Урок 120 Сочинение-описание изображенного на картине

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Повторить правила написания, оформления сочинений, разработки плана; воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать культуру речи учащихся; научить описывать натюрморт с изображением цветов; развивать у школьников чувство стиля, способности к описательной речи Урок развития речи Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать о роли деталей в художественном описании, о понятии «натюрморт»; уметь описывать малопредметные натюрморты; создавать текст-описание. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 120 Сочинение-описание изображенного на картине.doc

Урок 120. СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ИЗОБРАЖЕННОГО НА КАРТИНЕ
(П. П. КОНЧАЛОВСКИЙ «СИРЕНЬ В КОРЗИНЕ»)

Цель деятельности учителя

Повторить правила написания, оформления сочинений, разработки плана; воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать культуру речи учащихся; научить описывать натюрморт с изображением цветов; развивать у школьников чувство стиля, способности к описательной речи

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать о роли деталей в художественном описании, о понятии «натюрморт»; уметь описывать малопредметные натюрморты; создавать текст-описание.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net              http://www.intergu.ru                                        http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info                     http://festival.1september.ru/subjects                 http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Художественное описание предмета

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

– Давайте определим настрой на работу, свое настроение:

•  отличное –

•  хорошее –

•  не совсем готовы –

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия,
операции.

Коммуникативные: работают в парах
(обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

Листы обратной
связи

2. Актуализация

и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Описание натюрморта».

Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

– Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному сочинению-описанию натюрморта по картине П. П. Кончаловского. Отгадав мою загадку, вы поймете, чему будет посвящен наш урок и что изображено на картине художника.

Благоухает и манит,

Цветами нежными дарит,

Протянешь руку за плетень –

И в ней окажется… (сирень).

– Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться читать натюрморт «Сирень в корзине» П. П. Кончаловского, а итогом нашей работы будут ваши сочинения по данному произведению живописи*.

Родина сирени – Малая Азия, Персия. В Европу она попала лишь в XVI веке. В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Ее выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступала весна, сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был неотъемлемый элемент жизни русских имений. Многие русские художники любили изображать сирень. Одним из таких художников был П. П. Кончаловский, создавший большое количество натюрмортов с изображением цветов. «Розы, пионы, сирень, маки, огромное множество полевых цветов – всё это как прекрасный и дивный дар жиз-ни принес… человеку Кончаловский», – писал
Вс. Иванов. Художник писал цветы так, что кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свой естественный аромат. П. П. Кончаловский говорил, что в цветах есть всё, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться как в какой-нибудь лесной чаще. Кончаловский был замечательным садовником, великолепно знал и любил цветы, особенно сирень. Ей посвящено несколько работ, например: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень в кошелке на полу». Посмотрите на эти работы художника.

Демонстрирует слайды

Воспринимают на слух информацию, смотрят презентацию, принимают участие в диалоге

с учителем

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,

устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Задают вопросы для уточнения информации.

Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа

– Рассмотрим внимательно натюрморт «Сирень».

Учитель на доске записывает тему «Сочинение-описание по репродукции картины П. П. Кончаловского “Сирень в корзине”».

Каким по типу речи должно быть такое сочинение? (Рассказ описательного характера.)

– Перед нами репродукция картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» (слайд). Рассмотрите ее. Нравится ли она вам?

– Какие ощущения, какое настроение создает этот натюрморт?

– Назовите предметы, изображенные на картине.
(Букет сирени.)

– А как вы думаете, каково лексическое значение слова сирень?

дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся.

– В чем идея произведения? Подтверждает ли этот букет сирени, что лексическое значение слова сирень верное?

– Какие вы видите краски, оттенки? (На картине сирень разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, темно-красная.)

– Ребята, ответьте мне, если бы вы не видели эту картину и вам пришлось бы рисовать букет сирени, какие бы краски использовали вы? (Надо учесть, что дети называют традиционные краски.)

– Это еще раз доказывает, каким внимательным был художник, сколько цветов и оттенков увидел и изобразил.

– Сумел ли художник показать, что сирень свежая? Как будто ее только срезали и принесли в комнату? (Сумел, она не поникла, листочки свежие, не увяли, искрятся. В центре букета высокая ветка темно-красной сирени. Под ней небольшие ветки белой и розоватой сирени. Справа кисти сирени крупные, пышные, свисают от тяжести почти до самого стола. Темно-красные, бледно-сиреневые, белые гроздья.)

– Тщательно ли выписывает художник листья, веточки, лепестки сирени? (Нет, главная идея – показать краски, их насыщенность.)

– Создается впечатление, что букет не помещается в рамках картины, будто ему мало места. Как художник это передал? (Букет находится на ближнем плане, нет линии горизонта. Ощущение – можно потрогать руками, прикоснуться, почувствовать запах.)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку
зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Групповая, индивидуальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следствен-ные связи, делают
 выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

 

Устные ответы

Физкультминутка

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочки часов,

Проведем глазами дружно,

Ну а дальше – будь здоров!

Теперь и вы все отдохнули,

Новая забота:

Нужно сделать на «отлично»

Новую работу

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

 

Выполняют физические упражнения

4. Целеполагание

и постро-

ение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам.

Анализ изображенного на репродукции, предложенной учителем

– Чтобы описать картину, необходимо составить план.

Учитель по своему усмотрению еще раз беседует по картине и вместе с учащимися составляет примерный план к сочинению.

– Какие прилагательные уместно использовать, чтобы описать величину веток и цветков сирени?
(Крупные, пышные, тяжелые, богатые ветки сирени, напоминающие гроздья спелого винограда. А маленьких цветочков сирени, похожих на звездочки, очень много.)

– Все ли листья сирени освещены одинаково? (Все листья освещены по-разному: вверху слева листья светло-зеленые с золотистым оттенком, в середине букета внизу – темно-зеленые.)

– Что мы можем сказать о запахе сирени? (Ароматная.) Какими эпитетами-синонимами можно заменить прилагательное ароматный? (Пахучая, душистая, благоухающая.)

– Продолжите ряд прилагательных, которыми можно выразить свое отношение к букету сирени. Сирень на картине, будто настоящая: чудесная, великолепная… (Дивная, замечательная, восхитительная, необыкновенная, роскошная, прекрасная.)

– В чем стоит сирень? (Сирень поставили в плетеную корзину. Может быть, ее сплели из веток ивы. Верхнюю часть корзины скрывают листья и свисающие гроздья сирени.)

– На каком фоне изображена сирень? И почему?
(Сирень изображена на темном столе у стены
с коричневым и желтоватым оттенками.
На таком фоне хорошо выделяются яркие цвета сирени.)

Организует и сопровождает деятельность детей, подводит к мысли о необходимости художественного описания пейзажа, использования в тексте эпитетов, метафор, олицетворений.

– Для того чтобы ваш рассказ получился законченным и интересным, прежде всего необходимо продумать, какую именно часть натюрморта, изображенного на картине, вы хотите описать.

Можно вспомнить интересный случай, связанный с порой цветения сирени. По возможности необходимо создать такое описание, которое помогло бы читателю максимально ярко, точно и подробно представить описываемый вами натюрморт.

Для того чтобы грамотно написать рассказ, не упустив ничего нужного и не допустив лишнего, необходимо продумать последовательность текста, то есть составить план

Формулируют цель учебной деятельности

в диалоге с учителем.

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для партнера высказывания

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осущест-

вляют совместную
деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познаватель-ных задач

Устные ответы. Задают вопросы для уточнения инфор-мации

5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся. Обсуждение картины.

Составление плана сочинения-описания картины

Давайте обсудим вопросы, которые помогут нам составить развернутый план сочинения.

1. Какое настроение вызывает картина?

2. Нравится ли вам этот натюрморт?

3. Как вы думаете, почему картина вызывает у нас радостное, веселое настроение?

4. Удалось ли художнику передать красоту букета сирени?

5. Какой цвет является основным в картине?
Почему?

6. С помощью каких красок художник создает впечатление свежего букета?

7. Какого цвета сирень на картине? Почему?

8. Как построена картина?

9. Что показал художник на переднем плане?

10. Что изображено на заднем плане?

11. Как передана глубина в картине?

План-образец:

1. П. П. Кончаловский – признанный мастер натюрморта, знаток сирени.

2. Прекрасный букет сирени: цвет, гроздья, листья.

3. Корзина. Фон натюрморта.

4. Впечатление от натюрморта.

Организует и сопровождает деятельность детей

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку
зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют план работы над сочине-
нием

Фронтальная,

индивидуальная

Познавательные:
читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные:
контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Задают вопросы для уточнения информации

6. Первичное закрепление

с комментирова-

нием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике

Контролирует правильность выполнения задания.

Составление черновиков сочинения.

Для того чтобы сочинение получилось образным, чтобы его интересно было читать другим, продумайте сначала, что бы вы хотели написать, проговорите про себя предложение целиком

и только потом записывайте.

– Неотъемлемой частью подготовки к хорошему сочинению является предупреждение ошибок. Для этого необходимо заранее подобрать слова, в правописании которых вы не уверены, и проверить по словарю

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку
зрения

Индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи

Устные ответы

7. Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталону

Составление связных сообщений-описаний, письменная работа. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления

Организует и сопровождает деятельность детей по подготовке и написанию сочинения, контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Озаглавливают рассказ в соответствии с темой и основной мыслью сочинения; работают над предупреждением ошибок с помощью словарей и справочников, пишут сочинение

Индивидуальная, групповая

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Письменная ра-

бота

8. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение

полученных

на уроке сведений, оценивание работы на уроке

Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения:

1. В каком стиле должно быть написано сочинение?

2. Могут ли в тексте присутствовать большие фрагменты, различающиеся по стилевой окраске?

3. Каким должно быть название рассказа? Какую мысль следует высказывать в названии?

4. Каким образом должен составляться план сочинения? Что он должен включать в себя? Из скольких пунктов состоять?

5. Какие пункты может включать в себя описание пейзажа?

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания

и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Оценивание работы учащихся

на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог

урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

 

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

 

 

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной
связи