Урок 123 Доказательство в рассуждении

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить учащихся с элементарными теоретическими сведениями о композиции (строении) рассуждения; научить строить текст-рассуждение; научить видеть в данном типе текста тезис, доказательства и вывод; включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…) Урок развития речи Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении; уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры (находить основной тезис, аргументы, выводы); уметь составлять рассуждение самостоятельного характера. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 123 Доказательство в рассуждении.doc

Урок 123. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В РАССУЖДЕНИИ

Цель деятельности учителя

Познакомить учащихся с элементарными теоретическими сведениями о композиции (строении) рассуждения; научить строить текст-рассуждение; научить видеть в данном типе текста тезис, доказательства и вывод; включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…)

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении; уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры (находить основной тезис, аргументы, выводы); уметь составлять рассуждение самостоятельного характера.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net              http://www.intergu.ru                                       http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info                     http://festival.1september.ru/subjects                http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Тезис, аргумент, доказательство

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово:

– Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение. (Дети показывают веселого  человечка.)

– Я очень рада, что у вас хорошее настроение,
и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные:
работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Листы обратной
связи

2. Актуализация

и пробное учебное действие.

 

 

3. Выявление места и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации по теме урока

– Мы с вами знаем несколько типов текста. Каких? (Повествование, описание, рассуждение.)

– Что вам известно о тексте повествовании?
(В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно
запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.
В данном типе текста чаще всего используются глаголы.)

– Каковы особенности описания? (В описании
даются признаки, качества, свойства предмета (какой он). Это можно отразить в одном рисунке. Для передачи описания используются прилагательные.)

дополняет ответы

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию,
осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что

знаний у них

недостаточно для полных ответов

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

Физкультминутка

Мы сейчас поставим диск,
Разминаться не ленись!

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Подтянись! Не отставай!
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.

Бег на месте, на предпоследней строчке – остановиться, на последней – потянуться, руки вверх и опустить их через стороны

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

 

Выполняют физические упражнения

4. Целеполагание

и постро-

ение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами эвристической беседы, работа с учебными пособиями

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Рассуждение имеет свои особенности.

Работа с толковым словарем Ожегова.

– Данное слово многозначное:

1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

2. Высказывание, обсуждение.

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

– В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение?
(Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее
мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…)

– Какова основная задача этого типа текста?
(Объяснить, доказать, установить какую-либо истину.)

– Прочитаем образец рассуждения на страницах 48–49 учебника (письмо С. Маршака). В чем особенности этого типа речи?

дополняет ответы

Формулируют цель учебной деятельности

в диалоге с учителем.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку
зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Задают вопросы для уточнения информации

5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Поисковая деятельность, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

– Запишем небольшой текст (на слайде).

В море много рыб и животных.

Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети , иногда нападают на людей. Акул считают опасными рыбами.

– Какую информацию вы узнали из текста?
(О повадках акул.)

– На какой вопрос отвечает текст? (Почему акул называют морскими разбойниками?)

– Что утверждает (доказывает) автор? (Акулы опасны.)

– Какие соображения и факты приводятся автором для доказательства?

– Давайте посмотрим, как строится рассуж-
дение.

– Найдите вступление. (Первое предложение.)

– Найдите тезис, т. е. утверждение, которое нужно доказать. (Акул называют морскими разбойниками.)

– Найдите три доказательства этого утверж-
дения. Все три доказательства отвечают
на вопрос: почему именно акул называют разбойниками?

– Найдите вывод в этом рассуждении

Отвечают на вопросы, под руководством педагога анализируют текст, выявляют особенности текста-рассуждения, знакомятся со структурой рассуждения

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы.

Выполнение письменных упражнений

6. Первичное закрепление

с комментирова-

нием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

Составление связных
рассказов об изученных нормах

– Этот небольшой текст позволил нам понять, как строится рассуждение.

– Посмотрите на схему рассуждения.

На слайде:       Вступление

(о чем?)

Тезис

(утверждение)

Доказательства

(почему?)

Вывод

(поэтому?)

Принимают участие в работе, выполняют упражнения. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном
процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа

7. Само-стоятельная работа с самопроверкой по эталону

Письменная работа

– Повторим, глядя на схему, как строится текст-рассуждение.

– Давайте вместе сочиним текст-рассуждение.

– Вам задано вступление (на слайде). Прочитайте его. (Человек знает множество профессий.)

– Каков тезис текста? (Врач – благороднейшая из них.)

– Приведите доказательства.

– Запишем наши мысли.

Запись в тетрадях:

Почему?

Так как врач спешит помочь человеку, которому плохо. Врачи первыми приходят на помощь пострадавшим на поле боя, во время пожаров, землетрясений. Они жертвуют своим отдыхом и покоем.

– А теперь сделаем вывод.

– Поэтому… (продолжите).

– Запишите.

В тетрадях:

Поэтому быть врачом может только настоящий человек.

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса

 

 

 

8. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение

полученных

на уроке сведений, выполнение практического задания, связных рассказов об изученных нормах

Практическое задание: по заданной структуре определите тип текста.

А. 1. Общее впечатление от предмета.

    2. Детали предмета.

Б. 1. Начало события.

    2. Развитие действия.

    3. Кульминация.

    4. Конец события, развязка.

В. 1. Тезис.

    2. Доказательства.

    3. Вывод.

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают самостоятельные выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оцени-вают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Задают вопросы для уточнения информации, устные ответы