Цели: познакомить с понятиями «окружность», «круг»; закреплять знание таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся чертить окружность; различать понятия «круг» и «окружность»; находить радиус и диаметр окружности; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; вести диалог.Урок 60. Окружность. Круг
Урок 60. Окружность. Круг
Цели: познакомить с понятиями «окружность», «круг»; закреплять знание
таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить
рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся чертить окружность;
различать понятия «круг» и «окружность»; находить радиус и диаметр
окружности; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи
изученных видов; вести диалог.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
(Несколько учеников получают карточки с задачами.)
• Сумма двух чисел 28, первое слагаемое 7. На сколько сумма больше этого
слагаемого? Во сколько раз это слагаемое меньше суммы?
• Когда из бидона налили 5 кувшинов молока по 2 л в каждый, в нем осталось
9 л молока. Сколько литров молока было в бидоне?
2. Устный счет
— Назовите примеры с ответом 56.
52 + 4 53 + 2 659 782
26 + 20 47 + 9 679 8630
— Вставьте пропущенные знаки арифметических действий так, чтобы
получились верные равенства.
005 = 5 25 О 25 =1
1 О 11 = 11 0О1=0
3. Геометрический материал
— Заполните таблицу.
а
b
Р
S
6 см 5 см
7 см
3 м 5 м
40
см2
48
м2
6 м 2м
14 м
III. Самоопределение к деятельности
Сегодня Знайка — верный друг —
Расскажет про окружность нам и крут.
Есть у него помощник лихой,
Он чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Зацепился и ни шагу.
Что за друг у Знайки,
Подумай, отгадайка. (Циркуль.)— Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
— Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с новым материалом
Первый вариант
— Какие окружающие нас предметы имеют форму круга? (Ответы детей.)
— Как можно изобразить круг на бумаге? (Ответы детей.) Удобнее всего
воспользоваться циркулем. Вот он, Знайкин помощник.
(Учитель показывает разные виды циркулей: для работы на доске,
ученический, чертежный.)
Циркуль имеет две ножки. Одна нужна для устойчивости, он зацепляется ею
за бумагу, а вторая работает — чертит.
— Возьмите циркуль, поставьте ножку с иголочкой на бумагу, а ножкой с
грифелем очертите окружность.
(Учащиеся работают на альбомных листах. Учитель выполняет все действия
вместе с детьми.)
— Закрасьте фигуру цветным карандашом. Напомните мне, как она
называется. (Круг.)
— Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголочки.
Это центр круга.
— А сейчас найдите границу круга. Что это? (Линия, которую оставил
грифель.)
Граница круга — это окружность.
— Начертите рядом окружность.
— Выделите точку, оставленную иголочкой. Это центр окружности.
— Обозначьте центр окружности буквой О.
— Возьмите линейку и соедините центр окружности с любой точкой на
окружности.
Вы начертили радиус окружности.
Радиус — это еще и расстояние между ножками циркуля, между иголочкой и
грифелем.
— А сейчас проведите отрезок через центр окружности так, чтобы его концы
лежали на окружности.
Это диаметр окружности.
Второй вариант
— Послушайте стихотворение.
Мы живем с братишкой дружно,
Нам так весело вдвоем,
Мы на лист поставим кружку,
Обведем карандашом.
Получилось то, что нужно, —
Называется «окружность».Мой брат по рисованию
Себя считает мастером,
Все, что внутри окружности,
Закрасил он фломастером.
Вот вам красный круг, кружок,
По краю синий ободок.
Круг — тарелка, колесо,
Окружность — обруч, поясок.
Окружность — очертанье круга.
Я смотрю на наш листок,
Стал искать у круга угол,
Но найти его не смог.
Брат смеется — вот дела!
Да у круга нет угла,
У тарелки и монеты
Не найдешь углов, их нету.
— Как вы поняли, что такое окружность? (Очертание, граница круга.)
— Приведите примеры окружностей. (Обруч, поясок, колечко, гайка и т. д.)
— Что такое круг? (Окружность с внутренней частью плоскости.)
— Приведите примеры кругов. (Тарелка, диск, крышка и т. д.) (У каждого
ученика на парте круг из плотной цветной бумаги.)
— Возьмите круг, который лежит перед вами. Фломастером обведите его
границу. Что вы нарисовали? (Окружность.)
— Сложите круг пополам так, чтобы половинки совпадали. Прогладьте
линию сгиба. Сложите еще раз по другому сгибу. Два сгиба пересеклись.
Отметьте фломастером точку, в которой пересеклись линии.
— Это центр окружности и круга. Обозначьте его точкой О.
— Красным фломастером проведите линию от центра до точки окружности.
Этот отрезок называется радиусом.
— Какие точки соединяет радиус? (Центр окружности и любую точку на
окружности.)
— Фломастером обведите линию, которая проходит от одной точки
окружности до другой через центр (линия сгиба).
Эта линия называется диаметром.
— Что такое диаметр? (Линия, которая соединяет две точки окружности
и проходит через центр.)
2. Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 94 учебника.
— Что такое радиус? (Отрезок, который соединяет центр окружности и
любую точку на окружности.)
— Чем различаются круг и окружность? (Окружность — это граница
круга.)№1(с.94).
— Прочитайте задание.
— Как вы будете чертить окружность? (Нужно поставить ножку циркуля
с иголочкой на бумагу, ножкой с грифелем обвести окружность. Нужно
следить, чтобы иголка не выходила из точки и ножки циркуля не
двигались.)
— Что такое круг? (Окружность с внутренней частью.)
— Выполните задание.
№2 (с. 94).
— На сколько частей разделили первый круг? (На 4.)
— Какая доля закрашена? (Одна четвертая.)
— Какая доля закрашена на втором рисунке? (Одна восьмая.)
— Какая доля больше: одна восьмая или одна четвертая? (Одна четвертая.)
(Аналогично разбираются следующие два рисунка.)
№3(с. 95).
— Измерьте радиусы окружностей.
— Чему равен радиус первой окружности? (20мм.)
— Чему равен радиус второй окружности? (15мм.)
— Выполните задание.
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 96.
— Что такое диаметр? (Отрезок, который проходит через центр и
соединяет две точки окружности.)
— Проведите диаметры в окружностях, которые вы начертили.
V. Физкультминутка
Паровоз кричит: «Дуду!
Я иду, иду, иду!»
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Тактактак!» (Ходьба с продвижением вперед. Движения согнутыми
руками вперед и назад.)
VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
№4 (с. 95).
— Прочитайте задачу.
— Что примем за единицу? (Расход семян на 1 кг масла.)
— Заполните таблицу и решите задачу. (Один ученик работает на откидной
доске. Проверка. Самооценка.)
Расход семян на 1 кг масла
? (одинаковый)
Количество масла Общий расход семян
6кг
9
30 кг
25 кг
Решение: 25 : (30 : 6) = 5 (кг).
Ответ: из 25 кг семян можно получить 5 кг масла.
№ 6 (с. 95).с.
95).
Самостоятельное выполнение.
(Первый столбик коллективно, с комментированием, второй и третий
столбики — самостоятельно. Проверка. Ответы записаны на доске: 46, 46, 65,
64, 1, 6. Самооценка.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник,
Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Что такое круг, окружность?
— Как провести радиус, диаметр?
— При помощи какого приспособления чертят окружность?
Домашнее задание
Учебник: № 5, задание на полях (с. 95). Дополнительное задание: нарисовать с
помощью циркуля узор из кругов.