Битва на Курской огненной дуге завершилась победой советских солдат. За мужество и героизм свыше 100 тыс. воинов – участников битвы на Огненной дуге были награждены орденами и медалями. Слайд 21
- Какое звание получил за эту битву Егор Дрёмов? («Герой Советского Союза Громов» - представился он матери )
- За что присваивали это звание? Сообщение о звании Герой Советского Союза. Комментарий учителя. Слайд 22
Герой Советского Союза — высшая степень отличия. Это почётное звание присваивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий
Дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда».
Валеологическая минутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Начинаем с головы.
Головой качаем,
Память улучшаем.
Ушки ручками потрём
И работать вновь начнём.
- Мы с вами сделали несколько упражнений, которые помогут нам улучшить работу мозга. Продолжим.
- Курская битва явилась для Егора границей между той жизнью, где он - молодой, отважный, красивый внешне, и другой, где он - молодой, отважный, но уродливый внешне.
- Как ощущал себя при этом Егор Дрёмов?
- А как отнеслись к его увечью окружающие?
(Медсестра и генерал отводят глаза от лица героя).
- Какие слова для того, чтобы поддержать боевой дух Егора Дрёмова, можно было бы ему сказать? (Поговорка майора Деева: «Держись, мой мальчик, на свете два раза не умирать…»)- хором произнести.
- А что же близкие? Кто ждёт его дома? Слайд 23
- Семья Егора Дрёмова жила в приволжском селе Саратовской области. Отец его, Егор Егорович, учил его гордиться званием русский.
Мать - Марья Поликарповна - настоящая русская женщина, вынесшая на своих хрупких плечах все тяготы и невзгоды войны.
Слайд 24
И, конечно же, Катя Малышева - невеста Егора, которая любит его не за красивую внешность, не за богатство, а за душевную красоту. Если Катя сказала, что будет ждать, - дождётся, хотя бы он вернулся на одной ноге.
У этих людей, живших в тылу и приближавших победу, свой стойкий мужественный характер, настоящий русский. В них тоже ядро, о котором говорил Иван Сударев.
- Почему Егор не признался родителям и невесте, что это он? Как вы думаете, прав ли был Егор Дрёмов, скрывая от близких своё несчастье? Объясните почему?
- Как отметил Иван Сударев, «Вот, говорю, характеры столкнулись!»
Слайд 25
- Так что же это такое «русский характер»? Сейчас мы прослушаем песню с таким же названием в исполнении Александра Маршала. Во время прослушивания песни вам нужно на листочках написать те качества, которые отражают особенности русского характера.
Прослушивание аудиозаписи песни А. Маршала «Русский характер»
Приём «Ассоциативное солнышко» - на доске во время прослушивания песни обучающиеся записывают качества человека, отражающие особенности русского характера.
- Так что же помогло русским людям преодолеть труднейшие испытания, что помогло им выстоять и победить? (русский характер, который воплотил в себе лучшие человеческие качества: стойкость, великодушие, решительность, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, любовь к родной земле, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность, душевная красота)
- Сколько их, танкистов, горевших в танках, летчиков, горевших и погибавших в самолётах, пехотинцев, разведчиков, связистов, героев, которые отдали свою жизнь за наше счастье. Ежегодно 9 мая мы отдаём дань памяти всем героя Великой войны, в составе Бессмертного полка мы идём с фотографиями погибших родственников, участников Вов. В этом году мы будем отмечать 79 годовщину Победы. Слайд 26
- Стихотворение, которое я хочу прочитать для вас сегодня, было написано к 70-летию Победы.
Чтение учителем собственного стихотворения «Солдатам 1941-1945».
Солдаты сорок первого,
Солдаты сорок пятого,
В полку Бессмертном первыми
Идёте вы в мае, Девятого.
Вам, молодым и бесстрашным,
Вам, убелённым сединами,
Погибшим в боях рукопашных,
Подорванных в танках, минами,
Попавшим «в клещи» в самолётах,
Идущим на таран в лобовую,
Мечтавшим о мирных полётах,
Кричавшим в эфир: «Атакую!..»
За Красное Знамя распятым,
Миллионам сожжённым в прах,
Фашистским гестапо проклятым
Замученным и в лагерях,
Стоявшим насмерть и победившим
В этой жестокой, кровавой войне,
Выжившим всем и всем погибшим,
Мир подарившим Земле, –
Вам посвящаем мы митинг Девятого,
С вами шагаем в одном строю.
Солдаты сорок первого - сорок пятого,
Я за Победу вас благодарю.
- А вас, ребята, я благодарю за хорошую работу, поведение. Молодцы, спасибо.
Рефлексия. Смайлики на доске. ( уныние и радость)
- Выберите и встаньте рядом с тем смайликом, который отражает ваше отношение к уроку, к своей работе.
Доп. информация. Русский характер, удивительный и непредсказуемый, когда надо - жесткий, когда надо - милосердный. Но всегда стойкий и мужественный.
Пример современности – воины СВО, фигурист Роман Костомаров (на протезах вышел на лёд для участия в шоу «Русский вызов»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.