Урок 103. Приставки. Их словообразующая роль
Цель деятельности учителя |
Актуализировать и восстановить знания о роли приставок, познакомить с основными правилами правописания приставок; формировать умение применять на практике правила правописания приставок, развивать орфографическую зоркость |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и
уровень владения компетенциями): знать определение приставки,
смысловое значение приставки; уметь правильно выделять
приставку в слове; подбирать слова с указанными пристав- Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
методы и формы обучения |
Создание проблемных ситуаций, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Приставка как значимая часть слова |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность |
Формы |
Формируемые умения |
Промежуточный контроль |
||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация (самоопреде- к учебной деятель- ности |
Эмоциональная, психологическая и
мотивационная подготовка учащихся |
Вступительное слово. Привет, друзья! Примите приглашение. В нашей стране мы ждем вас с нетерпением. Познаете вы много разных тайн. Морфемы тут живут и здесь, и там. – Сегодня мы с вами будем исследователями*. – Кто такие исследователи? – Какими близкими по значению
словами их |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Познавательные: Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах |
Листы обрат-ной связи |
||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Просмотр мультимедийной презентации |
– Сегодня мы с вами отправимся по океану Знаний в страну… (слайд). – Что за страну мы посетим? – Чем интересна эта страна? (Она состоит из островов.) – Какие острова находятся в этой стране? (Острова Корень, Суффикс, Приставка, Окончание.) |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания |
Индивидуальная, фронтальная |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Устные ответы |
||||||||||||||||||||||||||||||
3. Выявле-ние места |
Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Обучающая игра |
– Мы с вами уже начали изучать страну Морфемику и исследовали несколько островов. Один из них перед вами (слайд). Что это за остров? – Расскажите об этом острове. (Корень – это...) Создает проблемную ситуацию, в
которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний Игра «Верно – неверно». Учитель. Верно ли, что слова
«портной» Дети. Неверно. Слово портной
исконно рус-ское слово и произошло от слова порт, что означает «полотно».
Слово портфель произошло Учитель. …слова «ветеран» и «ветчина» произошли от одного исторического слова? Дети. Верно. Слова ветеран и ветчина произошли от латинского слова ветус, что означает «старый»). Учитель. …слово «газета» образовано от слова «газ»? Дети. Неверно. Слово газета образовано от итальянского слова газа, что значит «сорока». Изображение сороки было на мелкой монете, которую отдавали раньше за лист бумаги с информацией. Слово газ произошло от греческого хаос, что значит «беспорядок». Учитель. …слово «мелодия» можно проверить словом «милый»? Дети. Неверно. Слово мелодия
возникло на базе сложения двух греческих слов: мело – «песня» и
оде – «песня». Слово «милый» от латинского Учитель. …слова «плотник» и «плот» родст-венные? Дети. Верно. В древности
словом плот называли соединенные друг с другом бревенчатые дополняет ответы |
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Устные ответы |
||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
Приготовься, детвора! На зарядку нам пора! Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз-два, раз-два… Выше, выше голова! Хватит, прибежали, Потянулись, подышали. Бег на месте, на предпоследней строчке остановиться, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны |
Выполняют элементарные физические упражнения |
Фронтальная |
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
4. Целеполагание ение про-екта выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов |
дополняет ответы. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Сегодня мы с вами начнем
исследовать еще один остров. А что это за остров, вы сейчас – Служит для образования новых слов. – Часть слова. – Стоит рядом с корнем. – Может состоять из 1, 2, 3, 4 букв? И т. д. (Это приставка.) – Кто внимательно слушал, тот уже сможет сформулировать правило. Выслушивает и дополняет ответы. – Как вы думаете, когда исследователь начинает работу, то какое у него настроение? – У вас на парте есть у каждого листочки, попробуйте составить выражение лица, соответствующего вашему настроению. Но составлять мы будем с помощью символов Морфемики. (Слайд.) У меня человечек немного грустный, но я думаю, что в конце урока он улыбнется, потому что мы обязательно справимся со всеми заданиями. – А какой человечек получился у вас? (У кого он грустный, я думаю, к концу урока повеселеет, а у кого уже веселый, я надеюсь, таким и останется) |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Вопросы для уточнения информации |
||||||||||||||||||||||||||||||
5. твор-ческая практическая деятельность по реализации по- строенного проекта |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа. Игра |
– Гуляя по острову, один из исследователей заметил что-то необычное и решил поделиться с нами. Посмотрите на доску и попробуйте отгадать, кого он увидел. соробака корозаяц – Запишите на доске и в тетради, что это за животные. – Он долго наблюдал за этими животными и увидел, что они очень любят… огорбузы помипуста моркофель Запись на доске и в тетради с комментированием. – Можем ли мы назвать первые части этих слов-путаниц приставками? Почему? Работа по плану на слайде. а) Доказать, что приставка – часть слова. б) Исследовать, для чего служит приставка. в) Вспомнить отличия приставки и предлога. – Приставки – великие труженицы. Если мы зададимся целью отыскать хотя бы маленькое стихотворение или рассказ, где бы не было приставок, мы поставим перед собой непосильную задачу. Хотите в этом убедиться? Давайте вспомним стихи Агнии Львовны Барто, которые вам читали, когда вы были совсем маленькие. Работа группами. Каждой группе раздаются карточки
со стихами – Если даже в детских стихах мы обнаружили множество слов с приставками, что говорить о более сложных литературных произведениях… |
Отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют задания, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Фронтальная, групповая |
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют
совместную деятельность |
Устные ответы. Письменные работы |
||||||||||||||||||||||||||||||
6. Первич-ное закрепление нием. 7. Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталону |
Обобщение на практике. Беседа по вопросам. Письменная работа. Игра |
– Наш друг исследователь так испугался, что ничего не смог рассказать, кроме этого (слайд). Прочитайте. Я хадил сегодня н лез, Там на дерево залез, А потом спускался внис Да нечаянно повиз. – Исправьте ошибки и найдите
слова с пристав- – А сейчас давайте поиграем в
игру с пристав- Представьте. что вы сидите перед телевизором. Учитель. Я вам говорю: в- Что вы сделаете? Дети. Включим телевизор. Учитель. А если скажу: пере-? Дети. Переключим телевизор на другой канал. Учитель. А если вы-? Дети. Выключим телевизор. Учитель. Какой вывод можно сделать? Дети. Каждая приставка имеет определенный смысл, образовывает новые слова. Чтобы исследовать до конца, для чего служит приставка, поиграем дальше. 1-й вариант.
2-й вариант.
– Для чего служит приставка? Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом |
Принимают участие в работе, выполняют упражнения |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Вопросы для уточнения информации. Выполнение письменной |
||||||||||||||||||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание |
– Сравнения приставки и предлоги. В чем между ними сходство? Чем они различаются? Игра «Да – нет». Хлопните всего разок. Если в слове есть предлог, А приставку услыхали – Хором все ее назвали. Поехали, до_ школы, перешел, за_ ворота, добежал, нарисовать, по_ траве, про_ кота. Мы с вами выполнили успешно все пункты нашего плана. Я пока на остров Приставка не могу поставить флажок – ведь мы его до конца не изучили, а будем продолжать учить дальше. Но я хотела бы проверить ваше настроение. Мое настроение стало очень хорошим, так как мы с вами справились со всеми заданиями и очень хорошо работали. |
Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Вопросы для уточнения информации |
||||||||||||||||||||||||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности
на уроке урока) |
Заключительная беседа по вопросам |
– Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? – Какое настроение у вас сейчас? – Выберите одну из предложенных
на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с
улыбающимся лицом, нет – карточку |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений. Строят небольшие монологические высказывания |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: приобретают мотивацию процесса образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных дей-ствий; приобретают умения организовывать свою работу. Регулятивные: оценивают свою работу |
Оценивание работы учащихся |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.