Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели деятельности учителя: Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота. Развивающая: способствовать развитию мышления и речи; формированию умений выделять логические части изучаемого материала, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать. Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе; способствовать формированию экологического сознания учеников на примере экологических проблем. Оборудование: схема «Круговорот жизни»; карточки «Организмы-производители», «Организмы-потребители», «Организмы-разрушители», «Растения», «Животные», «Бактерии, грибы».
Иконка файла материала Урок 24. Великий круговорот жизни.docx
У р о к   24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я : Образовательная:  создать   условия   для   ознакомления   учащихся   с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота. Развивающая:  способствовать развитию мышления и речи; формированию умений   выделять   логические   части   изучаемого   материала,   устанавливать причинно­следственные связи, сравнивать и обобщать. Воспитательная:  содействовать   воспитанию   бережного   отношения   к природе; способствовать формированию экологического сознания учеников на примере экологических проблем. О б о р у д о в а н и е :   схема   «Круговорот   жизни»;   карточки   «Организмы­   «Организмы­разрушители»,   «Организмы­потребители», производители», «Растения», «Животные», «Бактерии, грибы». С ц е н а р и й   у р о к а I. Проверка выполнения домашнего задания.  Коллективная беседа: – Можно ли грибы отнести к миру растений? Почему? – Можно ли грибы отнести к миру животных? Почему? – Все ли грибы можно употреблять в пищу? – Как часто называют сбор грибов? – Какие правила нужно соблюдать при сборе грибов? Викторина «Проверь себя». II. Актуализация опорных знаний. – Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая.) –   Что   относится   к   неживой   природе?  (Вода,   воздух,   Солнце,   тучи,   горы относятся к неживой природе.) – Что относится к живой природе? (Животные, растения, бактерии, грибы, микробы.) – Назовите признаки жизни. (Питание, дыхание, движение, рост, развитие, смерть.) – Какое значение имеют воздух и вода для растений и животных?  (Воздух необходим для дыхания, вода – для питания и роста.) – Могут ли животные жить без растений, а растения без животных? Почему? (Растения   служат   пищей   для   животных,   а   животные   являются участниками размножения растений.)– Как образуется почва? (Твёрдые породы под воздействием воды, ветра и растений   постоянно   разрушаются.   Получается   рыхлый   слой   из   мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, но все же некоторые   неприхотливые   растения   селятся   здесь.   Из   их   остатков     под действием бактерий образуется перегной. Теперь здесь могут поселиться и другие растения, которые дают ещё больше перегноя. Так постепенно камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву.) – Назовите главное свойство почвы. (Плодородие.) III. Сообщение темы и задач урока. – Ответьте на  в о п р о с ы  и прочтите тему урока. 1. Под действием этих живых существ перегной превращается в соли. 2. Что изучает ботаника? 3.   Что   происходит   с   перегноем   под   действием   бактерий   и   грибов,   когда перегной превращается в соли? 4. Что придаёт почве тёмный цвет? 5. Что необходимо растениям для роста? 6. Живые существа, которых изучают зоологи. 7. Что впитывают  корни растений вместе с водой из почвы? 8. Организм, имеющий шляпку и ножку. 9. Верхний слой земли. 10. Главное условие для питания растений. – Вам знакомо слово «круговорот»? (Мы изучали тему «Круговорот воды в природе».) IV. Изучение нового материала. 1. Основные звенья круговорота жизни. Рассказ учителя. –   Итак,   тема   урока   –   круговорот   в   жизни.  В   природе   множество   живых существ, к которым нужно относиться бережно. Как вы думаете, почему нужно беречь все то живое, что находится вокруг нас?  Каждый живой организм – часть живой природы. Не будь в природе живых существ, планете была бы уготована участь ядовитой парилки, как на Венере, или   остывшего   пустынного   тела,   как   на   Марсе.   Новые   и   новые   поколения организмов   сменяли   друг   друга.   Они   пользовались   тем,   что   создавали предшественники,   и   в   свою   очередь   преобразовали   Землю   для   потомков. Круговорот   жизни   действительно   существует,   и   каждый   живой   организм является   его   частичкой.   Основные   звенья   этого   круговорота   составляют   три г р у п п ы  организмов:1. Организмы­производители. 2. Организмы­потребители. 3. Организмы­разрушители. Организмы­производители.  Ими   ученые­экологи   называют   растения. Только   растения   способны   использовать   энергию   Солнца,   производить органические   вещества   из   вещества   неорганического   –   питательные   вещества (сахар и крахмал) из углекислого газа и воды, солей. Растение берет из воздуха углекислый газ, а выделяет кислород. Получается круговорот между растениям и воздухом. Растение берет из почвы минеральные соли и воду. Когда растение умирает,   из   его   остатков   образуется   плодородный   слой   почвы   –   перегной. Образуется   круговорот.  (Напомнить,   что   листья   растений   –   это   «повара», которые из воды и углекислого газа «готовят» пищу­сахар и крахмал. Работает эта чудесная «кухня» только на свету). Организмы­потребители.  Это   животные,   так   как   потребляют   вещества, производимые   растениями.   Животное   дышит   воздухом,   пьет   воду,   питается растениями.   После   того   как   оно   умирает,   его   останками   питаются   другие животные и удобряется почва. Получается следующий круговорот. Организмы­разрушители.  Это   бактерии   и   грибы.   Бактерии   и   грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образуются необходимые растениям соли. 2. Роль разных царств живой природы в круговороте жизни. Рассказы учащихся. – В этом круговороте участвуют разные царства живой природы, каждое из них играет разную роль. И каждое из звеньев необходимо. Растения – организмы­производители. 1. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. 2.   Из   всех   организмов   только   растения   способны   использовать   энергию Солнца,   они   создают   при   этом   питательные   вещества   (сахар,   крахмал)   из углекислого газа, воды и минеральных солей. Растения извлекают из атмосферы углекислый   газ   и   выделяют   кислород.   Именно   деятельностью   растений   была создана атмосфера, пригодная для дыхания. 3. Растительность служит пищей для травоядных животных. 4.   Растения   –   основное   звено   в   сложной   цепи   всех   организмов,   включая человека. 5. При непосредственном участии растений возникла и образуется почва.Животные – организмы­потребители.  1. Животные в природе имеют большое значение, играют большую роль, как и растения.   Большинство   растений   опыляются   исключительно   животными,   они играют большую роль в распространении семян растений. 2.   Следует   добавить   и   то,   что   животные,   как   и   растения,   участвуют   в образовании   почвы.   Многие   насекомые,   в   их   ряду   муравьи,   черви,   и   многие другие мелкие насекомые дают почве множество полезных веществ, при этом измельчая её, и тем самым способствуют образованию перегноя. Норы, которые роют   животные,   помогают   растениям   и   деревьям   обогащать   их   воздухом   и вентилируют почву. 3. Всем известно, что животные играют важную роль, в человеческой жизни. С животных человек имеет не только продукты питания, но и шелк, шерсть, воск, кожу и другое сырье. Бактерии и грибы – организмы­разрушители.  1.   Бактерии   и   грибы   разрушают   остатки   мертвых   растений   и   животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем из перегноя растения получают необходимые минеральные соли. Бактерии   разрушают   растительные   остатки   для   того,   чтобы   добыть необходимые для жизни питательные вещества, а потом вернуть их в почву для усвоения их другими растениями. 2.   Грибы   и   бактерии   в   результате   разрушения   растительных   и   животных остатков   постоянно   обогащают   почву   питательными   веществами.   Разрушая различные остатки, грибы и бактерии служат санитарами, очищающими леса от ежегодного опадания листьев. 3. Значение грибов не ограничивается только использованием их в пищу. В пищевой промышленности грибы используют в процессе брожения. 4. Некоторые виды грибов используют для производства антибиотиков. 3. Роль почвы в круговороте жизни. Рассказ учителя с элементами беседы. – Огромную роль в круговороте жизни играет почва. Почва  –   это   земля,   которая   снабжает   растения   питанием   и   водой.   Она обладает   плодородием.   Это   её   главный   признак.   Она   представляет   собой сложную, постепенно меняющуюся среду, где непрерывно совершаются синтез и разрушение органического вещества. После отмирания органическое вещество поступает   в   почву,   где   под   воздействием   микроорганизмов   подвергается глубокому преобразованию. Как в далеком прошлом, так и в настоящее время, несмотря на все достижения науки и техники, человек получает из почвы почтивсе,   необходимое   для   поддержания   своего   существования,   за   исключением ресурсов   моря.   В   природе   почва   занимает   промежуточное   положение   между миром   живых   организмов   и   неорганической   природой,   для   нее   характерен процесс обмена веществ. – Вспомните, что составляет главную часть почвы. (Перегной.) – Что образуется под действием перегноя? (Образуются соли.) – Кто их использует? (Их используют для роста и развития.) – Кто питается растениями? (Растениями питаются животные.) –   Что   происходит   с   растениями   и   животными   когда   они   умирают?  (Их остатки   попадают   в   почву   и   под   действием   организмов­разрушителей превращаются в перегной, а потом из перегноя снова образуются соли, их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.) Работа с учебником. – Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль (имеют свою «профессию») в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо. Найдите в учебнике (с. 118–119), прочитайте об организмах­потребителях, производителях, разрушителях. – Мы подтвердили свои предположения. Рассмотрите схему (с. 119). Найдите ту часть схемы, без которой не будет круговорота жизни, растений, животных, бактерий и грибов. – Рассмотрите схему на доске. Какие процессы происходят в почве?  (В почве происходит разрушение остатков мёртвых растений и животных. Остатки перегнивают,   а   затем   перегной   разлагается   и   образует   необходимые растениям соли.) –   Совершенно   верно.   Соли   используют   растения   для   роста   и   развития. Растениями   питаются   животные.   Когда   растения   и   животные   умирают,   их остатки   попадают   в   почву   и   под   действием   организмов­разрушителей превращаются   в   перегной.   А   потом   из   перегноя   снова   образуются   соли.   Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Вот так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвётся, если исчезнет почва.  Рассказывая,   учитель   показывает   указкой   на   схему,   расположенную   на доске: – Итак, все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на Земле.Физкультминутка для глаз Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг, Глазкам видеть всё дано, Где окно и где крыльцо, Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг. V. Закрепление изученного материала. 1. Работа в тетради (с. 56). 2. Обсуждение проблемных ситуаций. 1­я ситуация. Представьте, что на Земле исчезли: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва. Если исчезнут растения, то животным нечего будет есть. Они все умрут и превратятся в перегной. Жизнь остановится. Если исчезнут животные, то некому будет есть растения. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве. Если   исчезнут   грибы   и   бактерии,   то   растения   погибнут   из­за   недостатка солей. И умрут животные, потому что не будет пищи. Если исчезнет почва, то растениям негде будет расти. А бактериям и грибам – негде жить. Животным негде жить и не по чему передвигаться. – Какой можно сделать  в ы в о д ? (Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни.) 2­я ситуация.  Представьте, что на Земле исчезло какое­нибудь из звеньев круговорота жизни. Опишите, что будет. Животные выделяют углекислый газ, который необходим растениям так же, как и вода, солнце и соли из почвы. Углекислый газ – это «одеяло» Земли. Если вдруг оно исчезнет из атмосферы, то это в первую очередь скажется на климате. На Земле станет холоднее, дожди будут выпадать редко. В конце концов это приведет к глобальной катастрофе и все живое на Земле погибнет! Животные участвуют   в   опылении   многих   растений,   в   распространении   семян, почвообразовании, в очистке водоемов. Большое значение имеют животные для человека. Одних человек употребляет в пищу, от других получает сырье. Нельзя нарушать круговорот жизни в природе. Растения   вырабатывают   кислород,   который   нужен   для   дыхания   как животным, так и людям и самим растениям тоже. Если бы на Земле не рослирастения, в воздухе совсем не было бы кислорода. А если нет кислорода, то животные и люди не смогут жить на Земле! Приведем   самый   простой   пример   «Бабочка   и   цветок».   Бабочка   питается нектаром цветка  и тем самым поддерживает  свою жизнь. Цветок  с помощью бабочки опыляется, и вид, к которому принадлежит этот цветок, продолжает существовать! Охраняя растения, мы заботимся обо всем живом. Грибы и бактерии разлагают остатки погибших растений и животных, очищая поверхность планеты от гниющих остатков. Без их разрушительной деятельности все остатки растений и животных превратились бы в мертвую массу, изменился бы газовый состав атмосферы, после чего жизнь и вовсе прекратилась бы. Но важно и то, что значительная опасность в исчезновении одного из звеньев великого круговорота жизни состоит в деятельности человека. – По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до 10 видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Новых появляется намного меньше. VI. Контроль и самопроверка знаний. Учащиеся  с а м о с т о я т е л ь н о  выполняют тестовую работу.  Тест – Выбери правильный ответ. 1.   Какие   три   группы   организмов   составляют   основные   звенья круговорота жизни? Найди «лишнюю» группу: а) разрушители; б) строители; в) производители; г) потребители. 2. Какие организмы учёные­экологи называют производителями? а) Растения;  б) животные; в) грибы;  г) бактерии. 3. Какие организмы учёные­экологи называют потребителями? а) Растения; б) животные; в) грибы и бактерии. 4. Какие организмы учёные­экологи называют разрушителями? а) Растения; б) животные; в) грибы и бактерии. 5. Какую роль в круговороте жизни играет почва? a) С неё испаряется вода; б) по ней передвигаются животные; в) в ней накапливается запас питательных веществ.О т в е т ы : 1­авг.  2­а.  3­б.  4­в.  5­в. VII. Итог урока. Рефлексия. – С какой темой мы познакомились сегодня на уроке? – Пригодятся ли нам в жизни знания, полученные сегодня на уроке? В ы в о д :  все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете. – Выскажите свое мнение, опираясь на фразы: 1. «Сегодня на уроке я узнал, что…». 2. «Я не знал раньше, что…». 3. «Оказывается, …» . 4. «Для меня стало новостью, что…». Домашнее   задание  (по   выбору   учащихся):  1)   написать   мини­сочинение «Если   с   Земли   исчезнут   растения   (животные)»;  2)   изготовить   модель, демонстрирующую   круговорот   жизни;  3)   по   схеме   рассказать   о   круговороте жизни на Земле.