Урок 10 3. Единицы массы. Грамм

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: познакомить с новой единицей массы — граммом и со¬отношением между граммом и килограммом; познакомить с римскими цифрами; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов; прививать познавательный интерес к предмету. Планируемые результаты: учащиеся научатся взвешивать предметы и сравнивать их по массе; решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы.Урок 10 3. Единицы массы. Грамм
Иконка файла материала Урок 10 3.docx
Урок 10 3. Единицы массы. Грамм Цели:  познакомить   с  новой   единицей   массы  —  граммом   и   соотношением между   граммом   и   килограммом;   познакомить   с   римскими   цифрами; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов; прививать познавательный интерес к предмету. Планируемые   результаты:  учащиеся   научатся   взвешивать   предметы   и сравнивать   их   по   массе;   решать   задачи   изученных   видов;   анализировать   и делать выводы. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1. Математический диктант 1. Запишите число, соседи которого числа 499 и 501. 2. Запишите самое маленькое трехзначное число. 3. Запишите самое большое трехзначное число. 4. Запишите число, которое: а) на 1 меньше, чем самое маленькое четырехзначное число; б) на 1 сотню больше, чем самое большое двузначное число; в) в 100 раз больше, чем самое большое однозначное число; г) на 600 больше, чем самое маленькое однозначное число; д) в 100 раз меньше самого маленького трехзначного числа; е) на 100 меньше самого маленького трехзначного числа. 5. Запишите соседей числа, в котором 3 сотни. 2. Римская нумерация Как люди научились записывать цифры? В разных странах и в разные времена это   делалось   по­разному.   Записи   делались   в   виде   зарубок   на   палках   или костях животных, в виде узелков, в виде отложенных камешков. Очень   разные   и   порой   забавные   были   эти   «цифры»   у   разных   народов.   В Древнем   Египте   числа   первого   десятка   записывались   с   помощью соответствующего количества палочек. ­   Запишите этим способом числа 1, 2, 3. (Три ученика выходят к доске и записывают.) I, II, III. ­  А число 10 обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы записать число 15, ставили подкову и 5 палочек. ­  Запишите этим способом число 17. ­  Как вы думаете, почему мы сегодня вспомнили о римских цифрах? (Учитель показывает часы, книги, на корешке которых изображены римские цифры.) Римские цифры довольно часто употребляются и в наши дни. ­  Где вы уже встречались с этими цифрами? ­  Чем похоже это письмо на египетское? Мы с вами уже знаем, как записать римскими цифрами числа 1,2,3.(Учитель закрепляет на доске карточки с этими цифрами.) ­ А как записать число 5? Внимательно посмотрите на свою руку. (Учитель поднимает свою руку, сомкнув четыре пальца, и большой отогнув, затем закрепляет на доске карточку: V.) ­  Как вы думаете, как записать число 10? Из чего оно состоит? (Из двух цифр 5.) (Учитель поднимает две руки, затем закрепляет на доске карточку: X.) ­  Как же записать цифру 4, используя предыдущие цифры? (Ответы детей.) Запись   числа   основана   на   математическом   действии   вычитании.   От   пяти отнимали один и ставили перед цифрой «пять». ­  Кто догадался, как записать цифру 4, и может показать на доске? (Желающий ученик выходит к доске и записывает. Если таких не найдется, учитель закрепляет карточку: IV.) Запись цифр 6, 7, 8 основана на арифметическом действии сложении: нужное количество палочек приписывали справа. (Один ученик записывает цифры на доске: VI, VII, VIII.) ­    Подумайте,   как   записать   число   9.  (От   10   отнять   1.)  (Один   ученик записывает на доске: IX.) III. Самоопределение к деятельности (Учитель   показывает   два   предмета,   одинаковых   по   форме   и   размеру,   но разных по цвету.) ­  Сравните эти два предмета. (Они разного цвета.) (Учитель показывает два предмета, разных по форме и одинаковых по цвету. ­  Чем отличаются эти предметы? (Они разной формы.) (Учитель показывает два пакета, одинаковых по цвету и форме, но разных по размеру.) ­  Чем отличаются эти предметы? (Они разного размера.)  (Учитель показывает два предмета, одинаковых по форме, размеру и цвету, но разных по массе (массу взять точную, например 3 кг и 4 кг).) —  Чем отличаются эти предметы? (Учащиеся   затрудняются   с   ответом.   Учитель   вызывает   одного   ученика   к доске   и  просит   взять   предметы   в  разные   руки.  Ученик   говорит,  что   один предмет тяжелее, а другой — легче.) —    Как  называется   величина,  которая  позволяет   сравнить, какой  предмет тяжелее, а какой легче? (Масса.) —  В чем измеряется масса? (В килограммах.) (Учитель взвешивает предметы и записывает их массу. Затем он показывает два предмета, например два яблока, которые трудно сравнить по массе, взяв их   в   руки.   Несколько   учеников   по   очереди   выходят   к   доске   и   пытаются определить, какое яблоко легче, а какое тяжелее.) —  Как определить массу каждого яблока? (Нужно взвесить их.) —   Могу ли я использовать для этого гирю в 1 кг?  (Нет, так как яблоки весят меньше J кг.)—  Что же делать? (Нужно использовать гири меньше 1 кг.) —   А кто из вас знает, как называется единица массы меньше килограмма? (Ответы детей.) —  Сформулируйте тему и задачи урока. IV. Работа по теме урока Работа по учебнику —  Прочитайте теоретический материал на с. 54. —  Какие единицы измерения массы вы теперь знаете? (Гр и килограмм.) —  Сколько граммов в 1 кг? (/ кг = 1000г.) —  Что можно измерять в килограммах? —     Массу   каких   предметов   можно   измерить   с   помощью   гирь   меньше килограмма? (Можно провести практическую работу по взвешиванию мелких предметов: ручки, книги, пенала и т. д.) №1(с.54). (Устное выполнение.)  №2 (с. 54). —  Прочитайте условие задачи. —    Какие  вопросы  можно  поставить  к  этому  условию? (Учащиеся  ставят вопросы по типам задач: на нахождение суммы двух произведений, на разностное сравнение, на кратное сравнение. Далее каждый ученик самостоятельно решает свою  задачу. Проверка. Тем, кто   справится   с   заданием   быстрее   остальных,   дополнительно   можно предложить выполнить № 5 (с. 54).) V. Физкультминутка Раз, два — стоит ракета. (Руки вверх.) Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.) Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопки в ладоши.) А потом на каждый счет. (Шаги на месте.) Раз, два, три, четыре — (Хлопки в ладоши.) Руки выше, плечи шире. (Руки вверх, затем вниз.) Раз, два, три, четыре — (Хлопки в ладоши.) И на месте походили. (Шаги на месте.) VI. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику №3(с. 54). ­  Что неизвестно в уравнениях? Как вы будете искать? ­  Решите уравнения самостоятельно. (Три ученика работают у доски. Взаимопроверка.) 1. Выполнение заданий в рабочей тетради  №23 (с. 45).  (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) №24 (с. 46).  (Самостоятельное выполнение. Проверка.) VII. Рефлексия («Проверь   себя»   (учебник, Взаимопроверка.)   54).   с.   Самостоятельное   выполнение.­  Оцените свою работу на уроке. VIII. Подведение итогов урока ­  С какой единицей измерения мы познакомились на уроке? ­  Кто хорошо понял тему? ­  Чем вам запомнился сегодняшний урок? ­  Какое задание было самым интересным? Домашнее задание Учебник: № 4 (с. 54). Рабочая тетрадь: № 25 (с. 46).

Посмотрите также