Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ
Оценка 4.9

Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
14.01.2017
Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ
Цели деятельности учителя: Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота. Развивающая: способствовать развитию мышления и речи; формированию умений выделять логические части изучаемого материала, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать. Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе; способствовать формированию экологического сознания учеников на примере экологических проблем. Оборудование: схема «Круговорот жизни»; карточки «Организмы-производители», «Организмы-потребители», «Организмы-разрушители», «Растения», «Животные», «Бактерии, грибы».
Урок 24. Великий круговорот жизни.docx
У р о к   24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я : Образовательная:  создать   условия   для   ознакомления   учащихся   с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота. Развивающая:  способствовать развитию мышления и речи; формированию умений   выделять   логические   части   изучаемого   материала,   устанавливать причинно­следственные связи, сравнивать и обобщать. Воспитательная:  содействовать   воспитанию   бережного   отношения   к природе; способствовать формированию экологического сознания учеников на примере экологических проблем. О б о р у д о в а н и е :   схема   «Круговорот   жизни»;   карточки   «Организмы­   «Организмы­разрушители»,   «Организмы­потребители», производители», «Растения», «Животные», «Бактерии, грибы». С ц е н а р и й   у р о к а I. Проверка выполнения домашнего задания.  Коллективная беседа: – Можно ли грибы отнести к миру растений? Почему? – Можно ли грибы отнести к миру животных? Почему? – Все ли грибы можно употреблять в пищу? – Как часто называют сбор грибов? – Какие правила нужно соблюдать при сборе грибов? Викторина «Проверь себя». II. Актуализация опорных знаний. – Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая.) –   Что   относится   к   неживой   природе?  (Вода,   воздух,   Солнце,   тучи,   горы относятся к неживой природе.) – Что относится к живой природе? (Животные, растения, бактерии, грибы, микробы.) – Назовите признаки жизни. (Питание, дыхание, движение, рост, развитие, смерть.) – Какое значение имеют воздух и вода для растений и животных?  (Воздух необходим для дыхания, вода – для питания и роста.) – Могут ли животные жить без растений, а растения без животных? Почему? (Растения   служат   пищей   для   животных,   а   животные   являются участниками размножения растений.) – Как образуется почва? (Твёрдые породы под воздействием воды, ветра и растений   постоянно   разрушаются.   Получается   рыхлый   слой   из   мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, но все же некоторые   неприхотливые   растения   селятся   здесь.   Из   их   остатков     под действием бактерий образуется перегной. Теперь здесь могут поселиться и другие растения, которые дают ещё больше перегноя. Так постепенно камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву.) – Назовите главное свойство почвы. (Плодородие.) III. Сообщение темы и задач урока. – Ответьте на  в о п р о с ы  и прочтите тему урока. 1. Под действием этих живых существ перегной превращается в соли. 2. Что изучает ботаника? 3.   Что   происходит   с   перегноем   под   действием   бактерий   и   грибов,   когда перегной превращается в соли? 4. Что придаёт почве тёмный цвет? 5. Что необходимо растениям для роста? 6. Живые существа, которых изучают зоологи. 7. Что впитывают  корни растений вместе с водой из почвы? 8. Организм, имеющий шляпку и ножку. 9. Верхний слой земли. 10. Главное условие для питания растений. – Вам знакомо слово «круговорот»? (Мы изучали тему «Круговорот воды в природе».) IV. Изучение нового материала. 1. Основные звенья круговорота жизни. Рассказ учителя. –   Итак,   тема   урока   –   круговорот   в   жизни.  В   природе   множество   живых существ, к которым нужно относиться бережно. Как вы думаете, почему нужно беречь все то живое, что находится вокруг нас?  Каждый живой организм – часть живой природы. Не будь в природе живых существ, планете была бы уготована участь ядовитой парилки, как на Венере, или   остывшего   пустынного   тела,   как   на   Марсе.   Новые   и   новые   поколения организмов   сменяли   друг   друга.   Они   пользовались   тем,   что   создавали предшественники,   и   в   свою   очередь   преобразовали   Землю   для   потомков. Круговорот   жизни   действительно   существует,   и   каждый   живой   организм является   его   частичкой.   Основные   звенья   этого   круговорота   составляют   три г р у п п ы  организмов: 1. Организмы­производители. 2. Организмы­потребители. 3. Организмы­разрушители. Организмы­производители.  Ими   ученые­экологи   называют   растения. Только   растения   способны   использовать   энергию   Солнца,   производить органические   вещества   из   вещества   неорганического   –   питательные   вещества (сахар и крахмал) из углекислого газа и воды, солей. Растение берет из воздуха углекислый газ, а выделяет кислород. Получается круговорот между растениям и воздухом. Растение берет из почвы минеральные соли и воду. Когда растение умирает,   из   его   остатков   образуется   плодородный   слой   почвы   –   перегной. Образуется   круговорот.  (Напомнить,   что   листья   растений   –   это   «повара», которые из воды и углекислого газа «готовят» пищу­сахар и крахмал. Работает эта чудесная «кухня» только на свету). Организмы­потребители.  Это   животные,   так   как   потребляют   вещества, производимые   растениями.   Животное   дышит   воздухом,   пьет   воду,   питается растениями.   После   того   как   оно   умирает,   его   останками   питаются   другие животные и удобряется почва. Получается следующий круговорот. Организмы­разрушители.  Это   бактерии   и   грибы.   Бактерии   и   грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образуются необходимые растениям соли. 2. Роль разных царств живой природы в круговороте жизни. Рассказы учащихся. – В этом круговороте участвуют разные царства живой природы, каждое из них играет разную роль. И каждое из звеньев необходимо. Растения – организмы­производители. 1. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. 2.   Из   всех   организмов   только   растения   способны   использовать   энергию Солнца,   они   создают   при   этом   питательные   вещества   (сахар,   крахмал)   из углекислого газа, воды и минеральных солей. Растения извлекают из атмосферы углекислый   газ   и   выделяют   кислород.   Именно   деятельностью   растений   была создана атмосфера, пригодная для дыхания. 3. Растительность служит пищей для травоядных животных. 4.   Растения   –   основное   звено   в   сложной   цепи   всех   организмов,   включая человека. 5. При непосредственном участии растений возникла и образуется почва. Животные – организмы­потребители.  1. Животные в природе имеют большое значение, играют большую роль, как и растения.   Большинство   растений   опыляются   исключительно   животными,   они играют большую роль в распространении семян растений. 2.   Следует   добавить   и   то,   что   животные,   как   и   растения,   участвуют   в образовании   почвы.   Многие   насекомые,   в   их   ряду   муравьи,   черви,   и   многие другие мелкие насекомые дают почве множество полезных веществ, при этом измельчая её, и тем самым способствуют образованию перегноя. Норы, которые роют   животные,   помогают   растениям   и   деревьям   обогащать   их   воздухом   и вентилируют почву. 3. Всем известно, что животные играют важную роль, в человеческой жизни. С животных человек имеет не только продукты питания, но и шелк, шерсть, воск, кожу и другое сырье. Бактерии и грибы – организмы­разрушители.  1.   Бактерии   и   грибы   разрушают   остатки   мертвых   растений   и   животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем из перегноя растения получают необходимые минеральные соли. Бактерии   разрушают   растительные   остатки   для   того,   чтобы   добыть необходимые для жизни питательные вещества, а потом вернуть их в почву для усвоения их другими растениями. 2.   Грибы   и   бактерии   в   результате   разрушения   растительных   и   животных остатков   постоянно   обогащают   почву   питательными   веществами.   Разрушая различные остатки, грибы и бактерии служат санитарами, очищающими леса от ежегодного опадания листьев. 3. Значение грибов не ограничивается только использованием их в пищу. В пищевой промышленности грибы используют в процессе брожения. 4. Некоторые виды грибов используют для производства антибиотиков. 3. Роль почвы в круговороте жизни. Рассказ учителя с элементами беседы. – Огромную роль в круговороте жизни играет почва. Почва  –   это   земля,   которая   снабжает   растения   питанием   и   водой.   Она обладает   плодородием.   Это   её   главный   признак.   Она   представляет   собой сложную, постепенно меняющуюся среду, где непрерывно совершаются синтез и разрушение органического вещества. После отмирания органическое вещество поступает   в   почву,   где   под   воздействием   микроорганизмов   подвергается глубокому преобразованию. Как в далеком прошлом, так и в настоящее время, несмотря на все достижения науки и техники, человек получает из почвы почти все,   необходимое   для   поддержания   своего   существования,   за   исключением ресурсов   моря.   В   природе   почва   занимает   промежуточное   положение   между миром   живых   организмов   и   неорганической   природой,   для   нее   характерен процесс обмена веществ. – Вспомните, что составляет главную часть почвы. (Перегной.) – Что образуется под действием перегноя? (Образуются соли.) – Кто их использует? (Их используют для роста и развития.) – Кто питается растениями? (Растениями питаются животные.) –   Что   происходит   с   растениями   и   животными   когда   они   умирают?  (Их остатки   попадают   в   почву   и   под   действием   организмов­разрушителей превращаются в перегной, а потом из перегноя снова образуются соли, их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.) Работа с учебником. – Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль (имеют свою «профессию») в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо. Найдите в учебнике (с. 118–119), прочитайте об организмах­потребителях, производителях, разрушителях. – Мы подтвердили свои предположения. Рассмотрите схему (с. 119). Найдите ту часть схемы, без которой не будет круговорота жизни, растений, животных, бактерий и грибов. – Рассмотрите схему на доске. Какие процессы происходят в почве?  (В почве происходит разрушение остатков мёртвых растений и животных. Остатки перегнивают,   а   затем   перегной   разлагается   и   образует   необходимые растениям соли.) –   Совершенно   верно.   Соли   используют   растения   для   роста   и   развития. Растениями   питаются   животные.   Когда   растения   и   животные   умирают,   их остатки   попадают   в   почву   и   под   действием   организмов­разрушителей превращаются   в   перегной.   А   потом   из   перегноя   снова   образуются   соли.   Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Вот так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвётся, если исчезнет почва.  Рассказывая,   учитель   показывает   указкой   на   схему,   расположенную   на доске: – Итак, все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на Земле. Физкультминутка для глаз Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг, Глазкам видеть всё дано, Где окно и где крыльцо, Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг. V. Закрепление изученного материала. 1. Работа в тетради (с. 56). 2. Обсуждение проблемных ситуаций. 1­я ситуация. Представьте, что на Земле исчезли: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва. Если исчезнут растения, то животным нечего будет есть. Они все умрут и превратятся в перегной. Жизнь остановится. Если исчезнут животные, то некому будет есть растения. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве. Если   исчезнут   грибы   и   бактерии,   то   растения   погибнут   из­за   недостатка солей. И умрут животные, потому что не будет пищи. Если исчезнет почва, то растениям негде будет расти. А бактериям и грибам – негде жить. Животным негде жить и не по чему передвигаться. – Какой можно сделать  в ы в о д ? (Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни.) 2­я ситуация.  Представьте, что на Земле исчезло какое­нибудь из звеньев круговорота жизни. Опишите, что будет. Животные выделяют углекислый газ, который необходим растениям так же, как и вода, солнце и соли из почвы. Углекислый газ – это «одеяло» Земли. Если вдруг оно исчезнет из атмосферы, то это в первую очередь скажется на климате. На Земле станет холоднее, дожди будут выпадать редко. В конце концов это приведет к глобальной катастрофе и все живое на Земле погибнет! Животные участвуют   в   опылении   многих   растений,   в   распространении   семян, почвообразовании, в очистке водоемов. Большое значение имеют животные для человека. Одних человек употребляет в пищу, от других получает сырье. Нельзя нарушать круговорот жизни в природе. Растения   вырабатывают   кислород,   который   нужен   для   дыхания   как животным, так и людям и самим растениям тоже. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. А если нет кислорода, то животные и люди не смогут жить на Земле! Приведем   самый   простой   пример   «Бабочка   и   цветок».   Бабочка   питается нектаром цветка  и тем самым поддерживает  свою жизнь. Цветок  с помощью бабочки опыляется, и вид, к которому принадлежит этот цветок, продолжает существовать! Охраняя растения, мы заботимся обо всем живом. Грибы и бактерии разлагают остатки погибших растений и животных, очищая поверхность планеты от гниющих остатков. Без их разрушительной деятельности все остатки растений и животных превратились бы в мертвую массу, изменился бы газовый состав атмосферы, после чего жизнь и вовсе прекратилась бы. Но важно и то, что значительная опасность в исчезновении одного из звеньев великого круговорота жизни состоит в деятельности человека. – По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до 10 видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Новых появляется намного меньше. VI. Контроль и самопроверка знаний. Учащиеся  с а м о с т о я т е л ь н о  выполняют тестовую работу.  Тест – Выбери правильный ответ. 1.   Какие   три   группы   организмов   составляют   основные   звенья круговорота жизни? Найди «лишнюю» группу: а) разрушители; б) строители; в) производители; г) потребители. 2. Какие организмы учёные­экологи называют производителями? а) Растения;  б) животные; в) грибы;  г) бактерии. 3. Какие организмы учёные­экологи называют потребителями? а) Растения; б) животные; в) грибы и бактерии. 4. Какие организмы учёные­экологи называют разрушителями? а) Растения; б) животные; в) грибы и бактерии. 5. Какую роль в круговороте жизни играет почва? a) С неё испаряется вода; б) по ней передвигаются животные; в) в ней накапливается запас питательных веществ. О т в е т ы : 1­авг.  2­а.  3­б.  4­в.  5­в. VII. Итог урока. Рефлексия. – С какой темой мы познакомились сегодня на уроке? – Пригодятся ли нам в жизни знания, полученные сегодня на уроке? В ы в о д :  все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете. – Выскажите свое мнение, опираясь на фразы: 1. «Сегодня на уроке я узнал, что…». 2. «Я не знал раньше, что…». 3. «Оказывается, …» . 4. «Для меня стало новостью, что…». Домашнее   задание  (по   выбору   учащихся):  1)   написать   мини­сочинение «Если   с   Земли   исчезнут   растения   (животные)»;  2)   изготовить   модель, демонстрирующую   круговорот   жизни;  3)   по   схеме   рассказать   о   круговороте жизни на Земле.

Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017