Цели: познакомить с новой единицей массы — граммом и со¬отношением между граммом и килограммом; познакомить с римскими цифрами; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов; прививать познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты: учащиеся научатся взвешивать предметы и сравнивать их по массе; решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы.Урок 10 3. Единицы массы. Грамм
Урок 10 3.docx
Урок 10 3. Единицы массы. Грамм
Цели: познакомить с новой единицей массы — граммом и соотношением
между граммом и килограммом; познакомить с римскими цифрами;
закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов;
прививать познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты: учащиеся научатся взвешивать предметы и
сравнивать их по массе; решать задачи изученных видов; анализировать и
делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Математический диктант
1. Запишите число, соседи которого числа 499 и 501.
2. Запишите самое маленькое трехзначное число.
3. Запишите самое большое трехзначное число.
4. Запишите число, которое:
а) на 1 меньше, чем самое маленькое четырехзначное число;
б) на 1 сотню больше, чем самое большое двузначное число;
в) в 100 раз больше, чем самое большое однозначное число;
г) на 600 больше, чем самое маленькое однозначное число;
д) в 100 раз меньше самого маленького трехзначного числа;
е) на 100 меньше самого маленького трехзначного числа.
5. Запишите соседей числа, в котором 3 сотни.
2. Римская нумерация
Как люди научились записывать цифры? В разных странах и в разные времена
это делалось поразному. Записи делались в виде зарубок на палках или
костях животных, в виде узелков, в виде отложенных камешков.
Очень разные и порой забавные были эти «цифры» у разных народов. В
Древнем Египте числа первого десятка записывались с помощью
соответствующего количества палочек.
Запишите этим способом числа 1, 2, 3. (Три ученика выходят к доске и
записывают.) I, II, III.
А число 10 обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы записать число
15, ставили подкову и 5 палочек.
Запишите этим способом число 17.
Как вы думаете, почему мы сегодня вспомнили о римских цифрах?
(Учитель показывает часы, книги, на корешке которых изображены римские
цифры.)
Римские цифры довольно часто употребляются и в наши дни.
Где вы уже встречались с этими цифрами?
Чем похоже это письмо на египетское?
Мы с вами уже знаем, как записать римскими цифрами числа 1,2,3. (Учитель закрепляет на доске карточки с этими цифрами.)
А как записать число 5? Внимательно посмотрите на свою руку.
(Учитель поднимает свою руку, сомкнув четыре пальца, и большой отогнув,
затем закрепляет на доске карточку: V.)
Как вы думаете, как записать число 10? Из чего оно состоит? (Из двух цифр
5.)
(Учитель поднимает две руки, затем закрепляет на доске карточку: X.)
Как же записать цифру 4, используя предыдущие цифры? (Ответы детей.)
Запись числа основана на математическом действии вычитании. От пяти
отнимали один и ставили перед цифрой «пять».
Кто догадался, как записать цифру 4, и может показать на доске?
(Желающий ученик выходит к доске и записывает. Если таких не найдется,
учитель закрепляет карточку: IV.)
Запись цифр 6, 7, 8 основана на арифметическом действии сложении: нужное
количество палочек приписывали справа.
(Один ученик записывает цифры на доске: VI, VII, VIII.)
Подумайте, как записать число 9. (От 10 отнять 1.) (Один ученик
записывает на доске: IX.)
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель показывает два предмета, одинаковых по форме и размеру, но
разных по цвету.)
Сравните эти два предмета. (Они разного цвета.) (Учитель показывает два
предмета, разных по форме и одинаковых по цвету.
Чем отличаются эти предметы? (Они разной формы.) (Учитель показывает
два пакета, одинаковых по цвету и форме, но разных по размеру.)
Чем отличаются эти предметы? (Они разного размера.)
(Учитель показывает два предмета, одинаковых по форме, размеру и цвету,
но разных по массе (массу взять точную, например 3 кг и 4 кг).)
— Чем отличаются эти предметы?
(Учащиеся затрудняются с ответом. Учитель вызывает одного ученика к
доске и просит взять предметы в разные руки. Ученик говорит, что один
предмет тяжелее, а другой — легче.)
— Как называется величина, которая позволяет сравнить, какой предмет
тяжелее, а какой легче? (Масса.)
— В чем измеряется масса? (В килограммах.)
(Учитель взвешивает предметы и записывает их массу. Затем он показывает
два предмета, например два яблока, которые трудно сравнить по массе, взяв
их в руки. Несколько учеников по очереди выходят к доске и пытаются
определить, какое яблоко легче, а какое тяжелее.)
— Как определить массу каждого яблока? (Нужно взвесить их.)
— Могу ли я использовать для этого гирю в 1 кг? (Нет, так как яблоки
весят меньше J кг.) — Что же делать? (Нужно использовать гири меньше 1 кг.)
— А кто из вас знает, как называется единица массы меньше килограмма?
(Ответы детей.)
— Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Прочитайте теоретический материал на с. 54.
— Какие единицы измерения массы вы теперь знаете? (Гр и килограмм.)
— Сколько граммов в 1 кг? (/ кг = 1000г.)
— Что можно измерять в килограммах?
— Массу каких предметов можно измерить с помощью гирь меньше
килограмма?
(Можно провести практическую работу по взвешиванию мелких предметов:
ручки, книги, пенала и т. д.) №1(с.54). (Устное выполнение.)
№2 (с. 54).
— Прочитайте условие задачи.
— Какие вопросы можно поставить к этому условию? (Учащиеся ставят
вопросы по типам задач: на нахождение
суммы двух произведений, на разностное сравнение, на кратное сравнение.
Далее каждый ученик самостоятельно решает свою задачу. Проверка. Тем,
кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно
предложить выполнить № 5 (с. 54).)
V. Физкультминутка
Раз, два — стоит ракета. (Руки вверх.)
Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)
Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопки в ладоши.)
А потом на каждый счет. (Шаги на месте.)
Раз, два, три, четыре — (Хлопки в ладоши.)
Руки выше, плечи шире. (Руки вверх, затем вниз.)
Раз, два, три, четыре — (Хлопки в ладоши.)
И на месте походили. (Шаги на месте.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№3(с. 54).
Что неизвестно в уравнениях? Как вы будете искать?
Решите уравнения самостоятельно.
(Три ученика работают у доски. Взаимопроверка.)
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
№23 (с. 45). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
№24 (с. 46). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник,
Взаимопроверка.)
54).
с.
Самостоятельное выполнение. Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
С какой единицей измерения мы познакомились на уроке?
Кто хорошо понял тему?
Чем вам запомнился сегодняшний урок?
Какое задание было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 4 (с. 54). Рабочая тетрадь: № 25 (с. 46).
Урок 10 3. Единицы массы. Грамм
Урок 10 3. Единицы массы. Грамм
Урок 10 3. Единицы массы. Грамм
Урок 10 3. Единицы массы. Грамм
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.