Урок №3. Русский язык. 11 класс (класс с казахским языком обучения) Тема: "Словообразование"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл
27.04.2018
Тема: Словообразование
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме
«Словообразование». Раскрыть понятия «приставка», «корень», «суффикс», окончание, основа.
С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока. Из текста выписывают слова, состав которых соответствует схемам.
Ученики выполняют грамматическое задание. Выписывают причастия. Делают морфологический разбор.
Делают морфемный разбор
урок №3.docx
«Таныстым»
Оқу ісі жөніндегі орынбасары:
Дата: Класс: 11
Тема: Словообразование
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме
«Словообразование». Раскрыть понятия «приставка», «корень», «суффикс», окончание, основа.
3 мин.
5 мин.
25 мин.
←
весёлый. (приставочный
Деятельность учителя
I. Организационный момент.
Приветствует учеников, проверяет
готовность к уроку, желает успеха. Для
создания психологической атмосферы
проводит игру «Солнечный зайчик»
Возьмите себя за руки и улыбнитесь друг
другу.
II. Мотивация к изучению нового.
С помощью наводящих вопросов, учитель
подводит учащихся к теме нового урока.
Развесёлый
способ)
←
Овражек
Подсвечник
суффиксальный)
Бег
Лесовоз
Продтовары
(сложносокращённое слово)
Мороженая рыба } переход
III. Актуализация знаний
Сейчас поработаем с текстом. Из текста
выпишите слова, состав которого
соответствует схемам:
овраг. (суффиксальный)
←
свеча. (приставочно
лес возит. (сложение основ)
←
продуктовые товары.
←
бегать. (бессуффиксный)
←
Над прудом ветер вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали...
Практическое задание.
Грусть – грустный – грустноватый
Гитара – гитарист – гитаристка
Шелк – шелковый шелковистость
Мука мучной – мучнистый
Загадка
Корень мой находится в цене
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Все же в дневнике или в журнале.
Ученики по очереди заполняют таблицу.
Слова для разбора диктует учитель.
Деятельность обучающихся
Ученики осмысливают
поставленную цель. Дети берут
друг друга за руки и улыбаются.
наглядности
Ученики отвечают на вопросы
учителя.
Карточки
Делают словообразовательный
разбор слов.
Таблица
Состав слова.
Окончание. Улетают – улетает,
улетаешь. Окончание – ют.
Основа. Основа слова – улета .
Корень. Улетают – перелет,
прилетать, летать. Корень – лет.
Суффикс. Суффикс слова – а.
Приставка. Улетает – прилет,
летать. Приставка – у
Словообразовательный анализ.
Улетать – летя, направляться
куданибудь.
Улетать – улет, полет, прилетать,
лететь, летать.
Образовано с помощью приставки
у от основы слова «летать».
Способ образования –
приставочный.
(оценка)
Ученики заполняют таблицу. Разбор
слова по
составу
Словообразовательный
анализ слова
Слова для разбора: сверхсекретный,
внештатный, раскрасавиц, завхоз, спецкор,
пароходный, подгруппа, санчасть,
предгрозовой, сбербанк, паровоз,
нефтеналивной, неурожай, наушник.
IV. Закрепление урока.
Способы образования слов.
А теперь, ребята, давайте вспомним
способы образования слов.
— Какие вы знаете способы образования
слов?
Задание. Определите, как образованы
следующие слова.
1) 1. приставочный
2. суффиксальный
3. приставочносуффиксальный
4. сложение (основ или целых слов)
5. сложение сокращенных основ
6. переход одной части речи в другую
летчик, парашютистка, электровоз,
приходить, МГУ, приморский, сбербанк,
больной, пододеяльник, сотрудник,
креслокровать, дежурный, птицефабрика,
турпоход, ОРТ.
Гласные в приставках пре и при.
— Расскажите о правилах выбора гласной в
приставках пре и при.
Задание: заполните таблицу, поставив
галочку в нужной колонке.
Слова
Пр…образователь
Пр…школьный
Пр…успевать
Пр…лунение
Пр…красный
Пр…рвать
Пр…остановить
Пр…одолеть
Е И
V. Итог урока. Организует индивидуальную
работу над текстом. Проводит рефлексию.
Стратегия «Телеграмма»
Какие затруднения у вас возникли при
работе на уроке?
Какие знания у вас были крепкими?
5 мин.
5 мин.
Делают словообразовательный
анализ слов.
Выполняют грамматическое
задание. Выписывают причастия.
Делают морфологический разбор.
Делают морфемный разбор
следующих слов: сгорбившись,
закричали, покрытый,
описывая, разбирал, уставших.
Приставочный –
Суффиксальный –
Приставочносуффиксальный
Сложение –
Сложение сокращенных основ –
Переход одной части в другую –
преобразователь, пришкольный,
преуспевать, прилунение,
прекрасный, прервать,
приостановить, преодолеть,
Ученики индивидуально работают
над предложенными заданиями.
Пишут телеграмму своим
одноклассникам.
фишки
стикеры 2 мин.
VI. Домашняя работа. Объясняет
особенности выполнения домашней работы:
Повторить теоретический материал по теме
«Словообразование».
Записывают домашнюю работу в
дневниках.
Итог урока:___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
______________________________________________________________________
Урок №3. Русский язык. 11 класс (класс с казахским языком обучения) Тема: "Словообразование"
Урок №3. Русский язык. 11 класс (класс с казахским языком обучения) Тема: "Словообразование"
Урок №3. Русский язык. 11 класс (класс с казахским языком обучения) Тема: "Словообразование"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.