Познакомить с понятиями «диалог» и «монолог», знаками препинания при диалоге
Урок развития речи
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности монологической и диалогической речи, пунктуационное оформление диалога на письме.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Урок 60. ДИАЛОГ И МОНОЛОГ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ДИАЛОГЕ
Цель
деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательн
ые
результаты
Методы и
формы
обучения
Образователь
ные
ресурсы
Познакомить с понятиями «диалог» и «монолог», знаками препинания при
диалоге
Урок развития речи
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать
особенности монологической и диалогической речи, пунктуационное
оформление диалога на письме.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного
опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию
из различных источников, включая средства массовой информации, компакт
диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться
словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию
Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
http://www.uroki.net
rus.html
http://www.zavuch.info
http://akademius.narod.ru/vibor
http://festival.1september.ru/subjects
http://www.intergu.ru
id=10000192
http://som.fsio.ru/subject.asp?
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно
М у л ь т и м е д и й н ы й р я д : презентация по теме урока, выполненная
учителем или группой подготовленных обучающихся
демонстрацио
нный
материал
Основные
понятия
Диалог, монологОрганизационная структура (сценарий) урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Инсцени
ровка
сказки
Дж.
Родари
«Про
дедушку,
который
не умел
рас
сказыват
ь
сказки»
Этапы
урока
1.
Актуа
лизаци
я
и
пробн
ое
учебно
е
действ
ие
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаимо
действ
ия
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
– Сейчас ваша задача будет
состоять в следующем:
внимательно посмотреть наш
миниспектакль
и ответить на вопросы:
– Сколько персонажей участвует в
разговоре?
– Можно ли назвать эту сказку
юмористической
и почему?
Отвечают
на
вопросы.
Строят
понятные
для
партнера
высказыв
ания
Инди
видуа
льная,
фронт
альна
я
Жилабыла однажды маленькая
девочка, и звали ее Желтая
Шапочка, – начал свой рассказ де
душка.
– Не Желтая, а Красная! – перебил
его внук.
– Ах да! Красная Шапочка…
Мама позвала ее однажды и
говорит: «Послушай, Зеленая
Шапочка…», – продолжал
дедушка.
– Да нет же, Красная! –
воскликнул мальчик.
– Да, да, Красная. Пойди к
тетушке и отнеси ей картофельную
шелуху…
Устн
ые
ответ
ы
Познаватель
ные:
осуществляют
для решения
учебных задач
операции
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификаци
и,
устанавливают
причинно
следственные
связи.
Регулятивн
ые:
принимают и
сохраняют
учебную
задачу.
Коммуника
тивные:
задают
вопросы,
отвечают на
вопросы
других,
формулируютЭтапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Эвристи
ческая
беседа,
ответы
на
вопросы
2.
Выявл
ение
места
и
причи
ны
затруд
нения
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаимо
действ
ия
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
Инди
видуа
льная,
групп
овая
– Итак, разговор двух или
нескольких лиц называется
диалогом.
– А кто заметил еще одно
действующее лицо
в этой сценке? (Это автор.)
– Для чего используются слова
автора в диалоге?
(Поясняют, кто говорит, дают
оценку происходящему,
заставляют задуматься над
поступками героев.)
– А в каком стиле речи чаще всего
используется диалог? (В
разговорном стиле, обыденной,
повседневной речи: в школе, на
улице, дома.) Мы сталкиваемся с
элементами диалога каждый день.
– Составьте словосочетание и
предложение с данным термином.
(Запись и разбор словосочетания
и предложения.)
Обдумыв
ают
ответы на
вопросы и
осознают,
что
знаний
недостато
чно для
полных
ответов.
Формули
руют
собственн
ые мысли,
высказыв
ают и
обосновы
вают
свою
точку
зрения.
В
сотрудни
честве с
Устн
ые
ответ
ы
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зрения
Личностные
: проявляют
способность к
самооценке
своих
действий,
поступков.
Познаватель
ные:
устанавливают
причинно
следственные
связи, делают
выводы.
Регулятивн
ые: осознают
недостаточнос
ть своих
знаний.
Коммуника
тивные:
задают
вопросы с
цельюЭтапы
урока
3.
Целеп
олаган
ие
и
постро
ение
проект
а
выход
а из
затруд
нения
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Просмот
р
мультим
едийной
презента
ции
«Диалог
и
монолог.
Знаки
препинан
ия при
диалоге
и прямой
речи».
Подбор
своих
примеро
в,
иллюстр
ирующих
природу
изучаемо
го
языковог
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаимо
действ
ия
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
– Что говорится о диалоге и
монологе в презентации?
– Итак, какие знаки препинания
ставятся при диалоге?
– Чем отличается пунктуационное
оформление прямой речи и
диалога?
Наблюдение над языком.
– А помимо разговорного стиля
где еще мы можем встретить
диалог?
Дополняет ответы
Вопро
сы
для
уточн
ения
инфор
мации
Инди
видуа
льная,
групп
овая
учителем
и
одноклас
сниками
делают
выводы
Смотрят
презентац
ию,
восприни
мают на
слух
информац
ию,
осваиваю
т
лингвисти
ческие
термины.
Отвечают
на
вопросы,
выполняю
т
упражнен
ия
получения
необходимой
для решения
проблемы
информации
Личностные
: осознают
свои
возможности в
учении;
способны
адекватно
рассуждать о
причинах
своего успеха
или неуспеха в
учении,
связывая
успехи с
усилиями,
трудолюбием.
Познаватель
ные:
извлекают
необходимую
информацию
из
прослушанног
о объяснения
учителя,Этапы
урока
4.
Прак
тическ
ая
деятел
ь
ность
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
о
явления,
составле
ние
связных
рассказо
в об
изученны
х нормах
Подбор
своих
примеро
в,
иллюстр
ирующих
природу
изучаемо
го
языковог
о
явления,
составле
ние
связных
рассказо
в об
изученны
х
нормах.
Письмен
ная
работа.
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаимо
действ
ия
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
Устн
ые
ответ
ы.
Выпо
лнени
е
письм
енных
упраж
нений
высказываний
одноклассник
ов,
систематизиру
ют
собственные
знания
Личностные
: приобретают
новые знания,
умения,
совершенству
ют имею
щиеся.
Познаватель
ные:
читают и
слушают,
извлекая
нужную
информацию,
а также
самостоятельн
о находят ее в
материалах
учебников,
рабочих
тетрадей.
Регулятивн
ые:
Фронт
альна
я,
индив
идуал
ьная
– Сейчас мы познакомимся с вами
с небольшим шуточным
стихотворением, и вы должны
подумать и ответить: есть ли в
этом стихотворении диалог и в
каком стиле речи он встречается?
– Согласны ли вы с героем
стихотворения?
– Почему он не прав?
В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е
стихотворения
Г. Граубина «Ленительный падеж».
Отвечают
на
вопросы,
под
руководс
твом
педагога
составля
ют план
работы с
заданиям
и
Спросили Лежебокина:
– А нука расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давнымдавно все
школьники
Их знают назубок.
Из за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
– В том не моя вина.Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Игра
Деятельность учителя
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться, а тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж, как
Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем
нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какойнибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит,
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
– Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог ты новые
Придумать имена?
– Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!
– Ребята, а нет ли среди вас
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаимо
действ
ия
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
контролируют
учебные
действия,
замечают
допущенные
ошибки;
осознают
правило
контроля и
успешно
используют
его
в решении
учебной
задачи.
Коммуника
тивные:
осуществляют
совместную
деятельность
в парах и
рабочих
группах с
учетом
конкретных
учебно
познавательны
х задач, умеют
задавать
вопросы для
уточнения
последователь
ности работыЭтапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Беседа
по
вопроса
м.
Письмен
ная
работа.
Игра
5.
Перви
чное
закреп
ление.
6.
Самос
тоятел
ьная
ра
бота
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаимо
действ
ия
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
Лежебокина? Хорошие ли вы
друзья?
– Давайте проверим, как вы умеете
строить диалог в группах.
Составьте диалоги на тему «Зачем
нужно знать русский язык» и
запишите их, правильно расставляя
знаки препинания.
(Пунктуационная схема
представлена на слайде.)
Проверка диалогов, обсуждение.
Л и н г в и с т и ч е с к и й
э к с п е р и м е н т .
– А сейчас мы проведем
небольшой лингвистический
эксперимент, то есть выступим в
роли знатоков русского языка.
Перед вами карточки
(составляются учителем в
соответствии с уровнем
подготовки класса и отдельных
групп обучающихся). Вы должны
вставить, где необходимо, нужные
знаки препинания. Составьте
схемы 2–3 предложений.
Проверка.
Организует и сопровождает
деятельность учащихся,
контролирует правильность
выполнения заданий
Инди
видуа
льная,
групп
овая
Принима
ют
участие в
работе,
выполняю
т
упражнен
ия
Вопро
сы
для
уточн
ения
инфор
мации
Познаватель
ные:
осуществляют
для решения
учебных задач
операции
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификаци
и,
устанавливают
причинно
следственные
связи.
Регулятивн
ые:
оценивают
свои
достижения,
осознают
трудности,
ищут ихЭтапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
7.
Включ
ение в
систем
у
знаний
и
повтор
ение
Обобщен
ие
полученн
ых
на уроке
сведений
,
выполне
ние
тестовых
заданий
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаимо
действ
ия
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
Решают
задания
теста на
карточке
Инди
видуа
льная,
групп
овая
– А теперь дружно поработаем в
парах. Каждая группа получает
карточку с незаконченным
текстом. Прочитаем его. Можно ли
назвать это диалогом? Что здесь
отсутствует? (Есть только
вопросы, но нет ответов.)
– Кто твой любимый герой в поэме
«Руслан и Людмила»? – спросил
Андрей.
– , – ответил Витя.
– А почему? – спросил Андрей.
– , – ответил Витя.
– Какие черты характера Руслана
ты хотел бы видеть в себе? –
спросил Андрей.
– , – ответил Витя.
С л о в а д л я с п р а в о к : добавил,
поинтересовался, сказал,
переспросил.
– Давайте вначале устно
«допишем» предложения так,
чтобы у нас получился диалог.
– А теперь обратите внимание на
слова автора,
я прочитаю полностью полученный
диалог, а вы должны ответить, не
заметили ли вы какойнибудь
ошибки?
– Правильно, неоправданный
Вопро
сы
для
уточн
ения
инфор
мации
причины и
пути
преодоления
Личностные
:
понимают, в
чем значение
знаний для
человека.
Познаватель
ные:
приобретают
умения
использовать
приобретенны
е знания
и умения в
практической
деятельности
и
повседневной
жизни.
Регулятивн
ые: оценивают
свою работу;
исправляют и
объясняют
ошибки.
Коммуника
тивные:
формулируют
собственныеЭтапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаимо
действ
ия
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зрения
повтор одного и того же слова.
Как мы можем это исправить?
(Подобрать слова, близкие по
значению (синонимы).)
– А теперь запишем
отредактированный текст в форме
диалога в тетрадях, соблюдая все
знаки препинания.
– Таким образом, что мы сегодня
узнали о диалоге?
1. Диалог – разговор двух или
нескольких лиц.
2. Диалог состоит из реплик и слов
автора.
3. Каждая реплика пишется с
новой строчки с тире.
4. Знаки препинания ставятся так
же, как и при прямой речи, но
диалог кавычками не выделяется.
5. Диалог используется в
разговорном и художественном
стилях.
6. Нужно правильно использовать
слова автора при диалоге, избегая
словсорняков и повторов