Урок 61 Обобщение по разделу Синтаксис и пунктуация

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Систематизировать знания о простом и сложном предложении, повторить пунктуацию Урок систематизации ЗУН Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные предложения», «однородные и обособленные члены предложения», «обращения и вводные слова», «основные союзные слова» (без термина); уметь различать сложное и простое предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 61 Обобщение по разделу ` Синтаксис и пунктуация.doc

Урок 61. Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация»

Цель деятельности учителя

Систематизировать знания о простом и сложном предложении, повторить пунктуацию

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные предложения», «однородные и обособленные члены предложения», «обращения и вводные слова», «основные союзные слова» (без термина); уметь различать сложное и простое предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net                          http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.zavuch.info                                 http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru                        http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Простое предложение, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова, основные союзные слова

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Эвристическая беседа

– Чтобы узнать, каково полное название темы урока, нужно отгадать пропущенное слово. Для этого необходимо правильно ответить на все вопросы по повторению. Каждый вопрос заключает в себе букву этого слова.

•  Первая буква в названии части речи, обозначающая предмет. (С).

•  С какой буквы пишем название падежа, который узнаем по вопросу кто? (И).

•  С какой буквы пишем название неизменяемой части речи (один из вопросов к ней как?) (Н).

•  Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос кем? (Т).

•  Третья буква в названии части речи, обозначающей действие. (А).

•  Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета. (К).

•  Первая буква в названии части речи слова, стоящая между корнем и окончанием. (С).

•  Эта буква – самый распространенный союз.
(И).

•  Звук, который мы слышим на конце слова ГРУЗ. (С).

– Итак, какое же слово у вас получилось? (Синтаксис.)

– Запишите тему урока: «Синтаксис и пунктуация»

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для партнера высказывания

Индивидуальная, групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы. Вопросы для уточнения информации

Просмотр мультимедийной презентации «Синтаксис простого
и сложного предложения»

– Сегодня мы будем повторять изученное, углублять и проверять свои знания, умения и навыки по теме «Синтаксис». Вы уже знаете, что «Синтаксис» и «Пунктуация» – это разделы русского языка.

– Что изучает каждый из этих разделов?

Смотрят презентацию, воспринимают на слух

информацию, осваивают лингвистические термины

Фронтальная

Познавательные:
способны понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных
задач

Вопросы для уточнения информации

2. Выявле-ние места
и причины затруднения

Взаимопроверка

Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся.

– Запишите ответ на этот вопрос по вариантам:

I вариант

– Что изучает «Синтаксис»? (Синтаксис изучает словосочетание и предложение.)

II вариант

– Что изучает «Пунктуация»? (Пунктуация изучает расстановку знаков препинания.)

– Выполните синтаксический разбор записанных предложений

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Вопросы для уточнения информации

3. Целеполагание
и постро-ение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной
и умственной деятельности учащихся. Тестирование, эвристическая беседа, взаимопроверка

Тестирование по изученному материалу.

1. Из чего может состоять грамматическая основа предложения?

    а) Подлежащее и сказуемое;

    б) подлежащее;

    в) определение;

    г) сказуемое.

2. Выберите второстепенные члены предло-
жения.

    а) Дополнение;

    б) подлежащее;

    в) определение;

    г) обстоятельство.

3. Найдите предложение с однородными членами предложения (знаки препинания не расставлены).

    а) Свежий ветер повеет прохладой с гор подымет пыль и опять затихнет.

    б) Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клена.

    в) Сады друг с другом обнялись и роща к роще тянется.

4. Какими бывают предложения по цели высказывания?

    а) Побудительные;

    б) повествовательные;

    в) вопросительные;

    г) восклицательные.

5. Найдите сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

    а) Вокруг костра сидят туристы и поют песни.

    б) Отцвели яблони в саду и дорожки сада усыпали белыми лепестками.

    в) Светит солнце и деревья горят желтыми оранжевыми багровыми огнями осени.

Взаимопроверка теста по ключу в презентации

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: пла-нируют (в сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы

4. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

Конструирование предложения.

На доске: Перо, не, ум, писать, а.

– Сконструируйте из этих слов предложение, меняя порядок и форму слов.

Полученное предложение:Не пером пишут, а умом.

– Как вы понимаете эту пословицу?

– Выполните синтаксический разбор этого предложения.

– Какие словосочетания можно выделить из этого предложения?

Работают с языковыми единицами. Отвечают

на вопросы, под руководством педагога формулируют выводы

Фронтальная,

индивидуальная

Познавательные:
читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Вопросы для уточнения информации

5. Первич-ное закрепление
с комментирова-

нием

Обобщение
и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их

на практике.

Письменная работа

– А сейчас давайте вспомним, что такое обра-
щение?

На столах у учеников лежат учебники литературы.

– Найдите в произведении Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» предложения с обращениями в начале, середине, конце предложения. Прокомментируйте знаки препинания при обращении.

– Теперь спишите с доски предложения с обращениями, вставляя пропущенные буквы в слова и расставляя знаки препинания:

I вариант

•  Дитя мое ты чего так испугалась?

•  Отвези меня домой красный конь.

•  За то друзья мы так Отчизну любим.

II вариант

•  Я люблю тебя жизнь!

•  Спой светик не стыдись.

•  Капли жемчужные капли прекрасные как хороши вы в лучах золотых!

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку
зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Познавательные:
выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Устные ответы. Письменная ра-бота

6. Самостоятельная работа с само-проверкой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Самостоятельная работа (дифференцированное задание).

– Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью.

1-й уровень.

Это мое красное солнышко отвечала Баба Яга.

Вдруг кто-то с палубы крикнул акула.

2-й уровень.

Пришел садовник в лес увидел яблоньку и говорит вот хорошее деревце.

Сходи Юленька в магазин попросила бабушка.

3-й уровень.

– Спишите предложения 2-го уровня.

– Составьте и запишите свое предложение с прямой речью.

контролирует правильность работы детей

Выполняют задание, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника
и рассказа учителя,

по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы. Письменная ра-бота

7. Включениев систему знаний и повторение

Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

– На нашу елочку вы можете поместить шары. Если вы уверены, что усвоили раздел чуть лучше, чем раньше, повесьте красные шары, если что-то осталось непонятным, то синие шары.

– Обсудим, что осталось непонятным?

Оценивают свои знания, отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют

и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения информации

 


Скачано с www.znanio.ru