Урок 61. Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация»
Цель деятельности учителя |
Систематизировать знания о простом и сложном предложении, повторить пунктуацию |
Тип урока |
Урок систематизации ЗУН |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные предложения», «однородные и обособленные члены предложения», «обращения и вводные слова», «основные союзные слова» (без термина); уметь различать сложное и простое предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Простое предложение, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова, основные союзные слова |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность |
Формы |
Формируемые умения |
Промежуточный контроль |
1. Актуализация |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа |
– Чтобы узнать, каково полное название темы урока, нужно отгадать пропущенное слово. Для этого необходимо правильно ответить на все вопросы по повторению. Каждый вопрос заключает в себе букву этого слова. • Первая буква в названии части речи, обозначающая предмет. (С). • С какой буквы пишем название падежа, который узнаем по вопросу кто? (И). • С какой буквы пишем название неизменяемой части речи (один из вопросов к ней как?) (Н). • Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос кем? (Т). • Третья буква в названии части речи, обозначающей действие. (А). • Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета. (К). • Первая буква в названии части речи слова, стоящая между корнем и окончанием. (С). • Эта буква – самый
распространенный союз. • Звук, который мы слышим на конце слова ГРУЗ. (С). – Итак, какое же слово у вас получилось? (Синтаксис.) – Запишите тему урока: «Синтаксис и пунктуация» |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Устные ответы. Вопросы для уточнения информации |
Просмотр мультимедийной
презентации «Синтаксис простого |
– Сегодня мы будем повторять изученное, углублять и проверять свои знания, умения и навыки по теме «Синтаксис». Вы уже знаете, что «Синтаксис» и «Пунктуация» – это разделы русского языка. – Что изучает каждый из этих разделов? |
Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины |
Фронтальная |
Познавательные: |
Вопросы для уточнения информации |
|
2. Выявле-ние места |
Взаимопроверка |
Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся. – Запишите ответ на этот вопрос по вариантам: I вариант – Что изучает «Синтаксис»? (Синтаксис изучает словосочетание и предложение.) II вариант – Что изучает «Пунктуация»? (Пунктуация изучает расстановку знаков препинания.) – Выполните синтаксический разбор записанных предложений |
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов |
Групповая |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы |
Вопросы для уточнения информации |
3. Целеполагание |
Раскрытие сущности новых понятий,
усвоение новых способов учебной |
Тестирование по изученному материалу. 1. Из чего может состоять грамматическая основа предложения? а) Подлежащее и сказуемое; б) подлежащее; в) определение; г) сказуемое. 2. Выберите второстепенные члены
предло- а) Дополнение; б) подлежащее; в) определение; г) обстоятельство. 3. Найдите предложение с однородными членами предложения (знаки препинания не расставлены). а) Свежий ветер повеет прохладой с гор подымет пыль и опять затихнет. б) Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клена. в) Сады друг с другом обнялись и роща к роще тянется. 4. Какими бывают предложения по цели высказывания? а) Побудительные; б) повествовательные; в) вопросительные; г) восклицательные. 5. Найдите сложное предложение (знаки препинания не расставлены). а) Вокруг костра сидят туристы и поют песни. б) Отцвели яблони в саду и дорожки сада усыпали белыми лепестками. в) Светит солнце и деревья горят желтыми оранжевыми багровыми огнями осени. Взаимопроверка теста по ключу в презентации |
Отвечают на вопросы, выполняют задания |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои
возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха
или неуспеха Познавательные: извлекают
необходимую информацию Регулятивные: пла-нируют (в
сотрудничестве с учителем Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Устные ответы |
4. твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах |
Конструирование предложения. На доске: Перо, не, ум, писать, а. – Сконструируйте из этих слов предложение, меняя порядок и форму слов. Полученное предложение:Не пером пишут, а умом. – Как вы понимаете эту пословицу? – Выполните синтаксический разбор этого предложения. – Какие словосочетания можно выделить из этого предложения? |
Работают с языковыми единицами. Отвечают на вопросы, под руководством педагога формулируют выводы |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
Вопросы для уточнения информации |
5. Первич-ное закрепление нием |
Обобщение на практике. Письменная работа |
– А сейчас давайте вспомним, что
такое обра- На столах у учеников лежат учебники литературы. – Найдите в произведении Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» предложения с обращениями в начале, середине, конце предложения. Прокомментируйте знаки препинания при обращении. – Теперь спишите с доски предложения с обращениями, вставляя пропущенные буквы в слова и расставляя знаки препинания: I вариант • Дитя мое ты чего так испугалась? • Отвези меня домой красный конь. • За то друзья мы так Отчизну любим. II вариант • Я люблю тебя жизнь! • Спой светик не стыдись. • Капли жемчужные капли прекрасные как хороши вы в лучах золотых! |
Формулируют собственные мысли,
высказывают и обосновывают свою точку В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления |
Устные ответы. Письменная ра-бота |
6. Самостоятельная работа с само-проверкой по эталону |
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения |
Самостоятельная работа (дифференцированное задание). – Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью. 1-й уровень. Это мое красное солнышко отвечала Баба Яга. Вдруг кто-то с палубы крикнул акула. 2-й уровень. Пришел садовник в лес увидел яблоньку и говорит вот хорошее деревце. Сходи Юленька в магазин попросила бабушка. 3-й уровень. – Спишите предложения 2-го уровня. – Составьте и запишите свое предложение с прямой речью. контролирует правильность работы детей |
Выполняют задание, отвечают на вопросы |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: самостоятельно
выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов учебника по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Устные ответы. Письменная ра-бота |
7. Включениев систему знаний и повторение |
Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание |
– На нашу елочку вы можете поместить шары. Если вы уверены, что усвоили раздел чуть лучше, чем раньше, повесьте красные шары, если что-то осталось непонятным, то синие шары. – Обсудим, что осталось непонятным? |
Оценивают свои знания, отвечают на вопросы |
Фронтальная |
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Вопросы для уточнения информации |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.