Урок 60. Окружность. Круг

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: познакомить с понятиями «окружность», «круг»; закреплять знание таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы. Планируемые результаты: учащиеся научатся чертить окружность; различать понятия «круг» и «окружность»; находить радиус и диаметр окружности; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; вести диалог.Урок 60. Окружность. Круг
Иконка файла материала Урок 60.docx
Урок 60. Окружность. Круг Цели:  познакомить  с понятиями  «окружность», «круг»; закреплять знание таблицы   умножения,   умение   решать   задачи   изученных   видов;   учить рассуждать и делать выводы. Планируемые   результаты:  учащиеся   научатся   чертить   окружность; различать   понятия   «круг»   и   «окружность»;   находить   радиус   и   диаметр окружности;   пользоваться   таблицей   умножения   и   деления;   решать   задачи изученных видов; вести диалог. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1. Индивидуальная работа (Несколько учеников получают карточки с задачами.) •  Сумма двух чисел 28, первое слагаемое 7. На сколько сумма больше этого слагаемого? Во сколько раз это слагаемое меньше суммы? •  Когда из бидона налили 5 кувшинов молока по 2 л в каждый, в нем осталось 9 л молока. Сколько литров молока было в бидоне? 2. Устный счет —  Назовите примеры с ответом 56. 52 + 4                53 + 2                65­9                78­2 26 + 20              47 + 9                67­9                86­30 —     Вставьте   пропущенные   знаки   арифметических   действий   так,   чтобы получились верные равенства. 005 = 5                                    25 О 25 =1 1 О 11 = 11                                 0О1=0 3. Геометрический материал —  Заполните таблицу. а b Р S 6 см 5 см 7 см 3 м 5 м 40 см2 48 м2 6 м 2м 14 м III. Самоопределение к деятельности Сегодня Знайка — верный друг —  Расскажет про окружность нам и крут.  Есть у него помощник лихой, Он чертит круг одной ногой,  А другой проткнул бумагу,  Зацепился и ни шагу.  Что за друг у Знайки,  Подумай, отгадай­ка. (Циркуль.)—  Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? —  Сформулируйте тему и задачи урока. IV. Работа по теме урока 1. Знакомство с новым материалом  Первый вариант —  Какие окружающие нас предметы имеют форму круга? (Ответы детей.) —   Как можно изобразить круг на бумаге? (Ответы детей.) Удобнее всего воспользоваться циркулем. Вот он, Знайкин помощник. (Учитель   показывает   разные   виды   циркулей:   для   работы   на  доске, ученический, чертежный.) Циркуль имеет две ножки. Одна нужна для устойчивости, он зацепляется ею за бумагу, а вторая работает — чертит. —   Возьмите циркуль, поставьте ножку с иголочкой на бумагу, а ножкой с грифелем очертите окружность. (Учащиеся работают на альбомных листах. Учитель выполняет все действия вместе с детьми.) —     Закрасьте   фигуру   цветным   карандашом.   Напомните   мне,   как   она называется. (Круг.) —  Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголочки. Это центр круга. —   А сейчас найдите границу круга. Что это?  (Линия, которую оставил грифель.) Граница круга — это окружность. —  Начертите рядом окружность. —  Выделите точку, оставленную иголочкой. Это центр окружности. —  Обозначьте центр окружности буквой О. —     Возьмите   линейку   и   соедините   центр   окружности   с   любой   точкой   на окружности. Вы начертили радиус окружности. Радиус — это еще и расстояние между ножками циркуля, между иголочкой и грифелем. —  А сейчас проведите отрезок через центр окружности так, чтобы его концы лежали на окружности. Это диаметр окружности.  Второй вариант —  Послушайте стихотворение. Мы живем с братишкой дружно,  Нам так весело вдвоем,  Мы на лист поставим кружку,  Обведем карандашом.  Получилось то, что нужно, —  Называется «окружность».Мой брат по рисованию  Себя считает мастером,  Все, что внутри окружности,  Закрасил он фломастером.  Вот вам красный круг, кружок,  По краю синий ободок.  Круг — тарелка, колесо,  Окружность — обруч, поясок.  Окружность — очертанье круга.  Я смотрю на наш листок,  Стал искать у круга угол,  Но найти его не смог.  Брат смеется — вот дела!  Да у круга нет угла,  У тарелки и монеты        Не найдешь углов, их нету. —  Как вы поняли, что такое окружность? (Очертание, граница круга.) —  Приведите примеры окружностей. (Обруч, поясок, колечко, гайка и т. д.) —  Что такое круг? (Окружность с внутренней частью плоскости.) —  Приведите примеры кругов. (Тарелка, диск, крышка и т. д.) (У каждого ученика на парте круг из плотной цветной бумаги.) —   Возьмите круг, который лежит перед вами. Фломастером обведите его границу. Что вы нарисовали? (Окружность.) —    Сложите   круг   пополам   так,   чтобы   половинки   совпадали.   Прогладьте линию   сгиба.  Сложите   еще   раз   по   другому   сгибу.   Два   сгиба   пересеклись. Отметьте фломастером точку, в которой пересеклись линии. —  Это центр окружности и круга. Обозначьте его точкой О. —  Красным фломастером проведите линию от центра до точки окружности. Этот отрезок называется радиусом. —  Какие точки соединяет радиус? (Центр окружности и любую точку на окружности.) —     Фломастером   обведите   линию,   которая   проходит   от   одной   точки окружности до другой через центр (линия сгиба). Эта линия называется диаметром. —  Что такое диаметр? (Линия, которая соединяет две точки окружности и проходит через центр.) 2. Работа по учебнику —  Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 94 учебника. —  Что такое радиус? (Отрезок, который соединяет центр окружности и любую точку на окружности.) —     Чем   различаются   круг   и   окружность?  (Окружность  —  это   граница круга.)№1(с.94). —  Прочитайте задание. —  Как вы будете чертить окружность? (Нужно поставить ножку циркуля с иголочкой на бумагу, ножкой с грифелем обвести окружность. Нужно следить,   чтобы   иголка   не   выходила   из   точки   и   ножки   циркуля   не двигались.) —  Что такое круг? (Окружность с внутренней частью.) —  Выполните задание.  №2 (с. 94). —  На сколько частей разделили первый круг? (На 4.) —  Какая доля закрашена? (Одна четвертая.) —  Какая доля закрашена на втором рисунке? (Одна восьмая.) —  Какая доля больше: одна восьмая или одна четвертая? (Одна четвертая.) (Аналогично разбираются следующие два рисунка.)  №3(с. 95). —  Измерьте радиусы окружностей. —  Чему равен радиус первой окружности? (20мм.) —  Чему равен радиус второй окружности? (15мм.) —  Выполните задание. —  Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 96. —     Что   такое   диаметр?  (Отрезок,   который   проходит   через   центр   и соединяет две точки окружности.) —  Проведите диаметры в окружностях, которые вы начертили. V. Физкультминутка Паровоз кричит: «Ду­ду! Я иду, иду, иду!» А колеса стучат, А колеса говорят: «Так­так­так!»  (Ходьба   с   продвижением   вперед.  Движения   согнутыми руками вперед и назад.) VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику  №4 (с. 95). —  Прочитайте задачу. —  Что примем за единицу? (Расход семян на 1 кг масла.) —  Заполните таблицу и решите задачу. (Один ученик работает на откидной доске. Проверка. Самооценка.) Расход семян на 1 кг масла ? (одинаковый) Количество масла Общий расход семян 6кг 9 30 кг 25 кг Решение: 25 : (30 : 6) = 5 (кг). Ответ: из 25 кг семян можно получить 5 кг масла. № 6 (с. 95).с.   95).   Самостоятельное   выполнение. (Первый   столбик   ­   коллективно,   с   комментированием,   второй   и   третий столбики — самостоятельно. Проверка. Ответы записаны на доске: 46, 46, 65, 64, 1, 6. Самооценка.) VII. Рефлексия («Проверь   себя»   (учебник, Взаимопроверка.) —  Оцените свою работу на уроке. VIII. Подведение итогов урока —  Что нового вы узнали сегодня на уроке? —  Что такое круг, окружность? —  Как провести радиус, диаметр? —  При помощи какого приспособления чертят окружность? Домашнее задание Учебник: № 5, задание на полях (с. 95). Дополнительное задание: нарисовать с помощью циркуля узор из кругов.

Посмотрите также